Ралли "Шелковый Путь 2023"

РЕЗУЛЬТАТЫ:

2-е место, экипаж №303: пилот Эдуард Николаев; штурман Евгений Яковлев; механик Богдан Каримов.

3-е место, экипаж № 301: пилот Андрей Каргинов; штурман Иван Мальков; механик Вадим Ахметов.

Для спортивной команды «КАМАЗ-мастер», в июле 2023 года отметившей свое 35-летие, выступление на зимнем ралли-марафоне «Дакар» и летнем ралли «Шелковый путь» стало привычным делом. Однако в январе самая титулованная команда в истории «Дакара» вынуждена была пропустить легендарную гонку по независящим от нее причинам и сконцентрироваться на других соревнованиях, в том числе ралли «Шелковый путь-2023», ставшим главным событием для российского коллектива в нынешнем году.

Тринадцатое издание Международного ралли «Шелковый путь» полностью прошло по территории Российской Федерации. Взяв старт в Казани и финишировав в Москве, участники гонки проехали по 13 регионам страны, преодолев в общей сложности 5248 километров, из которых 2277 километров пришлись на скоростные спецучастки. Всего в марафоне приняли участие 56 экипажей в зачетах мотоциклов, квадроциклов, мотовездеходов, внедорожников и грузовиков. По сравнению с прошлогодним ралли «Шелковый путь» количество заявленных командой «КАМАЗ-мастер» экипажей выросло с четырех до пяти.

Также на старт крупнейшей гонки Евразии вышли представители категории Гранд тур «Малые города России», в числе которых – экипаж путешественника и блогера Богдана Булычева на спортивном грузовике команды «КАМАЗ-мастер».

Экипажи команды «КАМАЗ-мастер» на ралли «Шелковый путь-2023»

Экипаж №300: Дмитрий Сотников (пилот) – Руслан Ахмадеев (штурман) – Ильгиз Ахметзянов (механик);

Экипаж №301: Андрей Каргинов – Иван Мальков – Вадим Ахметов;

Экипаж №303: Эдуард Николаев – Евгений Яковлев – Богдан Каримов;

Экипаж №305: Сергей Куприянов – Дмитрий Никитин – Иван Татаринов;

Экипаж №307: Хоу Хоннин – Шэнь Синь – Сергей Кренев.

О СПОРТИВНОЙ МАШИНЕ

На сложнейшем многодневном марафоне командой «КАМАЗ-мастер» были задействованы пять автомобилей. Это два грузовика КАМАЗ-435091 семейства К5, один которых стал совершенно новым и воплотил в себе самые передовые инженерные наработки конструкторского бюро команды, капотный КАМАЗ-435091К второго поколения, а также две машины КАМАЗ-43509 с богатым победным прошлым, одна из которых использует в качестве топлива газодизельную смесь.

Упор в модернизации грузовика КАМАЗ-435091 семейства К5, на котором выступал Дмитрий Сотников, был направлен на улучшение ходовых качеств. Также были проведены работы по снижению центра тяжести: изменено положение силового агрегата, запасные колеса расположились почти в центре автомобиля, а объекты с большими массами перенесены в базу автомобиля. Конструкторам и инженерам удалось более чем вдвое сократить время изменения давления в шинах (накачки и сброса воздуха), в некоторых случаях данная система позволяет продолжить движение даже с поврежденными шинами.

Во второй генерации капотного грузовика Эдуарда Николаева большое внимание было уделено настройке подвески и тормозной системы. Также были доработаны системы охлаждения двигателя, коробки передач и трансмиссионного тормоза. Помимо этого, в команде «КАМАЗ-мастер» постоянно ведется работа по импортозамещению. К примеру, спортивный двигатель, который с 2016 года был укомплектован только блоком управления российского производства, к настоящему времени оснащается и датчиками российских производителей, обеспечивая при этом необходимые мощностные показатели и надежность. Также активно применяются другие материалы и детали отечественных компаний.

