Семен Якубов: партнерство ради общего дела

Семен Якубов: Именно мощная спортивная команда не в состоянии обойтись без партнеров. В этом и заключается ее мощь.

Команде КАМАЗ-мастер нужны технические партнеры по направлениям: пневматический и слесарный инструмент, оборудование для обслуживания автомобильных систем и для механической обработки; плазменная, газокислородная и гидроабразивная резка.

Такое объявление сейчас можно найти на официальном сайте команды КАМАЗ-мастер - 10-кратного победителя самого престижного мирового ралли-рейда Дакар.

У человека, непосвященного в тонкости спортивного автопроизводства, это объявление может вызвать недоумение, показаться нелепицей, нонсенсом и даже абсурдом. Зачем самой успешной в истории российского автоспорта и одной из лучших команд в мире какие-то партнеры, да еще и в банальных слесарных областях? Неужели столь мощная команда как КАМАЗ-мастер не может обойтись своими силами?

Объясняет Семен Якубов,бессменный руководитель КАМАЗ-мастер: При помощи партнеров наши специалисты могут заглянуть в такие отдаленные области развития науки и техники, которые недоступны кустарям-одиночкам. Развитие команды КАМАЗ-мастер основано на привлечении самых разнообразных партнеров, в первую очередь - технических.

Мы никогда бы не добились сегодняшних успехов без партнеров, в истории наших побед спонсоры сыграли важнейшую роль. Достаточно вспомнить тяжелейший 1993 год. В стране кризис в самом разгаре, сгорел завод двигателей, практически 2 года команда жила без заработной платы. В тот момент команда просто могла прекратить свое существование. Но на подготовку машин, на участие в соревнованиях средства выделил наш партнер московское объединение Мастер. На их деньги мы построили первый двухосный автомобиль. В благодарность за спасение команды в то тяжелое время наша команда стала называться КАМАЗ-мастер.

Ни для кого не секрет, что во всем мире автомобильный спорт и ралли-рейды в частности, существуют благодаря спонсорской поддержке. Даже заводские команды только частично покрывают свои расходы за счет автопроизводителя, главное финансовое бремя ложится на партнеров.

Семен Якубов: Во всем мире основную долю спонсирования в автоспорте на себя берут крупные структуры: нефтяные и нефтеперерабатывающие компании, банки. Пример тому наш генеральный спонсор, банк ВТБ. Конечно, команде с большим бюджетом проще побеждать в ралли-рейдах в силу того, что увеличение финансирования подразумевает расширение технических и иных возможностей. Для КАМАЗ-мастер приоритетные направления при расходовании бюджета – это подготовка и совершенствование гоночной техники, создание нормальных условий для физической и технической подготовки людей, развитие общей инфраструктуры. И, конечно же, участие в соревнованиях. 

Рациональное управление денежными потоками позволяет КАМАЗ-мастер добиваться наивысших результатов при не самом большом бюджете.

Наш бюджет примерно в десять раз меньше, чем у зарубежных заводских команд, - говорит Якубов. Называть конкретные суммы в раллийном автоспорте не принято. Не только потому, что это коммерческая тайна, а потому, что подобная информация позволяет соперникам составить довольно точное представление о силе команды.

Участием в соревнованиях, обслуживанием автотехники, содержанием и тренировкой персонала траты профессиональных гоночных команд, понятное дело, не ограничиваются. Большая часть бюджета расходуется на конструирование и производство гоночной техники, ее совершенствование и доводку. Без больших финансовых затрат, которые опять же покрывают спонсоры и партнеры, никак не обойтись. 

Якубов подчеркнул, что размер бюджета, разумеется, влияет на проектирование автомобиля. Причем, на всех стадиях: от начальной, до конечной. Конструктор обязан заложить в чертежи те материалы, детали и узлы, которые укладываются в рамки бюджета. Каждый инженер при проектировании гоночного грузовика старается заложить в него максимум функциональных возможностей, используя передовые достижения науки и техники. Однако, как правило, все новые технологии стоят значительных денег. Поэтому аппетит приходится умерять в соответствии с бюджетом. Нарисовать хороший гоночный грузовик можно и без бюджета, а вот сделать его невозможно.

Спонсорские вложения окупаются рекламой на бортах гоночных грузовиков 10-кратных победителей Дакара. Ведь мировой престиж трудно переоценить. Впрочем, обычной рекламой возможности КАМАЗ-мастера не ограничиваются. Влияние спортивных достижений в автоспорте имеет свой финансовый эквивалент в мире материальном. После победы команды Семена Якубова на Дакаре-2011 акции камского завода на бирже подскочили более чем на 13%. 

Хотелось бы верить, что акции КАМАЗа пошли вверх не без нашей помощи, - улыбается руководитель команды. Дай бог, чтобы любые наши действия, в какую бы сторону они не были направлены, способствовали повышению благополучия нашего завода, в чем бы оно ни выражалось, в том числе и в повышении стоимости акций, увеличении продаж. В конечном счете, наша деятельность направлена именно на то, чтобы быть полезными КАМАЗу.

Дополнительно: 

История команды КАМАЗ-мастер — это история выдающихся достижений в автомобильном спорте. Ни одной российской команде не удавалось стать трехкратным обладателем Кубка мира по внедорожным ралли, неоднократным призером и десятикратным победителем трансконтинентального супермарафона Дакар, отмеченного высшей категорией сложности. Именно здесь, в жаровне автомарафонов, могут запросто сгореть самые честолюбивые планы любой автомобильной корпорации о превосходстве ее продукции, или, наоборот, золото победного подиума может стать притягательной силой для всех, кто решил стать финансовым или производственным партнером фирмы, под чьими флагами выступает победитель. Большой спорт и большой рынок — вещи, неразрывно взаимосвязанные.