Заслуженный мастер спорта России
В команде с 1991 года
Дата / место рождения – 11 декабря 1965 года, г. Казань.
Хобби: сад, огород
Семейный статус: женат, 2 ребенка
Спортивные достижения
1996 г., "Мастер-Ралли", штурман в экипаже Ф. Кабирова, 2 место
1997 г., "Оптик 2000", штурман в экипаже Ф. Кабирова , 1 место
1997 г., "Мастер-Ралли", штурман в экипаже Ф. Кабирова, 1 место
1997 г., "Байконур – Москва", штурман в экипаже Ф. Кабирова, 2 место
1997 г., "Оптик 2000", Байконур – Москва", штурман в экипаже Ф. Кабирова, 2 место
1997 г., Кубок мира, штурман в экипаже Ф. Кабирова, 1 место
2000 г., "Париж – Дакар – Каир", штурман в экипаже Ф. Кабирова, 3 место
2000 г., "Баха Италия", штурман в экипаже Ф. Кабирова, 2 место
2000 г., "Мастер-Ралли", штурман в экипаже В. Чагина, 1 место
2000 г., "Дезерт Челендж", штурман в экипаже Ф. Кабирова, 1 место
2000 г., "Баха Жемчужина", штурман в экипаже В. Чагина, 1 место
2000 г., "Дебри", штурман в экипаже В.Чагина, 1 место
2000 г., "Калмыкия", штурман в экипаже В.Чагина, 1 место
2000 г., Чемпионат России, штурман в экипаже В. Чагина, 1 место
2001 г., "Оптик 2000", штурман в экипаже В. Чагина, 1 место
2002 г., "Мастер-Ралли", штурман в экипаже И. Мардеева , 1 место
2002 г., "Оптик 2000", штурман в экипаже И. Мардеева, 1 место
2003 г., "Хазарские степи", штурман в экипаже Ф. Кабирова, 1 место
2003 г., "Телефоника – Дакар", штурман в экипаже Ф. Кабирова, 3 место
2003 г., "Ралли Востока – Каппадокия", штурман в экипаже И. Мардеева, 2 место
2003 г., "Дезерт Челлендж", штурман в экипаже Р. Минниханова, 1 место
2003 г., Чемпионат России, штурман в экипаже Ф.Кабирова, 1 место
2004 г., "Телефоника – Дакар", штурман в экипаже Ф. Кабирова, 2 место
2004 г., "Оптик 2000", штурман в экипаже И. Мардеева, 1 место
2004 г., "Хазарские степи", штурман в экипаже В. Чагина, 1 место
2004 г., "Дезерт Челендж", штурман в экипаже Р. Минниханова, 1 место
2005 г., "Телефоника – Дакар", штурман в экипаже Ф. Кабирова, 1 место
2005 г., "Дезерт Челлендж", штурман в экипаже С. Решетникова, 2 место
2006 г., "Лиссабон – Дакар", штурман в экипаже Ф. Кабирова, 3 место
2006 г., "Дезерт Челлендж", штурман в экипаже Р. Минниханова, 1 место
2006 г., "Великая Калмыкия", штурман в экипаже Э. Николаева, 2 место
2006 г., "Хазарские степи", штурман в экипаже В. Чагина, 1 место
2007 г., "Хазарские степи", штурман в экипаже А. Каргинова, 3 место
2007 г., "Дезерт Челлендж", штурман в экипаже Р. Минниханова, 1 место
2007 г., "Лиссабон – Дакар", штурман в экипаже И. Мардеева, 2 место
2008 г., "Маршрут-1000", штурман в экипаже Ф. Кабирова, 2 место
2009 г., "Дакар", штурман в экипаже Ф. Кабирова, 1 место
2010 г., "Дакар", штурман в экипаже Ф. Кабирова, 2 место
2010 г., "Шелковый путь" – серия "Дакар", штурман в экипаже Ф. Кабирова, 3 место
2011 г., "Дакар", штурман в экипаже Ф. Кабирова, 2 место
2011 г., "Симбирский тракт", штурман в экипаже А. Мардеева, 1 место
2011 г., "Шелковый путь" – серия «Дакар», штурман в экипаже А. Мардеева, 5 место
2012 г., "Золото Кагана", штурман в экипаже А. Мардеева, 2 место
2012 г., "Симбирский тракт", штурман в экипаже А. Мардеева, 1 место
2012 г., "Шелковый путь", штурман в экипаже А. Мардеева , 1 место
2012 г., "Золото Кагана", штурман в экипаже А.Мардеева, 5 место
2013 г., "Дакар", штурман в экипаже А.Мардеева, 2 место
2014 г., "Золото Кагана", штурман в экипаже А. Мардеева , 1 место
2015 г., "Дакар", штурман в экипаже А.Мардеева, 1 место
2015 г., "Золото Кагана", штурман в экипаже А. Каргинова , 5 место
2015 г., "Великая степь", штурман в экипаже А.Мардеева, 2 место
2016 г., "Дакар", штурман в экипаже А.Мардеева, 2 место
2016 г., "Шелковый путь", штурман в экипаже А.Мардеева, 1 место
2017 г., "Шелковый путь", штурман в экипаже А.Мардеева, 3 место
2018 г., "Дакар», штурман в экипаже А.Мардеева, 3 место
2018 г., "Шелковый путь", штурман в экипаже А.Мардеева, 2 место
Награды:
1996 г. – медаль ордена "За заслуги перед Отечеством 2 степени"
1997 г. – звание "Заслуженный камазовец"
1999 г. – Почетная грамота Мэра
2000 г. – Почетный знак "За заслуги в развитии физической культуры и спорта Республики Татарстан"
2001 г. – орден Дружбы
2002 г. – Благодарственное письмо ОАО "КАМАЗ"
2005 г. – орден Почета
2005 г. – медаль "В память 1000-летия Казани"
2006 г. – звание "Почетный гражданин города Набережные Челны"
2006 г. – медаль "За доблестный труд"
2006 г. – нагрудный знак МО
2007 г. – Благодарственное письмо Кабинета министров РТ
2009 г. – звание "Заслуженный машиностроитель Республики Татарстан"
2010 г. – медаль ордена "За заслуги перед Отечеством 1 степени"
2010 г. – знак отличия "За заслуги перед городом Набережные Челны"
2011 г. – звание "Заслуженный работник транспорта РТ"
2012 г. – почетный знак "За заслуги в развитии физической культуры и спорта"
2013 г. – благодарность Президента Республики Татарстан
2014 г. – медаль "Ветеран команды"
