Ралли "Дакар 2005"

РЕЗУЛЬТАТЫ Телефоника - Дакар 2005.

1 место, экипаж  №520 пилот Ф. Кабиров, штурман А. Беляев, механик А. Мокеев.

О ГОНКЕ

31 декабря стартовал очередной, уже 27-й по счёту, супермарафон "Дакар". На этот раз он начался  в столице Каталонии Барселоне. Далее караван участников последовал в Марокко, где начались первые серьёзные африканские испытания. Затем мотоциклам, внедорожникам и грузовикам предстояло пересечь Мавританию, 

попасть в самое сердце Мали, где, по заверениям организаторов, все участники ралли будут поражены контрастом между пустыней и тропическими джунглями. Наконец, участники добрались до столицы Сенегала Дакара, где на берегу Розового озера и финишировало это великолепное приключение. В общей сложности участникам этого "Дакара" предстояло пройти 9039 км, из которых 5433 км приходятся на спецучастки. 

ИЗ АНОНСА ОРГАНИЗАТОРОВ: 

В "Дакаре" 2005 года примет участие 695 машин, из которых 230 мотоциклов, 165 внедорожников и 70 грузовиков, плюс 230 машин технического обеспечения. 

Для кого-то добраться до финиша этого изнурительного марафона - уже победа! Но российская команда "КамАЗ-Мастер", которая уже 14 лет участвует в ралли-рейде "Дакар", каждый год ставит перед собой только одну цель - первое место среди грузовиков. "Дакар-2005" - не исключение, хотя в этот раз битва будет как никогда жаркой! За год кое-что удалось усовершенствовать в гоночной модели КамАЗ-4911, выигравшей прошлогодний "Дакар". К примеру, новый ярославский двигатель и улучшенная топливная система позволили снизить массу грузовика на 400 кг. Кроме того, к радости спортсменов, создана более "мягкая" подвеска, которая должна снизить тряску в кабине, из-за которой в прошлом году все "камазовцы" получили серьёзные травмы позвоночников. Но соперники тоже не сидели сложа руки и намереваются взять реванш за последние три "Дакара", в которых не было равных россиянам. Главные наши конкуренты - это команда Gauloises de Rooy Transport, выступающая на грузовиках DAF. В ней едут отец и сын де Роой. Не стоит сбрасывать также со счетов Tatra Карела Лопраиса и Андреа де Азеведо, Сугавару на Hino, Мики Биазьона на новом IVECO EuroCargo 4x4 и голландские грузовики GINAF, построенные на агрегатах от DAF и оснащённые 950-сильными двигателями Caterpillar C18. Не на руку нашей команде и новое правило, введённое для "Дакара" 2005 года. Оно ограничивает скорость всех грузовиков 150 км/ч. За превышение этого лимита будут начисляться суровые штрафы (5 минут штрафа - за превышение скорости на 1-5 км/ч, 15 минут - превышение на 6-10 км/ч, 30 минут - на 11 км/ч и более). На первый план теперь выйдет динамика разгона грузовиков, а в этом аспекте КамАЗ уступает конкурентам. К тому же, особенность ярославского двигателя, установленного на гоночных КамАЗах, заключается в том, что в него нельзя встроить электронный ограничитель скорости.

  

ХРОНИКА ГОНКИ

День 1: Барселона - Барселона
Пятница, 31 декабря 2004 года
Перегон: 27 км
Спецучасток: 6 км
Перегон: 17 км

200 тысяч зрителей стали свидетелями старта 27-го супермарафона "Дакар" в Барселоне. Участники стартовали с площади Испании, и после 27-километрового пробега им предстоял пролог длиной 6 км по пляжу. 

Среди грузовиков быстрейшим сегодня оказался 48-летний голландец Ханс Бекс на DAF. Пятнадцать секунд ему уступил наш Фирдаус Кабиров из команды "КамАЗ-Мастер". Ещё одну секунду проиграл DAF Яна де Рооя. Четвёртое время в 23-х секундах от лидера и в трёх впереди Жерардуса де Рооя показал ещё один КамАЗ Ильгизара Мардеева. Владимир Чагин был на этом допе седьмым, уступив победителю 36 секунд. Старые соперники российской команды, выступающие на чешской Tatra, остались позади: Андре де Азиведо был 10-м, Томаш Томечек - 11-м, а Карел Лопраис - 14-м. 

ОТ пресс-центра команды: 
«Браво, Руссия…»
1 января 2005 года, раннее новогоднее утро. Глубокая дремота уставшей от встречи нового года Барселоны прерывается мощным ревом сотен моторов: спортивная кавалькада ралли «Барселона-Дакар» стремительно выруливает на южную окраину города и берет курс на Гранаду. 919 километров соединительного участка по автобану, не отмеченного зачетным скоростным маршрутом – своеобразный «новогодний подарок» организаторов гонки ее участникам. Но хронометры ралли были включены вчера на четырехкилометровом скоростном участке по барселонскому пляжу, который определил не только порядок сегодняшнего старта, но, в отличие от предыдущих лет, начал отсчет раллийных секунд, минут и часов на огромной трассе супермарафона протяженностью 8956 километров по территории пяти стран – Испании, Марокко, Мавритании, Мали и Сенегала. 

