На "Дакаре-2014" российская гоночная команда "КАМАЗ-мастер", генеральным спонсором которой является Банк ВТБ, показала близкий к идеальному результат: четыре экипажа вошли в первую пятерку в итоговой классификации грузовиков. Тем не менее после окончания гонки руководитель команды Владимир Чагин абсолютно счастливым не выглядел. Скорее, задумчивым и немного утомленным. "Времени почивать на лаврах нет, подготовка к новому "Дакару" начинается с окончанием нынешнего", - часто повторяет семикратный победитель этого ралли.
Контрольная засыпка
- И все же, Владимир, признайтесь, вы довольны всеми экипажами? Пилотами, штурманами, механиками? В том числе и теми, которые готовили машины к старту на бивуаке?
- Все сработали на отлично - качественно и слаженно! Об этом говорит минимальное число поломок и остановок на трассе. Очень доволен экипажами Дмитрия Сотникова и Антона Шибалова. Для Димы и Антона этот "Дакар" стал дебютным в качестве пилотов, тем не менее они показали высочайший результат, пробившись в пятерку лучших. Жаль, что пришлось сойти с дистанции экипажу Айрата Мардеева, но в спорте подобное случается.
- Айрат допустил ошибку, когда попробовал пройти по узкой трассе, проложенной джипами между дюной и руслом высохшей реки?
- Айрат шел первым, он вместе со штурманом Айдаром Беляевым, по сути, прокладывал путь. Я сам не раз бывал в ситуациях, когда сыпучесть грунта или ширину прохода приходится оценивать на глаз. Они решили рискнуть, дорожная карта это позволяла, но песок под колесами КАМАЗа провалился...
- Возможно, большего стоило ожидать от теперь уже экс-чемпиона "Дакара" Эдуарда Николаева, финишировавшего только третьим? Даже несмотря на изменения в составе его экипажа...
- Эдику действительно пришлось нелегко. Его новый штурман Женя Яковлев впервые участвовал в "Дакаре". У этого экипажа отличные перспективы и большое будущее. Нужно только немного потерпеть. "Бронза" для них тоже очень неплохой результат.
Мильон терпенья
- Как показали себя новые электронные двигатели, для которых этот "Дакар" также стал дебютным?
- Мало кто верил, что все наши новые электронные моторы дотянут до конца ралли. Но мы были приятно удивлены их надежностью! Так что будем продолжать сотрудничество с компаний Liebherr. От отечественных моторов ЯМЗ нам, к сожалению, придется отказаться, так как они уже не соответствуют требованиям регламента.
"Не хватает африканского простора, приходится идти "трамвайным караваном", потому что шансы на обгон минимальные"
- Антон Шибалов
- Пилоты команды "КАМАЗ-мастер" не раз жаловались, что на двигателях не было установлено лимитатора, своеобразной программы круиз-контроля, которая позволяла бы стабильно удерживать скорость на максимально дозволенных на "Дакаре" 140 км/ч. Почему? Ведь это позволяло соперникам отрываться на "прямиках"...
- Не хватило времени. Ведь с этими моторами мы работаем первый сезон. Мы обязательно установим и такую программу, и АБС. Перед "Дакаром" основное внимание мы уделяли настройке мощности, крутящего момента, адаптировали моторы под спортивный грузовик.
- Не надоело терпеть выходки голландца Жерара де Роя? Почему вы не подали на него протест на последнем этапе? Ведь по правилам "Дакара" его должны были дисквалифицировать за неоказание помощи экипажу перевернутого джипа, по колесу которого он проехался? За куда меньшее прегрешение два года назад судьи дисквалифицировали экипаж Эдуарда Николаева...
- Когда Жерару вернули 22 минуты на втором этапе якобы за помощь экипажу Айрата Мардеева, которую он не оказывал, я, разумеется, подал протест. Но комиссары его не приняли. В который раз приходится признавать, что организаторы ралли в подобных спорных ситуациях всегда встают на сторону западных команд. В последний день рейда я был рад тому, что судьи отклонили протест де Роя на возврат экипажам Каргинова и Николаева пяти минут, потраченных на помощь перевернувшемуся китайскому внедорожнику. Настаивать на дисквалификации де Роя мы могли бы только в том случае, если бы он проехал мимо нуждавшихся в медицинской помощи участников. Тогда суровое наказание было бы неминуемым. Но в той ситуации говорить, скорее, приходится о морально-этической стороне дела.
