Станислав Погожих: "На дне отдыха полностью проверили все грузовики"

10.01.2021

После сложнейшей первой половины "Дакара" наступил долгожданный день отдыха. Сразу после финиша пятничного этапа команда "КАМАЗ-мастер" приступила к подготовке спортивной техники ко второй части гонки. Работы продолжались и всю субботу. Такой насыщенный график объясним – впереди решающая часть гонки, стартующая с двух марафонских этапов.

О том, какие регламентные работы проводились на дне отдыха, сколько человек задействовано,  какие запчасти экипажи взяли с собой на марафонские этапы, как членам команды приходится работать в условиях санитарных требований и какой интерес вызывают челнинские грузовики у представителей других команд, рассказал руководитель цеха "КАМАЗ-мастер" Станислав Погожих.

- Не сказал бы, что суббота стала для пилотов днем отдыха. Ребята непосредственно участвуют в процессе технического обслуживания своих машин, контролируют работы, - говорит Погожих. - После половины "Дакара" состояние грузовиков хорошее. Здесь же многое зависит от условий гонки. Пока этапы были более песчаными и относительно мягкими, в основном страдали колеса, где-то нагружался мотор. Впереди ждут более жесткие и каменистые покрытия, что тоже будет испытанием для колес. Также на машину влияют вибрации от трассы, но в первую неделю они были не слишком сильными. Когда же начнется бездорожье и пересеченная местность, нагрузка на автомобили пойдет серьезнее.

РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ

Группа механиков разбивается на несколько подразделений. В группе мотористов три человека и два инженера, один из которых по совместительству штурман. В бригаду электриков-электронщиков входят три человека. Еще по два человека определены на каждую спортивную машину, они занимаются ремонтом узлов и агрегатов. Все они квалифицированные специалисты.

У каждой группы свои регламентные работы, свой список. У основных механиков, которые занимаются ремонтом узлов и агрегатов, порядка 70 пунктов работ. Это проверка всех узлов, соединений, протяжка от начала и до конца автомобиля. Грубо говоря, проверка всего того, что на следующем этапе может выйти из строя. Проверили подвеску, заменили рессоры. Установили полностью новые колеса. У мотористов это принудительная замена турбокомпрессоров, фильтров, ремней и приводов. Также в субботу вскрывали клапанные крышки, проверяли состояние газораспределительного механизма.

После всех сервисных работ машины побывали на тестах и вновь были полностью осмотрены и проверены. Сделали всё, чтобы у экипажей было как можно меньше работы на финише спецучастка, где они будут обходиться только своими силами без помощи механиков команды. Чтобы болельщики команды понимали, то пилоты "КАМАЗ-мастер" – это бывшие механики, которые ездили в экипажах с Владимиром Чагиным, Фирдаусом Кабировым. Они всё прекрасно знают о грузовиках. И механики экипажей тоже опытные люди. А штурманы – это инженеры, понимающие систему машины. Если понадобится ремонт, ребята сами всё сделают, опыта и квалификации хватает провести почти любые работы в трудных условиях. Яркий пример был в прошлом году на "Дакаре", когда экипаж Эдуарда Николаева в пустыне поменял прокладку головки двигателя.

В современной машине очень много электронных систем и их правильная работа сильно влияет на время прохождения спецучастка. Контролируется практически каждый параметр автомобиля -  всё в датчиках, всё в электронике. Любую поломку можно не только оценить, посмотрев телеметрию, но и с помощью телеметрии предупредить.

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ МЕНЯТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Перед гонкой пломбируются блок двигателя, рама, ремни ограничения хода подвески. В последнем случае если пломба нарушена, то организаторы могут заподозрить, что срывался ремень и был увеличен ход подвески, соответственно, более комфортной была езда для экипажа. Также пломба стоит на рестрикторе входа в турбину, то есть определенный объем воздуха должен через сечение попасть в двигатель. Есть определенный размер, который проверяется и пломбируется. И эту деталь, не нарушив пломбу, снять нельзя. Чтобы условия у всех участников были одинаковыми, в двигатель проходит один и тот же объем воздуха.

Как быть, если опломбированная деталь нуждается в ремонте? Чтобы получить разрешение на обслуживание таких элементов машины, мы приглашаем комиссаров, говорим, что надо заменить, к примеру, турбину, и просим снять пломбу. Меняем целиком узел, после чего вновь приходит комиссар, проверяет отверстие и, если всё соответствует регламенту, пломбирует. То же касается и ремней ограничения хода подвески. Всё что не пломбируется, можно спокойно ремонтировать.

ЗАПЧАСТИ НА МАРАФОНСКИЕ ЭТАПЫ

На каждый гоночный день существует список запчастей, которые экипажи берут с собой. Конечно, на марафонские этапы список становится больше. Это и амортизаторы, и редукторы, и вентиляторы ОНВ, и радиаторы, и прочее и прочее. Всё, что может выйти из строя от попавшего камня, от любой другой случайности. К сожалению, от таких вещей уберечься в гонке нельзя. Список запчастей накоплен с опытом и каждый год корректируется. Везем и дополнительные колеса, всё же предстоит провести два тяжелых спецучастка. Понятно, что всё это добавляет веса и сказывается на скорости машины, но самое главное - надежно проехать два дня. Кто не будет стоять, тот получит хороший результат. Надеемся, что для ребят сегодняшний и завтрашний дни пройдут хорошо, как и вся гонка.

МАСКИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

На нынешнем "Дакаре" введен обязательный масочный режим, который должны соблюдать все, кто находится на бивуаке и вне его пределов. Пандемия в России началась весной и за это время мы уже привыкли работать в масках с соблюдением всех санитарных норм. Рабочие группы разбивали по цеху, чтобы было минимум контактов. На гонке у нас коллектив небольшой, в масках, которые меняем каждые два часа, работают все. Зона команды на бивуаке ограждена лентами, никого не пускаем на свою территорию, кроме организаторов и официальных лиц. Даже российские участники гонки подходят к нам и останавливаются на границе нашей зоны. И если кого-то нужно позвать из команды, то общение идет за пределами. Команда полностью соблюдает все необходимые требования организаторов марафона.

В столовую походы стараемся минимизировать. Есть общие сухпайки, завтраки и ужины получаем на всю команду и привозим на бивуак. В этом году взяли своего повара, который готовит нам вкусные ужины. На завтраки и обеды времени, у него, к сожалению, нет, потому что находимся в дороге на следующий бивуак.

Не секрет, что коллеги из других команд на каждой гонке приходят посмотреть какие-то нюансы в машинах. И наши ребята тоже ходят, что-то для себя подмечают. Сейчас же ограничение по допуску на территорию команд не позволяет вплотную подойти к технике, но все равно машины ведь выезжают на этап, стоят на старте спецучастка и там участники грузового зачета спокойно могут подсмотреть и сфотографировать отдельные узлы и агрегаты, если увидят что-то интересное. Там, на гонке, это никак не проконтролируешь.

На бивуаке стараемся, чтобы пресса ничего детально не фотографировала, но сегодня объективы камер такие мощные, что можно сделать нужный кадр и никто ничего не заметит, а потом фотография появится в интернете или в журналах. Но особых секретов у нас все равно нет, всё на виду и все команды всё друг о друге знают. Людям всегда любопытно посмотреть на КАМАЗы, ежегодно наша команда чувствует повышенный интерес. Приходят не только болельщики и представители грузового зачета, заглядывают в гости команды внедорожной и мотоциклетной категорий. Им интересно посмотреть, как организована работа российской команды, как выстроен процесс.