Андрей Каргинов, победитель ралли "Дакар-2014": "Победил не я, не фамилия на двери. Победила команда!"
"Дакар" продолжается до последних метров последнего этапа. Но такого сюжета никто не ожидал. Гонка финишировала, а победитель в зачете грузовиков оставался неизвестен. Недоумение и растерянность читались на лицах механиков команды "КАМАЗ-мастер". Андрей Каргинов, опережавший голландца Жерара де Роя на вполне комфортные 7 минут, неожиданно растерял все свое преимущество и финишировал со временем на 9 минут хуже, чем у соперника. Поневоле вспомнился прошлогодний "Дакар", когда Андрей на последних километрах последнего этапа проколол шину. Тогда гонщику команды, генеральным спонсором которой является Банк ВТБ, удалось финишировать на трех колесах и даже занять третье место, оттеснив за переделы призовой тройки того же де Роя. Неужели история повторилась и год спустя, но с более неудачным итогом? О драматических обстоятельствах своей победы корреспонденту VTBRussia.ru после финиша поведал сам Андрей Каргинов.
Невезучий
В команде часто разводят руками и смущенно улыбаются, говоря об "удачливости" Андрея Каргинова. В прошлом году, к примеру, незадолго до отъезда на "Дакар" он поскользнулся на льду и сломал одну из косточек ступни. Тем не менее Андрей мужественно проехал всю дистанцию супермарафона. Фирменное "везение" поначалу сопутствовало Андрею и в 2014 году.
- Андрей, что с вами случилось в первый день гонки?
- Проснувшись 5 января утром, когда должен быть старт, я почувствовал недомогание, озноб и сразу же пошел к руководителю команды Владимиру Геннадиевичу Чагину. Ведь наше здоровье нам не принадлежит, поскольку от этого зависит результат всей команды. Подумали, что, скорее всего, причина в том, что накануне я ел мороженое и кондиционер в номере был включен. Наверное, простуда. Местные медики нам порекомендовали лекарства, напичкали меня антибиотиками. Вроде это помогло, и до финиша в первый день я доехал. Но на следующий день у нас был длинный лиазон (участок по дорогам общего пользования до старта внедорожного спецучастка), километров 300, и я чувствую, что меня колотит. До старта на спецучастке оставалось еще около часа, мы остановились около какого-то домика, и местные жители мне прямо на земле под деревом постелили покрывало. Я лег, и мой экипаж - Андрей Мокеев и Игорь Девяткин - мне носили лед, буквально льдом меня обкладывали. Я весь горел и с ужасом думал о том, что предстоит ехать еще спецучасток. Когда поехали, я вообще не мог понять, что со мной происходит. Было очень плохо, но адреналин все-таки сделал свое дело, я отвлекся на вождение, благо было много прямиков, не так сильно трясло. Я поливал себя водой, ребята брызгали, тяжко было, потом начались колдобины и ямы, совсем стало невмоготу, я даже сбрасывал скорость. Дима Сотников на "боевой техничке" прикрывал нас сзади, не обгонял, а так и ехал в прикрытии до самого финиша. Доехал до бивака, кое-как вылез из кабины, меня довели до медпункта, померили температуру - 39,4. Меня сразу под капельницу положили, сделали снимок и потом приняли решение вообще везти в больницу на скорой. Возник вопрос о дальнейшем участии в гонке. Врач, француженка, была категорически против того, чтобы я ехал, потому что состояние было опасное. Определили острый бронхит. Но сделали еще пару снимков, томографию, взяли кровь на анализ и вроде как дали добро. После нескольких капельниц мне стало легче. Я вернулся на бивак и на следующем этапе вновь сел за руль.
"До организаторов дошли слухи, что в "КАМАЗ-мастере" не все здоровы и, возможно, идет подмена"
- А вас в той критической ситуации никто не мог заменить?
