АЙРАТ МАРДЕЕВ: "ЭТАПЫ В АСТРАХАНИ - СУЩИЙ АД!"

В субботу в Астрахани финишировал международный ралли-марафон "Шелковый путь", победителями которого стали француз Жан-Луи Шлессер на багги и россиянин Дмитрий Сотников на "КамАЗе".

Победа Сотникова оказалась довольно неожиданной, ведь в начале ралли его машина считалась "техничкой" и везла запчасти для других автомобилей. Лидировал же в классе грузовиков другой камазовский экипаж - Айрата Мардеева. Однако в предпоследний день гонки он сначала потерял два часа из-за поломки, а потом получил штраф за пропуск контрольной точки.

Тем не менее после финиша Мардеев ответил на вопросы "СЭ" о "Дакаре", сложностях "Шелкового пути", новых машинах и дальнейших планах.

- Почему каждое внедорожное ралли всегда сравнивают с "Дакаром"?

- "Дакар" - самая легендарная гонка. Она проводится с 1978 года и по сути является родоначальницей рейдовых гонок. Именно на "Дакаре" собираются все самые лучшие производители техники, лучшие команды и пилоты. Там всегда интересная и сложная трасса. Плюс нет в мире другой гонки такой протяженности: "Дакар" ведь идет две недели. Не последнюю роль играют хорошая PR-компания и менеджмент: организаторы сделали марафон мировым брендом и продолжают работать над его раскруткой.

- "Шелковый путь" в нынешнем году был проведен в пятый раз. Где в системе ценностей внедорожных ралли располагается российская гонка?

- На втором месте после "Дакара". И это место заслужено: "Шелковый путь" хорош и по протяженности, и по сложности. Местами российская гонка может "Дакар" и переплюнуть. Например, на "Дакаре" сейчас уже нет таких сложных, прямо-таки изнуряющих спецучастков, как на "Шелковом пути". Спецучастки в районе Астрахани - это сущий ад для всех участников и настоящее испытание.

 - Ад - для тех, кто чего-то не умеет? - Даже для тех, кто умеет! Эти песчаные спецучастки - испытание физической силы и выносливости экипажа. Доезжать приходится на "морально-волевых"! Пески здесь не самые сложные - мы видели дюны и по выше. Однако трудны они тем, что их много и расположены они часто. Ты еще с одной дюны не успел съехать, а надо уже на следующую забираться. Это выматывает. Приходится все время искать правильную траекторию. Я бы даже сказал, что штурманам на "Шелковом пути" сложнее, чем на "Дакаре", ведь с тех пор, как гонка "переселилась" в Южную Америку, на ней фактически нет мест, где можно заблудиться и проиграть. А ведь смак марафона был в том числе и в навигационных ловушках.

- В нынешнем году "КАМАЗ-мастер", генеральным спонсором которого является банк ВТБ, занял три первых места на "Дакаре", что является колоссальным достижением. Другие гонки все еще представляют для вас интерес?

- Конечно! "Шелковый путь" для нас всегда интересен. Здесь мы можем побороться с главными соперниками на своей территории. Очень обидно, что в нынешнем году не приехала команда "Ивеко" Герардуса де Роя. Очень хотелось поездить именно с ними. Посмотреть, насколько хватит их техники, доедут ли их машины до финиша и с каким результатом.

В последний момент снялась с российской гонки и голландская команда MAN Veka (в аварии на дороге общего пользования под Москвой погиб пилот их технички, и команда отказалась от гонки. - Прим. Л.Х.). Хотелось посоревноваться с Петером Верслюйсом, который растет буквально у нас на глазах. Голландец начал ездить "Дакар", кажется, в 2009-м, но до "Шелкового пути"-2012, когда он стал вторым, мы о нем и не слышали. Ему не хватало опыта в ралли-рейдах, но он - сильный соперник.

- На "Шелковом пути"-2013 у "КАМАЗ-мастер" были какие-то цели и задачи?

- В этот раз у нас практически все автомобили разные. На моем - новая трансмиссия. Мы сделали новую раздаточную коробку с новым дифференциалом и редукторами. Новыми правилами введено ограничение по скорости, и нам уже не нужна высокая максимальная скорость, нужна - хорошая динамика. По ходу гонки я чувствовал, что машина стала динамичней. Кроме того, мы начали использовать электронную систему тормозов. Эффективность повысилась - машина останавливается шикарно при любых температурах. Появилась, правда, и повышенная изнашиваемость колодок. Никогда такого не было - за три спец участка я просто "в ноль" стачивал колодки.

- Ну это не страшно, тормозные колодки - это ведь расходный материал?

- Конечно. И теперь у нас есть этот опыт. Что же касается автомобиля Эдуарда Николаева, то это полностью новая машина. На ней установлен совершенно другой двигатель - электронный. Из-за этого кардинально снизили вес автомобиля: новый двигатель оказался тяжелее, чем наш тутаевский. По словам Эдуарда, машина получилась очень интересная, но над настройками еще придется работать и работать.

Но главным для нас было добраться до финиша, не пропустить ни одного тренировочного километра. Ведь российскую гонку мы рассматриваем как генеральную репетицию перед самым важным стартом сезона - "Дакаром".