В состав спортивной команды «КАМАЗ-мастер» входят и женщины, Ольга Якубова – одна из них. Невозможно одним словом определить ее место в команде – ее деятельность многогранна. Она признанный дизайнер, создавшая привлекательный внешний облик всему материальному, что относится к понятию «спортивная команда «КАМАЗ-мастер». Это и кабина, кузов, рабочее место спортивного автомобиля. Это и экипировка, к которой относятся одежда, фирменный флаг, аксессуары, бивуак команды. Оля Якубова, являясь менеджером по рекламе, разрабатывает графику печатной продукции, одновременно поддерживает связь со СМИ и общественностью. Но прежде всего она – хранительница «семейного очага» спортивной команды. Ольга Якубова оберегает имидж команды, который создавался на протяжении 20 лет. У нее интересная судьба, наполненная не только удачами и взлетами, но и потерей близких, преодолением, поиском себя, своего места в жизни. Вероятно, судьба этой удивительной женщины сложилась бы иначе, не будь встречи с Семеном Семеновичем Якубовым.
РОМАН С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Судьба не раз сталкивала Семена Семеновича Якубова и Ольгу Ивановну Ворошнину. Однажды в 1978 году к начальнику производства завода двигателей Якубову обратился заместитель: мол, дизайнер меня замучила, требует убрать стенд наглядной агитации. Как уже нетрудно догадаться, человеком, посмевшим критиковать стенд, была Оля. До памятной встречи, произошедшей затем в 1988 году, они пять лет жили в одном доме, в соседних подъездах и не знали друг друга. А познакомились в Москве, куда приехали на очередную выставку: он увидел ее в дирекции «КАМАЗа» и был ошеломлен – казалось, эта роскошная женщина сошла со страниц модного журнала. С той поры они не расставались. Их чувства не раз подвергались испытанию на прочность. Оба на момент встречи имели семьи: у Оли росла дочь, а у Семена Семеновича – трое сыновей, за плечами у обоих большой семейный стаж. Надо было обладать мужеством, чтобы поменять образ жизни, взять ответственность за благополучие близких людей.
Как и большинство наших российских сограждан, переживших неустроенность 90-х годов, Якубовы узнали, что такое безденежье. Серьезным испытанием в 1994 году для Якубовых стала трагедия – не стало дочери Леночки. Ольга тяжело переносила потерю, казалось, жизнь остановилась. Однажды она посмотрела кинокартину французского производства. Этот фильм ее заставил иначе взглянуть на свою печаль: киногерой в подобной ситуации нашел в себе мужество не сломаться. Нельзя нести всю жизнь мешок несчастья, надо меняться, чтобы не стать бедой для мужчины, с которым связала свою судьбу, решила она. Тот год был переломным в их совместной жизни. Они оба решили уйти с высоких постов на «КАМАЗе». Семен Семенович тогда занимал должность директора НТЦ. А в 1994 году ему поступило предложение стать техническим директором «КАМАЗа». И Семен Семенович принял единственно верное решение: «Оля, мы будем работать вместе». Ольга Якубова оставила должность директора рекламного агентства «КАМАЗ». Семен Семенович стал советником генерального директора, полностью занявшись спортивной командой. Оля же продолжала, как и прежде, помогать мужу, проявляя себя в качестве дизайнера. Сегодня, по истечении времени, Семен Семенович уверенно заключает: «Это был единственный путь сохранения наших взаимоотношений».
КОРНИ
У Оли было с кого брать пример. Ее родители Лидия Дмитриевна Литвиненко и Иван Николаевич Вильмсен прожили 30 лет в счастливом браке. «Папа рано ушел из жизни, ему было 53 года. Мама пережила его на 17 лет; постепенно угасая без любимого человека, однажды она сказала: «Мне холодно без него, как на Северном полюсе». Из воспоминаний сестры Оли Елены Трагер: «Папа умел красиво ухаживать, мама очень дорожила им, боялась его потерять. Это была любящая пара».
По словам сестры Елены, у Оли талант был виден с пеленок. Характер Оли проявился в отстаивании своего предназначения. Родители всерьез не принимали ее увлечение рисованием. Отступили только после разговора с преподавателем художественной школы Виктором Гребенниковым. Удивительным человеком был ее учитель, он многое дал будущему дизайнеру. Привил интерес к художественному отражению реальности, научил видеть красоту природы, обучил азам прикладного искусства. После окончания школы Оля поступила в Свердловский архитектурный институт, на факультет промышленного дизайна. Слово «дизайнер» в начале 70-х годов еще только входило в обиход, привлекало своей загадочностью, новизной, возможностью реализовать себя в доселе неведомой ипостаси.
НАМОЛЕННОЕ МЕСТО СВЯЩЕННО
Челны в биографии дипломированного дизайнера появились не случайно. Молодой город сулил воплощение самых смелых проектов. Оля приехала в Челны в 1976 году. С первых дней молодой специалист связала свою судьбу с «КАМАЗом»: в отделе главного архитектора разрабатывала фирменный стиль автомобильного гиганта. Уже к пуску главного конвейера были изготовлены 500 комплектов фирменной спецодежды. Костюмы, сшитые из джинсовой ткани, выделялись броской надписью «КамАЗ» и изображением грузовика, в них превалировали синий, красный цвета.
