В начале 2013 года Владимир Чагин впервые поведет «КАМАЗ-Мастер» в ралли «Дакар» в качестве директора команды, которую он возглавил, сменив недавно на этом посту Семена Якубова. В ходе интернет-конференции с читателями газеты «БИЗНЕС Online» он рассказал о команде и своем видении стратегии ее развития, а также о том, какой результат его удовлетворил бы на ближайшем ралли в Южной Америке.
- Владимир Геннадьевич, вы на посту директора команды всего несколько месяцев. Что поменялось в команде после ухода Семена Якубова?
- Как всем известно, в этом году Семен Семенович после своего юбилея вышел на пенсию. Руководство командой он передал мне. Это очень большая ответственность для меня. Конечно же, не хватает того опыта, который есть у него. При необходимости он подсказывает, советует. Моя задача, как и всего коллектива, сохранить все, что команда приобрела за 24 года своего существования.
- Расскажите о команде - что это за ребята, откуда они? Об этом просят многие наши читатели.
- Команда «КАМАЗ-Мастер» была создана Семеном Семеновичем Якубовым в 1988 году, ей исполнилось уже 24 года. Состоит она целиком из граждан России, Республики Татарстан, более того – из жителей города Набережные Челны. В команде - только камазовцы. В ралли «Дакар» мы участвовали 21 раз, из которых 10 раз - побеждали. Очередной «Дакар», который состоится в январе 2013 года, будет 22-м в истории команды.
В самой престижной гонке автомобильного спорта команда обычно участвует тремя-четырьмя экипажами. На «Дакар» 2013 года команда заявила четыре экипажа. Пилоты те же, что и на «Дакаре» 2012 года: первый экипаж – пилот Эдуард Николаев, штурман Сергей Савостин, механик Владимир Рыбаков, второй экипаж – пилот Айрат Мардеев, штурман Айдар Беляев, механик Антон Мирный, третий экипаж – пилот Андрей Каргинов, штурман Андрей Мокеев, механик – Игорь Девяткин.
Три первых экипажа поедут на одинаковых автомобилях, у всех будет минимальное количество запасных частей и единая цель – показать максимальный результат. Если у кого-то из них по ходу гонки сложится лучшая позиция, и он начнет уверенно лидировать, отрываться от соперников и других членов нашей команды, то команда, естественно, начнет работать на этот экипаж. Эта тактика была разработана Семеном Семеновичем Якубовым и много лет применялась при нашем участии на «Дакаре». И себя эта тактика оправдала – 10 побед на «Дакаре» тому подтверждение.
Четвертый экипаж в составе опытного пилота Ильгизара Мардеева, штурмана Вячеслава Мизюкаева и механика Алмаза Хисамиева призван оказывать техническую помощь на трассе в случае необходимости. Эта машина имеет на одну тонну запасных частей больше и обладает такими же тактико-техническими данными, как и остальные три экипажа.
- Как можно попасть в команду «КАМАЗ-Мастер»? (Гузель Г.)
- Желающих попасть в команду очень много – об этом спрашивают и через интернет, и по телефону. К сожалению, состав команды у нас очень ограничен – насчитывает чуть более 100 человек, штатное расписание у нас фиксированное, поэтому мы не можем принять в команду всех желающих. Но если видим серьезных специалистов или способную молодежь, желающую работать в команде, мы эти кандидатуры рассматриваем.
В период подготовки к «Дакару», особенно в последние месяц - два, когда наших собственных сил не хватает, мы привлекаем на подготовку автомобилей специалистов со стороны. Именно в это время и присматриваемся к будущим членам коллектива. Если видим, что человек наш, подходит нам - голова светлая, руки на месте, то берем его на заметку. А когда появляется свободная штатная единица, приглашаем в команду.
- Практически во всех спортивных командах много легионеров – в футболе, в хоккее и т.д. А вы подчеркнули, что у вас только россияне. Такова осознанная политика команды?
- На заре создания команды - в начале 90-х годов - у нас не было ни своих пилотов, ни штурманов, и мы были вынуждены привлекать их со стороны. У нас был экипаж из Прибалтики, пилоты из Ижевска и Тольятти, то есть опытные гонщики, которые уже не один год участвовали и побеждали в ралли.
Но буквально через 5 - 7 лет вместе с привлеченными пилотами начали набираться опыта и местные члены команды. Дальнейшая стратегия заключалась в том, что свои люди – более правильный вариант. Потому что те, кто сами непосредственно участвуют в разработке, сборке и подготовке автомобилей, лучше знают конструкцию машины, эффективнее используют ее технический потенциал и бережнее к ней относятся. И с конца 90-х годов в нашей команде уже не было приглашенных спортсменов, мы стали обходиться своими силами.
