Подводим первые итоги

19.01.2009

В минувшее воскресенье в праздничной обстановке в выставочном центре Буэнос-Айреса завершился «Дакар 2009». Легендарный марафон впервые за свою тридцатилетнюю историю покинул африканский континент и проходил в Аргентине и Чили. Напомним, что на старт крупнейшего в мире внедорожного спортивного состязания, испытывающего на прочность технику и людей, вышли 217 участников на мотоциклах, 25 на квадроциклах, 177 на автомобилях и 81 на грузовых автомобилях. Из полутысячи стартовавших 3 января из Буэнос-Айреса завершить гигантскую петлю, протяженностью почти в десять тысяч километров, по Аргентине и Чили и финишировать 17 января в аргентинской столице смогли 271 участник: то есть 113 мотогонщиков, 13 пилотов квадроциклов, 91 экипаж, на автомобилях и 54 на грузовиках. Все три экипажа команды «КАМАЗ-мастер», защищавшие честь России в грузовом зачете, не только прошли весь маршрут, но в острейшей борьбе с сильнейшими соперниками одержали убедительную победу - восьмую по счету.

Впервые выиграв январский марафон в 1996 году, в 2000 году экипажи команды из Набережных Челнов заняли первое и третье места (соответственно экипажи В.Чагин, С.Якубов, С.Савостин и Ф.Кабиров, А.Беляев, В.Голуб), потом были первые места в 2002 году (В.Чагин, С.Якубов, С.Савостин), первое и третье в 2003 году (В.Чагин, С.Якубов, С.Савостин и Ф.Кабиров, А.Беляев, И.Мардеев), первое, второе и четвертое в 2004 году (В.Чагин, С.Якубов, С.Савостин, Ф.Кабиров, А.Беляев, Д.Камалов, И.Мардеев, С.Гиря, Э.Куприянов), первое в 2005 году (Ф.Кабиров, А.Беляев, А.Мокеев), первое и третье в 2006 году (В.Чагин, С.Якубов, С.Савостин и Ф.Кабиров, А.Беляев, А.Мокеев). В 2007 году после тяжелейшей аварии, случившейся нà трассе с экипажем В.Чагина, второй результат показал экипаж И.Мардеев, А.Беляев, Э.Николаев. «Дакар 2008» был отменен и после вынужденного перерыва команда «КАМАЗ-мастер» снова громко заявила о себе, теперь уже на южноамериканском континенте.

Эта победа особенно ценна тем, что была одержана на очень сложном, непредсказуемом маршруте, в сложных климатических условиях и, что особенно важно, в напряженной борьбе с серьезными соперниками. С первого по последний из 14 этапов, на которые был разбит маршрут гонки, борьба в грузовом зачете была на редкость интенсивной и преподнесла немало сюрпризов. Со старта вперед вырвались голландцы и в частности экипаж Жерардуса де Роя, лидировавший на протяжении четырех этапов, тогда как лидер команды Man и победитель «Дакара 2007« Ханс Стейси продержался в гонке только до половины дистанции. К середине гонки, по сумме шести этапов вперед вышел Фирдаус Кабиров и с этого момента инициатива перешла к экипажам команды «КАМАЗ-мастер»: сменяя друг друга во главе зачета и чередуя победы на специальных участках В.Чагин и Ф.Кабиров продемонстрировали увлекательную спортивную схватку и намного оторвались от соперников. В соответствии с возложенной на него задачей их страховал экипаж Ильгизара Мардеева, причем настолько удачно, что обошел многих лидеров. Борьба продолжалась до последнего специального участка и после того как Чагину пришлось менять пробитое колесо, вперед вышел Ф.Кабиров, одержавший свою вторую победу на «Дакаре». Из соперников только Жерардус де Рой сумел вклиниться в камазовское трио и финишировать третьим, перед Мардеевым. Тем не менее результат, показанный к в этом году останется в истории убедительным свидетельством преимущества команды «КАМАЗ-мастер»: три грузовика из трех в первой четверке классификации!

