Ралли "Шелковый путь 2009"

РЕЗУЛЬТАТЫ:

1 место. Экипаж №201, пилот - Ф.Кабиров, штурман - А.Мокеев, механик - А.Танин

О ГОНКЕ:

Разведка боем

Именно так оценивали потенциальные участники южно-американского «Дакара-2010» дебютный ралли-рейд «Шелковый путь». Но подготовка подготовкой, а о высоком результате в этой непростой гонке мечтал каждый вышедший на старт экипаж. 

На старте ралли более полусотни джипов и два десятка грузовиков. И сразу устанавливается очень высокая планка события. «Мы не без основания претендуем на звание одного из самых крупных ралли-рейдов. Разумеется, кроме «Дакара». И всю тяжесть организации этого грандиозного соревнования разделила с нами столь авторитетная организация, как A.S.O.», - отметил руководитель проекта Семен Семенович Якубов. 

«А я хочу отметить не только количественный, но и качественный состав участ-ников», - подчеркнул на предстартовой пресс-конференции представитель той самой организации, директор ралли Фредерик Лекиен. «В зачете гру-зовиков в своем самом сильном составе представлена команда «КамАЗ-Мастер». Но и здесь победа не бесспорна», - продолжил Фредерик. И это так, ибо в стартовом протоколе значились оба Де Роя – старший Ян и младший Жерар, выступающие на обновленных грузовиках под брендом Iveco. А разве можно было сбрасывать со счетов экипаж Алеса Лопрайса, племянника легендарного Карела Лопрайса, стартующего на Tatra? Самое конкретное заявление о тактике и стратегии на «Шелковом пути» прозву-чало из уст Владимира Чагина: «У нас настрой на упорную борьбу и только на победный результат. Тесты перед “Дакаром”? Этим можно заниматься и на этапах национального чемпионата, а здесь нам предстоит сразиться с очень сильными соперниками». 

Приветственные речи на стартовом подиуме в Казани (в том числе и от президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева), короткий двухкилометровый пролог на грунтовой трассе, проложенной прямо в цен-тре Казани, и на следующий день старт на первом «реальном» спецучаст-ке ралли-рейда Silk Way. 141 километр гоночной дистанции на маршруте Казань – Бугуруслан – это для ралли-рейдов своеобразный спринт. Здесь «выстрелил» Жерар Де Рой, опередивший Владимира Чагина, а третьим на финише был Алес Лопрайс. Правда, разрывы в группе лидеров исчис-лялись лишь в минутах, но в том, что борьба предстоит серьезная, сомне-ний не было. Более конкретную табель о рангах предложил следующий день гонки, когда участники преодолели два спецучастка на маршруте Бугуруслан – Уральск общей протяженностью 230 километров. Здесь триум-фатором был Владимир Чагин, опередивший Де Роя на 2 мин. 46 с. Третий результат с отставанием от лидера на 8 минут показал Фирдаус Кабиров, а четвертым был Эдуард Николаев, основной задачей которого является тестовая работа с новым грузовиком. Причем на первом из двух спецучастков Эдуард показал третье время! Первым итоги дня подвел Владимир Чагин: «День удачный для всей команды. Во-первых, все автомобили в целости и сохранности прибыли на бивуак, во-вторых, показаны очень неплохие результаты – два КамАЗа в призовой тройке. В-третьих, очень порадовал Эдик Николаев, который ровно и стабильно проехал на новом автомобиле, в очередной раз доказав, что он отличный пилот. Что касается нашего сражения с Де Роем, то битва предполагается жесткая и серьезная. Но мы для того и приехали, чтобы лицом к лицу встретится с настоящим соперником». Весьма позитивно был настроен и Фирдаус Кабиров: «Проигрываем соперникам не так много - вся гонка еще впереди. В моем экипаже новый штурман - Андрей Макеев, до этого он выступал в качестве механика. Поэтому едем очень осторожно, стараясь не допустить ошибок в навигации. Правда, проблем с ориентированием не избежали». А герой дня Эдуард Николаев скромно заметил: «Такого результата не ожидал. А что касается автомобиля, то мне кажется, что по управляемости он превосходит наши прежние версии. Он более послушный и позволяет проходить повороты с большей скоростью. В отличие от “дакаровской” машины, двигатель и кабина здесь больше смещены к центру, и это позволяет добиться почти идеальной развесовки. О двигателе мнение пока не сложилось: установленный здесь Cummins мощней, но, возможно, чуть проигрывает в динамике. Но это пока субъективно – сравнительные тесты с нашими нынешними моторами мы провести не успели». 