Мы вырастили своих пилотов и штурманов, и это себя оправдывает. Нынешнее поколение молодых пилотов – пять человек. Помимо тех троих, которых я уже назвал, еще два – это Антон Шибалов и Дмитрий Сотников. Все они – воспитанники набережночелнинского карт-клуба. Они с детства в автомобильном спорте, окончили местные школы, высшие учебные заведения. Сейчас они работают в команде: в «мирное» время, как мы говорим, занимаются сборкой и подготовкой машин, а во время соревнований участвуют в роли пилотов.
Я думаю, это более правильный опыт, чем приглашать гонщика со стороны, который не будет иметь таких патриотических чувств, не будет искренне отдаваться делу. Все-таки на «Дакаре» именно это важно, это главное, потому что человек испытывает там очень большие нагрузки. Только тот, кто знает, за что борется, что от него ждут дома, на заводе и в республике, может себя реализовать на все 100 процентов, используя все свои знания и силы.
- Есть ли в команде четкая схема продвижения от слесаря, например, до пилота? (Гузель Г.)
- Безусловно, все зависит от способности человека и от тех целей, которые он перед собой ставит. Кто-то приходит в команду, не имея цели попасть в экипаж, участвует в сборке машин, становится специалистом высокого класса. Такие люди очень ценятся в команде. Молодежь, как правило, хочет попасть в экипаж и участвовать в соревнованиях. Таких мы стараемся рассмотреть, увидеть в них способности. Безусловно, они должны обладать очень крепким здоровьем, высоким интеллектуальным уровнем, техническими знаниями. Пробуем их в экипаже – и в роли пилота, и в роли штурмана.
Чтобы быть настоящим штурманом, надо иметь особый дар, особые способности. Как говорится, человек должен иметь штурманскую «чуйку», предвидеть все нюансы трассы. У штурмана должно быть пространственное мышление. Самый сложный отбор – это пилотов. Желающих сесть за руль гоночного автомобиля очень много, но, конечно, не просто понять, что именно этот человек способен быстро ехать. Но такие кандидатуры у нас в команде есть.
- Как вы лично попали в команду? Читал, что вы начинали с работы механика. А кто предложил вам попробовать себя в качестве пилота? Что важнее – талант или тренировки? (Игорь Трофимов).
- Когда я пришел в команду, мне было 18 лет. Сначала мне показали на стоящую в углу метелку: сначала подметай полы, а потом, может быть, мы тебя возьмем в команду… В своей жизни я всегда старался любую работу выполнять качественно и быстро. Я подметал пол идеально, не хуже уборщицы. После этого мне дали работу посложнее. И так поэтапно поручали что-нибудь сложнее и сложнее. И я добился того, что попал в экипаж в роли механика.
С самого детства у меня была мечта – стать гонщиком, и я к этому шел всю свою сознательную жизнь. В 1995 году мне было 25 лет, и Семен Семенович доверил мне руль гоночного грузовика. А в 1996 году мы вместе с Семеном Семеновичем Якубовым и Сергеем Савостиным дебютировали на «Дакаре» одним экипажем и заняли пятое место. А через четыре года – в 2000-м – впервые победили. И с этого года у нас наступила «эпоха побед». Мы будем делать все возможное для того, чтобы череда побед продолжалась как можно дольше.
Так что на моем примере можно убедиться любому молодому человеку – поставил перед собой цель и добивайся ее трудом и настойчивостью.
- Как вы считаете на хорошем симуляторе можно научить гонщика ездить?
- На симуляторе можно неплохо ознакомить интересующегося человека, а подготовить хорошего гонщика, наверное, сложно. Обучать лучше на реальной машине, хотя первоначальное ознакомление можно провести и на симуляторе. Во всяком случае, это более доступно.
- Интерес к команде «КАМАЗ-Мастер» носит «сезонный» характер – до и после «Дакара». Как вы считаете, нужно что-то делать, чтобы продлить интерес?
- Это же естественно и закономерно! Такой же интерес и к другим видам спорта – в период чемпионатов мира, Олимпийских игр интерес повышенный. Ничего страшного в «сезонности» интереса нет. Конечно, чем больше будет проводиться соревнований высокого ранга, тем стабильнее будет интерес к команде в течение всего года. Но, к сожалению, это не от нас зависит. Хорошо, что кроме «Дакара» в России еще проводится одно из самых престижных ралли - «Шелковый путь»
- Сколько стоит содержать команду и технику, принимать участие в ралли? (Дамир Мустафин).