- Несмотря на почти абсолютную победу, какие недостатки выявил "Дакар-2014"? Над чем еще предстоит работать?
- В техническом плане работы очень много. Продолжим доводку двигателей. В ближайших планах - создание грузовика капотной компоновки. Все-таки то, что наши основные соперники Жерар де Рой и чех Алес Лопрайс третий год подряд выезжают на старт "Дакара" в "капотниках", говорит о том, что какое-то преимущество у этой конструкции грузовика есть. Но мы продолжим совершенствование и стандартного модельного ряда "КАМАЗ-мастера". К сожалению, наши нынешние грузовики по большей части исчерпали свой ресурс. Нужно провести модернизацию, внести изменения в конструкцию и строить новые.
Кто на новеньких?
Дебютанты "Дакара" пилоты команды "КАМАЗ-мастер" Дмитрий Сотников и Антон Шибалов отнеслись к этому престижному ралли-рейду без всякого пиетета. Антон отпраздновал победу уже на втором этапе гонки, Дмитрий - на пятом. В итоговой табели о рангах Сотников занял четвертую строчку, Шибалов - пятую. Таких настырных новичков, презревших высоту дюн и коварство фэш-фэша, "Дакар", надо полагать, не встречал уже давно...
Наши нынешние грузовики по большей части исчерпали свой ресурс. Нужно провести модернизацию, внести изменения в конструкцию и строить новые
- Поздравляем с успешным дебютом! Какие ощущения от легендарного "Дакара"?
Антон Шибалов:
- Трудно сравнить "Дакар" с каким-то другим ралли-рейдом, даже несмотря на то, что опыта мне вроде бы хватает. "Дакар" - настоящее испытание как для экипажей, так и для техники. Тяжелый маршрут, узкие трассы, очень много пыли, которая создает значительные сложности при обгоне. Зачастую не хватает африканского простора, приходится идти "трамвайным караваном", потому что шансы на обгон минимальные.
Дмитрий Сотников:
- Сложно, протяженно, но очень интересно. Действительно марафонские этапы. Признаться, не ожидал, что будет так непросто. Не ожидал и такой высокой конкуренции. Практически вся первая двадцатка день за днем шла в одном ритме, чуть замешкаешься - соперник дышит в спину. Тяжело технике, психологически и физически тяжело экипажам. Чтобы выдержать, нужно быть готовым на все сто процентов. Интересно было испытать себя в борьбе с лучшими экипажами мира. Так что приобрели неоценимый опыт. И убедились, что можем бороться с любыми соперниками на равных.
- Самое яркое впечатление от ралли-рейда?
Антон Шибалов:
- "Дакар" каждый день подбрасывает ярких впечатлений! Больше всего, наверное, запомнились финиш гонки и выигранный нами второй этап ралли. Пусть задним числом победу на нем комиссары и отдали Жарару де Рою.
Дмитрий Сотников:
- Победа на пятом спецучастке. Наш опытный штурман Вячеслав Мизюкаев сумел быстро разобраться с навигационной ловушкой на 162-м километре, поэтому до финиша мы добрались, даже чуть опередив экипаж Андрея Каргинова. Очевидцы изрядно удивились, увидев первым наш КАМАЗ под скромным номером 549. Удалось-таки слегка "наследить" в истории "Дакара"!
- Что удивило? Чем больше всего поразил "Дакар"?
Антон Шибалов:
- Количеством участников. Такого не увидишь ни на "Шелковом пути", ни на Africa race. Когда армада грузовиков перемешивается на трассе с армадой джипов и мотоциклов, испытываешь невероятные чувства. На каких-то участках трассы быстрее внедорожники, на каких-то - мотоциклисты, а где-то и мы. По нескольку раз на этапе приходится то обгонять, то уступать дорогу, по сути, одним и тем же участникам. Нельзя терять концентрацию ни на секунду.
Дмитрий Сотников:
- Удивила сложность спецучастков. Далеко не все были к ней готовы, как и к изнуряющей жаре. Когда нас тренировали перед "Дакаром", мы недоумевали. Мол, зачем? И только на "Дакаре" ощутили, насколько это тяжелая, требовательная к физической подготовке гонка. В то же время только на этих сверхсложных этапах можно создавать отрыв от соперников. Легкие спецучастки все экипажи проходили примерно в одном темпе.