В гонке 2005 года участвует рекордное количество спортсменов и техники: 232 мотоциклиста, 168 экипажей легковых автомобилей и джипов, 69 (!) экипажей грузовиков. Все они, 31 января, на глазах десятков тысяч приветливых жителей Барселоны и ее гостей взрыхлили песок городского пляжа. Зрелище как всегда было великолепным, особенно когда на трассу скоростного участка стремительно вырулили грузовики. Восторгу зрителей не было предела, когда камазовские экипажи один за другим совершали свои коронные прыжки с песчаных откосов. 

«Браво, Руссия» - эти возгласы разносились не только над акваторией пляжа, но и везде, где бы не появлялись в эти дни камазовские спортсмены в легко узнаваемой фирменной экипировке. А презентационный выезд под названием пролог в классе грузовиков завершился пусть и маленькой, но победой ДАФа во главе с Г. Бекхом. На 14 и 15 секунд соответственно от него отстали КАМАЗ Ф. Кабирова и ДАФ Яна Де Роя. На 22 сек. КАМАЗ И. Мардеева, на 25 – ДАФ Г. Де Роя. Такова пятерка лидеров после пролога. В. Чагин, как и в прошлом году «поскромничал», приехав к финишу седьмым и подарив победителю 35 секунд. 

Кстати, готовившаяся к гонке без помпезного прошлогоднего шума команда «Голуаз Де Рой», все же, накануне старта провела пресс-конференцию и публично раскрыла карты. В предложенном журналистам пресс-релизе особо подчеркнуто, дословно: «… Отец и сын Де Рои покорят столицу Сенегала как победители ралли, несмотря на упорную конкуренцию со стороны российских КАМАЗов и ТАТР из Польши. И на самой встрече с журналистами представители голландской команды и фирмы «Голуаз» не скрывали своих планов, хотя и подтвердили, причем с уважением, что бороться с русскими будет очень трудно». 

Ну а жизнь команды «КАМАЗ-мастер» в минувшие дни традиционно была заполнена привычными хлопотами, связанными с подготовкой техники к гонке после европейского перегона –Россия, Франция, Испания - к месту старта. Также, не изменяя традиции, команда не пропустила несколько знаменательных дат, связанных с днями рождения ее членов Ольги Якубовой (28 декабря), Михаила Арсеньева (24 декабря) и Николая Страхова (31 декабря). Все именинники получили стихотворные поздравления и, разумеется, подарки. А в новогодний вечер, проведенный в одном из старинных уголков Барселоны, подарки получила вся команда. 

Алексей Шилободин, Барселона, 1 января. 

День 2: Барселона - Гранада
Суббота, 1 января 2005 года
Перегон: 920 км
Всего: 920 км

Сегодня на "Дакаре" не было никаких соревнований - один лишь длинный перегон из Барселоны в Гранаду с промежуточной остановкой в Кастельоне - традиционном городе марафона. 

От пресс-центра команды
Gracias, Испания! 
Поздний час, ночная прохлада, слетевшая с окрестных гор, окружающих красавицу Гранаду не смогли сдержать праздничного порыва горожан и многочисленных туристов встретить караван ралли «Барселона-Дакар». Чтобы пробиться к сверкающему подиуму гонки, спортсменам пришлось буквально пробиваться через живой коридор встречающих. Позади – самый длинный на ралли перегон - 919 километров из Барселоны в Гранаду, впереди – третий этап через неспокойный зимний Гибралтар к столице Марокко Рабату. А между ними, в полдень 2 января, очередной зрелищный скоростной спецучасток, протяженностью 10 километров по холмам и буеракам военного полигона в окрестностях Гранады. 

Итак, по уточненным данным, первенство в классе грузовиков оспаривают 69 единиц тяжелой техники ралли, которые представляют крупнейшие автомобильные корпорации в частном порядке и в составе раскрученных команд с мировыми именами: MERCEDES-19 автомобилей, MAN-18, RENAULT-9, GINAF-4, DAF-5, KAMAZ-3, TATRA-3, DAIMLER-2, IVECO-2, HINO-2… 

Их экипажи возглавляют полные сил живые легенды международных автомобильных гонок, которых в разное время крепко связала дакаровская колея, а также молодые представители последней генерации участников автомарафонов, менее опытные, но не уступающие "генералам песчаных карьеров"

Стартовавший первым, как победитель первого этапа в классе грузовиков, Ганс Бекс на ДАФе с лучшим временем завершил и прохождение скоростного участка по ухабам военного полигона близ Гранады. Сын и отец Де Рои, примчались на финиш почти одновременно, проиграв лидеру соответственно 24 и 25 секунд, но заняли третье и четвертое место. Продвинуться выше им помешал экипаж КАМАЗа №520 в составе пилота Фирдауса Кабирова, штурмана Айдара Беляева и механика Андрея Мокеева, уступивший Бексу всего 9 секунд. Два других камазовских экипажа – Владимира Чагина и Ильгизара Мардеева показали седьмой и восьмой результат, с разницей от лидера гонки в 35 и 41 секунду. 

