На финише ралли "Шелковый путь-2018" Айдар Беляев объявил о завершении спортивной карьеры. К счастью, никуда из команды прославленный спортсмен не уходит. Так же, как и прежде он будет сосредоточен на своих обязанностях в должности заместителя директора команды по внешним связям, а также продолжит работу по наставничеству с молодым поколением штурманов "КАМАЗ-мастера".
Айдар Беляев начал работать на «КАМАЗе» в должности инженера-конструктора Департамента специализированной техники Научно-технического центра в 1991 году . Практически с самого начала трудовой деятельности он стал заниматься подготовкой камских грузовиков к международным соревнованиям. А потом возглавил команду по шоссейно-кольцевым гонкам на магистральных тягачах, принимавшую участие в Чемпионате Европы. После 1994 года спортивная жизнь на КАМАЗе полностью переключилась на подготовку и участие в международных ралли-марафонах. Беляев начинает активно работать и в этом направлении. Вместе с коллегами он занимается разработкой и созданием спортивных машин. В международном ралли-марафоне "Мастер-Ралли-95" по маршруту "Париж-Москва-Улан-Батор-Пекин" он уже выступает как руководитель группы технического обслуживания гонки.
С 1996 года выступает в качестве штурмана боевого экипажа и неустанно демонстрирует свое высокое мастерство в навигации. Штурман спортивного грузовика — категория особая. Чтобы выверить путь автомобиля, причем безошибочно, по сплошному бездорожью, протяженностью в тысячи километров через пески, горы, ущелья, леса и саванны необходимо не только безупречное владение навигационными приборами, безошибочное «чтение» легенды трассы, но и особое внутреннее чутье навигатора. Например, на ралли «Париж-Дакар», продолжительностью более полумесяца, каждый день приходится преодолевать от 300 до 1000 и более километров. Даже малейшая ошибка штурмана может свести на нет все многодневные усилия экипажа. Часто после многих тысяч километров экипажи-победители отделяют друг от друга считанные секунды. В лучшем случае навигационная ошибка — это невосполнимая потеря гоночного времени, в худшем, но происходящем чаще — дорожная авария с непредсказуемыми последствиями.
В 2002 году, также при непосредственном участии Айдара Беляева была создана новейшая модель спортивного автомобиля КамАЗ-4911 EXTREME. На нем команда «КАМАЗ-мастер» выиграла все последующие этапы в розыгрыше Кубка мира по внедорожным ралли и дакаровские гонки. Сам Айдар Беляев, как штурман боевого экипажа, стал бронзовым призером трансконтинентального супермарафона «Телефоника-Дакар 2003», серебрянным призером этой высшей категории сложности гонки в 2004 году, а также многократным призером и победителем этапов розыгрыша Кубка мира и российского чемпионата по авторалли.
Штурман боевого экипажа команды «КАМАЗ-мастер» Айдар Беляев — является сегодня одним из лучших навигаторов в международном раллийном спорте. Ему в полной мере присущи не только высокая профессиональная выучка, но и полная самоотдача, воля, самоотверженность, неустанно проявляемые в самых экстремальных ситуациях на каждой без исключения гонке.
Ралли «Париж-Дакар». На мавританском участке трассы камазовский грузовик срывается с гребня дюны. У механика — перелом позвоночника, у пилота Ф. Кабирова — компрессионная травма позвоночника, у штурмана Айдара Беляева — многочисленные ушибы. Медицинский вертолет эвакуирует двух пострадавших членов экипажа с трассы. А. Беляев, который также находится в тяжелом состоянии, снимает ответственность с медиков — подписывает специальный документ о том, что по собственному желанию остается у поврежденного грузовика, у которого сломан передний мост. С этого мгновенья для организаторов гонки ни человека на трассе, ни вышедшего из строя автомобиля не существует. Таковы правила игры, которая зовется автомарафоном. И только команда знает: ее кредо — ни при какой ситуации не бросать своего товарища и технику, в которую вложен колоссальный труд всего коллектива в беде, и чего бы ни стоило приходить на помощь. Ралли стремительно уходит на тысячи километров вперед, пересекая границы африканских стран, а камазовская техничка пробирается на помощь Айдару Беляеву. Травмированный штурман в буквальном смысле в осаде — продолжаются военные действия между враждующими в этом районе группировками, в нескольких километрах догорает подорвавшийся на мине МАН немецкой команды — ждет помощи. Не просто ждет, но и пытается восстановить поврежденный узел. Сухой паек гонщика — на одни сутки, запас питьевой воды — на одни сутки. И только безмерна готовность к любым испытаниям. Через три дня на горизонте появляется знакомый силуэт командной технички...
Дважды в составе экипажа Ф.Кабирова Беляев становился победителем Дакара. В 2012 году, когда на смену опытным пилотам команды пришли молодые спортсмены Айдар остался в боевом экипаже. Весь свой опыт он передает молодым пилотам и штурманам. И вот уже в новом составе с пилотом Айратом Мардеевым и механиком Дмитрием Свистуновым он становится трехкратным победителем Дакара (2015 г) и победителем «Шелкового пути-2016».
СПРАВКА
БЕЛЯЕВ АЙДАР РАИСОВИЧ
Заслуженный мастер спорта
В команде с 1991 года
Дата / место рождения – 11 декабря 1965 года, г. Казань.