Два дня гонки были лишь разминкой – на следующий день участни-кам ралли-рейда предстояло преодолеть 600-километровый марафонский спецучасток на маршруте Уральск – Бейнеу, который всерьез мог повлиять на расстановку сил. Теперь дистанция «Шелкового пути» пролегала по территории Казахстана. Карлос Сайнц, Марк Миллер, Нассер Аль Аттия, Жиль де Вилльерс, Фирдаус Кабиров – так выглядел протокол абсолютного зачета после са-мого протяженного спецучастка гонки. Никакой ошибки – КамАЗ 4326 эки-пажа в составе Фирдауса Кабирова, Андрея Макеева и Анатолия Танина финишировал вслед за четверкой заводских экипажей Volkswagen, высту-пающих на прототипах Race Touareg. «Самый протяженный скоростной участок позади, и я очень этому рад – честно говоря, очень беспокоился по поводу того, как мы преодолеем этот этап, - делится впечатлениями Фир-даус. - Знал, что в этой местности будет очень много работы для штурмана, но не предполагал, что эта трасса окажется такой скоростной – наша средняя скорость была 100 км/ч. Но были и проблемы с навигацией - к ро-уд-буку претензий нет, если ехать с нормальной скоростью. Но поскольку мы просто летели по трассе, то это вносило некоторую дезориентацию в работу штурмана. Тем не менее по сравнению со вчерашним спецучаст-ком могу отметить, что опыт Андрей Макеев приобретает очень быстро, решения принимает молниеносно, способен предвидеть ситуацию, что особенно важно при такой скорости». А вот Жерар Де Рой пытался ехать еще быстрее, но вскоре пожалел, что «перебрал» со скоростью. На бивуа-ке на мой вопрос о том, как прошел день, ответил охотно: «День был хо-рошим. Но очень длинным!». При этом внимательно изучал подвеску сво-его автомобиля. А затем прокомментировал: «Сначала произошел прокол колеса, а затем сломалось все, что ниже кабины! Рулевое управление, гидроцилиндры, ограничители хода подвески…». Своими впечатлениями о самом длинном «допе» поделился и пилот «летучей технички» Ильгизар Мардеев: «В каждой гонке есть изюминка, и изюминкой “Шелкового пути” стал именно этот спецучасток. Думаю, эти 600 километров будут опреде-ляющими во всей гонке. Этот спецучасток вобрал в себя буквально все, предъявляя самые высокие требования и к пилотированию, и к навигации, и к машине». 