Примечательно, что в последний год на трассу автомарафонов в классе грузовиков выезжают женщины- пилоты. На апрельском ралли 2004 года в Тунисе только камазовский экипаж во главе с Ильгизаром Мардеевым – единственный мужской экипаж, смог противостоять чарам автомобильных амазонок и не упустить победу. После удачных обкаток на этапах розыгрыша Кубка мира по внедорожным ралли португалка Элизабет Джасинто на РЕНО и итальянка Луиза Трукко на МЕРСЕДЕСЕ возглавили боевые экипажи дакаровской пробы. И сегодня, на втором скоростном участке, сумели «объехать» треть участников в классе тяжелой спортивной техники. 

Шумная, разноголосая, красочная шоу-программа ралли «Барселона-Дакар» с видом на Европу завершена. Предстоящей ночью, переплыв на морском пароме Гибралтарский пролив, участники 27-го Дакара десантируются на африканском побережье и сходу начнут штурм трассы третьего этапа ралли на пути к Рабату. Это уже будет в совсем ином измерении – и времени, и пространства, и человеческих возможностей. Измерении, попав в которое каждый участник будет представлять предшествующую гонке жизнь как дивный мираж, вернуться в который можно будет только пройдя 15 предстоящих этапов супермарафона, как 15 кругов спортивного ада... 

День 3: Гранада - Рабат
Воскресенье, 2 января 2005 года
Перегон: 6 км
Спецучасток: 10 км
Перегон: 557 км
Всего: 573 км

Среди грузовиков вторую подряд победу записал себе в актив Ханс Бекс на DAF. Она позволила ему создать 24-секундное преимущество над КамАЗом Фирдауса Кабирова, который сегодня вновь был вторым. На третьем и четвёртым местах финишировали Жерардус и Ян де Роои, проигравшие Бексу 24 и 25 секунд соответственно. Владимир Чагин, уступив 35 секунд, снова был седьмым, а Ильгизар Мардеев - восьмым. 

День 4: Рабат - Агадир
Понедельник, 3 января 2005
Перегон: 122 км
Спецучасток: 123 км
Перегон: 421 км
Всего: 666 км
Сегодня на "Дакаре" был первый африканский спецучасток длиной в 123 км. Маршрут, по заверениям организаторов, на 70% новый. В начале участиники прошли сквозь дубовые леса, где они должны будут показать всё своё мастерство. Далее настанут настоящая африканская пустыня и пески, где будет много смен направлений и изменений ландшафта. Как утверждают организаторы, здесь даже самые опытные экипажи могут потерять время из-за проблем с навигацией. 

Высший класс сегодня показал Владимир Чагин из команды "КамАЗ-Мастер". Не блиставшему на первых двух допах марафона, Чагину на этапе Рабат - Агадир не было равных среди экипажей грузовиков. Россиянин на минуту и 34 секунды опередил DAF Жерардуса де Рооя. На третьей и четвёртой строчках разместились также наши спортсмены на КамАЗах Фирдаус Кабиров и Ильгизар Мардеев. А вот у Яна де Рооя сегодня были трудности. Закончив первый пункт контроля времени с третьем временем, по итогам всего спецучастка де Роой-старший был лишь 11-м. Победитель первых двух допов Ханс Бекс занял сегодня 12-е место. 

В общем зачёте теперь лидирует Владимир Чагин. В минуте и 10 секундах от него идут де Роой-младший и Фирдаус Кабиров. На четвёртом месте - КамАЗ Ильгизара Мардеева. 

День 5: Агадир - Смара
Вторник, 4 января 2005 года
Перегон: 240 км
Спецучасток: 381 км
Перегон: 33 км
Всего: 654 км

ОТ пресс-центра команды: 
Жерардус Де Рой на ДАФе мог бы быть сегодня первым на финише скоростного участка на пути в Агадир. Он быстрее всех домчался до последней – третьей контрольной точки. Диктор в пресс-центре с восторгом объявил о смене лидера в общем зачете в классе грузовиков, журналисты дружно бросились разнести новость по миру. И когда эта новость уже летела в эфир пресс-центр взбудоражила «новая» новость. Перед финишем Де Рой –младший на какое-то мгновенье, может уже охваченный восторгом победы, или чувствуя настигающий КАМАЗ В. Чагина потерял бдительность и на крутом вираже не смог удержать автомобиль на всех четырех колесах: перевернулся и остался лежать на боку, ожидая помощи. 

Вторую подряд победу завоевал на африканском участке трассы «Барселона-Дакар» Итак, камазовский экипаж в составе пилота В. Чагина, штурмана С. Якубова и механика С. Савостина завоевал вторую подряд победу на африканском участке трассы «Барселона-Дакар» 4 часа и 34 минуты – столько времени потребовалось победителю, чтобы преодолеть 381 километр скоростного участка. Следом за ним, уступив камазовцам соответственно 1 мин. 46 сек. и 4 мин. 26 сек. закончили гонку ТАТРы А. Де Азеведо и К. Лопраиза. 5 мин. 8 сек. уступил товарищу по команде Фирдаус Кабиров. Пятый результат дня показал старший Де Рой, отстав от Чагина на 9 мин.13 сек. 