- Нет, это запрещено правилами. На одном из этапов после финиша машину остановил комиссар гонки Фабьен Кальве, залез в кабину с нашими фотографиями и начал сверять лица, мы ли это в кабине сидим. Чагин за всю свою историю выступлений в автогонках не припомнит, чтобы такое было. У нас вообще в команде в этот раз переболело много людей. Прямо какая-то эпидемия. В день по одному человеку выбывало из строя, и, видимо, до организаторов дошли слухи, что в "КАМАЗ-мастере" не все здоровы и, возможно, идет подмена.
Победителя судят
- Андрей, что же произошло на последнем этапе?
- Был горный узкий спецучасток, и в одном из поворотов к нам вдруг выбегает гонщик в форме. Мы сначала даже не поняли, что произошло, чуть проехали дальше и видим, что поперек дороги лежит перевернутый джип, перекрывший движение. Как говорил судьям де Рой, который ехал впереди нас, поскольку выиграл предпоследний этап, можно было джип объехать справа. Де Рой так и сделал, но правой стороной все же задел колесо джипа. Мы посчитали такое поведение неспортивным. Остановились, попытались руками поставить машину. Не получилось. Подъехал экипаж Эдика Николаева на КАМАЗе, мы двумя экипажами попробовали поставить джип вручную - тоже не получилось, остальные гонщики стали подъезжать, образовалась пробка. Мы понимали, что если не убрать джип, то гонка дальше не продолжится. Тогда мы достали фал, зацепили джип, поставили его на колеса, освободили дорогу и продолжили движение дальше.
- При этом вы потеряли 9 минут и, казалось, уступили первую строчку в общем зачете де Рою?
- Организаторы в соответствии с правилами компенсировали нам пять минут за оказание помощи на трассе, поэтому в итоге наше время оказалось на 3 минуты лучше, чем у де Роя. Правда, пришлось пережить несколько неприятных минут. Когда мы приехали в закрытый парк, то нас опять вызвали организаторы и предъявили нам претензии: зачем мы этот джип поставили на колеса? Ведь, по словам де Роя, его можно было объехать справа. Мы доказали, что это не так и что мы поступили правильно.
Де Рой - далеко не герой
Пикантность ситуации с судейскими разборками заключалась в следующем: на одном из первых этапов "Дакара-2014" тому же де Рою судьи скостили целых 22 минуты, которые голландец потратил якобы на оказание помощи экипажу Айрата Мардеева. Айрат в тот день ехал по дистанции первым среди грузовиков. В одном месте трасса вдоль высохшего русла реки оказалась слишком узкой для грузовиков, организаторы недоработали в плане безопасности. Грунт под колесами КАМАЗа осыпался, машина упала в русло и перевернулась. Ехавший за Мардеевым де Рой остановился, спросил, нужна ли Айрату помощь, и вернулся за руль. На все это ушло 3-4 минуты самое большее. Голландец продолжил движение по спецучастку и застрял, поэтому и потерял 22 минуты. Но организаторам он заявил, что потратил это время на оказание помощи. Судьи время компенсировали. Владимир Чагин назвал такое решение миной замедленного действия и заявил, что если эти 22 минуты решат исход гонки, то команда молчать и закрывать глаза на двойные стандарты судейства не будет.
Легких "Дакаров" не бывает. Об этом можно судить по лицам участников после финиша. Многие счастливы уже просто потому, что доехали до финиша
Дело, как говорится, прошлое, но в 2012 году, к примеру, Эдуарда Николаева мгновенно дисквалифицировали за то, что он проехал мимо аварийного автомобиля, не оказав помощи. На этот раз к гонщикам "КАМАЗ-мастера" были претензии в связи с тем, что они оказали помощь. Вроде справедливость восторжествовала, но возникает один вопрос к организаторам "Дакара": а почему они не дисквалифицировали де Роя за неоказание помощи на последнем этапе? Ответ, впрочем, ясен: в этом случае, как и в прошлом году, за "КАМАЗ-мастером" остался бы весь пьедестал почета.
- Андрей, а как вы отнеслись к поступку де Роя?
- Никакой помощи он не оказывал, и, по нашему мнению, он поступил в этой ситуации нечестно. Естественно, как и любой человек, нацеленный на результат, как любой гонщик, в которого спонсоры вкладывают деньги, он старается использовать любую возможность для победы, но должно же быть и что-то человеческое? После этого случая мое отношение к нему изменилось, конечно. Так не поступают.
