На ралли «Шелковый путь 2010» Эдуард Николаев ехал в качестве третьего пилота команды «КАМАЗ-мастер», перспективного «юниора». Тем не менее, на финише гонки 26-летнему пилоту удалось обойти таких раллийных ассов, как Владимир Чагин и Фирдаус Кабиров. Победа в ралли серии «Дакар» стала первым крупным успехом молодого гонщика команды «КАМАЗ-мастер», генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ.
- Вы впервые выиграли столь престижное ралли, как «Шелковый путь», какие чувства испытали на пьедестале почета?
- Эмоции переполняли. Конечно, чувство радости. Ведь мы действительно впервые победили на столь престижном ралли-рейде. Это стало неожиданностью даже для нас самих, в победу не верится до сих пор.
- Судьбу первого места, по сути, решил эпизод шестого этапа, когда вам быстрее других удалось найти отброшенную от основной трассы контрольную точку. Не ощущаете чувства некоторой «неполноценности» победы?
- Вовсе нет, я считаю нашу победу заслуженной. Экипаж выложился полностью, со всеми поставленными задачами мы справились, в том числе – первыми обнаружили ту контрольную точку. Думаю, результат справедлив.
- Как же вам все-таки удалось с ходу обнаружить эту контрольную точку, сопутствовала удача?
- Без фортуны не обошлось. Трудно выиграть марафонские соревнования без удачи, так же как и без профессионализма. Тогда у нашего штурмана Славы Мизюкаева как раз был день рождения, может быть, поэтому ему немного подфартило. Но удача сопутствует сильнейшим, если б Слава не был профессионалом своего дела, ему бы не помогло никакое везение. Он прекрасно разобрался в сложной ситуации и привел экипаж к победе.
- Вы ехали на прошлой машине Чагина, которая выиграла «Дакар 2010», удалось наладить «взаимопонимание»?
- Машина отличная, но мы тоже стараемся. Без соответствующего обслуживания ни один гоночный грузовик не поедет. А с этой машиной я знаком с 2007 года, готовил ее к «Дакару», когда был механиком в экипаже Владимира Чагина. Сейчас она «по наследству» перешла мне, уже на втором ралли на ней выступаю. Прежде всего, машина нравится очень легким управлением. Динамичная, двигатель хороший. Конечно, есть и недостатки. Перед «Дакаром» надо будет устранить некоторые проблемы с рулевой колонкой и тормозами.
- Впервые в истории ралли серии «Дакар» проходило исключительно по территории России, как вам маршрут? Можете сравнить его с «дакаровским»?
- Маршрут понравился, очень необычный. Достаточно сложный, особенно для подвески. Каждый день приходилось после финиша проверять её и рессоры. А то, что маршрут был проложен по российским трассам - просто отлично! Приятно было видеть по сторонам наших болельщиков, да и им самим, думаю, понравилось. В таких экзотических местах побывали! На «Дакаре» болельщиков тоже много, но у себя в стране все воспринимается по-другому. Как-то теплее на душе, когда видишь своих соотечественников.
- Насколько хорошо был организован ралли-рейд? Некоторые участники жаловались, что обнаруживали на трассе ямы там, где их по книге не должно было существовать…
- Об организации и маршруте могу сказать только самые хорошие слова. Все было сделано на высшем уровне, работали профессионалы. С «дорожной книгой» тоже никаких проблем не было, так что организаторов можно только поблагодарить.
- В прошлом вы – призер Чемпионата России по картингу. Как вам удалось настолько быстро изменить манеру вождения? Ведь 10-тонный грузовик совсем не 100-килограмовый карт…
- Конечно же, своя специфика и свои сложности в пилотировании есть. Тем не менее, картинг стал для меня своеобразной «начальной школой» вождения, первый опыт я приобрел именно там. А проехав несколько рейдов в одной кабине с Владимиром Чагиным, я многому научился. Так что теперь легко могу пересесть из гоночного грузовика в карт и обратно.
- «КАМАЗ-мастер» уверенно занял весь пьедестал почета на «Шелковом пути 2010», неужели у команды просто не осталось конкурентов?
- Я бы не обольщался, конкуренты у нас очень серьезные. Да, Алес Лопрайс из команды Tatra занял лишь четвертое место на «Шелковом пути 2010», но списывать чеха со счетов не стоит, он сильный гонщик. Может «выстрелить» в любой момент. Не надо забывать и о команде Жерара де Роя. Де Рой не участвовал в нынешнем «Шелком пути», но на «Дакаре» он поедет, и борьба будет жесткой. Команда MAN выступала в России на новом грузовике, поэтому показать хороший результат им не удалось. Но не забывайте, «Шелковый путь» для них был только тренировкой перед «Дакаром», там «расклад» будет совсем иным.
- На ралли «Хазарские степи» вашим «механиком» был Владимир Чагин. Насколько полезен оказался опыт вождения «под присмотром мастера», какие уроки почерпнули?
- Крайне полезный опыт! Я, как губка, пытался «впитать» все его советы и подсказки. Мне кажется, что теперь у нас даже стиль вождения схожий. После финиша мы с Владимиром Геннадьевичем обсуждали и анализировали каждый этап. Повторюсь, я приобрел бесценный опыт.
- Как у раллийного гонщика у вас остались недостатки? Какие составляющие, на ваш взгляд, должны привести к победе на ралли «Дакар»?
- В ралли меня можно назвать «начинающим» гонщиком, поэтому есть над чем поработать. В частности, над стратегией и тактикой. Ведь в привычном мне картинге борьба идет за каждый метр дистанции. В ралли гонка продолжается две недели, тут важно грамотно распределить свои силы по всей дистанции. Иначе не сможешь доехать до финиша. Что же касается необходимых для победы в «Дакаре» качеств… Наверное, в первую очередь, надо обладать колоссальным опытом. Опытом, которым обладают наши мастера - Чагин, Кабиров, Мардеев. Еще нужна слаженность экипажа, чтобы понимали друг друга с полуслова. Экипаж – это ведь почти семья, полмесяца втроем в одной кабине трясемся. Ну, и хорошая быстрая надежная машина. Если сложить все эти составляющие, результат должен прийти.
- Как будете готовиться к «Дакару 2011»? Как считаете, шансы на победу есть?
- Схема подготовки к «Дакару» давно отработана. Устранение недочетов, которые выявились на последних соревнованиях, доработка нужных систем. Улучшение физических кондиций, тренировка выносливости. Ралли ведь длинное, иногда к концу силенок не хватает. Есть ли шансы на победу?.. Изначально, у нас другая задача. Просто доехать до финиша. Без аффектации в спокойном рабочем режиме. Ведь финишировать на «Дакаре» - уже большая победа.