Дакар 2016: Интервью с Айратом Мардеевым

Уже сегодня вечером в Аргентине состоится официальный старт ралли-рейда "Дакар-2016". В интервью F1News.Ru победитель прошлогодней гонки в зачёте грузовиков, гонщик команды "КАМАЗ-Мастер" Айрат Мардеев, рассказал о том, чего ждать болельщикам от ралли-рейда этого сезона и кого из соперников команда опасается больше всего.

Вопрос: Как действующий победитель "Дакара", вы начинаете эту гонку в статусе фаворита. Это вам помогает или скорее мешает?

Айрат Мардеев: Конечно, это накладывает на меня определённую ответственность, увеличивает давление, но я стараюсь от подобных мыслей абстрагироваться, не думать об этом и ехать так, как я ехал год назад, когда ещё не был победителем. Думаю, всё должно получиться. Главное, не бояться этого, не бояться номера 500, который имеет плохую славу - обычно гонщик под этим номером не побеждает. Но Владимир Чагин в 2011 году, победив именно под этим номером, доказал, что это вполне возможно, и мы тоже будем стараться не подвести команду и показать хороший, достойный результат.

Вопрос: Кого вы считаете своим главным соперником?

Айрат Мардеев: Трудно выделить кого-то одного. Конечно, это команда IVECO - де Рой, Лопрайс, а также их третий пилот - Федерико Виллагро, перешедший из категории легковых автомобилей. Он очень хорошо проехал рейд в Марокко. Я следил за гонкой и очень удивился, когда он завоевал третье место - это удивительный результат для него. Так что он станет своего рода "тёмной лошадкой" - Виллагро отлично выступает в классическом ралли, а учитывая специфику маршрута этого года, думаю, он должен неплохо себя показать. Плюс, команда MAN - Питер Верслуис, пропустивший год. Посмотрим, что он покажет. В эту команду вернулся Ханс Стэйси, это очень быстрый пилот. Усилилась и команда Buggyra, теперь она будет участвовать в гонке двумя машинами, за руль которых сядут Мартин Коломы и Ярослав Вальтр. Есть ещё и новая команда Renault. Они появились год назад, и поначалу мы не обращали на них особого внимания, но когда их пилот, Мартин ван ден Бринк, начал показывать результаты не только в первой десятке, но и в первой пятёрке, а в какой-то момент залез и в тройку, мы поняли, что это очень сильный коллектив. И в этом году именно ван ден Бринк выиграл гонку в Марокко, всех удивив, так что, думаю, они хорошо поработали над машиной, и будут серьёзными конкурентами.

Вопрос: У команды "КАМАЗ-Мастер" тоже есть свои новинки. Насколько они помогут прибавить?

Айрат Мардеев: Да, мы очень плотно работали над машиной - в первую очередь, над двигателем, чтобы улучшить динамические характеристики. Немного повысили мощность, но главное, естественно, это надёжность. Поработали над тормозами, так как понимаем, что на горных этапах это будет одним из определяющих факторов. Если тормоза перегреются, сразу придётся сбрасывать скорость. Нашли новые материалы для колодок, новые программы для электронного помощника, который перераспределяет усилие торможения, поработали над настройками. Посмотрим, что это нам даст. Подвеска у нас очень хорошая, одна из лучших в категории, но на месте стоять нельзя, так что снова перепробовали много настроек и надеемся, что это нам тоже поможет.

Вопрос: То, что этот "Дакар" получился таким высокогорным, поможет команде или помешает?

Айрат Мардеев: Надо стараться извлекать пользу из всех сложных ситуаций. Понятно, что на этом "Дакаре" именно тот, кто будет сильнее в горах, и окажется самым быстрым. Высота поможет расставить приоритеты. На первых этапах в Аргентине гонка будет в какой-то степени "трамвайной" - оторваться там сложно, так что разрывы окажутся минимальными. А вот в высокогорье, за счёт физической подготовки и лучшей техники, как раз и можно будет создать необходимый задел. Но и проиграть там, естественно, можно очень много, так что будем анализировать ситуацию каждый день, готовиться к каждому участку, как к отдельной гонке. Нас ждут подъёмы до 4000 метров над уровнем моря - так высоко мы в "боевом" режиме ещё не поднимались. Да, мы проезжали перевал примерно с такими же высотами, когда пересекали границу Аргентины и Чили, но в гоночных условиях такое произойдёт впервые. Посмотрим, что будет с машинами и с нами. В прошлом году на перевале в зачёте автомобилей многие лидеры, в том числе Нассер Аль-Аттия, пилоты Peugeot, даже такие опытные, как Петрансель и Депре, останавливались и приходили в себя по 2-3 минуты, им просто становилось плохо. Наша задача эти минуты там не потерять, а, наоборот, отыграть.

