Ралли "Шелковый Путь 2024"

РЕЗУЛЬТАТЫ:

1-е место, экипаж №303: пилот Дмитрий Сотников, штурман Руслан Ахмадеев, механик Ильгиз Ахметзянов.
2-е место, экипаж №302: пилот Эдуард Николаев; штурман Евгений Яковлев; механик Дмитрий Авдеев.

Экипажи Богдана Каримова, Сергея Куприянова и Андрея Каргинова заняли соответственно 4-е,5-е и 7-е места

Второй год подряд из-за невозможности принять участие в ралли-марафоне «Дакар» основной гонкой для команды «КАМАЗ-мастер» остается Международное ралли «Шелковый путь». Июльский старт – возможность проверить свои силы и продемонстрировать технические новшества спортивной техники в экстремальных условиях многодневного соревнования с участием сильнейших спортсменов из России и других стран.

Четырнадцатое издание ралли-марафона «Шелковый путь» состояло из 11 этапов по территории России и Монголии. Трек российской части в 2024 году прошел через пять регионов: Томскую, Кемеровскую и Новосибирскую области, а также Алтайский край и Республику Алтай. Далее караван ралли отправился в Монголию, пересекая страну с запада на восток. В этом государстве гонка не проходила с 2019 года. За 11 дней спортивные экипажи преодолели семь природных зон – от тайги и горных перевалов до районов вечной мерзлоты и жарких пустынь.

Общая дистанция ралли-марафона составила 5243 километра, из которых 2992 пришлись на скоростные спецучастки. Вернулся в программу гонки и марафонский этап, на котором экипажам запрещена помощь механиков – ремонтировать и обслуживать технику спортсмены должны самостоятельно. Всего в ралли приняли участие 50 экипажей в зачетах мотоциклов, квадроциклов, мотовездеходов, внедорожников и грузовиков. Также на старт крупнейшей гонки Евразии вышли представители категории Гранд тур «Тайны Алтая», в числе которых – китайско-российский экипаж на спортивном грузовике КАМАЗ в составе Хоу Хунина, Чжана Я и Сергея Шпортько.

Экипажи команды «КАМАЗ-мастер» на ралли «Шелковый путь-2024»

Экипаж №302: Эдуард Николаев (пилот) – Евгений Яковлев (штурман) – Дмитрий Авдеев (механик);

Экипаж №303: Дмитрий Сотников – Руслан Ахмадеев – Ильгиз Ахметзянов;

Экипаж №305: Андрей Каргинов – Иван Мальков – Данил Телепов;

Экипаж №306: Богдан Каримов – Дмитрий Никитин – Алмаз Ахмедов;

Экипаж №308: Сергей Куприянов – Александр Куприянов – Иван Татаринов.

О СПОРТИВНОЙ МАШИНЕ

При подготовке спортивной техники к ралли-марафону «Шелковый путь-2024» команде важно было обеспечить скорость и надежность машин. Задача не из простых в том числе и от того, что в течение двух последних лет ведется интенсивная работа инженеров и механиков «КАМАЗ-мастер» по импортозамещению определенных узлов и агрегатов автомобилей.

Были проведены работы по повышению плавности хода спортивного грузовика. Для этого пришлось изменить подвеску кабины: найденное в цеху команды решение позволило при тех же комплектующих использовать по максимуму весь диапазон настроек, улучшить плавность при пересечении участков бездорожья, а также снизить крены. Проведенные изменения привели к увеличению нагрузок на элементы шасси, что потребовало усиления этих зон.

Что касается других систем автомобилей, то инженеры и конструкторы ориентировались на главную для команды гонку года – «Шелковый путь». Предполагая жаркие условия Монголии, они постарались улучшить показатели охлаждения систем двигателя. Стоит отметить, что в ходе совместных работ некоторые компоненты российского производства имеют сейчас более высокие показатели по сравнению с зарубежными аналогами. 

Несмотря на непрекращающийся рабочий процесс, не все наработки удалось применить в гонке ввиду незавершенных циклов испытаний. Однако отдельные компоненты были опробованы на ралли-марафоне «Шелковый путь»: элементы тормозной системы, ходовой части, двигателя. По двигателю важной задачей стояло найти новых производителей некоторых комплектующих. Часть этих вопросов решена с помощью как российских, так и компаний из дружественных стран.

