РЕЗУЛЬТАТЫ:
1-е место, экипаж № 501: пилот Дмитрий Сотников; штурман Руслан Ахмадеев; механик Ильгиз Ахметзянов.
3-е место, экипаж № 500: пилот Антон Шибалов; штурман Дмитрий Никитин; механик Иван Татаринов.
Одиннадцатое издание международного ралли "Шелковый путь" завершилось 6 июля в городе Горно-Алтайск в России. Победу в гонке одержал экипаж спортивной команды "КАМАЗ-мастер" под управлением Дмитрия Сотникова, Антон Шибалов занял третье место. На второй строчке разместился белорус Сергей Вязович из "МАЗ-СПОРТавто".
Для команды из Набережных Челнов успех в "Шелковом пути", прошедшем с 1 по 6 июля по территории Российской Федерации, стал девятым в истории, а Дмитрий Сотников установил рекорд гонки – три победы.
Маршрут и календарь ралли претерпели значительные изменения из-за пандемии коронавируса. Изначально соревнование должно было пройти в трех странах, но позднее свою часть гонки не смог принять Китай, а уже по ходу ралли из-за ухудшившейся ситуации с пандемией и вспышкой бубонной чумы закрылась граница Монголии. Организаторы в срочном порядке смогли внести корректировки и вместо монгольских этапов включили дополнительные по России. Таким образом, вместо десяти этапов состоялось только пять. Общая протяженность "Шелкового пути" сократилась с 5400 км до 3500 км, а длина спецучастков – с 2900 км до 650 км.
Как и ралли-марафон "Дакар" 2021 года, "Шелковый путь" прошел при полном соблюдении коронавирусных ограничений. Помимо стандартных административных и технических проверок все участники сдали ПЦР-тесты, и только получив разрешение по всем трем пунктам, были допущены к гонке. Таких оказалось 78 экипажей со всего мира – от Японии и Австралии до Аргентины и Ботсваны.
Команда "КАМАЗ-мастер" выставила на "Шелковый путь-2021" семь экипажей. А для 23-летнего Богдана Каримова эта гонка стала второй в карьере за рулем спортивного грузовика. Его задачей на ралли был финиш и получение опыта, который приходит только на гонке в соперничестве с сильнейшими экипажами. Основными соперниками российской команды стали МАЗ и RENAULT.
№500 - пилот Антон Шибалов, штурман Дмитрий Никитин, механик Иван Татаринов;
№501 - пилот Дмитрий Сотников, штурман Руслан Ахмадеев, механик Ильгиз Ахметзянов;
№504 - пилот Эдуард Николаев, штурман Евгений Яковлев, механик Искандэр Романов;
№505 - пилот Айрат Мардеев, штурман Дмитрий Свистунов, механик Вадим Ахметов;
№507 - пилот Андрей Каргинов, штурман Андрей Мокеев, механик Иван Мальков;
№508 - пилот Сергей Куприянов, штурман Александр Куприянов, механик Сергей Кренев;
№513 - пилот Богдан Каримов, штурман Альберт Арсланов, механик Владимир Рыбаков.
О СПОРТИВНОЙ МАШИНЕ
По поручению генерального директора ПАО "КАМАЗ" большая работа по созданию нового спортивного грузовика семейства К5 – КАМАЗ-435091 – шла в течение всего 2020 года и продолжилась сразу после возвращения команды "КАМАЗ-мастер" с "Дакара-2021". Совершенно новый спортивный грузовик вобрал в себя весь опыт выступлений предыдущих лет. Измененный облик кабины станет частью заводской маркетинговой программы продвижения нового семейства грузовиков ПАО "КАМАЗ" на международном и внутреннем рынке грузовых автомобилей.
При разработке и конструировании новой машины конструкторы "КАМАЗ-мастер" руководствовались предстоящими изменениями в техническом регламенте FIA, который принимается для планируемого с 2022 года грузового зачета чемпионата мира по внедорожным ралли. КАМАЗ-435091 оснащен рядным шестицилиндровым дизельным двигателем с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Коробка переменных передач – автоматическая. Рабочий объем двигателя – 12,98 л. Вместимость топливного бака – 950 литров.