Достойно завершил этап и третий экипаж КАМАЗа во главе с И Мардеевым. Седьмое место с разницей от лидера ровно в 10 мин.- более чем достойный результат среди семи десятков грузовиков. 

Главной отличительной чертой нынешнего скоростного участка, протянувшегося на более, чем 380 км на пути к Смаре было то, что гонщиков ждали бесчисленные пыльные виражи на многочисленных холмах, на смену которым пришла не менее извилистая, но каменистая трасса. 

Сценарий пятого этапа во многом определялся стартовым раскладом в классе грузовиков: первым нажал педаль акселератора В. Чагин, спустя минуту - Де Рой младший на ДАФЕ, за ним снова камазоские экипажи – Ф. Кабирова и И. Мардеева. Замкнула пятерку лидеров ТАТРА Т. Томечека. 

«Трасса действительно была убойной,- прокомментировал результаты этапа Фирдаус Кабиров. Ехали очень быстро там где позволяла ситуация. В одном месте налетели сразу на три ямы подряд-попали в такую своеобразную амплитуду из трех прыжков. Пришлось остановиться и провести диагностику машины. С ней оказалось все в порядке, но за это время, около шести минут, нас обогнали шесть грузовиков. Сели, бросились наверстывать упущенное. Экипаж Чагина пробил колесо и тоже, потеряв около десяти минут, оказался в подобном положении. Оба ДАФа первыми отметились на последней контрольной точке, но до финиша оставалось еще почти 100 км. Чагину удалось обойти обоих, мы – Де Роя старшего. Так и ехали пока на одном из поворотов не увидели лежащий на боку ДАФ Герардуса Де Роя. Затормозили, прицепили веревку, но она не выдержала, порвалась. Так как с экипажем было все в порядке поехали дальше…» 

А к попавшему в аварию сыну уже подъехал отец и следом за ним КАМАЗ Ф. Кабирова. Двумя грузовиками они подцепили лежащий ДАФ и поставили на четыре колеса. Эта остановка стоила Кабирову нескольких минут, достаточных, чтобы мимо,к финишу, проехали ТАТРы Де Азеведы и Лопраиза. 

Но как бы не сложилась ситуация этот день можно, как и предыдущий, с полной уверенностью назвать днем команды «КАМАЗ-мастер», которая подтвердила не только свое спортивное мастерство, но и звание «рыцарей дорог», которые никогда не бросают в беде соперников. 

После пятого этапа ралли «Барселона-Дакар» экипаж КАМАЗа в составе пилота Владимира Чагина, штурмана и руководителя команды Семена Якубова, механика Сергея Савостина еще более укрепил свои позиции лидера в классе грузовиков. 6 мин.17 сек. ему уступает Фирдаус Кабиров, вкупе со штурманом Айдаром Беляевым и механиком Андреем Мокеевым. Третью позицию занимает ТАТРа бразильца Де Азеведы, который проигрывает лидеру 7 мин. 34 сек. Экипаж Ильгизара Мардеева (штурман Станислав Конопко, механик Владимир Голуб) закрепились пока на седьмом месте, находясь от лидера на «расстоянии» пробитого колеса – в 13 мин. 53 сек. 

День 6: Смара - Зуерат
Среда, 5 января 2005 года
Перегон: 121 км
Спецучасток: 492 км
Перегон: 9 км
Всего: 622 км
Сегодня участники марафона "Дакар-2005" покинули Марокко, перебравшись в пески Мавритании. Впервые на этом ралли спортсменам пришлось преодолевать коварные дюны. К тому же, сложность этапу придавал сильный ветер, поднимавший вверх песок. 

В грузовом классе великолепный подарок к своему 35-летию преподнёс себе Владимир Чагин, одержавший уже 32 свою победу на спецучастках "Дакара". 

"Вчера, - сказал после финиша Семен Якубов, - был по настоящему «убойный» день. Сегодня такими убойными были первые 30 км скоростного участка. Потом пошли пески с трамплинами. Пришлось попрыгать, а удары были в некоторых местах очень чувствительными. Много было аварий по этой причине, но мы устояли, не изменили традиции в день рождения Володи Чагина выигрывать этап. Хотя, признаюсь, сегодня это было сделать нелегко. Мы первые стартовали в классе грузовиков и всю дорогу ощущали напористое «дыхание в затылок» наших основных соперников, выступающих на грузовиках DAF и Тatra". 

Вторым на финише сегодняшнего этапа был триумфатор европейских допов Ханс Бекс на грузовике DAF. Голландец прооиграл Чагину более 18 минут. Третьим сегодня был Фирдаус Кабиров на КамАЗе. Попавший вчера в аварию Жерардус де Роой привёл свой DAF седьмым. А его отец Ян де Роой выступил ещё хуже из-за проблем с турбонаддувом, показав 12-е время. Он уступил Чагину более одного часа и 17 минут. 