Не менее важным для команды является и постоянная модернизация уникального грузовика КАМАЗ-43509, использующем в качестве топлива газодизельную смесь. Испытания и новые изыскания в этом важном экологическом для «КАМАЗ-мастер» и партнеров команды направлении будут продолжены и после ралли.

О ГОНКЕ

Календарь

5 июля. 1-й этап: Томск – Томск, торжественный старт

6 июля. 2-й этап: Томск – Барнаул

7 июля. 3-й этап: Барнаул – Горно-Алтайск

8 июля. 4-й этап: Горно-Алтайск – Кош-Агач

9 июля. 5-й этап: Кош-Агач – Ховд

10 июля. 6-й этап: Ховд – Ховд

11 июля. 7-й этап: Ховд – Алтай

12 июля. 8-й этап: Алтай – Алтай

13 июля. 9-й этап: Алтай – Баянхонгор

14 июля. 10-й этап: Баянхонгор – Мандалгоби

15 июля. 11-й этап: Мандалгоби – Улан-Батор, финишный подиум

На старт ралли-марафона «Шелковый путь» экипажи «КАМАЗ-мастер» вышли с задачей вернуть себе титул сильнейшей команды соревнования. В первый день гонки 25-километровый пролог в окрестностях Томска выиграл Богдан Каримов. Для 26-летнего камазовца, только начинающего карьеру пилота, дата 5 июля запомнится на всю жизнь – эта победа стала для него первой на международной гонке.

Не самые продолжительные по длине спецучастки на территории России осложнялись условиями их проведения: густые леса, высокая трава на просторных трассах и грязевые дороги в полях сказывались на средней скорости экипажей. Начиная со второго этапа гонка перешла в боевой режим, ежедневно отсчитывая сотни километров. Настоящим украшением на пути из Томска в Барнаул стало заочное противостояние одного из самых титулованных гонщиков мира Эдуарда Николаева (5 побед на «Дакаре» и одна – на «Шелковом пути») с победителем «Шелкового пути-2023» белорусом Сергеем Вязовичем. На финише 80-километрового СУ-2А Вязович опередил Николаева на 15 секунд, однако на СУ-2В (этап был разделен на две части) оба пилота показали абсолютно одинаковое время, будто это не ралли-марафон с убойным бездорожьем, а скоростная трасса «Формулы 1».

Высочайшая конкуренция между представителями грузового зачета и сам факт участия в бездорожной гонке огромных 10-тонных мощных автомобилей привлекает внимание болельщиков по всему миру. По итогам третьего этапа социальные сети заполнили видеокадры из кабины машины Эдуарда Николаева, на которых он чудом смог уйти от лобового столкновения с Сергеем Вязовичем на узкой лесной дороге – грузовики разминулись в считанных сантиметрах друг от друга. Всему виной – перекрытая ленточкой дорога, по которой пилоты должны были проехать в верном направлении, но вынуждены были искать иной путь к контрольной точке.

По итогам четверти пути ралли-марафона лидерство удерживал Сергей Вязович, однако его преимущество над Дмитрием Сотниковым было минимальным – 39 секунд. В следующие два этапа, включившие в себя переход границы России и Монголии, экипаж четырехкратного победителя «Шелкового пути» Сотникова продемонстрировал высокую скорость и четкость следования дорожной книги, сумев вырваться на первую строчку в таблице. Уже в Монголии неприятный инцидент случился с другим экипажем «КАМАЗ-мастер»: грузовик Андрея Каргинова опрокинулся на бок на 20-м километре пятого скоростного спецучастка. К счастью, гонщики не пострадали во время аварии, но потеряли достаточное количество времени, стоившее в дальнейшем возможности бороться за призовые места. До конца гонки пилоту пришлось страховать своих партнеров по команде.