Календарь гонки
РАСПИСАНИЕ "ШЕЛКОВОГО ПУТИ-2021"
1 июля. Омск. Торжественный старт.
2 июля. 1-й этап: Омск > Новосибирск, 671 км: 88 км - СУ, 583 км - лиазон.
3 июля. 2-й этап: Новосибирск > Горно-Алтайск, 582 км: 133 км - СУ, 449 км - лиазон.
4 июля. 3-й этап: Горно-Алтайск > Кош-Агач, 666 км: 133 км - СУ, 533 км - лиазон.
5 июля. 4-й этап: Кош-Агач > Горно-Алтайск, 682 км: 164 км - СУ, 402 км - лиазон.
6 июля. 5-й этап: Горно-Алтайск > Горно-Алтайск, 588 км: 133 км - СУ, 453 км - лиазон.
6 июля. Горно-Алтайск. Финиш и финишный подиум.
Первый этап ралли "Шелковый путь" стартовал в необычном месте – на танковом полигоне под Омском. Покорять разбитую тяжелой военной техникой дорогу отправились 78 экипажей в пяти зачетах – мотоциклы и квадроциклы, внедорожники, мотовездеходы Т3 и Т4, а также грузовики.
И первые километры стали настоящей головной болью для штурманов. Навигационные ловушки, приготовленные организаторами ралли, разгадало считанное количество гонщиков. Доходило до того, что в одно мгновение в поисках нужного курса на одном пятаке кружили 14 экипажей. Найдя выход, пилоты смогли продемонстрировать мощь своей спортивной техники – на быстрых прямых отрезках по полям в мотозачете максимальная скорость достигала 177 км/ч, ехали на грани и грузовики – 140 км/ч.
В финишном створе был зафиксирован исторический момент – первую победу в первой же гонке одержал Дмитрий Сотников на новом КАМАЗе. Показать, что этот выигрыш не разовая акция и не случайность, действующий победитель "Дакара" смог на следующий день. 50-километровый гравийный участок, подходящий для классического ралли, лесные узкие дороги с поваленными деревьями без возможности обгона на скорости (места хватает только встать на обочину и пропустить другой экипаж) и игра света и теней, искажающая реальную действительность, а также заболоченные низины после дождей – со всем этим революционный грузовик "КАМАЗ-мастер" справился на высокую оценку.
Планомерное наращивание преимущества в генеральной классификации – лишь маленький шаг на пути к подиуму. Перед стартом третьего этапа стало известно, что монгольская часть ралли, а вместе с ней дюны и пески, не состоится. Как и не будет длинных и привычных для ралли-рейдов скоростных заездов на сотни километров. Вместо них остались короткие спецучастки на 130-160 км. Первый марафонский этап в высокогорье смог похвастать высотой до 2000 метров над уровнем моря, что повлияло на работу двигателей грузовиков. Не испытал подобных трудностей Сергей Куприянов, выступающий на обновленном уникальном газомоторном КАМАЗе.
Дебютант ралли "Шелковый путь" 23-летний Богдан Каримов после финиша этапа признался, что ему пока не хватает опыта езды по усеянным множеством острых камней трассам и быстрыми плотными дорогами с пересечением горных рек, но с каждым километром его уверенность возрастает. Не повезло молодому пилоту "КАМАЗ-мастер" только в одном эпизоде: поросшая травой грязевая ловушка, похожая на солончак, "захватила в плен" задние колеса грузовика. Вызволять российский экипаж остановился еще один дебютант гонки – голландец Митчелл ван ден Бринк. Уже после финиша спецучастка Каримов и его экипаж менее чем за четыре минуты поменяли проколотое заднее колесо.
