"ДАКАР" ИЗНУТРИ

"ДАКАР" ИЗНУТРИ

Пески и горные перевалы, бивуаки и лиазоны, поломки на спецучастках и долгий ночной ремонт - никого не оставляют равнодушными перипетии гонки в далекой Южной Америке. О том, как устроено ралли "Дакар" изнутри и как живет наша команда все эти долгие недели, мы поговорили с пресс-атташе команды "КАМАЗ-Мастер" Эриком Хайруллиным.

- Начнем с самого начала. Как добирается команда "КАМАЗ-Мастер" до места старта в Южной Америке?

- С 2009 года, когда ралли "Дакар" по причине терактов в Африке было перенесено в Южную Америку, логистика до места старта существенно усложнилась. Теперь машины команды своим ходом доезжают до французского порта Гавр, где собирается техника всех европейских участников "Дакара", грузится на паром, который обеспечивают организаторы, и этот паром примерно в течение 20 дней идет от Гавра через Атлантику до места старта - в этом году это был Буэнос-Айрес в Аргентине.

- Кто сопровождает грузовики?

- Машины сопровождают несколько человек из числа организаторов, никому из сотрудников команды нет нужды терять почти месяц в этом далеком плавании. Но до Гавра гонят машины обычно сами пилоты - это еще одна возможность перед стартом протестировать грузовик и, может быть, выявить какие-то скрытые дефекты. Погрузка на паром происходит в конце ноября, после чего ребята возвращаются в Челны. Месяц до старта ралли плотно расписан - это участие в пресс-конференциях, маркетинговых мероприятиях партнеров, усиленные занятия английским языком, штудирование регламента предстоящего ралли, занятия в спортзале.

- Как решаются вопросы виз, гостиниц, авиабилетов?

- Все эти вопросы находятся в ведении одного из членов команды. К счастью, для посещения большинства южноамериканских стран от россиян не требуется виз, поэтому в этом плане сейчас проще, чем когда, например, команда выезжает на гонку в Африку. Этот же сотрудник занимается бронированием гостиниц и резервированием авиабилетов - последний вопрос немаловажный, потому что чем раньше ты закажешь билеты, тем дешевле они будут стоить.

- Сколько человек выезжает на ралли?

- Это зависит от того, сколько спортивных машин заявлено на гонку. Обычно 45-50 человек. Это разного рода специалисты. Понятно, что это "экипажники" - по три человека на каждый грузовик, участвующий в гонке. Также это механики, обслуживающие машину на бивуаке, и среди них есть узкие специалисты - например, мотористы, специалисты по настройке подвески автомобиля, по обслуживанию электронных систем машины. Каждый - академик в своей теме. У нас есть свой повар, в этом году с нами был и массажист.

- Что берет с собой команда?

- Гонка и результат, вот то главное, для чего команда выезжает на "Дакар". Все в первую очередь подчинено этой главной цели: инструмент, запасные части, шины. Все максимально рационально и технологично. Остальное второстепенно. Из экзотического - везем небольшой запас березовых дров - во-первых, сами дрова на бивуаках найти невозможно, особенно если стоянка в пустыне, во-вторых, дым от березовых поленьев напоминает о родине и в какой-то степени помогает психологически. Основная часть продуктов покупается на месте. К слову, все грузы, в том числе и запчасти, приходится брать по минимуму, поскольку машины техсопровождения команды и без того очень тяжелые, а им приходится преодолевать большие расстояния и часто в очень сложных условиях. Перегруз тут может быть критичен. Надо отдать должное пилотам "техничек" - Ф. Бадретдинову, Ф. Бигашеву, Н. Страхову, Н. Багаветдинову, В. Николаеву, Ф. Садыкову, М. Кубраку - им приходится работать в очень сложных условиях. Их опыт, подготовка, в том числе психологическая, имеют большое значение. Ежедневные 600-1000-километровые перегоны в условиях жары и пыли, порой по горным серпантинам, когда нужно подниматься на высоту в 5 000 метров, когда двигателю не хватает мощности из-за разреженного воздуха, а затем спуск с горного перевала на многотонной машине, что, пожалуй, даже страшнее - по сторонам обрывы и ущелья, и потеря управляемости смертельно опасна.

- Команда прибыла на место старта, получила привезенные на пароме грузовики, что дальше?

- Перед стартом проводятся административные и технические проверки. Первую проходят все заявленные участники команды. Организаторы смотрят документы, наличие спортивных лицензий, страховок, медицинских допусков. Техническая проверка - проверка машин на соответствие регламенту, там очень много контролируемых спортивными комиссарами параметров. Обычно, если команда опытная и участвует в ралли не первый раз, при условии, что все организовано как следует, проверки занимают примерно полдня.

