Владимир Чагин: «За рекордами не гонюсь»

30 декабря 2010 года 

Пилот команды «КАМАЗ-Мастер»

Чагин Владимир Для шестикратного победителя «Дакара» Владимира Чагина нынешний ралли-рейд будет особенным. Ведь в случае победы «Царь пустыни», как в полушутку называют Владимира, станет первым пилотом, которому покорились семь «Дакаров» в классе грузовиков. Позади останется знаменитый Карел Лопрайс, на счету которого шесть побед, а впереди – только легендарный Стефан Петерансель, который за свою карьеру мото и автогонщика получил аж девять «Золотых бедуинов».

– Как настроение перед главной гонкой сезона? 

– Как обычно – настроение боевое, готовы сражаться и навязать соперникам борьбу.

– И все же, неужели ничего не беспокоит? За плечами сотни тысяч километров, «старые болячки» о себе не напоминают?

– Для профессионального спортсмена перед соревнованиями очень важны психологическое равновесие и настрой. Если вспоминать былые травмы и неудачи, рискуешь накликать беду. Поэтому перед стартом важно «обнулиться» – забыть о прошлом. Все мысли должны быть позитивными – оптимизм, уверенность в себе, нацеленность на победу. А груз прошлых неудач может утащить на дно.

– Это своего рода аутотренинг?

– Конечно. У редкого спортсмена карьера складывается без серьезных травм. Забывать о них нельзя, но и вспоминать не нужно. Разумеется, иногда можно дать себе послабление, поберечься. Но в разумных пределах, иначе победы никогда не добьешься.

– Перед «Дакаром» Вы уехали на тренировочный сбор в Тунис, так ли он был необходим столь опытному пилоту, как Вы?

– В Тунис я ездил не тренироваться, а тренировать нашу молодежь – Эдика Николаева, Айрата Мардеева, Андрея Каргинова, Сергея Решетникова, Артура Ардавичуса, то есть тех пилотов, кто поедет на наших машинах. Для них практика была необходима, чтобы более уверенно себя чувствовать в песках Атакамы. Три дня, которые мы провели в Тунисе, должны сослужить им добрую службу. От рассвета до заката я сидел с ними в кабине, рассказывал и показывал, как надо бороться с высокими песками.

– Удалось добиться прогресса?

– Конечно. За эти три дня ребята значительно продвинулись в умении пилотировать грузовик по дюнам. Поэтому, думаю, в песках Атакамы не застрянут.

– Устроители ралли говорят, что некоторые дюны будут настолько велики, что пройти их можно только поверху…

– Да, там «тяжелые» пески. В прошлом году было сложно, многие участники «закапывались по уши». Если в этом году обещают еще сложней, трудно себе представить, что в Атакаме будет твориться… 

– В случае победы на «Дакаре» Вы станете первым семикратным победителем этой гонки в классе грузовиков, ответственность не давит?

– Если получится, буду очень рад, даже счастлив. Но задачу непременно стать семикратным я себе не ставлю. Главное – проехать гонку в удовольствие, ровно, не сломать машину. А результат придет. В первую очередь мне нравится сам процесс, а победы уже потом «догоняют».

– Как Ваш новый грузовик, насколько серьезные повреждения он получил в аварии в Клермон-Феране, во время тестирования тормозных амортизаторов? Какие дефекты выявило ралли «Шелковый путь», все ли недостатки удалось устранить?

– Авария во Франции не была серьезной, на грузовике поменяли лишь обшивку. А конструктивные недоработки, которые выявило ралли «Шелковый путь», мы учли. Улучшили настройки подвески, с двигателем немного «поработали». Но каких-то серьезных изменений не вносили, машина изначально была хорошо сконструирована и подготовлена. 

– На нынешнем «Дакаре» роль GPS будет уменьшена, многие участники говорят, что теперь преимущество получат «мастера старой школы». То есть те, кто больше работает «по привязкам», лучше изучает «дорожную книгу» и т.д. Каково Ваше мнение?

– На мой взгляд, уменьшение роли GPS на «Дакаре» – нормальная реакция организаторов соревнований на технический прогресс навигационных приборов. Современные GPS, фактически, заменяют собою штурмана. Если 20 лет назад, когда система GPS только появилась, ее старались максимально задействовать, то теперь, наоборот, свести ее использование к минимуму. Это правильно, ведь искусство штурмана обеспечивает треть результата всего экипажа. Две другие трети – мастерство пилота и работа механика. Побеждать должны люди, а не приборы.

– Впервые «КАМАЗ-мастер» предоставляет свои машины сторонним клиентам, получается, сами же помогаете конкурентам?

– Я всегда уважал сильных соперников. Для меня, чем выше конкуренция – тем лучше. Поэтому появление сильного противника вызывает у меня радость, а не огорчение. Я предпочитаю побеждать в равной борьбе, соревнуясь на примерно одинаковой технике. Поэтому экипажу казахстанской команды «Астана», который на нынешнем «Дакаре» будет выступать на нашем грузовике, мне бы хотелось пожелать успеха.

– Но разве можно говорить о «равной борьбе» и «одинаковой технике», если на «Дакар-2011» команда «КАМАЗ-мастер» выставила три машины прошлогоднего образца, и только Вам досталась новейшая модификация?..

– Сделать автомобиль, который бы на порядок превосходил наши прошлогодние модели, очень сложно. Действительно, новый грузовик на 7-9% быстрее машин предыдущего поколения. Но это не такая большая цифра, чтобы иметь определяющее значение. На «Дакаре» все же побеждают экипажи, а не машины. Иными словами, при наличии примерно равной техники, на ралли-рейдах мастерство пилота, штурмана и механика играют большую роль, чем характеристики машины. К тому же Международная федерация автоспорта предъявляет к гоночным автомобилям, участвующим в ралли-рейдах, очень жесткие требования, поэтому придумать что-то принципиально новое очень трудно. Кончено, новые модели машин быстрее предыдущих, но ненамного.

Полный текст интервью www.vtb.ru/society/sport/auto/news/82268/