- Сложно сказать, какой ежегодный бюджет команды, потому что год на год не приходится. Все зависит от того, сколько новых автомобилей мы подготавливаем и сколько модернизируем, в каком количестве соревнований принимаем участие. Могу только сказать, сколько стоит участие в гонке, например, в самом дорогостоящем «Дакаре». Заявочные взносы очень большие – за одного члена команды, независимо от того, пилот он или механик, - 11 тысяч евро. Таким образом, заявочные взносы за автомобили и за участников, авиаперелет в Аргентину, топливо, гостиницы обходятся команде в сумму от одного до полутора миллионов евро. И это только за участие в гонке.
- Кто спонсирует команду? Сама команда зарабатывает на чем-нибудь? (Дамир Мустафин).
- Конечно же, главное финансирование идет от КАМАЗа. Самые крупные наши партнеры – это Внешэкономбанк, ВТБ, компания "Транснефть", RedBull. У нас также много технических партнеров, которые поставляют нам свои комплектующие. Мы делаем все возможное, чтобы вложенные нашими партнерами средства себя оправдывали. Многолетнее сотрудничество со многими нашими партнерами помогает рекламе их бренда и способствует более успешной реализации их продукции. Зарабатываем мы также на производстве спортивных "КАМАЗов" и на продаже побывавших в гонках машин.
- Есть желающие купить спортивный "КАМАЗ"? Сколько он стоит?
- Немало заказов и на б/у автомобили, и на самые новые. Последняя версия спортивного "КАМАЗа", на котором выступают Эдуард Николаев и Айрат Мардеев, стоит 620 тысяч евро. У основных конкурентов нашей команды цены аналогичные. MAN продает свои спортивные версии даже дороже.
- На ваших автомобилях стоят двигатели Тутаевского моторного завода. Вы собираетесь менять производителя?
- Мы вынуждены будем это делать, так как с 2014 года на «Дакаре» будет ограничен объем двигателя гоночных грузовиков. В регламенте будет оговариваться максимально допустимый объем двигателя – 16,5 литра. Объем мотора, который мы используем сегодня, составляет 17,2 литра, и мы будем вынуждены переходить на другой двигатель.
К сожалению, российского серийного двигателя, который выдавал бы более 800 лошадиных сил, сегодня пока нет, поэтому нам придется искать двигатель зарубежного производства. Чем мы сейчас и занимаемся активно. Пока кандидаты номер один – это двигатели Liebherr и Cummins. В последние годы на одном из наших автомобилей мы тестируем двигатель Cummins. В течение года мы определимся с выбором окончательно.
- Ваши приблизительные прогнозы по предстоящему «Дакару»? Конечно, ясно, что гонка может расставить все наоборот… (Алексей).
- Конечно, каждый участник, стартующий в «Дакаре», надеется попасть в первую двадцатку, десятку, пятерку, в призы или стать победителем. Как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом…
И мы ставим такие задачи на эту гонку. Главное, чтобы все машины были на финише. Наш автомобиль по своим техническим показателям способен попасть в призовую тройку. Призовые места – это наша главная задача на предстоящем «Дакаре».
- Хочется уточнить: что будет удовлетворительным результатом и что будет хорошим результатом на «Дакаре»?
- Хорошим результатом будет наличие призовых мест, удовлетворительным – все машины на финише.
- Когда дебютант Антон Шибалов будет выступать на «Дакаре» в качестве пилота? (Алексей).
- Антон Шибалов вместе с Дмитрием Сотниковым будут принимать участие в ралли «Africa Eco Race», которое будет проходить с 27 декабря по 9 января по маршруту классического «Дакара»: Франция, Испания, Марокко, Мавритания, Сенегал. На эту гонку мы направляем только один экипаж.
Это ралли будет проводиться в пятый раз после того, как «Дакар» ушел в Америку. Мы рассматриваем участие в этой гонке исключительно как тренировку для молодых пилотов, так как в этом году гонки в Тунисе и Марокко, в которых команда традиционно принимала участие, были отменены из-за нестабильной политической обстановки в этих странах. Нехватка участия в соревнованиях, нехватка именного этого опыта вынуждает нас не пропускать ни одной имеющейся гонки.
Пока Антону Шибалову рановато бороться за призовые места на Дакаре, но, думаю, участвуя в этой гонке, он получит хороший опыт и на «Дакар» 2014 года сможет рассматриваться как кандидат на роль пилота.