Но технические проблемы были не только у Де Роя, не обошли они стороной и команду «КамАЗ-Мастер». Все с тревогой ожидали возвраще-ния на бивуак Эдуарда Николаева, на автомобиле которого лопнула рес-сора. Но вот появляется автомобиль со стартовым номером «214». Эду-ард выпрыгивает из кабины и направляется к механикам, а на мои попытки задать вопросы лишь отмахивается: «Не сейчас». Уже в процессе ремонта Эдуард рассказал о случившемся: «Причин, приведших к поломке, три, но рассматривать их нужно как одно целое. Возможно, стоило бы чуть сбросить темп. В легенде многочисленные неровности были указаны, но ехали мы отнюдь не в спокойном режиме. Во-вторых, возможна банальная усталость металла. В-третьих, и мы склонны принять именно эту версию, в доработке нуждается сама конструкция подвески. Но мы занимаемся тестами нового автомобиля, и режимы тестирования должны полностью соответствовать боевым. Что касается поломки, то коренные листы рессоры сломались после серии прыжков и жесткого удара колеса в бугор. Кроме того, продолжив движение, мы ударились еще и поддоном. Произведенная ревизия выявила не только поломку рессоры, но и подтекание масла. На борту автомобиля Ильгизара Мардеева была запасная рессора, но на замену ушло бы очень много времени. Приняли решение продолжать движение несмотря на то, что до финиша было более 400 километров. Верхний лист рессоры притянули ремнями, течь масла ликвидировали с помощью герметика. Поехали, стараясь беречь автомобиль, но и результат хотелось показать уж не совсем плохой. А эксперимент получился отличным: мы проверили, можно ли в подобной ситуации на «Дакаре» продолжать движение, и испытания показали, что автомобиль способен доехать, причем в темпе чуть выше среднего». 

Самый протяженный спецучасток позади, но об отдыхе участникам «Шелкового пути» можно было лишь мечтать, так как следующий этап на маршруте Бейнеу – Жанаозен был также не из коротких – почти 430 километров. И он продолжил вносить коррективы в ход борьбы. Произошла серьезная поломка на грузовике Владимира Чагина – на высокой скорости вместе со ступичным узлом оторвалось колесо. Причем деталь улетела метров на 700! На выручку быстро подоспел экипаж Ильгизара Мардеева, необходимые запчасти были на борту «летучей технички», но время, потраченное на их выгрузку, стоило Ильгизару третьего результата на этапе. Если бы не потерянные 30 минут, он пропустил бы вперед лишь Фирдауса Кабиова и Алеса Лопрайса, да и в абсолютном зачете занял бы восьмое место на спецучастке. Но, как известно, спорт сослагательного наклонения не терпит. А героем этого дня вновь стал Фирдаус Кабиров, который в генеральной классификации абсолютного зачета ралли-рейда после пятого этапа занял пятую позицию! 

Жанаозен – Туркменбаши. Маршрут Silk Way пересекает границу Туркменистана, протяженность очередного спецучастка составляет 514 километров. И следует атака Владимира Чагина: он на 27 минут опережа-ет Фирдауса Кабирова, почти на 35 минут Жерара Де Роя и более чем на 37 минут Ильгизара Мардеева. Лишь через час после Владимира фини-шировал Алес Лопрайс. 

Чагин продолжил победное шествие и на следующий день, став са-мым быстрым на маршруте Туркменбаши - Балканабад. За ним, с отстава-нием в шесть с половиной минут и двенадцать минут соответственно, фи-нишировали Эдуард Николаев и Фирдаус Кабиров. Итог очередных двух дней борьбы подводит лидер зачета грузовиков Кабиров: «Два дня песков, но пески очень разные. Лично мне нравятся пески и дюны, правда, полю-бить их я смог лишь после того, как начал их понимать. Трасса в пустыне оказалась достаточно быстрой – наша скорость была около 60 км/ч, и с учетом дорожных условий это вполне нормально. Жалко, что не получи-лось борьбы с Жераром Де Роем, который застрял в солончаках». Да, именно так – Жерар в пылу борьбы опять переусердствовал со скоростью и угодил в ловушку на зыбком соляном покрытии. Кстати, этот случай с Де Роем слегка омрачил радость Эдуарда Николаева от успешного выступ-ления на этом этапе: «Мне очень понравилось управлять автомобилем на этой трассе – даже сумели объехать Алеса Лопрайса. Ехали аккуратно, без прыжков, «облизывая» дюны. Все было хорошо, кроме ситуации с застрявшим Де Роем. До сих пор для себя так и не решил, правильно ли я поcтупил, не вытащив его. С одной стороны, это гонки, а с другой… Наверное, нужно было остановится - просто не хватило опыта для принятия правильного решения». 