О ГОНКЕ

Календарь

6 июля. Торжественный старт в Казани

7 июля. 1-й этап: Казань – Уфа

8 июля. 2-й этап: Уфа – Магнитогорск

9 июля. 3-й этап: Магнитогорск – Магнитогорск

10 июля. 4-й этап: Магнитогорск – Оренбург

11 июля. 5-й этап: Оренбург – Саратов

12 июля. 6-й этап: Саратов – Самара

13 июля. 7-й этап: Самара – Волгоград

14 июля. 8-й этап: Волгоград – Липецк

15 июля. 9-й этап: Липецк – Москва, финишный подиум

В целях безопасности участников организаторы ралли приняли решение сделать старт мотоциклов и квадроциклов позади грузового зачета. И такой шаг был оправдан, учитывая большое количество пыльных дорог и узких мест, на которых обгон становился крайне затруднительным.

Одним из главных событий в грузовом сегменте ралли-рейдов стало появление новой команды UralMotorSport Уральского автозавода, что позволило увеличить представительство зачета ралли «Шелковый путь» до 12 экипажей. Также в заявочном листе оказались знакомые всем команды «МАЗ-СПОРТавто» и «ГАЗ Рейд Спорт», выставившие на гонку по три автомобиля.

Если для дебютанта Юрия Наймана на «УРАЛе» гонка стала возможностью познакомиться с соревновательной частью и возможностью протестировать свой грузовик в боевом режиме, то белорусский коллектив приехал в Россию с целью выиграть свой первый в истории «Шелковый путь».

Стартовый этап многодневки из Казани в Уфу стал символичным для «КАМАЗ-мастер»: финиш спецучастка расположился всего в 100 километрах от родины команды – Набережных Челнов. И уже в первый соревновательный день сошел с гонки китайский экипаж «ГАЗ Рейд Спорт» в составе Ма Годже и Ли Донфеня. Во второй половине 142-километрового спецучастка их автомобиль на одном из поворотов лег на крышу. Гонщики не пострадали, а поврежденный грузовик был эвакуирован техничкой команды.

Победитель двух последних ралли «Шелковый путь» Дмитрий Сотников был близок к тому, чтобы выиграть второй этап гонки 2023 года: на отметке 78 км он опережал в абсолютном зачете лидера среди внедорожников Владимира Васильева на 29 секунд, а еще через 60 километров оторвался на внушительные 2 минуты 11 секунд! Однако заканчивать спортивный день экипажу под номером 300 пришлось совсем с другим настроением: ошибка привела к жесткому съезду в ручей и разбитой передней части кабины. Вытаскивать из западни многотонный грузовик помог экипаж Виталия Мурылева из «МАЗ-СПОРТавто». А по итогам второго этапа в лидеры общего зачета вышел экипаж Андрея Каргинова, следом за ним расположился Эдуард Николаев.

На следующий день экипаж Дмитрия Сотникова снова толкнулся с неприятностями. При преодолении одного из бродов на грузовике оказалась повреждена система охлаждения: камень зацепил лопасть вентилятора и вывел его из строя, как следствие – нехватка обдува и перегревающийся двигатель в последние 40-50 километров пути. Виталий Мурылев на кольцевом этапе в Магнитогорске фактически завершил борьбу за высокие позиции: гонщики потеряли более шести часов на ремонт лопнувшего патрубка на впускном коллекторе. На финише этапа в третий раз за гонку (и в последний) сменился лидер общего зачета, им стал Сергей Вязович.

Несмотря на маршрут в предгорье Уральских гор, проколов колес по сравнению с прошлым «Шелковым путем», чей путь пролегал через горные участки Северного Кавказа, стало заметно меньше. Зато выросли температурные показатели, доставившие спортсменам немало хлопот – в Башкирии столбик термометра доходил до 44 градусов по Цельсию. Но уже с середины гонки его значения понизились до 30 с небольшим градусов и продолжили падать вплоть до 16 градусов на финише.

«КАМАЗ-мастер» за годы своего существования приучил весь мир к победам, и для каждого члена коллектива из Набережных Челнов любое место кроме первого считается неудачным результатом. Бремя лидерства в команде на ралли «Шелковый путь» с четвертого этапа гонки взял на себя экипаж Андрея Каргинова, чьим штурманом стал многолетний экипажный механик Иван Мальков. По итогам шести дней ралли опытный пилот смог подобраться к Сергею Вязовичу на расстояние в 5 минут 29 секунд и был готов совершить решающую атаку на результат белоруса. Обойти «МАЗ» под номером 302 российскому экипажу удалось уже по ходу седьмого этапа, но ошибка в навигации в заключительной части спецучастка предопределила исход всего ралли: вместо лидерства – 11 минут отставания в общем зачете.

