Остановить его и поговорить о чем-либо, даже во время гонки, не составит труда для журналиста – Чагин обязательно улыбнется и даст обстоятельный и подробный комментарий. За более чем десять лет чемпионского стажа самый известный пилот дакаровских «КАМАЗов» выработал собственный «правильный» стиль общения с прессой. Благодаря чему его так любят репортеры и фотокоры всех мастей. Однако «остановить» спортсмена на час-полтора обстоятельного разговора – уже дело не из легких. Но если и удастся, то дальше будут постоянные телефонные звонки, а потом он всем своим видом начнет показывать то, как ему жаль впустую потраченного времени.... Человек у которого оно расписано по минутам однажды начав жить так, теперь уже не умеет по- другому.
Интересно, когда ты начинал заниматься автоспортом, то мечтал ли тогда о чемпионской славе?
Неужели есть такие спортсмены, что вначале карьеры представляют себя на пьедестале? Хотя, наверное, есть. Да, если ты берешься за какое то дело, то обязательно должен поставить перед собой цель, ради чего ты, собственно, и хочешь им заниматься. Но сразу представлять себя победителем… На мой взгляд это только мешает. Даже когда на Дакаре гонка близится к завершению и моему экипажу явно светит золотой подиум, я сознательно отгоняю от себя мысли об этом. Потому что еще нужно добраться до финиша, грубо говоря дожить до него.
Как ты относишься к распространенной ныне тенденции, когда звезды спорта вовсю теснят профессиональных моделей на обложках глянцевых журналов?
Я читал где-то, что спорт составляет только 10% всех доходов, которые зарабатывает Шарапова, все остальное приходиться на ее участие в рекламных компаниях. Не вижу в этом ничего плохого. Спортсмены делают себе имя, а потом оно позволяет им зарабатывать. В частности, представляя ту или иную марку. Ко мне тоже поступали предложения подобного рода. К ним я отношусь так – если концепция бренда близка мне, то я согласен на сотрудничество, если же нет, то никакие деньги не заставят меня пойти на то, чтобы в дальнейшем люди ассоциировали меня с этим продуктом.
Ты, кстати, за время своего многократного чемпионства сам невольно превратился в бренд, который массовое сознание ассоциирует исключительно с «КАМАЗ-мастер» и Дакаром. Как тебе живется в этом качестве?
Конечно это накладывает определенные обязательства. На людях приходится держать себя в рамках, поскольку ты все время на виду, каждое твое слово фиксируется и подвергается анализу. Я стараюсь никогда не забывать об этом.
Ну а самим собой бывать удается?
Только в компании близких друзей. Которые поймут и простят если будет что-то не так. В конце концов все мы не идеальны, но кто-то может оставаться таким каков он есть, а кто-то обязан соответствовать определенным стандартам. Хотя, очень часто хочется просто не думать ни о чем таком.
С таким кодексом светского человека внутри часто ли тебе приходится, собственно, выходить в свет?
Да. И по работе, и просто так. На сегодняшний день я иногда даже страдаю от переизбытка общения, порой хочется просто никого не видеть, закрыться где-нибудь и побыть одному. Но это – в редкие минуты, на самом же деле различного рода светские мероприятия доставляют мне удовольствие, интересно видеть рядом с собой самых разных людей, я не чувствую дискомфорта находясь на тусовках.
Учитывая твой рабочий график можно предположить, что на семью времени практически не остается. У тебя очень красивая жена, как она выносит постоянное отсутствие мужа?
В следующем году нашему браку будет двадцать лет. Я понимаю как ей нелегко, воспитанием сыновей занимается в основном она. Уверен, что в основе любой семьи лежит взаимопонимание. Она понимает меня и не противится такой жизни. В конце концов, другой то у нас и не было, мы поженились в восемнадцать лет, все время, сколько были знакомы, я работал в команде. Может кто-то и живет иначе, но мы не видели ничего иного. Поэтому нам, наверное, и легче дается все это.