Предварительная схема маршрута ралли-рейда была изменена буквально накануне старта: пришло подтверждение визита в Туркменбаши президентов России, Казахстана и Туркменистана. Таким образом, маршрут Silk Way вместо того чтобы отправиться из Балканабада в Дарвазу, вновь повернул в Туркменбаши. Последний настоящий спецучасток протяженностью 360 километров, которому предстояло подвести итог этого нелегкого марафона. И если говорить о цене победы на этом этапе, то она составила 25 секунд. Именно столько проиграл Эдуард Николаев победителю спецучастка Алесу Лопрайсу. А победителем первой редакции ралли-рейда «Шелковый путь» в зачете грузовиков (и четвертым в абсолютном зачете гонки) стал экипаж Фирдауса Кабирова, который более чем на час опередил экипаж Жерара Де Роя, и более чем на полтора часа - экипаж Алеса Лопрайса. В заключение был красочный финиш в Ашхабаде, шампанское, кубки, фейерверк. Я посчитал, что хорошим финалом этого материала может стать вопрос, заданный Семену Якубову, человеку, во многом благодаря которому гоночный караван смог пройти по «Шелковому пути». На мой вопрос о том, все ли в гонке получилось так, как он планировал, Семен Семенович ответил: «Получилось все, и даже лучше, чем предполагали. Но все еще не закончилось! Мы до сих пор работаем в режиме гонки, и если участники уже могут отпраздновать ее окончание, то для нас она продолжается. Нам нужно отвести участников в Астрахань, затем на границу. Вот когда мы доставим последний экипаж в Европу, тогда и будем считать, что у нас все получилось». Несмотря на финиш гонки, работа руководителя проекта еще не закончена. 

Станислав Шустицкий

 

ГЕНЕЗИС РАЛЛИ

Спортивное состязание, помимо своей зрелищности, призвано играть связующую роль. Внедорожная дисциплина, для которой характерны путешествие и открытие нового, как нельзя лучше подходит для этого. Желая крепить связи между странами, президенты Туркменистана, России и Казахстана поддержали международное ралли «Шелковый путь». Пример сотрудничества между тремя дружественными странами вдохновил на осуществление этого проекта. Благодаря освещению в СМИ спортивного события международного масштаба этот проект будет способствовать дальнейшей интеграции стран, по которым пройдет маршрут ралли. 

Во время официального визита в Ашхабад российский президент Дмитрий Медведев решил оказать проекту свою поддержку. Затем российско-туркменская инициатива встретила одобрение и энтузиазм президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. После чего маршрут будущего ралли приобрел видимые очертания, и гонка была названа «Шелковый путь» (SILK WAY», «Ýüpek ýoly»). 

Немного истории

Маршрут ралли «Шелковый путь» можно условно разделить на две большие части, которые соответствуют двум древним историческим путям: «Золотому» и «Шелковому». Казань – Туркменбаши / «Золотой путь» 

«Золотой путь» был торговым путем Скандинавия – Персия, связывавшим скандинавские королевства с могущественным Ираном. Центром этого маршрута был город Булгары, столица древней Волжской Булгарии в 10-13 веках. Волжские булгары являются прямыми предками сегодняшних татар, живущих в Казани, ставшей столицей после монгольских завоеваний. 

Туркменбаши – Ашхабад / «Шелковый путь» 

Около 700 лет назад Марко Поло рассказал о своем путешествии и приключениях на Великом Шелковом пути в «Книге чудес мира». В ней запечатлены приключения отважных первопроходцев, искавших неведомые страны и сокровища. Порой путешествие занимало не один год у отчаянных странников, вынужденных отбиваться от кочевников, преодолевая безводные пустыни и песчаные бури. Термин «Шелковый путь», появившийся в 19 веке, в действительности обозначает систему караванных коммуникаций, соединявших Европу и Азию от Средиземного моря до Китая через Среднюю Азию. Караваны, ходившие этим путем с 3 по 16 век, не только перевозили товары, но и способствовали обмену идеями, ценностями и религиями. 