- Если выявят нарушения, то…

- На моей памяти никаких нарушений у нашей команды не находили. Это говорит о том, что наши технические специалисты под руководством Владимира Ивановича Губы знают все требования организаторов ралли, и машины в Челнах готовят настолько досконально, что все проверки проходят без сучка и задоринки. Другое дело, что каждый год организаторы вводят какие-то новые технические требования. Это делается для того, чтобы не было доминирования какой-то одной мощной команды, чтобы ежегодно подогревать интерес к гонке со стороны болельщиков. Но надо отдать должное - организаторы дают достаточно много времени для подготовки, чтобы каждая команда смогла успеть все изменения и доработки осуществить.

- Есть возможность подсмотреть какие-либо технические решения в машинах соперников?

- Условия техрегламента приводят к тому, что инженерные и технические решения у всех основных соперников примерно похожие. Машины очень совершенные и очень быстрые, например, в плане подвески все команды сильно продвинулись в последние годы, это признают все ветераны "Дакара". Какие-то технические решения, конечно, можно подсмотреть, но не все они лежат на поверхности, сейчас все больше используется электроники, и тут уже подглядеть что-то практически невозможно. Хотя попадаются порой любознательные "туристы", дотошно изучающие машины, пытающиеся подлезть, пофотографировать...

- Проверки пройдены, начинается гонка. Как живет в эти дни команда, как происходит весь процесс обслуживания экипажей?

- Распорядок дня таков: обычно ранний подъем, потому что организаторами часто планируется ранний старт на спецучастках, до которого еще нужно доехать. Время выезда с бивуака строго регламентировано как для "боевых" экипажей, так и для команд обслуживания. Это делается для того, чтобы не создавать пробки, не перегружать трассу доезда (лиазон) до старта гонки. Или, например, очень важно, чтобы машины техподдержки не создавали пробки на пограничных пунктах и горных перевалах, поэтому организаторы и стараются расписать время выезда каждой команды с бивуака.

Перед выездом у "экипажников" очень легкий завтрак - в условиях дикой тряски на маршруте желудок лучше не перегружать. Во время движения, чтобы хоть как-то компенсировать потерю жидкости из-за сильной жары и нагрузок, у ребят есть возможность только попить воды, поступающей к каждому по трубочкам из специального термоса со льдом.

- Кто-то провожает пилотов на старте?

- Провожают обычно с бивуака, а на старте скоростного участка "экипажники" уже один на один с соперниками и трассой. Более того, машинам техподдержки на некоторых этапах вообще запрещено появляться рядом с "боевыми" грузовиками. Спецучасток по бездорожью проложен параллельно гражданским дорогам, по которым машины "ассистанс" переезжают на новое место ночевки ралли. Как правило, все бивуаки размещаются неподалеку от местных аэродромов, потому что достаточно большая часть персонала гонки и грузов ралли в новый пункт назначения летит самолетами. Это делается для того, чтобы успеть развернуть целый городок на новом месте - со столовой, с душевыми, со штабом гонки.

- После финиша что происходит?

- После финиша спортивные грузовики доезжают до нового бивуака, где происходит ремонт машины и подготовка к этапу следующего дня. Сами "экипажники" более-менее плотно ужинают, их ждет небольшой отдых. У нашей команды есть собственный душ в обустроенном под гостиницу грузовике. Есть еще и общая душевая от организаторов - но это не самый лучший вариант, там редко бывает горячая вода и всегда полно народу. Есть также общая для всех участников ралли столовая от организаторов, питание для всех команд бесплатное, пройти можно по специальному электронному чипу. Все приготовлено из полуфабрикатов, довольно пресная еда. Наши ребята, естественно, предпочитают питаться у себя, где наш повар Руслан Замилов готовит более привычные блюда.

- Понятно, что техподдержка готовит машины к следующему этапу, и времени это может занять очень много. А что делают сами "экипажники"? Душ, ужин и восстановительный сон?

- Спать все ложатся очень поздно, потому что работы много. У штурманов - подготовка к маршруту следующего дня, они вечером получают так называемый "роуд-бук", дорожную легенду следующего этапа, и очень тщательно изучают его. Разных цветов фломастерами они ставят для себя понятные отметки - во время гонки, на большой скорости, в условиях сильной тряски, когда зачастую просто трудно голову поднять, эти цветные отметки помогут им вспомнить вчерашнее знакомство с маршрутом и сопоставить с тем, что они видят сейчас, понять, что их ждет впереди, и диктовать пилоту, куда ехать. Сами пилоты и экипажные механики до последнего принимают участие в восстановлении автомобиля, хотя, конечно, у них есть определенное время отбоя, и руководитель команды Владимир Чагин строго следит, чтобы они его соблюдали. Но все равно ночью после завершения работ механики могут разбудить пилота для того, чтобы тот сделал тестовый выезд, проверил автомобиль. Назвать полноценным отдыхом 3-4-часовую ночевку на бивуаке, конечно, сложно. Ночные механики вообще имеют возможность спать только во время дневных перегонов. Часто многие сотрудники "КАМАЗ-Мастера" остаются за кадром, но болельщики считают этих людей главными героями "Дакара" - М. Мясоедов, Р. Ильясов, С. Никитин, Е. Харламов, О. Иванов, С. Конопко, И. Шайсултанов, С. Погожих, Р. Хайруллин, В. Рыбаков, И. Салахов, боюсь кого-то забыть...