С другой стороны, отдавая шесть дней в неделю работе, воскресенья я стараюсь проводить исключительно с семьей.
Телефон на это время выключаешь?
У нас в «КАМАЗ-мастер» так не принято. Каждый должен быть доступен, в любое время суток. Самые разные ситуации могут произойти, возможно понадобится помощь или совет, либо моя, либо другого члена команды, а нас не окажется на месте. Поэтому уезжая в отпуск, или просто загород на пикник, мы обязательно ставим известность руководство где и как нас можно найти.
Не тяжело жить так?
Я привык. Словно солдат, который всегда должен быть в строю. Шесть дней в неделю на работу к восьми часам, домой неизвестно когда, поскольку рабочий день не нормирован и как правило заканчивается тогда, когда уже голова перестает соображать. Наше дело всегда идет впереди нас. Я составляю график того, что нужно сделать сегодня, но выполнив его, я все равно не останусь без работы поскольку у нас в коллективе все расписано на несколько месяцев вперед.
И сколько времени ты уделяешь сну?
Сплю я примерно с половины первого или часу ночи до половины седьмого. В принципе, мне вполне хватает. Как-то я подумал, что если каждый день спать на час меньше, то за год к работе можно добавить 365 часов. Солидная цифра.
Мда…Но получается, что ты вкалываешь как робот…
Все дело в отношении. Я не могу назвать то, чем я занимаюсь «работой». Мол, «дорогая, я пошел на работу!». Это мой стиль жизни, ее ритм. Мне интересно заниматься этим, поэтому, если честно, я не вижу границы между тем, что делаю в команде, и тем что происходит со мной вне ее. И то, и другое – мое, и оно мне нравится.
«КАМАЗ-мастер» и дом…А есть ли еще какие-нибудь интересы помимо тех, что ты назвал?
Конечно. Это как раз то, что и называется отдыхом. Для меня он состоит практически в любой смене деятельности. Например, пошел к сыну на родительское собрание – уже отдых. Хотя, конечно, я большой поклонник активного времяпрепровождения. Зимой - лыжи. А этим летом мне друзья подарили водный мотоцикл, так что все свободное время в хорошую погоду я проводил на воде.
А за тем что происходит в мире следишь?
Люблю чтобы во время обеда меня никто не беспокоил. И стараюсь, чтобы оно совпадало с новостями по телевидению. Конечно, мне интересно то, что происходит вокруг, причем, стараюсь совмещать информацию как официальных, так и коммерческих каналов. Благодаря чему более-менее складывается объективная картина.
В фильме, снятом к юбилею руководителя команды Семена Якубова ты говоришь о том, что ты неизменно испытываешь сильные эмоции при виде российского флага на финише Дакара. Если отбросить в сторону пафос, то можешь ли ты сформулировать, что такое патриотизм лично для тебя?
Да, действительно, помимо всего прочего мы представляем на Дакаре и флаг своей страны. И когда нашему автомобилю, который несет его, удается удачно финишировать, меня действительно распирает от чувства гордости. Потому что побеждаю я не ради себя. Наверное это есть патриотизм, когда трудишься не для своего личного блага. Я счастливый человек, поскольку занимаюсь своим любимым делом, получаю от него удовольствие и при этом результат моего труда приносит радость другим людям. Близким, коллегам, болельщикам. Я всегда помню, пересекая финишную черту, о том, что за этим стоит год тяжелого труда ребят из нашей команды. Поэтому каждая победа – она всегда для команды, для родного предприятия, республики, страны. Понимание этого всегда со мной. Если же говорить о Семене Семеновиче, то исключительно благодаря ему я чувствую себя защищенным, как в пустыне, так и вне ее. Это уникальный человек, который в любой, даже самой сложной ситуации даст нужный совет, придет на помощь, не даст упасть. Он девятнадцать лет назад начал дело, которым мы все занимаемся, и исключительно благодаря его энергии мы прошли через довольно сложные годы своей истории и стали теми, кем сейчас являемся.