- Кто ваш любимый соперник? С какой командой из «Дакара» дружите вы и ваша команда? И помогает ли дружба на «Дакаре»? (MARK II).
- Взаимоотношения между соперниками нормальные, даже можно сказать дружеские. Конечно, на трассе мы соперники, здесь никто друг другу не прощает промашки и помогает только в случае необходимости оказания медицинской помощи. Ну, а после финиша ежедневно происходит общение – радуемся победам и огорчаемся неудачам. Общение нормальное. Как говорят, автомобильный спорт – это дело настоящих мужчин, и там существует взаимовыручка и взаимопонимание, все участники стараются относиться друг к другу с уважением.
- На «Дакаре» 2012 года на "КАМАЗе" выступал экипаж из Казахстана. Будут ли еще выступать экипажи из других стран на машинах команды "КАМАЗ-Мастер"? (Евгений).
- Нет, кроме казахстанского экипажа выступать на "КАМАЗе" представители других стран не будут.
- Спортивный "КАМАЗ" похож на серийный только названием? Кто вам собирает машины? (Ильнур).
- Спортивный "КАМАЗ" выпускается малой серией, и можно сделать заказ на его приобретение. Любой желающий может его купить, нужно только время на изготовление. Мы сами собираем и проводим испытания своих автомобилей, и так же поступают все наши основные соперники.
- Насколько победы "КАМАЗа" в автоспорте влияют на экспорт продукции завода? (Гарайшин).
- Все крупные автопроизводители участвуют в гонках именно для того, чтобы их бренды были более узнаваемы в мире. Когда «Дакар» проходил в Африке, в том регионе и на Ближнем Востоке было много желающих приобрести наши машины. Когда пять лет назад «Дакар» стал проводиться в Южной Америке, к "КАМАЗам" проявили интерес новые страны, а там, где они уже продавались, объемы продаж возросли. "КАМАЗ" там стал более узнаваемым, о нем стали еще больше говорить, и появилось больше желающих купить его.
- Что больше всего вас мотивировало к достижению столь значимых побед в автоспорте? (Гарайшин).
- Отец посадил меня за руль автомобиля в 6 лет, а с 7 лет я начал заниматься картингом. Тогда во мне и зародилась мечта стать гонщиком. И я рад, что мечта сбылась, что я добился этого. Как говорится, мечты сбываются… Наверное, это самое большое счастье, когда сбывается то, к чему стремишься.
- Если бы вам предложили перейти в команду другой страны на гораздо более выгодных условиях, вы бы покинули Родину? (Яна).
- Подобные предложения я бы не принял ни на каких условиях, потому что все, чего я добился в большом спорте, я добился, прежде всего, благодаря нашей команде. И полученный мною опыт - это опыт команды. И теперь, когда я перестал участвовать в соревнованиях, считаю своим долгом передать свой опыт следующему поколению пилотов «КАМАЗ-Мастер». И в этом направлении у меня очень много работы впереди.
- А были попытки вас переманить? - Я никогда не шел на подобные переговоры, на корню зарубал все предложения.
- С грузовиками вы справились превосходно. Никогда не мечтали выступить на ралли в классе легковых машин? (Яна).
- Мне это интересно, я с большим вниманием наблюдаю за соревнованиями, где большие скорости. Проехать на таких машинах мне было бы интересно, но не в условиях соревнований. Из спорта я уже ушел и не намерен возвращаться.
- Если бы пилоту Владимиру Чагину пришлось выбирать, в каких гонках участвовать, куда бы вы отправились – в Южную Америку или в Африку?
- Здесь главное – не континент, а статус соревнований. Безусловно, для каждого мечта и цель – участвовать и добиться результатов в «Дакаре». Поэтому, где бы он ни проводился, я бы выбрал «Дакар».
- Что для вас смысл жизни? (Айдар).
- Сейчас для меня открылись другие рубежи, передо мной стоят новые задачи. С 2009 года в команде я занимаюсь административной, хозяйственной и финансовой деятельностью. Раньше я совмещал эту работу с ролью пилота, а с июля этого года, когда ушел на пенсию Семен Семенович, на меня лег еще больший груз ответственности, еще больший объем работы. Общение с партнерами, с внешним миром - это для меня новый вид деятельности, и мне надо все освоить, чтобы полноценно заменить Якубова. Передо мной новые вершины, новые задачи, и в достижении их – смысл дальнейшей моей жизни.
- Владимир Геннадьевич, спасибо вам за то, что нашли время и ответили на вопросы наших читателей. От всей души желаем вашей команде победы на «Дакаре» 2013 года!