Отдельная история связана с появлением товарного знака автомобиля «КАМАЗ». Случилось это в 1985 году, когда Оля стала начальником отдела рекламы ПО «КАМАЗ». Она обнаружила, что отсутствует визитная карточка у автомобиля и объединения в целом. После долгих поисков новый руководитель остановилась на образе коня. Решение вытекало из знания истории Татарстана, где издревле спутником человека была лошадь. Идею поддержали руководители «КАМАЗа», а авторство графического рисунка принадлежит художнику московского института промышленной графики В. Марковскому. И вот уже более двух десятков лет мустанг ассоциируется с «КАМАЗом».
В начале 80-х годов дизайнеру Ольге Якубовой довелось участвовать в работе центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования под руководством московского профессора Евгения Розенблюма. В 1981 году Оля выбрала темой своего проекта музейно-этнографический комплекс «Село Боровецкое», в центре которого возвышался Свято-Вознесенский кафедральный собор. Проект восстановления разрушенного культового сооружения в 1981 году был представлен на всесоюзной выставке «Мы строим коммунизм», размещенной в «Манеже» в Москве. На него обратили внимание руководители Челнов. Проект, выполненный молодым дизайнером, послужил толчком к началу реставрационных работ в конце 80-х годов. Говоря о сохранении исторических ценностей, Ольга заметила: «Не сооружение ограждают, а священное место. В храме молились люди, просили Господа о помощи, оно заряжено божественной энергией». Словосочетание «намоленное место» она применяет с тех пор и к кабинетам Семена Якубова, где принимаются неординарные решения по подготовке к ралли «Дакар», где произносятся столько светлых мыслей, идей, добрых пожеланий. Таковым нынче стал и Центр автомобильного спорта, где размещается спортивная команда «КАМАЗ-мастер». Дизайн Центра – это последнее достижение Ольги Якубовой. Цветовое решение, интерьер помещений – дело ее рук. Сама объезжала магазины в поисках краски, смешивала их, чтобы добиться нужного тона. Каждый квадратный метр Центра продуман, просчитан и подчинен законам красоты, комфорта, что и составляет суть дизайна. Смотровую площадку, откуда сверху открывается панорама производственного цеха, отстояла дизайнер. Были сомнения такого рода: а нужно ли выставлять напоказ рабочий процесс? А если он красивый? На смотровой площадке разместился музей истории достижений спортивной команды. Как говорится, что ни уголок – то произведение, не стыдно приглашать и друзей, и врагов: смотрите, любуйтесь. И вот уже сюда водят делегации, члены команды осваивают роль экскурсоводов. Нет, не зря так долго вынашивали проект своей спортивной базы, где производственный цех совмещается с помещениями для отдыха, занятий спортом, столовой. Последний объект так можно назвать лишь условно, скорее это ресторанчик, стилизованный под парижскую улицу.
ВМЕСТЕ ПО ЖИЗНИ
Все победы в марафонах, свершения на ниве создания нового спортивного автомобиля достигаются людьми уникальными, «штучного изготовления». Они бесконечно преданы избранному делу. И в спутницы жизни выбирают способных обеспечить надежный тыл. Ольга Якубова смогла не только стать соратницей, единомышленником мужа, но и в полной мере осуществить свое предназначение дизайнера, найти себя в спортивной команде «КАМАЗ-мастер». За разработку дизайн-программы «КАМАЗ-мастер» в 2001 году она заслужила звания лауреата государственной премии России. Ее труд вошел в учебник для студентов вузов «История дизайна науки и техники», автором которого является В. Рунге. В дизайн-программу вошло несколько тем. Это разработка графики, кабины, кузова, рабочего места спортивного грузового автомобиля. Отдельная тема – проектирование экипировки, куда входят фирменный флаг, средства индивидуальной защиты, аксессуары, бивуак команды. Она ведет круг направлений, которые можно объединить одним словом – создание положительного имиджа не только спортивной команды, а также в целом всего «КАМАЗа».
«Мы с Олей стараемся быть вместе, и чем дальше по жизни – тем ближе друг другу, – признается Семен Семенович. – Наш образ жизни таков, что нельзя провести четкую границу между работой и домом». Вот такая формула взаимоотношений между мужчиной и женщиной. «Что вкладывает женщина в понятие «любовь»? Когда она большая, – считает Оля, – женщину хватает на все, мужчина в состоянии это увидеть, воспринять, понять: насколько для него важно быть любимым». «А еще, – заметила ее сестра, – Оля умеет отдавать себя всю без остатка». «Заленись – и все зарастет». Это выражение нашей героини. Поэтому, требовательная к самой себе, она не выносит полутонов в делах, во взаимоотношениях с людьми. Душа обязана трудиться...