РЕЗУЛЬТАТЫ
2 место, экипаж № 500 пилот А. Мардеев; штурман А. Беляев; механик Д. Свистунов
О ГОНКЕ:
Путь «КАМАЗ-мастера» к вершинам итоговой таблицы был непростым. Дакар – это соревнование множества сильных экипажей, команд, конструкторских бюро. За 13 этапов гонки и 9500 километров по равнинам, горам и пустыням Аргентины и Боливии «КАМАЗ-мастеру» пришлось сдерживать натиск маститых соперников. На старт гонки вышло 55 грузовиков (MAN - 16 , DAF - 8, IVECO - 6, TATRA - 6, KAMAZ - 4 , RENAULT - 4, GINAF - 3, MAZ - 3, HINO 2, LIAZ -1, SCANIA -1, MERCEDES -1).
Конкуренты камазовцев - IVECO, MAN, TATRA, RENAULT и остальные команды в этом году очень серьезно подготовились к гонке. Были привлечены сильные пилоты, усовершенствованы машины. Технологические новации соперников россиян проявились уже в первой половине соревнования. В связи с тем, что из маршрута Дакара-2016 выпали пески Чили и Перу, знаменитый ралли-марафон явил участникам новую концепцию: почти половина дистанции стала быстрой гонкой в стиле WRC. Усложнения программы в виде испытания моторов нехваткой кислорода на горных спецучастках последовали в Боливии.
Грузовики начали свои состязания со второго этапа: по разным причинам были отменены пролог и первый скоростной спецучасток. Машины соперников были хорошо подготовлены к трассам классических ралли, которыми изобиловала первая половина «Дакара». Их машины, оснащенные шестицилиндровыми рядными двигателями с современной системой моторного тормоза и системами отсечки максимально скорости (электронная система помогает пилоту постоянно двигаться со скоростью наиболее приближенной к разрешенным правилами 140 км в час) имели преимущество на трассах с резкими разгонами и торможениями. Тогда как российские «КАМАЗы» всегда были успешны на более характерных и привычных для «Дакара» экстремальных маршрутах с тяжелыми песками и пересеченной местностью, с движениями ор-пист, где важны ходы подвески и тяговитые V-образные двигатели. Кроме того такие пилоты как Питер Верслуис (MAN), Ханс Стейси (MAN), Жерар Де Рой (Iveco), Федерико Вильягра (Iveco), Мартин Коломы (TATRA) имеют за плечами опыт пилотирования в чемпионатах классического ралли. Тем не менее, с учетом всего этого по итогам первых этапов камазовцам удалось минимизировать временное отставание от команд MAN и Iveco.
В последующие дни экипажи «КАМАЗ-мастера» стали отыгрываться. В Боливии, несмотря на то, что в условиях жары и нехватки кислорода в горах сильно грелись моторы, россияне снова включились в борьбу за высокие места.
Перед днем отдыха, отведенным после седьмого этапа, действующий чемпион Айрат Мардеев занимал третье место в генеральной классификации. После следующего спецучастка в тройку вошел Эдуард Николаев, выигравший до этого два этапа, в то время как голландец де Рой закрепился на первом месте, с которого он уже не был смещен до самого финиша гонки.
Было время, когда Николаев проигрывал голландцу меньше восьми минут — в песках такое отставание катастрофическим не считается. К сожалению, на 10-м этапе Дакара в пылу ожесточенной борьбы с соперниками автомобиль Николаева совершил опрокидывание в песках пустыни Фьямбала. После помощи оказанной подоспевшим экипажем Каргинова продолжил движение, но фактически выбыл из числа претендентов на подиум.
На второе место в таблице генеральной классификации поднялся экипаж Мардеева, однако организаторы вновь вывели участников на быстрые грунтовые дороги, и отыгрывать даже скупые минуты стало слишком сложно.
На финише Дакара экипаж Айрата Мардеева стал вторым зачете грузовиков, экипаж Эдуарда Николаева занял седьмое место. Экипажи Андрея Каргинова и Дмитрия Сотникова расположились по соседству — на 14-й и 15-й позициях.