РАЛЛИ «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ»: СЕРЬЕЗНАЯ ПРОВЕРКА НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

Под брендом Dakar Series проводятся внедорожные ралли, собирающие лучших пилотов мира, а также гонщиков-любителей, желающих участвовать в столь непростых соревнованиях. Стандарты организации, задаваемые A.S.O., являются частью марки Dakar Series и применяются к гонкам различных форматов. Ралли «Шелковый путь» предполагает концентрацию основополагающих принципов «Дакара»: преодоление трудностей в экстремальных условиях знакомства с великими краями. 

ДЕРЖАТЬ ДИСТАНЦИЮ

От Казани до Ашхабада, с 5 по 13 сентября этого года, экипажи легковых и грузовых автомобилей, подавшие заявку на ралли «Шелковый путь», будут вести борьбу на протяжении девяти гоночных дней. Для достижения спортивных результатов на первый план выходит умение пилотов и штурманов грамотно распределить силы на очень серьезной дистанции. В этом смысле ралли «Шелковый путь» можно рассматривать как идеальную подготовку экипажей и автомобилей к «Дакару-2010». 

КОРОТКИЕ СВЯЗКИ: ПЛОТНАЯ И ВЗЫСКАТЕЛЬНАЯ ГОНКА

Из общей протяженности маршрута 4500 километров на специальные участки приходится 3 200 километров. 5 сентября будет проведен «суперспешиал» длиной в несколько километров, который определит порядок старта на следующий день. Показанные на нем результаты будут также учитываться в общей классификации. Затем после длинной 400-километровой связки состоится первый «ралли-рейдовый» специальный участок. Дальнейшая программа также будет плотной и требовательной, гоночные дни серьезно наполнены соревнованием в полном смысле этого слова. Участникам придется постоянно поддерживать повышенный уровень сосредоточенности на сложных спецучастках, а после коротких дорожных связок они с удовольствием будут прибывать на бивуаки. 

КАРАКУМЫ: ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ ФИНАЛ

Открытие Востока и его тайн тесно связано с очарованием многообразия пейзажей трех принимающих стран. Естественный рельеф местности, по которой проложен маршрут ралли, позволит продемонстрировать мастерство управления автомобилем. Степи и плато в начале маршрута подойдут самым конкурентоспособным автомобилям. Техничный характер каменистых трасс Казахстана и «лунные пейзажи» плато Устюрт напомнят многим марокканские ландшафты. 

Нередко в ралли-рейдах пустыня и преодоление дюн решают исход борьбы между лучшими. Пустыня Каракумы, занимающая большую часть туркменской территории, должна стать идеальным местом для выяснения отношений между гоночной элитой во время захватывающего финала ралли. На каждом из двух завершающих этапов может быть неожиданно нарушена сложившаяся иерархия: именно здесь разыграют свои козыри специалисты по песку. 

 

МАРШРУТ

5 сентября
Казань

6 сентября
Бугуруслан

7 сентября
Уральск

8 сентября
Бейнеу

9 сентября
Жанаозен

10 сентября
Туркменбаши

11 сентября
Балканабад

12 сентября
Дарваза

13 сентября
Ашхабад

 

 

 

ЭКИПАЖИ

1. Пилот - Ф.Кабиров, штурман - А.Мокеев, механик - А.Танин
2. Пилот -В.Чагин, штурман - С.Савостин, механик - И.Шайсултанов 
3. Пилот - Р.Минниханов, штурман - А.Беляев, механик - С.Решетников
4. Пилот - И.Мардеев,штурман - С.Погожих, механик - А.Каргинов 
5. Пилот - Э.Николаев, штурман - В.Мизюкаев, механик - А.Исрафилов 
6. Пилот - А.Мардеев, штурман - Р.Аматыч, механик - И.Девяткин