В общем зачёте Владимир Чагин довёл своё преимущество над Фирдаусом Кабировым до 25 с половиной минут. На третьей строчке идёт бразилец Андре де Азеведо на грузовике Tatra. Он проигрывает Кабирову восемь с половиной минут. Лучший из грузовиков DAF - теперь это снова Ханс Бекс - четвёртый в 34-х минутах позади лидера. Ян де Роой занимает седьмое место, а Жерардус - 29-е. После вчерашней аварии он проигрывает Чагину уже более четырёх часов. 

32 победа Владимира Чагина на этапах Дакара

Этап 6: Смара-Зуерат, 5 января. 
Протяженность спецучастка – 492 км
Общая протяженность – 622 км. 
Третью подряд победу на нынешней гонке, и 32-ю как подсчитали организаторы ралли за все время своих выступлений на Дакаре одержал сегодня Владимир Чагин. Он опередил финишировавшего вторым голландского гонщика на ДАФе Ганса Бекса на 18 мин. 02 сек. Третьим, спустя 19 мин. 17 сек. достиг финишной черты КАМАЗ Фирдауса Кабирова. 

Сегодня спортивная кавалькада ралли пересекла границу Мавритании. Именно в этой стране гонщикам предстоит провести больше всего времени: 6 этапов из 16. Именно от того кому будет сопутствовать удача на этих трассах, вобравших в себя весь традиционный дорожный колорит ралли – скоростные гравийные участки, плато, нагромождения дюн, огромные песчаные горы и определится окончательный расклад на финише супермарафона. Трасса шестого этапа включает несколько относительно ровных, но покрытых сетью пересохших речных русел, гравийных участков, которых сменяют протяженные песчаные волны, с островками верблюжьей колючки и гребнями возникающих по курсу дюн. На трассе этапа очень легко попасть на большой скорости в дорожную выбоину. 

«Вчера, - сказал после финиша Семен Якубов,- был по настоящему «убойный» день. Сегодня такими убойными были первые 30 км скоростного участка. Потом пошли пески с трамплинами. Пришлось попрыгать, а удары были в некоторых местах очень чувствительными. Много было аварий по этой причине, но мы устояли, не изменили традиции в день рождения Володи Чагина выигрывать этап. Хотя, признаюсь, сегодня это было сделать нелегко. Мы первые стартовали в классе грузовиков и всю дорогу ощущали напористое «дыхание в затылок» наших основных соперников - ДАФов и ТАТР» 

И несколько главных из них в этой яростной спортивной дуэли с КАМАЗом Чагина «сбили дыхание», причем очень существенно. Голландец Ян Де Рой на ДАФе, один из главных фаворитов гонки проиграл сегодня камазовскому экипажу 1час 17 мин (!), а азартный игрок на трассах ралли, постоянный возбудитель спокойствия в группе лидеров чех Томас Томечек, похоже, уже не восстановит силы: в погоне за Чагиным у его ТАТРы не выдержала коробка перемены передач. Жалко, что с этого этапа по техническим причинам не будет участвовать в гонке КАМАЗ Ильгизара Мардеева – такое решение было принято рано утром до выезда на старт. 

Сегодня ралли понесло не только спортивные потери. Уже вечером, когда бивуак начал готовиться к ужину, а это более двух тысяч человек, вспыхнула и за считанные секунды сгорела бивуачная кухня. Огонь успел буквально слизать и половину шатров, под которыми принимается еда - и вечером и ночью во время ночных ремонтов, а также обретают ночлег десятки мотоциклистов. 

Итак, в общей квалификации грузовиков неизменным лидером остается экипаж Владимира Чагина. Фирдаус Кабиров, прикрывая тыл товарищу по команде идет на втором месте, уступая лидеру 25 мин. 34 сек. Третий результат показывает бразилец Де Азеведо на ТАТРе, который отстает от Чагина на 33 мин. 59 сек. 

День 7: Зуерат - Тишит
Четверг, 6 января 2005 года
Перегон: 9 км
Спецучасток: 660 км
Всего: 669 км

Информация от пресс-центра команды: 
Суперпобеда камазовского гонщика

Экипаж Фирдауса Кабирова на КАМАЗе № 520 стал победителем марафонского этапа Зуерат – Тишит в классе грузовиков. Он опередил на 1 час 26 мин. 33 сек. ХИНО японского гонщика Сугавары и на 1 час 29 мин. 11 сек. ДАФ голландца Ганса Бекса, показавших лучшее время среди более, чем 60-ти грузовых автомобилей, выехавших на трассу скоростного участка 7 этапа ралли «Барселона-Дакар». 

Целых сорок минут самолет прессы кружил над огромной чашей высохшего озера – «аэродрома», где место посадочной полосы отмечено специальными буйками, а наземная служба наведения отсутствует полностью. Пыльная завеса плотно укутала эту огромную природную чашу, окруженную со всех сторон величественными дюнами. Только между двумя из них есть очень трудный, но все же проезд к Тишиту, конечной точке нынешнего скоростного участка. Мы приземлились вслепую, привычно заходя на посадку боком, чтобы противостоять боковому ветру. Как ни вглядывался я с высоты птичьего полета, но увидеть спасительный для гонщиков перевал в дюнах так и не смог. Но им найти эту заметенную песчаной бурей дверцу в природных декорациях придется во что бы то ни стало. 