Владимир Чагин, комментируя итоги гонки, сказал: "В этом году была высочайшая конкуренция в классе грузовиков, команды соперников подготовились к ралли великолепно. В техническом плане соперники выросли значительно. Безусловно, когда команда «КАМАЗ-мастер» 13 раз побеждает на "Дакаре", то победы входят в привычку. Но в спорте невозможно постоянно быть победителем. Серебро на нынешнем «Дакаре» – это еще одно доказательство, что здесь все жестко и по-настоящему, и этот результат - отличный стимул выступить лучше в следующем году и вернуть чемпионский титул".
«КАМАЗ-мастеру» предстоит дать ответ на новые вызовы уже в ближайшее время. В какой-то степени таким ответом должен стать разработанный и построенный в спортивном центре «КАМАЗ-мастер» новый автомобиль капотной компоновки. Немного времени остается и на усовершенствование проверенного временем «КАМАЗа-4326». Предстоит работа по доводке двигателя, системы моторного тормоза и системы контроля максимальной скорости. В ближайшее время команде предстоит определиться с тем, какой мотор использовать в ближайшие годы, так как согласно новому регламенту Дакара, разрешенный объем двигателя для грузовиков будет ограничен 13 литрами.
Своеобразный матч-реванш поклонники грузовой категории жаждут увидеть уже на ралли «Шелковый путь» запланированном на июль этого года. Гонка пройдет по территории России, Казахстана и Китая. Ведущие мировые команды с воодушевлением восприняли информацию о возрождении Русского Дакара. Разнообразие маршрута, наличие на трассе всех видов бездорожья – пески, горы, степи и т.д. привлекают участников и обещает интереснейшую и ожесточенную борьбу на этом трансконтинентальном марафоне.
.
«Дакар-2016». Грузовики. Итоговое положение (до 15-го места)
1. Жерар де Рой («Ивеко») — 44:42:03
2. Айрат Мардеев («КАМАЗ») +1:10:27
3. Федерико Вильягра («Ивеко») +1:40:55
4. Ханс Стейси («МАН») +2:23:01
5. Тон ван Генугтен («Ивеко») +2:30:59
6. Паскаль де Бар («Рено») +3:04:07
7. Эдуард Николаев («КАМАЗ») +3:39:23
8. Ярослав Вальтр («Татра») +3:54:30
9. Питер Верслёйс («МАН») +3:57:52
10. Пеп Вила Рока («Ивеко») +4:55:04
…
14. Андрей Каргинов («КАМАЗ») +6:40:58
15. Дмитрий Сотников («КАМАЗ») +6:45:42
Программа ралли Дакар-2016
31/12 и 01/01: Административные и технические проверки
02/01: Стартовый подиум в Буэнос-Айресе
03/01: Буэнос-Айрес - Вилья-Карлос-Пас
04/01: Вилья-Карлос-Пас - Терма-де-Рио Хондо
05/01: Терма-де-Рио Хондо - Жужуй
06/01: Жужуй - Жужуй
07/01: Жужуй - Уюни
08/01: Уюни - Уюни
09/01: Уюни - Сальта
10/01: День отдыха в Сальте
11/01: Сальта - Белен
12/01: Белен - Белен
13/01: Белен - Ла-Риоха
14/01: Ла-Риоха - Сан-Хуан
15/01: Сан-Хуан - Вилья-Карлос-Пас
16/01: Вилья-Карлос-Пас – Росарио
Без отдыха… постепенно, но верным курсом. Основу Дакара 2016 составят трасса полная сложностей. Экипажи оценят контрасты в рельефе местности, температурах и ландшафтах и пройдут настоящий тест на способность адаптироваться, им постоянно придется ежедневно решать все новые задачи. Более того, маршрут будет становиться более сложным, постепенно ведущим ко второй части ралли: здесь запланированы все более интересные спецучастки, при этом поломки техники станут более частыми, а у людей будет копиться усталость. Добро пожаловать в мир бесконечного испытания на прочность!
Пятнадцатиминутная разминка
Участники соревнования проедут на время дистанцию, которая будет достаточно длинной, чтобы по ее результатам получилась стартовая квалификация к следующему дню, но не настолько длительная, чтобы говорить о ней как о первом дне соревнования. Короткий спецучасток и секция лиазона - до бивуака Росарио не должны вызвать никаких проблем, если только водители неудачливы или безрассудны.