Хобби: сад, огород
Семейный статус: женат, 2 ребенка
Спортивные достижения
1996 г., «Мастер-Ралли», штурман в экипаже Ф. Кабирова, 2 место
1997 г., «Оптик 2000», штурман в экипаже Ф. Кабирова , 1 место
1997 г., «Мастер-Ралли», штурман в экипаже Ф. Кабирова, 1 место
1997 г., «Байконур – Москва», штурман в экипаже Ф. Кабирова, 2 место
1997 г., Кубок мира, штурман в экипаже Ф. Кабирова, 1 место
2000 г., «Париж – Дакар – Каир», штурман в экипаже Ф. Кабирова, 3 место
2000 г., «Баха Италия», штурман в экипаже Ф. Кабирова, 2 место
2000 г., «Мастер-Ралли», штурман в экипаже В. Чагина, 1 место
2000 г., «Дезерт Челендж», штурман в экипаже Ф. Кабирова, 1 место
2000 г., «Баха Жемчужина», штурман в экипаже В. Чагина, 1 место
2000 г., «Дебри», штурман в экипаже В.Чагина, 1 место
2000 г., «Калмыкия», штурман в экипаже В.Чагина, 1 место
2000 г., Чемпионат России, штурман в экипаже В. Чагина, 1 место
2001 г., «Оптик 2000», штурман в экипаже В. Чагина, 1 место
2002 г., «Мастер-Ралли», штурман в экипаже И. Мардеева , 1 место
2002 г., «Оптик 2000», штурман в экипаже И. Мардеева, 1 место
2003 г., «Хазарские степи», штурман в экипаже Ф. Кабирова, 1 место
2003 г., «Телефоника – Дакар», штурман в экипаже Ф. Кабирова, 3 место
2003 г., «Ралли Востока – Каппадокия», штурман в экипаже И. Мардеева, 2 место
2003 г., «Дезерт Челлендж», штурман в экипаже Р. Минниханова, 1 место
2003 г., Чемпионат России, штурман в экипаже Ф.Кабирова, 1 место
2004 г., «Телефоника – Дакар», штурман в экипаже Ф. Кабирова, 2 место
2004 г., «Оптик 2000», штурман в экипаже И. Мардеева, 1 место
2004 г., «Хазарские степи», штурман в экипаже В. Чагина, 1 место
2004 г., «Дезерт Челендж», штурман в экипаже Р. Минниханова, 1 место
2005 г., «Телефоника – Дакар», штурман в экипаже Ф. Кабирова, 1 место
2005 г., «Дезерт Челлендж», штурман в экипаже С. Решетникова, 2 место
2006 г., «Лиссабон – Дакар», штурман в экипаже Ф. Кабирова, 3 место
2006 г., «Дезерт Челлендж», штурман в экипаже Р. Минниханова, 1 место
2006 г., «Великая Калмыкия», штурман в экипаже Э. Николаева, 2 место
2006 г., «Хазарские степи», штурман в экипаже В. Чагина, 1 место
2007 г., «Хазарские степи», штурман в экипаже А. Каргинова, 3 место
2007 г., «Дезерт Челлендж», штурман в экипаже Р. Минниханова, 1 место
2007 г., «Лиссабон – Дакар», штурман в экипаже И. Мардеева, 2 место
2008 г., «Маршрут-1000», штурман в экипаже Ф. Кабирова, 2 место
2009 г., «Дакар», штурман в экипаже Ф. Кабирова, 1 место
2010 г., «Дакар», штурман в экипаже Ф. Кабирова, 2 место
2010 г., «Шелковый путь» – серия «Дакар», штурман в экипаже Ф. Кабирова, 3 место
2011 г., «Дакар», штурман в экипаже Ф. Кабирова, 2 место
2011 г., «Симбирский тракт», штурман в экипаже А. Мардеева, 1 место
2011 г., «Шелковый путь» – серия «Дакар», штурман в экипаже А. Мардеева, 5 место
2012 г., «Золото Кагана», штурман в экипаже А. Мардеева, 2 место
2012 г., «Симбирский тракт», штурман в экипаже А. Мардеева, 1 место
2012 г., «Шелковый путь», штурман в экипаже А. Мардеева , 1 место
2012 г., « Золото Кагана», штурман в экипаже А.Мардеева, 5 место
2013 г., «Дакар», штурман в экипаже А.Мардеева, 2 место
2014 г., «Золото Кагана», штурман в экипаже А. Мардеева , 1 место
2015 г., «Дакар», штурман в экипаже А.Мардеева, 1 место
2015 г., «Золото Кагана», штурман в экипаже А. Каргинова , 5 место
2015 г., «Великая степь», штурман в экипаже А.Мардеева, 2 место
2016 г., «Дакар», штурман в экипаже А.Мардеева, 2 место
2016 г., "Шелковый путь", штурман в экипаже А.Мардеева, 1 место
2017 г., "Шелковый путь", штурман в экипаже А.Мардеева, 3 место
2018 г., «Дакар», штурман в экипаже А.Мардеева, 3 место
2018 г., "Шелковый путь", штурман в экипаже А.Мардеева, 2 место