Тишит не в первый раз принимает дакаровское ралли. Но нынешняя трасса к нему не повторяет предыдущие и проходит по совершенно незнакомой местности, так что напрячься пришлось по максимуму и навигаторам, и пилотам. Ведь сегодня – не только один из самых запутанных, но и самый протяженный на ралли скоростной участок. К тому же под знаком «марафонский». А это означает следующее: вся прибывшая техника будет только заправлена и сразу же определена в закрытый «парк» до утреннего старта. Никакой профилактики, никаких ремонтов, никаких консультаций и запчастей – все группы на автомобилях технической поддержки ушли к следующему бивуаку в районе Тиджикжи. 

Сегодня к тому же первый по-настоящему «песчаный» день. Все 660 км – это песчаные равнины, покрытые верблюжьей колючкой, чередующиеся с дюнами разной конфигурации и размеров. Еще не доезжая первой контрольной точки завершил гонку в классе легковых автомобилей один из главных претендентов на победу Шлессер. Похоже та же участь постигла и японского гонщика Шинозуку, разбитый НИССАН которого замер на 125 километре трассы. 168 километр коварным для грузовика Яна Де Роя: его ДАФ совершил неудачный прыжок с дюны и экипажу потребовалось время, чтобы привести автомобиль в рабочее состояние и продолжить долгую дорогу в дюнах. Но главная новость пришла с 300-го километра трассы. Здесь из-за проблем с двигателем прекратил свой стремительный бег КАМАЗ лидера гонки в классе грузовиков Владимира Чагина. Он, штурман и руководитель команды Семен Якубов, механик Сергей Савостин без промедления взялись за ремонт. Нужно знать камазовцев – в экстренной ситуации они постарались сделать все возможное и невозможное, чтобы реанимировать автомобиль и продолжить гонку. Более трех часов, обдуваемый песчаной метелью экипаж вел изнуряющий поединок за выживание, пока в песчаной какофонии вновь не зазвучал знакомый рокот. Контрольную точку на 397-ом километре скоростного спецучастка Чагин прошел 24-ым, проигрывая лидеру этапа более пяти часов. А до финиша оставалось еще 263 км, потом 200, 100, 60… И опять остановка – закончилось топливо. 

…В первом часу ночи на бивуаке появился измотанный до крайности экипаж Ф. Кабирова. 

«Да,- прокомментировал камазовский пилот,- эта проблема одна из главных сегодня. Трасса была такая сложная и трудная для езды, что мы уже на первых километрах почувствовали – идет большой перерасход топлива – 150 литров на 100километров. Выключили все вентиляторы в кабине, все системы и приборы, которые потребляют знергию, но не сказываются на езде напрямую, ограничили скорость, оптимизировали число оборотов…доехали до финиша, остановились, двигатель «тяжело вздохнул», почти захлебнулся, словно с укоризной – все?» 

…Ночь и утро экипаж В. Чагина провел в песках. И не один. На огромном пространстве скоростного марафонского спецучастка остались – застрявшие, сломавшиеся, с пустыми баками - почти 70% спортивного каравана. 

…А роль лидера взял на себя в этот день Фирдаус Кабиров. КАМАЗ № 520 первым пересек две контрольные точки (третью отменили) и безошибочно вышел к перевалу на Тишит.На всем этом огромном пространстве ему не давали спуску, мчащиеся по следу кабировского грузовика ХИНО № 500 и 501 японской команды JAPAN RACING, ДАФы № 516 Герардуса Де Роя и № 524 Ганса Бекса, МЕРСЕДЕС № 503 немца Джакомо Висмары, МАНы № 543 и 555 его соотечественников Петера Райфа и Ганса Стацея, ИВЕКО № 517 итальянца Микки Биазона, ТАТРА № 518 бразильца Де Азеведы…Но как ни нажимали на газ преследователи камазовцев , достичь Кабирова им не удалось Как не удалось «надавить на нервы» и заставить в чем-то ошибиться. Сегодня был день Фирдауса, штурмана его экипажа Айдара Беляева, механика Андрея Мокеева. 

Полное драматизма состязание в классе грузовиков на седьмом этапе ралли «Барселона-Дакар» изменило облик таблицы в общем зачете. Одержав на нынешнем ралли первую победу, суперпобеду, экипаж Фирдауса Кабирова возглавил список лидеров в классе грузовиков. 

Показанные на 6 этапе результаты вывели сразу на второе и третье места голландский экипаж на ДАФе Ганса Бекса и ХИНО японца Йошимаси Сугавары, которые уступают Кабирову соответственно 1 час 37 мин. 42 сек и 3 часа 32 мин. 32 сек. 

Утром 7 января, учитывая чрезвычайную ситуацию, организаторы ралли приняли очередное из многих за последние сутки решений: отменить скоростной участок до Тиджикжи 7 января, организовать спасательные экспедиции по воздуху и суше, доставку топлива всем кто ждет помощи в песках, оставить всех пострадавших в зачете ралли. (Штрафные санкции по регламенту за несоблюдение времени максимум прохождения скоростного участка будут обнародованы позже). 