Мотоциклы – Квадроциклы
Спецучастки: 227км
Всего: 632 км
Автомобили – Грузовики
Спецучастки: 258 км
Всего: 662 км
Горные кручи
Аргентина – страна гор, всех видов и форм. Хотя, первый этап пройдет на небольших высотах, но величественные вершины уже появляются в дымке. После первой быстрой половины СУ участники гонки проследуют по твердым и холмистым дорогам. Частичное разделение категорий обеспечит отсутствие опасных обгонов.
Мотоциклы – Квадроциклы
Спецучастки: 450км
Всего: 786 км
Автомобили – Грузовики
Спецучастки: 521 км
Всего 858 км
Стрелка спидометра вверх!
Статистика этапа говорит сама за себя: около 800 км в пути, в зависимости от категории, - день будет очень долгим. Значительную дистанцию необходимо преодолеть как на спецучастке, так и на маршруте ассистанс: в целом ландшафты не особо сложные, относительно скоростные треки могут понравиться тем, кто любит ехать по холмам и пересекать реки и тем, кто может поддерживать высокую скорость на всей дистанции. Автомобили и грузовики могут в этот день растянуться по трассе.
Мотоциклы – Квадроциклы
Автомобили – Грузовики
Спецучастки: 314 км
Всего 663 км
Гонка преследования!
Формат гонки более напряженный, сегодня она становится еще более скоростной, к тому же добавятся горные участки на этапе. Профессионалы дрифта смогут здесь показать свои навыки. Гонка преследования будет постоянно держать лидеров в состоянии повышенной боевой готовности на протяжении этого маршрута, созданного для непримиримых соперников. Изменения в условиях соревнования могут произойти из-за дождя: даже самые сильные участники не всегда хороши в форс-мажорных обстоятельствах.
Мотоциклы – Квадроциклы- Автомобили
Спецучастки: 429 км
Всего: 629 км
Грузовики
Спецучастки: 418 км
Всего: 619 км
Марафонский этап: без механиков
Участники столкнутся с первыми серьёзными трудностями. Спецучасток располагается приблизительно на высоте 3,500 м над уровнем моря, с постоянными изменениями скорости, в зависимости от территории – песчаной или скалистой. Этот изнуряющий этап запланирован организаторами, когда за плечами участников уже будет 2500 непростых километров гонки. Это старт особенного марафонского этапа гонки. В этом году, в Сан-Сальвадоре-де-Жужуй
впервые с 1998 года будет организована полностью закрытая зона для
транспортных средств, к которым даже сами участники не будут иметь доступа.
Мотоциклы – Квадроциклы – Автомобили
Спецучастки:327 км
Всего: 642 км
Грузовики
Спецучастки: 327 км
Всего: 642 км
Берегите себя от головной боли!
Постоянная бдительность необходима для второй части марафонского этапа: кроме контроля за техникой, в особенности надо быть осторожным с шинами, пилоты должны обращать внимание на свое самочувствие. Въезд в Боливию сопровождается крутым подъемом, достигающим 4600 м над уровнем моря – самая высокая точка в истории Дакара, которая встретится на спецучастке этого дня. Технически, это также этап, когда ралли набирает обороты, с первыми участками бездорожья (ор-пист) и некоторыми участками, где необходима хорошая навигация, которые могут стать головной болью для некоторых штурманов….
Мотоциклы – Квадроциклы – Автомобили
Спецучастки: 542 км
Всего: 723 км
Грузовики
Спецучастки: 295 км
Участок лиазона: 600 км
«Петля» высокого напряжения
Непростой спецучасток запланирован на шестой день гонки. И это не только сложность маршрута, который проходит на высотах 3,500 и 4,200 м над уровнем моря. Скорость и поверхность меняются постоянно, чередуясь от песка к камням, что может привести в замешательство некоторых участников, особенно в дождь. Будут видны проблески солончака Уюни, но это единственная прелесть в программе этого дня. Тем временем, категория грузовиков, проезжая участок лиазона, посетит родной город президента Боливии Эво Моралеса.
Мотоциклы – Квадроциклы
Автомобили – Грузовики
Спецучасток: 353 км
Всего: 793 км
«Быстрая гребля» перед отдыхом
Конец первой недели гонок - всегда своеобразная промежуточная цель. В этом году участники Дакара упорно работавшие во время подготовки и следовавшие основным рекомендациям дисциплины смогут добраться до вожделенного дня отдыха. Но перед этим их ожидает изнуряющий день, во время которого придется намочить ноги, пересекая реку. Вероятно, половина экипажей прибудут в Сальту после наступления ночи, но, возможно, раньше прибытия групп технической помощи, у которых тоже сегодня длинный путь.
