Знаменитый гонщик, семикратный чемпион ралли «Дакар», свято чтит традицию встречать Новый год за рулем. Ведь именно в эти дни проводятся знаменитые гонки, а команда «КАМАЗ-мастер» в них не просто участвует — она побеждает! О том, чего это стоит, мы говорили с Чагиным перед его отлетом в Латинскую Америку.
Почти 40 лет назад родители Чагина приехали в Набережные Челны, где строился автогигант. Взрослые разбирали чемоданы, а пятилетний Володя не выпускал из рук рюкзачок с движком от мопеда. Вместе с отцом они собрали первый мопед, и в седло паренек сел раньше, чем за парту. Мопеду родители определили место на балконе, но с условием, чтобы в квартире от него не было ни следа, ни запаха. И Вовка драил до блеска каждую деталь и катал мопед из лифта по застеленным на полу газетам...
Теперь Чагин своей аккуратностью поражает коллег-гонщиков. Даже в цейтноте, когда каждая минута на счету, он найдет время облачиться в комбез для ремонта. А руки свои он как-то демонстрировал перед телекамерами: идеально чистые, ухоженные — как у пианиста. А ведь он до винтика перебирает каждую новую машину.
Все гоночные «КамАЗы» сделаны руками мастеров-кудесников, начиная с проектных выкладок и кончая сварочным швом и окраской. В этом, собственно, один из секретов, почему в гонках побеждают машины из Набережных Челнов, представляющие вроде бы далекий от мировых лидеров российский автопром.
...В команду Чагин пришел 20 лет назад, сначала в качестве механика. Первая же гонка преподала ему урок. Экипаж боролся за чемпионство, но перед финишем на ухабах оторвало два колеса. Хорошо, гонщики живы остались. А все почему? Конструкторы в порядке эксперимента решили облегчить задний мост, и тот не выдержал нагрузки. Так Владимир понял, какой может быть цена одной ошибки.
И первая победа на «Дакаре» пилотом запомнилась Чагину на всю жизнь. Машины техпомощи тогда отстали, экипажи по двое суток не смыкали глаз.
«Я засыпал на ходу, — вспоминает Чагин. — Когда штурман видел, что я вот-вот упаду на руль, он поливал меня водой и лупил пластиковой бутылкой по спине. Да, главное в нашем деле — выносливость».
После финиша той изнурительной гонки Чагина назвали в газетах «Царь пустыни». В честь победы новоиспеченный чемпион решил наутро бегом подняться на вершину пирамиды Хеопса. И ведь сделал это!
«Дакар» требует мужества и полной самоотдачи. Бездорожье, поломки, жара, проблемы с навигацией — далеко не все испытания. Дважды Владимиру Чагину пришлось спасать себя и команду от африканских исламистов. Те охотились за участниками ралли как за потенциальными заложниками. В ловушку к боевикам попал французский экипаж на Mercedes и «КамАЗе». Французский пилот притормозил — и погиб, застреленный в упор. А Чагин, маневрируя на полной скорости, сумел прорвать кордон и вырваться из оцепления под градом автоматных очередей.
В 2007-м в разгар гонки на информлентах появилось сообщение: «В аварии грузовика на 292-м километре этапа Чагин и еще один член экипажа Сергей Савостин получили тяжелые травмы...» Пилот в клубах песчаной пыли не заметил груду камней на обочине трассы. «КамАЗ» врезался в нее на полном ходу и несколько раз перевернулся. Кузов оторвало, кабину сплющило, каркас безопасности смялся. Потерявших сознание пилота и штурмана с трудом извлекли из кабины. Чагин получил сильнейшее сотрясение мозга. Он стоял в разодранном, покрытом коркой песка и крови комбинезоне и виновато разводил руками: мол, извините, так вышло. «Ты как?» — спросили механики. «Плохо». Коллеги повели наших в лагерь, и тут налетели журналисты с камерами: «Мистер Чагин, позвольте интервью...» Тут уж пресс-секретарь «КАМАЗ-мастер» Самойлов не выдержал и выдал открытым текстом: «Идите в ж...у!» Потом этот кусок евровидение вырезало...
В феврале 2011-го, одержав седьмую победу на «Дакаре», Чагин побил рекорд ралли. И решил уступить место в кабине «КамАЗа» молодым. А сам возглавил прославленную команду. Теперь вот собирается везти ее на юбилейное, 25-е по счету ралли «Дакар-2016». Старт назначен на 2 января, маршрут пройдет по территориям Аргентины и Боливии. Синоптики обещают туманы и ливни. Перевалы на горных этапах расположены на высоте 3,5-4 км. Но для них это нормально...
Владимир Чагин, семикратный победитель ралли «Дакар» в классе грузовиков: "Конечно, для 13-кратных победителей «Дакара» любое место, кроме первого, сродни поражению. Это не может не давить. Но мы всегда сильны именно командным духом, умением поставить интересы команды выше личных амбиций. У нас, как у мушкетеров, один за всех, и все за одного. Если надо, для общего успеха каждый отдаст столько нервных клеток и килограммов, сколько понадобится. Насчет килограммов я не оговорился: мой личный рекорд — 12 кг, которые я сбросил за пару недель...
Конечно, хочется в новогоднюю ночь быть с семьей, с самыми родными людьми. Но такова судьба гонщика. Я, кстати, очень хотел, чтобы оба моих сына пошли по моим стопам. Но они выбрали свой путь: старший — пианист, окончил Казанскую консерваторию, младший всерьез увлекается живописью. Пользуясь случаем, поздравляю всех родных и близких мне людей, среди которых, безусловно, и читатели «Труда», с наступающим, 2016 годом. Будьте здоровы, крепче держитесь за рулевое колесо!"