День 9: Тиджикжа - Атар
Суббота, 8 января 2005 года
Перегон: 3 км
Спецучасток: 361 км
Перегон: 35 км
Всего: 399 км

Итак, треволнения последних дней начинают потихоньку стихать, гонка входит в привычное русло, исходя из ранее намеченного спортивного регламента. Все кто все-таки сумел самостоятельно или с чьей-то помощью выбраться из песчаной ловушки на подступах к Тишиту, захлестнувшей две трети спортивного каравана ралли, кто после бессонных суток сумел пробиться дальше – к Тиджикже и присоединиться к «выжившим» - все вышли на старт скоростного участка Тиджикжа-Атар. Этот этап задумывался организаторами не слишком трудным и не слишком протяженным, чтобы гонщикам хватило сил после труднейшего марафонского этапа пораньше добраться до бивуака перед днем отдыха, вернее остановки для капитального ремонта техники и восстановления сил. Так что в нынешней ситуации он оказался как нельзя кстати, хотя, первые 300 км скоростной каменистой трассы, перемежаемой кордонами рыхлых и вязких песков –стоит только притормозить и сразу завязнешь - сменил перед финишем легендарный эрг-нагромождение дюн-Шингуетти. И только те, кто преодолел это труднопроходимое море песка, протяженностью 20 км, только те смогли, наконец-то, перевести дух и хоть немного отвлечься от безумия выпавших испытаний. Но это Дакар, такой, какой есть: завораживающий, затягивающий в пленительные сети величайшего в мире спортивного приключения, пропускающий через тесты неимоверных физических и психологических испытаний и безжалостный к любому проявлению слабости, любой промашке… 

Гонка с сегодняшнего дня в классе грузовиков приобретает абсолютно непредсказуемый характер. Из фаворитов мировых авторалли в лидерах идет только Ф. Кабиров. Остальная группа сильнейших на этом спортивном небосклоне – россиянин В. Чагин (КАМАЗ), голландцы Г. Де Рой и Я. Де Рой (ДАФ), чех К. Лопраиз и бразилец Де Азеведо (ТАТРА), в бескомпромиссной и напряженной борьбе «обескровили» друг друга, чем не могли не воспользоваться соперники второго эшелона, те, что всегда идут сзади и используют любую ошибку лидера, чтобы проскользнуть вперед. Именно такой тактики придерживаются в последние годы хитрые и опытные японец Сугавара (ХИНО), итальянец Д. Висмара (МЕРСЕДЕС), голландец Г. Стацей (МАН)…И сегодня вопрос не в том – смогут ли они удержать лидерство, следуя по пятам за Кабировым. Это, конечно будет сенсация. 

Но все же, главная интрига ралли, а за ее развитием также очень внимательно следят сегодня десятки аккредитованных на гонке журналистов и менеджеры команд, будет основываться на еще более ожесточенной борьбе между В. Чагиным, отцом и сыном Де Роями, К. Лопраизом, Де Азеведой, которых обстоятельства вынудили на время ослабить «вожжи» своих железных коней, но которые никогда не позволят себе, когда есть хоть какой-нибудь шанс, а часто на первый взгляд и никакого, чтобы восстановить привычный для каждого статус-кво лидера. Причем, на каждом этапе, а их впереди еще шесть, и 3948 километров до Розового озера в окрестностях Дакара. 

Команда «КАМАЗ-мастер» в этом отношении имеет главное преимущество – КАМАЗ Фирдауса Кабирова продолжает первым в общей классификации грузовиков рассекать тяжелые волны песчаного мавританского океана. По словам азартного кормчего главное сегодня - беречь автомобиль, что требует тщательного и выверенного пилотирования в любой ситуации и безукоризненной работы штурмана Айдара Беляева и механика Андрея Мокеева. Ну а Владимир Чагин, бесстрашный флибустьер африканских песков, вкупе со своим штурманом и руководителем команды Семеном Якубовым, механиком Сергеем Савостиным навряд ли дадут спуску и тем в чьем окружении оказались и тем, кто воспользовавшись их поломкой, умчался вперед. Биться до предела сил и последней капли бензина- в крови лучшего экипажа международных ралли. Со всей очевидностью это подтвердил и 9 этап «Тиджикжа-Атар». Чагин буквально «разметал» всех, кто встречался на его стремительном пути и первым в классе грузовиков записал лучшее время дня, обогнав на 17 мин.45 сек. МАН голландца Стацея и на 18 мин. 55 сек. ТАТРУ чеха Лопраиза, хотя по словам самого гонщика, все же, сдерживал своего железного коня, чтобы «войти в гонку» после песчаной эпопеи под Тишитом. 

Но этот результат пока ничего не смог изменить в таблице общего зачета. Экипаж Фирдауса Кабирова, КАМАЗ № 520, продолжает идти четким курсом правофлангового. Голландец Бекс на ДАФЕ №524 проигрывает камазовскому гонщику 1 час 41 мин. 22 сек., японец Й. Сугавара на ХИНО № 500 – 3 час.47 мин. 29 сек. КАМАЗ № 515 Владимира Чагина занимает пока 20-ю позицию в общей квалификации, отставая от лидера на 12 часов 13 мин. 03 сек. 