Это "Дакар"!
- Андрей, почему в начале гонки де Рой ехал быстрее и за счет чего на последних этапах вы отыграли отставание, а затем вышли вперед?
- Не ехал он быстрее! Скорость у нас всегда была. Просто я проколол два колеса. На замену каждого из них уходило в среднем по 12,5 минуты. Значит, 25 минут мы ему просто так отдали. Ему везло, он не прокалывал шин. Когда я проколол первую шину, я уже вез ему 10 минут, и даже после замены колеса он у меня выиграл на том этапе всего 1,5 минуты. Так что не сказать, что он так уж быстро едет. Темп у нас выше, чем у него. Но, конечно, нам в гонку нужно было вкатиться. Каждому для этого нужно свое время. У него опыта больше, и он быстрее этот период проходит. Нужно почувствовать гонку. Можно и с самого начала ехать на максимуме, но ни к чему хорошему это не приведет. Нужно вести машину так, чтобы из любой нестандартной ситуации можно было найти выход.
- Часто ли возникают подобные нестандартные ситуации?
- Однажды мы забрались в горы, перед нами узкий перешеек между склонами, буквально в ширину грузовика: с одной горы вверх выскочили, но чуть промахнулись, а впереди - ущелье, из которого тебя никогда не достанут. Когда мы выпрыгнули, то увидели, что вертолет кружит внизу под нами. Еле проехали это место. И таких моментов было много.
"Как и любой человек, нацеленный на результат, как любой гонщик, де Рой старается использовать любую возможность для победы, но должно же быть и что-то человеческое?"
- Чем "Дакар-2014" отличается от прошлогоднего?
- Прежде всего - длиной спецучастков. В прошлом году мы насчитали около 3200 км спецучастков, в этом году - более 5000 км. То есть внедорожная часть "Дакара" стала длиннее почти в два раза. Это видно по ранним стартам. Это видно даже по таким мелочам, как работа столовой, которая открыта в этом году практически до утра. Тем самым организаторы дают понять, что ритм стал напряженнее, что автомобили будут возвращаться в бивак позже. А вообще каждый "Дакар" - особенный, но при этом всегда непредсказуемый и опасный. Легких "Дакаров" не бывает. Об этом можно судить по лицам участников после финиша. Многие счастливы уже просто потому, что доехали до финиша. Это "Дакар"!
Для справки
Андрей Олегович Каргинов, мастер спорта международного класса. С 2005 года водитель-испытатель в департаменте специализированной техники Научно-технического центра ОАО "КАМАЗ".
С 2006 года выступает как механик на различных этапах Чемпионата России, в экипажах с Владимиром Чагиным, Семеном Якубовым, Айдаром Беляевым, Ильгизаром Мардеевым. В составе экипажа Ильгизара Мардеева побеждает на ралли "Великая Калмыкия", в составе экипажа Владимира Чагина - на ралли "Хазарские степи".
В 2007 году на этапе Чемпионата России Андрей Каргинов выступает в качестве пилота боевой машины, его экипаж завоевывает третье место. В 2010 году впервые Андрей Каргинов выступил на ралли "Дакар" в качестве механика в экипаже Ильгизара Мардеева. В 2011 году Каргинов уже в качестве пилота был третьим на ралли "Шелковый путь", а в 2012-м - четвертым на ралли "Дакар".
"Дакар-2013", подиум которого в классе грузовиков был полностью завоеван молодыми камазовскими экипажами, принес бронзу Андрею Каргинову. На его счету победы на 10, 11, 12 и 13 этапах. А на четырнадцатом этапе Каргинов финишировал на трех колесах! Но настолько велика была воля к победе и спортивная злость, что пилот привел машину к финишу без переднего колеса! Кадры этого финиша разлетелись по миру, вызвав поначалу шок, а затем восторг у зрителей.
Оригинал http://vtbrussia.ru/sport/auto/dakar-2014_Dnevnik/doekhali/