Маршрут восьмого этапа пролегал через раскинувшийся на 200 тысяч гектаров Арчединско-Донской песчаный массив, считающийся одним из самых крупных в Волгоградской области. И вновь Андрей Каргинов бросил вызов конкурентам из Минска: на второй временной точке он опережал соперника более чем на три минуты, но при преодолении небольшого брода (на ралли 2022 года здесь сошел с дистанции Алексей Вишневский) экипаж из Набережных Челнов столкнулся с техническими сложностями – в аварийный режим переключилась автоматическая трансмиссия, и грузовик остался на четвертой передаче. Чтобы машина не встала посреди воды, экипажу пришлось включать все блокировки и с трудом выбираться на берег. Оставшиеся километры автомобиль ехал на скорости не более 120 км/ч, теряя развитое ранее преимущество.

В заключительный день ралли незначительные ошибки в навигации и прокол колеса отбросили Андрея Каргинова на общее третье место. Победителем гонки впервые в карьере стал Сергей Вязович, опередивший на 13 с половиной минут экипаж Эдуарда Николаева. Также в топ-5 оказались еще два экипажа «КАМАЗ-мастер» - Дмитрия Сотникова и Хоу Хоннина, повторившего свой рекорд 2016 года. Мог оказаться на шестой строчке и Сергей Куприянов на газодизельном «КАМАЗе», но на девятом этапе он остановился помочь Виталию Мурылеву и пропустил вперед Алексея Вишневского.

Всего по итогам ралли «Шелковый путь-2023» экипажи «КАМАЗ-мастер» выиграли семь из девяти этапов: четырежды лучшим стал Андрей Каргинов, трижды – Эдуард Николаев. По одной победе на счету Алексея Вишневского и Сергея Вязовича. А решающими в распределении призовых мест стали технические сложности и навигационные ошибки в самый ответственный момент гонки.

Эдуард Николаев, пилот экипажа №303: «Главной задачей было бороться до последнего километра, потому что могло быть все что угодно. Наша команда стремилась к общей победе, а второй я или третий – не столь важно. Главным было первое место «КАМАЗ-мастер». Поздравляю наших соперников с победой, с тем, что находят возможность приезжать на гонку. Мы ведем борьбу и подтягиваем себя, чтобы, когда снова придет «Дакар», мы были все в форме. А в следующем году мы постараемся вернуть главный приз «Шелкового пути».

Грузовой зачет. Генеральная классификация

Поз.

Имя

Марка

Время

Отставание

1

302

Сергей ВЯЗОВИЧ
Павел ГАРАНИН
Андрей КРАГЕЛЬСКИЙ

МАЗ

24:22:24

00:00:00

2

303

Эдуард НИКОЛАЕВ
Евгений ЯКОВЛЕВ
Богдан КАРИМОВ

КАМАЗ

24:36:00

00:13:36

3

301

Андрей КАРГИНОВ
Иван МАЛЬКОВ
Вадим АХМЕТОВ

КАМАЗ

24:43:48

00:21:24

4

300

Дмитрий СОТНИКОВ
Руслан АХМАДЕЕВ
Ильгиз АХМЕТЗЯНОВ

КАМАЗ

25:09:18

00:46:54

5

307

ХОУ Хоннин
ШЕНЬ Синь
Сергей КРЕНЕВ

КАМАЗ

25:53:06

01:30:42

6

304

Алексей ВИШНЕВСКИЙ
Максим НОВИКОВ
Сергей САЧУК

МАЗ

25:57:50

01:35:26

7

305

Сергей КУПРИЯНОВ
Дмитрий НИКИТИН
Иван ТАТАРИНОВ

КАМАЗ

26:05:56

01:43:32

8

308

Михаил ШКЛЯЕВ
Александр ШЕЛУДЬКО

ГАЗ

33:33:31

09:11:07

9

311

Юрий НАЙМАН
Дмитрий ВИХРЕНКО
Алексей ПОПОВ

УРАЛ

33:41:42

09:19:18

10

310

Алексей ХЛЕБОВ
Александр ЛАГУТА

ГАЗ

33:42:44

09:20:20

11

306

Виталий МУРЫЛЕВ
Александр ШВЕД
Павел МУРЫЛЕВ

МАЗ

61:42:37

37:20:13

12

309

МА Годже
ЛИ Донфен

ГАЗ

Сход