Не глядя ли на него ты решил заняться работой с молодыми спортсменами?
Это естественный процесс. Нужно чтобы команда жила и после того, как наше поколение перестанет ездить за рулем. Я знаю, что всегда буду с «КАМАЗ-мастер», и смогу приносить пользу даже тогда, когда, либо по состоянию здоровья, либо по какой другой причине, не смогу выступать на гонках. И кто-то должен будет делать это вместо меня. А я знаю как проехать Дакар, как победить на нем. Теперь считаю своим долгом поделиться полученными знаниями с теми, кто вслед за мной встанет на этот путь. Нынешняя камазовская молодежь находится в гораздо более шоколадных условиях чем мы когда-то. Нам никто ничего не объяснял и не показывал, потому что не было таких людей. Сейчас же мы целенаправленно занимаемся с молодежью, готовим пилотов. Мне нравится работать с новичками. Когда в «КАМАЗ-мастер» появится молодой спортсмен, который сможет проехать также как я или даже быстрее, я пойму что моя работа не прошла даром.
А твои собственные сыновья не желают пойти по стопам отца?
Старший серьезно увлечен музыкой. У него великолепный слух и голос, он сочиняет песни, играет в рок- группе и поет в хоре. Собирается поступать в музыкальное училище. А младшему всего восемь лет. Я хотел привить ему интерес к автоспорту, он с трех лет ездит на картинге, в четыре года вовсю гонял на снегоходе, этим летом не слезал с водного мотоцикла. С техникой на ты, прекрасно понимает ее. Но особого энтузиазма я в нем не вижу. Так что время покажет, какой он выберет путь. Давить не хочу.
Скажи, вне гонок ты такой же азартный водитель?
Нет. Только спортивный «КАМАЗ» я воспринимаю как живой организм. Который во время гонок старюсь щадить, не просто не ударять, а мягко переключать передачи, беречь. Машина же которой пользуюсь в повседневной жизни воспринимаю как средство передвижения, способное перевезти меня из пункта А в пункт Б. Адреналина же, когда идешь борясь за каждую секунду, мне вполне хватает на соревнованиях. Поэтому по городу езжу спокойно, местами, конечно, превышаю скоростной режим, но не более чем остальные участники движения, не создавая проблем никому
Наверное, челнинские гаишники знают ваши личные машины «в лицо», и если вы что-то где- то и позволите себе, то закроют глаза на проделки чемпионов?
Да нет, мы действительно стараемся не давать повода для особого внимания к нам с их стороны, не создаем аварийных ситуаций. Мне врезался в память один случай, произошедший несколько лет назад. Чтобы заехать на стоянку мне нужно было разворачиваться, объезжать, а я решил срезать и выехал на встречку. Начал парковать машину, и тут подъезжает машина ГАИ. Ну, думаю, попал. Выходит капитан, берет мои права, смотрит в них и говорит: «Володя – ты не прав!». После чего садится обратно в свой экипаж и уезжает. И эти слова меня словно отрезвили. Может, если бы он оштрафовал меня или взял денег, я среагировал бы по другому, обозлился. А тут – как холодной водой меня обдал. Этот случай четко отложился в моей памяти, поэтому стараюсь правил не нарушать.
Можно сказать что тебе повезло, капитан скорее всего оказался твоим большим поклонником. Сам то как считаешь, везет ли тебе по жизни?
Трудно дать однозначный ответ. Наверное лучше спросить у людей, что меня окружает. Для себя я уяснил одно: если ты чего-то хочешь очень сильно, стараешься, добиваешься, вкладываешь всю свою энергию, то жизнь в итоге поворачивается к тебе лицом. А если сачкуешь, или идешь на подлости, то и получаешь то, на что сам нарывался. Наверное кто-то наверху все-таки все видит и воздает каждому по справедливости.
Беседовал Алексей Топоров.