СТРАТЕГИЯ БЕСКОНЕЧНОСТИ, или Пять эпизодов эстафетной игры „КАМАЗ-Мастера“

Эпизод первый: победа на вкус

Глоток пива — первый, потому самый холодный и самый горький. Солью оседает в пластиковом стаканчике пена, серебром осыпается чешуя с воблы… Дань традиции отдана: теперь ты равный среди равных. Ты вернулся с трассы, как все остальные. Пусть ты не набрал особых очков, но ты и не привез ночным механикам лишней работы. Ехал так, как тебя нацеливали: на гране своих возможностей… Ты заработал и этот глоток пива, и эту твердую как камень рыбешку. Теперь ты знаешь, какова на вкус победа. Ты еще не стал первым в гонке или даже на одном из ее этапов. Но все же это победа — над собой и обстоятельствами. Ты в канале гонки...

Но это сегодня, а завтра может быть еще труднее. Важно не переусердствовать, небрежность или ошибка может привести к сходу. Главная же задача одна на всех — без потерь дойти до финиша, одолев разбитые дороги, ухабы, склоны, овраги, броды, сыпучие пески и ловушки безобидного с виду солончака…

Так все просто, если смотреть со стороны: в каждом из экипажей по одному закаленному в рейдах и марафонах спортсмену (эти фамилии подчеркнуты красным — см. списки экипажей), остальные — те, у кого главные победы еще впереди.

Антон МИРНЫЙ (дебютант ралли „Шелковый путь“): „Сравнить не с чем. Нелегко. Проехали 260 км, пока не представляю, что такое 600-800…“ 

Ильдар Шайсултанов (до этого механик в экипаже В. Чагина на ралли „Дакар“, „Шелковый путь“ и др.): „С Чагиным в прошлом году мы пролетели эту трассу, я и не заметил. Так как Володя, не ездит никто. У каждого пилота в команде свой стиль, но у него — особенный… В этом году этап показался долгим: машина другая, пилот, Антон Шибалов, на „Шелковом пути“ новичок…“

Эпизод второй:обида на вес

Ночь измеряется не часами, а километрами. Их столько, сколько осталось до финиша этапа. Позади — поломка, поиск причины, ремонт. Впереди — сотня с лишним километров надежды на то, что удастся домчаться до бивуака и стартовать вместе со всеми следующий этап. Результата уже ждать неоткуда, но надо остаться в гонке. Она важна те только очками и призовыми местами, она важна трассой — ее заковыристостью в вождении, интригами в навигации. Просто так кататься по асфальту — разве это интересно? Тебе не повезло. Но не ты первый. У каждого своя ночь на то, чтобы задать себе вопрос „Почему это случилось именно со мной?“ и взвесить шансы на удачу...

В сущности второй день ралли принес события, из-за которых „Шелковый путь“ заслужил репутацию „второго Дакара“, его генеральной репетиции, серьезной тренировки перед ним. Тяжелые пески, которых опасались большинство участников, не стали испытанием для „КАМАЗ-Мастера“, но команда столкнулась с другими трудностями — сломались три автомобиля, у каждого своя причина. 

Сначала встал Мардеев-младший, затем — Мардеев-старший и, наконец, Николаев. За километров двадцать до финиша — казахский экипаж. Не сговариваясь, все поступили одинаково: проезжавшими мимо КАМАЗам сигналили — помощи не надо, справимся сами… 

Ильгизар Мардеев (пилот легендарной боевой технички): „У Айрата вышли из строя тормозные барабаны — потеряли время. Потом застряли в броде, выбрались — начали греться (вязкостная муфта вентилятора), стрелка легла, вылили два ведра воды на капот и вперед, Эдик Николаев ждал запчасти. Доехали — встали рядом с ним. Сначала попытались его отремонтировать — не получилось. Тогда исправили нашу машину, поехали дальше. Через километров 20-30 лопнул тормозной барабан, оставшуюся часть ехали полегоньку... Наши соперники ломалиcь днем раньше, у них грелись тормоза, взрывались колеса. А у нас то, что было нагрето в первый день гонки, проявилось на второй…“ 

Эдуард Николаев (бронзовый призер „Дакара-2011“, победитель ралли „Шелковый путь-2010“): „Не мог не задаться вопросом: почему же это случилось именно со мной? Мотор хороший, быстрый, но с непонятным дефектом. Естественно, понимал, что все слито, придется просто ехать… Дождались Ильгизара, поменяли, завели и все равно не работает. Пришлось опять снимать. Второй раз увидели явную причину… Наконец, стартанули. Я впервые ехал по спецучастку ночью, держал темп. Вспомнил Чагина, его слова про то, что не зря у нас стоят большие дополнительные фары, главное не унывать и продолжать… Хорошо, это тоже урок, это тоже школа. Чагин рассказывал, что раньше на Дакаре бывали спецучастки по 500-800 км, приходилось ехать с включенными фарами. Такая же ситуация произошла со мной, и я к этому был готов, но за 100 км до бивуака срезало болты корзины сцепления…“ 

Эпизод третий: наука на ходу

Ты возвращаешься с этапа, въезжаешь на бивуак, привычно отыскивая взглядом сине-белый флаг команды. Тебя здесь ждут, тебе здесь рады, независимо от результата..