Первые пески и дюны на ралли-марафоне «Шелковый путь» появились в районе города Ховд. Песчаный массив Монгол Элс (в переводе на русский язык - монгольские пески) с множеством дюн высотой до нескольких сотен метров раскинулся на 3000 квадратных километров и является крупнейшим в Монголии. В таких условиях пилоты «КАМАЗ-мастер» чувствуют себя уверенно, что и подтвердили результаты следующих этапов. Восьмой спецучасток, включивший 100-километровый маршрут через дюны, поставил крест на надежде Сергея Вязовича выиграть вторую гонку подряд – поломка рулевого управления отбросила белоруса с первой позиции зачета на третью. Первые пять мест по итогам этапа заняли пять экипажей на КАМАЗах.

В оставшиеся дни борьба за победу на «Шелковом пути» прошла между Дмитрием Сотниковым и Эдуардом Николаевым. На скоростных спецучастках оба пилота демонстрируют высокий темп, и на первый план в распределении мест вышел фактор техники. На девятом этапе на капотном грузовике Эдуарда Николаева повредился амортизатор заднего колеса, стоивший более 10 потерянных минут. До финиша Дмитрию Сотникову оставалось лишь сохранить свое преимущество, избегая неоправданного риска и отбивая атаки соперника.

Итоговое четвертое место и две победы на этапах ралли 2024 года стали первым серьезным успехом для Богдана Каримова. Пятую позицию в общем зачете занял Сергей Куприянов на газодизельном КАМАЗе. Единственными из грузового зачета, кто не смог завершить гонку, стали экипажи команды UralMotorSport. Дебютант ралли в роли пилота Алексей Попов сошел после полученных повреждений, а Юрий Найман сломался за 30 километров до финиша заключительного этапа в Улан-Баторе.

Победителем ралли-марафона «Шелковый путь» в пятый раз в карьере (рекорд гонки) стал Дмитрий Сотников, принеся команде 11-й титул на этом соревновании.

Дмитрий Сотников, пилот экипажа №303: «Невероятно! Очень напряженная гонка до последнего километра. Целый год был напряженным, вся команда проделала большую работу. Здорово, что у нас получилось выиграть. Первое и второе места у наших двух экипажей, и титул опять у «КАМАЗа». Весь экипаж справился отлично, заслуженная победа. Задача на следующий год? Будем бороться за победу, как и всегда».

Грузовой зачет. Генеральная классификация

Поз.

Имя

Марка

Время

Отставание

1

303

Дмитрий СОТНИКОВ
Руслан АХМАДЕЕВ
Ильгиз АХМЕТЗЯНОВ

КАМАЗ

29:24:41

00:00:00

2

302

Эдуард НИКОЛАЕВ
Евгений ЯКОВЛЕВ
Дмитрий АВДЕЕВ

КАМАЗ

29:33:32

00:08:51

3

301

Сергей ВЯЗОВИЧ
Павел ГАРАНИН
Андрей КРАГЕЛЬСКИЙ

МАЗ

30:47:45

01:23:04

4

306

Богдан КАРИМОВ
Дмитрий НИКИТИН
Алмаз АХМЕДОВ

КАМАЗ

31:02:50

01:38:09

5

308

Сергей КУПРИЯНОВ
Александр КУПРИЯНОВ
Иван ТАТАРИНОВ

КАМАЗ

32:55:33

03:30:52

6

304

Алексей ВИШНЕВСКИЙ
Максим НОВИКОВ
Сергей САЧУК

МАЗ

33:27:00

04:02:19

7

305

Андрей КАРГИНОВ
Иван МАЛЬКОВ
Данил ТЕЛЕПОВ

КАМАЗ

43:48:58

14:24:17

8

312

Владимир МОИСЕЕВ
Александр ЛАГУТА

ГАЗ

52:24:50

23:00:09

9

311

Михаил ШКЛЯЕВ
Александр ШЕЛУДЬКО

ГАЗ

57:44:50

28:20:09

10

309

Виталий МУРЫЛЕВ
Александр ШВЕД
Павел МУРЫЛЕВ

МАЗ

73:29:40

44:04:59

11

307

Юрий НАЙМАН
Дмитрий ВИХРЕНКО
Николай КОРОЛЕВ

УРАЛ

сход

12

310

Алексей ПОПОВ
Антон КУШНИКОВ
Иван ТЕТЕРИН

УРАЛ

сход