2015 г. – орден "За заслуги перед РТ"
2017 г. – Медаль ордена "За заслуги перед Республикой Татарстан"
2018 г. – орден Дуслык
2019 г. – орден "За заслуги перед Отечеством 4 степени"
В 1991 году Айдар Беляев начал работать на "КАМАЗе" в должности инженера-конструктора Департамента специализированной техники Научно-технического центра. Практически с самого начала трудовой деятельности он стал заниматься подготовкой камских грузовиков к международным соревнованиям. А потом возглавил команду по шоссейно-кольцевым гонкам на магистральных тягачах, принимавшую участие в Чемпионате Европы. После 1994 года спортивная жизнь на КАМАЗе полностью переключилась на подготовку и участие в международных ралли-марафонах. Беляев начинает активно работать и в этом направлении. Вместе с коллегами он занимается разработкой и созданием спортивных машин. В международном ралли-марафоне "Мастер-Ралли-95" по маршруту "Париж-Москва-Улан-Батор-Пекин" он уже выступает как руководитель группы технического обслуживания гонки.
С 1996 года выступает в качестве штурмана боевого экипажа и неустанно демонстрирует свое высокое мастерство в навигации. Штурман спортивного грузовика — категория особая. Чтобы выверить путь автомобиля, причем безошибочно, по сплошному бездорожью, протяженностью в тысячи километров через пески, горы, ущелья, леса и саванны необходимо не только безупречное владение навигационными приборами, безошибочное "чтение" легенды трассы, но и особое внутреннее чутье навигатора. Например, на ралли "Париж-Дакар", продолжительностью более полумесяца, каждый день приходится преодолевать от 300 до 1000 и более километров. Даже малейшая ошибка штурмана может свести на нет все многодневные усилия экипажа. Часто после многих тысяч километров экипажи-победители отделяют друг от друга считанные секунды. В лучшем случае навигационная ошибка — это невосполнимая потеря гоночного времени, в худшем, но происходящем чаще — дорожная авария с непредсказуемыми последствиями.
В 2002 году, также при непосредственном участии Айдара Беляева была создана новейшая модель спортивного автомобиля КамАЗ-4911 EXTREME. На нем команда "КАМАЗ-мастер" выиграла все последующие этапы в розыгрыше Кубка мира по внедорожным ралли и дакаровские гонки. Сам Айдар Беляев, как штурман боевого экипажа, стал бронзовым призером трансконтинентального супермарафона "Телефоника-Дакар 2003", серебряным призером этой высшей категории сложности гонки в 2004 году, а также многократным призером и победителем этапов розыгрыша Кубка мира и российского чемпионата по авторалли.
Штурман боевого экипажа команды "КАМАЗ-мастер" Айдар Беляев — является сегодня одним из лучших навигаторов в международном раллийном спорте. Ему в полной мере присущи не только высокая профессиональная выучка, но и полная самоотдача, воля, самоотверженность, неустанно проявляемые в самых экстремальных ситуациях на каждой без исключения гонке.
Ралли "Париж-Дакар 2001". На мавританском участке трассы камазовский грузовик срывается с гребня дюны. У механика — перелом позвоночника, у пилота Ф. Кабирова — компрессионная травма позвоночника, у штурмана Айдара Беляева — многочисленные ушибы. Медицинский вертолет эвакуирует двух пострадавших членов экипажа с трассы. А. Беляев, который также находится в тяжелом состоянии, снимает ответственность с медиков — подписывает специальный документ о том, что по собственному желанию остается у поврежденного грузовика, у которого сломан передний мост. С этого мгновенья для организаторов гонки ни человека на трассе, ни вышедшего из строя автомобиля не существует. Таковы правила игры, которая зовется автомарафоном. И только команда знает: ее кредо — ни при какой ситуации не бросать своего товарища и технику, в которую вложен колоссальный труд всего коллектива в беде, и чего бы ни стоило приходить на помощь. Ралли стремительно уходит на тысячи километров вперед, пересекая границы африканских стран, а камазовская техничка пробирается на помощь Айдару Беляеву. Травмированный штурман в буквальном смысле в осаде — продолжаются военные действия между враждующими в этом районе группировками, в нескольких километрах догорает подорвавшийся на мине МАН немецкой команды — ждет помощи. Не просто ждет, но и пытается восстановить поврежденный узел. Сухой паек гонщика — на одни сутки, запас питьевой воды — на одни сутки. И только безмерна готовность к любым испытаниям. Через три дня на горизонте появляется знакомый силуэт командной технички...
Дважды в составе экипажа Ф.Кабирова Беляев становился победителем Дакара. В 2012 году, когда на смену опытным пилотам команды пришли молодые спортсмены Айдар остался в боевом экипаже. Весь свой опыт он передает молодым пилотам и штурманам. И вот уже в новом составе с пилотом Айратом Мардеевым и механиком Дмитрием Свистуновым он становится трехкратным победителем Дакара (2015 г) и победителем "Шелкового пути-2016".