Всего лишь передышка
Дакар прибудет в Сальту не в первый раз, бивуак здесь организовывался в 2013 и 2014 годах. Но в действительности, этот перерыв не позволяет многим участникам бездельничать в городе, полном архитектурным наследием колониальной эпохи. Распорядок дня будет по-прежнему насыщен: провести полное обслуживание и ремонт техники, воспользоваться возможностью дополнительного сна и сконцентрироваться на еще более сложных целях второй недели.
Даже во время перерыва гонка продолжается…
Мотоциклы – Квадроциклы
Автомобили – Грузовики
Спецучастки: 393 км
Всего: 766 км
Изменения в программе
Участников ждут первые пески издания 2016 года. Профессионалы по пересечению дюн будут иметь возможность продемонстрировать навыки, и даже, заработать преимущество. Они также заметят трудности навигации, о которых говорилось в этом году, усложняющих соревнование. Застревание в песках грозит потерей драгоценного времени.
Мотоциклы – Квадроциклы
Спецучастки: 285 км
Всего: 436 км
Автомобили – Грузовики
Спецучастки: 285 км
Всего: 396 км
Сохранять хладнокровие
В конце этого дня участники в категории Мото и Квадро заночуют на своем собственном изолированном бивуаке, так как для них наступил второй марафонский этап. Для участников же в остальных категориях это будет петлевой спецучасток, с движением ор-пист по поросшим растительностью дюнам, по более жестким поверхностям, порой по руслам рек. В физическом плане день может оказаться достаточно сложным из-за высокой температуры. Лучшими будут те, чья голова будет работать ясно, кто способен четко решать навигационные задачи. Это будет основной сложностью на данном этапе.
Мотоциклы – Квадроциклы
Спецучастки: 278 км
Всего: 561 км
Автомобили – Грузовики
Спецучастки: 278 км
Всего: 763 км
В стиле Фьямбала
Дюны Фьямбалы всегда были одними из решающих этапов Дакара. В этом году они станут, пожалуй, одним из самых критических эпизодов ралли, когда экипажам и их транспортным средствам придется продемонстрировать свою способность к экстремальной выносливости. Организаторы постарались использовать максимально длинный песчаный участок Фьямбалы на этом этапе. Движение ор-пист практически на всем СУ. Короче говоря – раздолье для специалистов езды по пескам.
Мотоциклы – Квадроциклы – Автомобили – Грузовики
Спецучастки: 431 км
Всего: 712 км
Время для атаки
Уровень сложности остается прежним, но разнообразие покрытий придется по вкусу самым гибким и умеющим приспосабливаться пилотам. Будут присутствовать все виды песка, особенно феш-феш, самый неприятный и сложный вид, который требует сноровки и терпения. Но скоростные качества все же понадобятся на других более прямых участках, покрытых гравием и галькой. Их будет немного и нужно стараться использовать их в попытках изменить общие результаты для создания значительных прорывов.
Мотоциклы – Квадроциклы – Автомобили
Спецучастки: 481 км
Всего: 931 км
Грузовики
Спецучастки: 267 км
Всего: 866 км
Самый длинный этап
Придется преодолеть 900 км, пока участники доберутся до финиша. Скоростной спецучасток составит более половины маршрута, за исключением грузовиков, размеры которых не подходят для некоторых узких треков. На этой гористой территории, густая растительность по краю дороги будет мешать их движению. Это означает, что участники в остальных категориях также должны показать сноровку. Любители рулежного пилотирования получат удовольствие, но они должны остерегаться грубых ошибок: на этом этапе гонки просчет может стоить очень дорого.
Мотоциклы – Квадроциклы – Автомобили – Грузовики
Спецучастки:180 км
Всего:699 км
Последний бросок
Спецучасток дня, протяженностью 180 км будет весьма разнообразным, состоящим из извилистых, холмистых треков, затем, более быстрых песчаных и каменистых участков. Главный совет лидерам – не терять концентрации. . Для остальных, необходимо без ошибок и фанатизма пройти эти 699 км, прежде чем подиум в Росарио станет долгожданным облегчением. День понравится всем без преувеличения.