Хуже дюн могут быть только дюны
- Что было самым сложным?
Антон Шибалов:
- Пыль на трассе и фэш-фэш. В пыли легко не заметить узкие овраги и каньоны. Поэтому приходится быть очень осторожным. Кстати, камни по бокам трассы в Южной Америке побольше и поопаснее, чем в Африке.
Дмитрий Сотников:
- Для меня откровением стал нестандартный рельеф дюн, мы готовились к иному. Песок и барханы в Атакаме значительно отличаются от африканских. В Африке дюны ниже, а песок более вязкий. На потерявшем мощность грузовике переваливаться через них было тяжело, приходилось искать оптимальную траекторию. Впрочем, после десятого этапа к дюнам Атакамы мы приспособились, адаптировали технику пилотирования и больше сложностей не испытывали.
Но самым тяжелым стал злополучный десятый этап, когда из-за технических проблем мы потеряли почти полтора часа. Сначала из-за собственной ошибки погнули рулевую тягу. Пока ее меняли, сбились с ритма и тут же угодили в песчаную воронку. Там сломали воздушный патрубок, пришлось ехать без турбонаддува. Отыграть потерянное время на потерявшей мощность машине было невозможно. К тому же после лиазона между спецучастками выяснилось, что мы повредили два колеса. Пришлось и их менять. В один момент нам стало казаться, что этот злосчастный день не закончится никогда...
""Дакар" не прощает мандража и глупых ошибок. Как только начинаешь спешить - допускаешь оплошности"
- Дмитрий Сотников
- Сами-то верили, что сможете выиграть этап "Дакара" на своем дебютном ралли?
Антон Шибалов:
- Нет, даже представить себе не мог! Перед "Дакаром" ставили себе задачу закончить гонку в первой десятке. На отдельном этапе - пробиться в пятерку лучших. На победу, признаться, даже не рассчитывали.
Дмитрий Сотников:
- Мысль такая, не скрою, была. Хотелось показать, что и мы не лыком шиты! Особенно после того, как нам дали "аутсайдерский" 49-й номер. Тут же захотелось доказать, что мы хоть и дебютанты "Дакара", но на трассе кое-что умеем! И что ралли "Шелковый путь" в прошлом году наш экипаж также выиграл не случайно. Хотя задачи кровь из носу победить на каком-то этапе перед собой не ставили. Наоборот, вторую половину "Дакара" прошли очень спокойно и ровно - работали на результат.
- Вы побывали и в роли боевого пилота, и в роли водителя "гоночной технички". Чем отличается стратегия поведения на трассе? В чем специфика "гоночной технички"? Намного она тяжелее?
Антон Шибалов:
- В интересах команды в качестве "гоночной технички" я провел вторую половину "Дакара". К машине приходится относиться очень бережно, избегать проколов и простоев из-за ошибок пилотирования. В этом и заключается специфика "технички". Она обязана держаться чуть позади других экипажей, но должна в любой момент успеть прийти им на помощь. Что же касается веса, то на этом "Дакаре" "техничку" мы старались не перегружать. Максимум - тонна запчастей. В сравнении с прошлыми ралли-рейдами это не так много.
Дмитрий Сотников:
- Тактика "технички" проста - идти последним в связке. Хотя бывают случаи, когда требуется подстраховать экипажи, борющиеся за призовые места. Тогда приходится выдвигаться вперед и не думать об отстающих. С одной стороны, быть пилотом "технички", разумеется, легче и спокойнее, потому что не довлеет результат. Но и свободы маневра куда меньше. Мне как дебютанту "Дакара" стать "боевым пилотом" было непросто. Ведь ответственность возрастает соизмеримо требованиям, а с боевого пилота они, конечно, выше.
"Дакар" не прощает мандража и глупых ошибок. Как только начинаешь спешить - допускаешь оплошности. А хочется ехать так же технично, спокойно, но быстро, как тот же Жерар де Рой, с которым нам пока соперничать было трудно.
Источник: http://vtbrussia.ru/sport/auto/dakar-2014_Dnevnik/po-goryachim-sledam/