Руководитель команды «КАМАЗ-мастер» С.Якубов: «Это был очень трудный «Дакар», прежде всего с физической точки зрения, что в общем-то мы и ожидали. Не случайно мы поддерживаем спортивную форму на протяжении всего года, руководствуясь выверенными методиками. Но эта гонка была совершенно непредсказуема своим разнообразием. Если на африканском континенте мы уже знаем к чему готовиться - камни в Марокко, песок в Мавритании, то здесь встречались непривычные типы рельефа, в том числе и грязь. К этому еще стоит добавить перепады температур и перепады высот. Именно из-за непрогнозируемых условий организаторам пришлось сокращать специальные участки. Впрочем без поправок маршрута не обходится, ни один марафон. Без сомнения на этом «Дакаре» был слишком сложный маршрут, по крайней мере для гонщиков-любителей, и уже потом по ходу гонки его пришлось адаптировать к возможностям участников. Наверняка эти накладки будут учтены, если следующий «Дакар» будет проходить в Южной Америке.

Пилот Фирдаус Кабиров:

«Развязка интриги гонки совпала со второй частью сложного этапа Фиамбала - Ла Риоха, на котором на прохождение дистанции специального участка 220 километров нам потребовалось более семи часов. Этот этап, как и обещали организаторы, многое расставил по местам, а для кого-то стал этапом «упущенных возможностей». Мы тоже столкнулись с большим количеством разных проблем: при пересечении многочисленных пересохших русел рек пришлось менять колесо - острые камни, как ножом вспарывали резину. Дюны, встретившиеся на маршруте, были совсем не похожи на знакомые нам по разным пустыням мира, а ведь мы имеем очень большой опыт езды по песку. А в целом «Дакар» остался «Дакаром». О том, что борьба была напряженная свидетельствует хотя бы то, что первую половину гонки разрыв между первым и третьим результатом не превышал десяти минут. Пожалуй главное для нас, то что подтвердилась правильность решений в конструкции грузовика, в частности в том что касается подвески, рулевого управления и конструкции мостов, значительно увеличивших угол поворота колес».

Пилот Владимир Чагин: «Очень напряженная гонка до самого финиша. Но все же не хватило классической внедорожной дистанции. Может быть организаторам стоит подумать над тем, чтобы захватить маршрутом соседние страны. Это поможет избежать «трамвайных», то есть очень узких трасс, на которых невозможны обгоны, которых было слишком много в первой части маршрута. Это с самого начала выводит из игры самых серьезных соперников, а ведь чем больше команд участвует в борьбе до последнего дня, тем интереснее гонка. Тем не менее я не прочь снова выступить на южноамериканском «Дакаре» - уж очень здесь доброжелательные, жизнерадостные люди и страстные болельщики. Почти на всей дистанции марафона мы ехали в окружении живого коридора людей тепло приветствовавших нас».

Пилот Ильгизар Мардеев: «На мой взгляд одним из самых сложных на маршруте был этап за два дня до финиша, когда пришлось проходить через тупиковые точки, разбросанные по не слишком большой по площади «песочнице». Был еще один сложный этап двумя днями раньше, когда трасса пошла через пересохшие русла рек, с большим количеством огромных валунов, по узким каньонам, через которые грузовики проходили буквально впритирку. И это в условиях сильно ограниченной из-за пыли видимости, кстати пыли мы хлебнули с избытком на всем маршруте. Дакар легким не бывает по определению, но особенно запомнились эти два этапа. Меньше всего понравились слишком узкие горные этапы, представлявшие реальную опасность для грузовиков. В памяти осталась сильная жара, так в последний день гонки термометр, установленный на крыше кабины показывал 46 градусов. Конечно болельщикам очень хотелось, чтобы весь подиум был наш, но соперники очень сильны».

Механик Айрат Мардеев (первое участие в «Дакаре», самый молодой член команды: «Гонка была тяжелее, чем я мог себе даже представить».