- Каковы взаимоотношения с местными жителями?

- Латиноамериканцы по большей части экстраверты по натуре, к участникам гонки относятся очень по-теплому. Повсеместно видно желание помочь, спортсмены рассказывают, что если машина застревает даже в самом глухом месте, откуда ни возьмись появляются люди, которые несут воду, начинают толкать автомобиль, помогать всячески. В общем, никакого непонимания и тем более конфликтов между участниками ралли и местными жителями нет. Более того, на подъезде к городам гонщиков встречают "живые" коридоры из тысяч людей, где нередко можно увидеть в руках болельщиков и российский флаг. КАМАЗ уже известный бренд в Южной Америке - несколько лет доминирования наших грузовиков в "Дакаре" делает свое дело, поэтому отношение к команде очень хорошее. Собственно, когда на трассе появляется колонна "КАМАЗ-Мастер" - а она очень внушительная, нас даже прозвали "Синяя Армада" - это такое зрелище, которое мало кого оставляет равнодушным.

Среди местных жителей есть даже те, кто постоянно помогает нашей команде. Например, аргентинец Маурисио, хорошо известный фанатам "КАМАЗ-Мастера" по видеозаметкам, - этот парень каждый год берется решать те вопросы, в которых лучше ориентируются местные. У него есть несколько помощников, они могут показать место, где можно протестировать машину, где купить сим-карты для телефонов... от грамотного и быстрого решения таких вроде бы мелких вопросов порой многое зависит. Делает Маурисио это совершенно безвозмездно.

- Ралли, как скопление иностранцев в одном месте, привлекает к себе какой-либо криминал?

- Жуликов, карманников, шулеров полно в любой стране, особенно вокруг иностранцев. В этом году Сергей Карякин, российский квадроциклист, остался без документов и без денег, воспользовавшись услугами таксиста-бомбилы в аэропорту Буэнос-Айреса - тот буквально вырвал сумку Сергея, в которой находились документы и ноутбук, и скрылся на машине. Карякину помог руководитель команды Владимир Чагин, который лично звонил в российское посольство и помог сделать справку, что-то вроде временного паспорта, в итоге Сергей смог участвовать в гонке.

А в целом, повторю, отношение местных жителей очень доброжелательное, в том числе и сотрудников полиции - всегда придут на помощь в любой ситуации.

- После финиша ралли вся команда отправляется домой. Впереди год - до следующего ралли. Что происходит в это время?

- Многие задают такой вопрос: "А что же вы делаете между гонками?". Надо понимать, что "КАМАЗ-Мастер" - это не профессиональные гонщики в чистом виде. Правильнее сказать, что это профессиональные инженеры, конструкторы, рабочие, менеджеры, постоянно повышающие свою квалификацию специалисты по разработке и созданию уникальной техники. Как известно, талантливые люди талантливы во всем. И то, что при этом они еще и успешные гонщики, связано с тем, что в команду набираются энтузиасты, стремящиеся быть первыми, в том числе и в спорте. Основная часть коллектива целенаправленно работает по созданию и совершенствованию новых машин, а гонки позволяют производить испытания и использовать их результаты в дальнейшем. По сути сегодняшний цех команды - это продвинутая инженерная лаборатория, оснащенная по последнему слову науки и техники. Чего только стоит введенная в строй станция испытания двигателей! Путь инноваций от результатов испытаний до внедрения в производство здесь сокращен до предела. Это практика всех ведущих мировых автопроизводителей, а будущее - за такими внедренческими системами.

Анатолий Гедминас

Пилот команды "КАМАЗ-Мастер", победитель ралли "Дакар-2015" Айрат Мардеев:

- Самое важное в ралли - команда. Мы всегда поддерживаем друг друга, помогаем друг другу, мы всегда работаем на команду, поэтому у нас получается хороший результат. Этого трудно добиться в коллективе, где выступают приглашенные пилоты. У нас же все пилоты - воспитанники нашей команды, нашего города, нашего челнинского картодрома. Мы начинали вместе в детстве с картинга, мы дружим с тех пор, поэтому мы и сильны!

Руководитель команды "КАМАЗ-Мастер" Владимир Чагин:

- В успехе экипажа есть по 33% от пилота, штурмана и механика. Конечно же, фамилии пилотов всегда на слуху, они больше упоминаются, и их больше знают. Но далеко не каждый из них сможет быть штурманом - для этого нужно обладать определенным даром и навыками. Также очень важна роль механика. Мы их подбираем отдельно. Современный механик боевого грузовика - это настоящий бортинженер, который должен знать назначение всех приборов, управление всеми системами автомобиля. И для этого нужны большие способности