Вопрос: В ралли-рейдах сезон несколько неравномерный - ни одна другая гонка не сравнится по тяжести и значимости с "Дакаром". Значит ли это, что гонщик в ралли-рейде может заниматься своей физической подготовкой только непосредственно перед "Дакаром"?

Айрат Мардеев: Нет, конечно, это нужно делать в течение всего сезона - непосредственно перед гонкой ты уже ничего не сможешь сделать. Мы готовимся весь сезон, и уже второй год сотрудничаем в этом с Инновационным центром Олимпийского комитета России. Они рассчитали нам программу тренировок на целый год, плюс у нас есть свой тренер в Набережных Челнах, и из спортзала мы практически не вылезаем. Очень важно постоянно поддерживать себя в тонусе, в хорошей форме - за месяц до "Дакара" ты уже просто не успеешь ничего сделать.

Вопрос: Вы каким-то образом готовились специально к условиям высокогорья?

Айрат Мардеев: Да, опять-таки, благодаря Инновационному центру, использовали передовые технологии в этой области - специальные гипоксические маски, в которые компрессор подаёт такой же воздух, как на высоте 4000 метров. Мы тренировались в таких масках, плюс дома спим в палатках, куда тоже подаётся разреженный воздух - правда, этот компрессор гудит всю ночь! (смеётся) Всё это помогает легче воспринимать подобные нагрузки. А кроме того, лучше высыпаться - как ни странно, в таком воздухе на это нужно гораздо меньше времени.

Вопрос: И как ощущения?

Айрат Мардеев: Когда мы попробовали в первый раз, было очень тяжело. Но подготовка очень сильно помогла - в прошлом году на высоте мы практически не имели проблем. Был спецучасток на высоте 3500 метров, протяжённостью 420 километров, и мы с Эдуардом Николаевым потом обсуждали, что практически не замечали разницы - поняли, что ехали на большой высоте только потому, что мотор хуже работал. Хотя в предыдущие годы болела голова, не хватало воздуха для дыхания. Так что мы видим в таких занятиях огромный плюс. Конечно, не только мы так делаем - очень многие участники используют подобные системы для подготовки - мотоциклисты, к примеру, и так далее.

Вопрос: "КАМАЗ-Мастер" выставляет на старт четыре машины, в том числе три основные и одну "боевую техничку". Есть ли какая-то конкуренция внутри команды, или на первом месте командные интересы? Ведь все вы гонщики.

Айрат Мардеев: Естественно, конкуренция есть - скажем, когда проводятся этапы чемпионата России, между нами такая же бескомпромиссная борьба, как и с нашими соперниками из других команд. Благодаря этому каждый из нас становится быстрее, мы подгоняем друг друга, находим ошибки. Но во время "Дакара" такой острой конкуренции нет, тут на первом месте уже интересы команды. И тот, у кого будет лучше получаться, тот и получит преимущество. Не факт, что это будет один из нас троих - если у Димы Сотникова на "боевой техничке" будет хороший темп, будет всё получаться, то мы тоже пересмотрим стратегию и начнём работать на него.

Вопрос: Такое возможно?

Айрат Мардеев: Конечно. Его машина отличается только тем, что на неё устанавливается специальный модуль с запчастями. Мы можем переставить его на любую из машин. Так что на "Дакаре" внутри нашей команды жёсткой борьбы быть не может - этим мы и сильны. Для нас командные интересы стоят на первом месте, а уже только потом идут личные. Разумеется, каждому хочется победить, но это не должно мешать общему результату.

Вопрос: Участвуют ли сами гонщики в принятии подобных решений?

Айрат Мардеев: Конечно, это в первую очередь решение руководства, но с нами всегда советуются - никто с нами в приказном тоне не разговаривает. Как я уже сказал - мы команда, и несмотря на огромный опыт нашего руководителя, Владимира Чагина, он обязательно с нами обсуждает подобные вопросы. Так что это всегда общее решение. Тем более, что мы и сами всё отлично видим - если один из нас начнёт уезжать от соперников, мы все будем стараться помочь ему в этом.