Пришлось ставить запаску и Айрату Мардееву. Остальные челнинские экипажи добрались до бивуака без приключений, а победу одержал Андрей Каргинов, всего на 23 секунды опередивший своего сокомандника Эдуарда Николаева. В первой пятерке в пределах двух с половиной минут оказались сразу четыре машины "КАМАЗ-мастер", а Эдуард Николаев вошел в топ-3 в генеральной классификации
Четвертый спецучасток практически полностью повторил трек предыдущего. Лишь в конце организаторы добавили 31-километровую петлю, увеличив длину дистанции до 164 км. И разбитая днем ранее трасса обнажила свое коварство в виде многочисленных острых камней. Особое внимание участников грузового зачета спортивная дирекция ралли обратила при срезках: в степной местности, покрытой мелкой травой, лежит большое количество камней, а фэш-фэш только маскирует их от взора водителей и штурманов.
Казалось, что трасса хорошо изучена, но уже после 28 километров идущий вторым в генеральной классификации Эдуард Николаев из-за замены колеса проиграл Андрею Каргинову более 13 минут. Алексей Вишневский на МАЗе и вовсе проколол три колеса, два из которых заменил по ходу спецучастка, Айрат Мардеев смог добраться до финиша на подкачке двух шин. Богдан Каримов показал свой лучший результат, став пятым на этапе. С поломкой, стоившей часовой потерей, столкнулся Андрей Каргинов: после одного из бродов на КАМАЗе вышел из строя вентилятор охлаждения основного радиатора.
Также пострадал и грузовик Дмитрия Сотникова. Ближе к финишу на импровизированной развязке лидер общего зачета при прохождении резкого поворота не заметил промоину и съехал в небольшой ров, повредив передний пластиковый обвес кабины. В момент столкновения с отвесной земляной стеной скорость машины была минимальной - экипаж не пострадал и продолжил движение к финишу. Несмотря на аварию, экипаж №501 одержал свою третью победу на "Шелковом пути-2021" и увеличил отрыв в "женерале" от вернувшегося на второе место Сергея Вязовича до 6 минут.
Этого запаса хватило на заключительный день соревнования. Пятый этап продублировал трассу второго спецучастка и не поставил неразрешимых задач лидирующему экипажу. В очном противостоянии с Антоном Шибаловым Сергей Вязович показал лучшее время дня и завершил ралли "Шелковый путь" на втором месте.
Дмитрий Сотников, пилот экипажа №501: "Нам удалось оправдать усилия команды. На протяжении нескольких месяцев все работали очень напряженно и днем, и ночью. Поэтому эта награда - для всей нашей команды, для всех болельщиков, для всех, кто помогал строить машину. Новый спортивный грузовик поколения К5 – прорыв для "КАМАЗ-мастер". Хочу поаплодировать всей команде. Ни одной технической проблемы в ходе гонки не возникло".
Грузовой зачет. Генеральная классификация. Топ-10
Pos. |
№ |
Name |
Make |
Time |
Gap |
1 |
501 |
Dmitry SOTNIKOV |
KAMAZ |
06:59:53 |
00:00:00 |
2 |
502 |
Siarhei VIAZOVICH |
MAZ |
07:04:29 |
00:04:36 |
3 |
500 |
Anton SHIBALOV |
KAMAZ |
07:05:30 |
00:05:37 |
4 |
504 |
Eduard NIKOLAEV |
KAMAZ |
07:17:35 |
00:17:42 |
5 |
505 |
Airat MARDEEV |
KAMAZ |
07:28:19 |
00:28:26 |
6 |
503 |
Martin VAN DEN BRINK |
RENAULT |
07:43:07 |
00:43:14 |
7 |
508 |
Sergey KUPRIYANOV |
KAMAZ |
07:46:34 |
00:46:41 |
8 |
506 |
Aliaksey VISHNEUSKI |
MAZ |
07:50:49 |
00:50:56 |
9 |
507 |
Andrey KARGINOV |
KAMAZ |
08:01:44 |
01:01:51 |
10 |
511 |
Vitaliy MURYLEV |
MAZ |
08:39:13 |
01:39:20 |
11 |
513 |
Bogdan KARIMOV |
KAMAZ |
09:03:56 |
02:04:03 |