На новый бивуак Айрат Мардеев и Эдуард Николаев приехали почти одновременно. Обоих встретили в команде объятиями. Мардеев, впервые выигравший этап, смущенно отмахнулся: „Да ладно, вот если бы и вчера также…“, а Николаев на вопрос „Привет, Эдик, чего не бритый?“ невесело отшутился: „Ты ж бритву не привез“ и получил в ответ: „Так ты ж компрессор просил…“

Днем позже, когда Мардеев вернулся с этапа сразу после двукратного победителя Дакара Фирдауса Кабирова, тот не забыл отметить: „Молодец, Айрат, быстро ехал!“ Вторым ему, улыбнувшись, пожал руку Николаев, уже знавший, что в гонке ему не быть. Промолчал лишь Айдар Беляев и то лишь потому, что он свое веское слово уже сказал на трассе.

Айрат Мардеев (участник ралли „Дакар“, „Шелковый путь“ и др. с 2006 г.): „Дядя Айдар меня вот с такого возраста знает, да и штурман вообще всегда прав. С отцом я один раз пилотом ездил, с ним сложнее, потому что очень хотелось не разочаровать, я сильно волновался… А в принципе, по себе чувствую, появился накат хороший, темп возрос. Это вполне понятно: руководство команды вывозит нас на всевозможные соревнования и тренировки. Соперничать с Кабировым, Лопрайсом, Стейси, Берингером, Гинкелем — это школа!..“ 

Андрея Каргинов (бронзовый призер ралли „Шелковый путь-2011“): „ Боролись бы за суперрезультат, шли бы иначе. У нас задача сохранить машину и привезти как можно меньше работы механикам, чтобы никаких треснувших зеркал, битых стекол, вмятин на кабине... Что будет завтра? Штурман изучает легенду, пока не знаем…“ 

Эпизод четвертый:понимание на ощупь

Усталость, как вода, стекает с кончиков пальцев. Она отступает, уступая место отдохновению, которое приносят руки, делающие массаж. Они не просто мнут чужое тело. Разве скульптор просто так мнет глину...

В клинике, где Резеда Мухаметшина работала до „КАМАЗ-Мастера“, ее так и звали — „скульптор“, а сейчас она гордится, когда ее зовут „свой парень“, потому что в этой команде мало, чтобы взяли на работу, надо еще заслужить доверие. Не важно, кто ты — пилот или водитель, массажист или маркетолог, конструктор или моторист. 

Сергей Решетников (пилот и боевого КАМАЗа, и технички на „Дакаре“, „Шелковом пути“ и др.): „Чувство твердого плеча — это очень много. Когда побываешь в разных шкурах, начинаешь хорошо понимать всех. Хотя бы поэтому в жизни надо попробовать все…“

Евгений Харламов (моторист, многократный участник „Дакара“): „Взаимопонимание в экипажах зависит от наезда и общения. Чем больше, тем лучше. Ты должен быть уверен, что протянешь руку — и тебя в нее вложат нужный инструмент. Такова философия руля…“ 

Эпизод пятый: часы под лупой

КАМАЗы по одному возвращаются с трассы на новый бивуак. Там все в том же привычном порядке, как дома: плацдарм для боевых машин — напротив них технички буквой „Г“, каждая на своем месте, синий флаг на крыше в центре, на флангах — столы под навесом, палатки и „кроватки“ (гораздо уютнее звучит, нежели „раскладушка“, особенно если на сон, как на экстренную подзарядку аккумулятора, отпущено пятнадцать минут). КАМАЗы заруливают на площадку, экипаж выпрыгивает из кабины, обмен рукопожатиями „С приездом!“ и ночные механики уже подкатывают „столы“ с инструментом. Никто не командует, никто не задает зряшных вопросов…

Такая вот гоночная жизнь, устройство которой подобно часам. Всем видны неумолимые стрелки, отсчитывающие дни, часы, минуты, секунды очередного ралли, но сам механизм скрыт от посторонних глаз, хотя принцип работы прост: „Это дакаровская серия, — как о само собой разумеющемся говорит один из ночных механиков. — А „Дакар“ жестокий. Расслабухи не прощает. Все по-взрослому“. 

Возможно, для имиджа именитому „КАМАЗ-мастеру“ было бы выгоднее выставить на гонку два экипажа-фаворита и четыре экипажа-новичка, заведомо махнув на них рукой: мол, пусть варятся в собственном соку и выживают, как сумеют или как повезет. Но подобная тактика — на один раз, на потребу текущего дня, а стратегия, если она верная, — на годы. 

Ф. Кабиров (двукратный победитель „Дакара“, серебряный призер „Шелкового пути-2011“): „Ралли-марафон гоночным наскоком не возьмешь, это не трековые гонки, где достаточно иметь смелость и чувство автомобиля, чтобы нестись на полную мощь. В ралли-марафоне результат зависит не только от пилота, но и от надежной технической подготовки... Не говоря уже о том, что каждая навигационная ошибка — 3-4 минуты, как минимум. Мы также начинали, только темп был ниже, и машины были другими…“

P. S.
Колонки цифр общей классификации беспристрастны, но наглядны. Никого не обманет рокировка на подиуме, возникшая после шестого (ставшего итоговым) этапа из-за штрафа Ф. Кабирову за превышение скорости в лиазоне. Факт остается фактом: чтобы пробиться на „Шелковом пути“ в первую десятку, маститым экипажам пришлось всерьез сражаться с молодой сменой „КАМАЗ-Мастера“. А ведь это гонщики, чей календарь начинается не с рождественских каникул, а с Дакаровского марафона...