Сегодня объявлен полный список «жертв» Дакара, кто вынужден был покинуть гонку по причине травмы или выведенной из строя техники. 

Из 232 мотоциклистов, стартовавших в Барселоне девять дней назад путь к Дакару прерван для 93. Такая же участь постигла 54 легковых автомобиля и джипа из 168. Армада грузовиков поредела на 20 автомобилей. Это первые потери, очень существенные, но, увы, только первые… 

Дакар – есть Дакар
Интервью с руководителем команды «КАМАЗ-мастер» Семеном Якубовым

- Корр.: Все хотят выиграть. Семен Семенович, на этой гонке как никогда ранее проявилась тактика, характерная для последнего времени. А именно: добиться преимущества с первых дней. 
- С.Я.: Если такого преимущества не добьешься, то «воевать» дальше бесполезно, потому что единственный шанс пробиться в верхнюю часть турнирной таблицы в таком случае – ждать «подарка» от соперника: ошибется в навигации, сломается…Отсюда и максимально высокий темп гонки, задаваемый фаворитами в классе грузовиков, начиная с первых этапов – идти на пределе, используя все возможности техники, максимально напрягая и себя, и соперников. 

- Корр.: На первых этапах африканской трассы ваш экипаж продемонстрировал это со всей очевидностью. Стартуя на марафонском этапе Зуерат – Тишит, протяженностью 660 километров вы планировали закрепить успех ? 
- С.Я.: Да, а наши главные соперники перекроить ход гонки в свою пользу. Поэтому все ехали на пределе и всем не повезло – выясняя отношения друг с другом, растеряли преимущество по разным причинам. Например, все рискнули поехать по солончаку, и проехали, но застряла только ТАТРА Лопраиза. Топливо, а это чистая вина организаторов, кончилось практически у всех, но не повезло нашему экипажу: мы стояли в таком месте, что все автомобили, которые проезжали мимо уже поделились с теми, кто висел у нас на хвосте. А Де Рою помогла его техничка и друг на УНИМОГЕ. Заправили его на второй контрольной точке, но все равно не доехал до финиша 3 км. Ему опять привезли и он финишировал. А мы были за перевалом и пробиться к нам никто ночью не рискнул. А нам не хватало всего лишь 50 литров, и именно они решили судьбу экипажа. 

- Корр.: Но перед этим у вас случилась поломка – лопнула металлическая прокладка головки блока цилиндров, что тоже не могло не повлиять на результаты этапа? 
- С.Я.: У нас не оказалось запасной прокладки, потому что за все время участия в гонках мы впервые столкнулись с таким дефектом. Почему это произошло мне пока неясно, вернемся домой будем разбираться. 

- Корр.: При ее наличии замена заняла бы в полевых условиях около двух часов, а вы ремонтировались пять… 
- С.Я.: Пришлось по ходу соображать из чего ее изготовить. Оригинал изготовлен из мягкого металла толщиной 1.8 мм. Нашли кусок металла толщиной 0.8 мм, вырезали, поставили – не пошел. «Перебрали» всю машину, на гоночном грузовике ничего лишнего, чтобы пригодилось в автомобильном хозяйстве, разумеется нет. Более-менее подходящим по толщине-1.5 мм- оказался металл от крышки заправочной горловины топливного бака. Распрямили, с трудом вырезали, обработали напильником, поставили и только благодаря физическим данным Чагина затянули головку, чтобы достичь нужной герметичности. Конечно, потеряли много времени, но и наши соперники ломались в этот день и застревали, так что шансы вернуться в лидеры еще были. Но все перечеркнула топливная проблема. 
Теперь, как всегда поступаем в таких случаях, будем работать на лидера – экипаж Фирдауса Кабирова. Вся команда, а грузовик Чагина будет в первую очередь исполнять роль технички быстрого реагирования на трассе. 

- Корр.: Ваши прогнозы на исход борьбы в классе грузовиков. 
- С.Я.: Я думаю, что темп среди грузовиков упадет, по крайней мере такого, каким был до вчерашнего дня уже не будет. За счет быстрого хода выигрывать дальше очень опасно – техника уже не выдерживает таких перегрузок. Посмотрите на команду Де Роя: вчера едва финишировав они сразу же приступили к ремонту. Когда такое случалось? Всю ночь занимались ремонтом – меняли все, что только можно поменять, включая коробки перемены передач. Вот тебе и хваленые ДАФы. Мы же наоборот, приехали и стали отдыхать. О чем это говорит? Только о том, что наши гоночные грузовики надежнее, что наши подвески способны гасить или смягчать самые страшные удары и перегрузки на самой убойной трассе, обеспечивая при всем более комфортную, чем в прошлом году плавность хода. А значит и здоровье экипажа. Это реальный результат предшествующей гонке кропотливой работы. 

- Корр.: Даже мановцы заинтересовались. 
- С.Я.: Да, конструкцию нынешнего автомобиля МАН они полностью скопировали с ДАФа. Теперь пришли к нам и спрашивают – почему ваши автомобили выдерживают такие сложные дорожные перегрузки, а наши нет. Ответ прост – наши гоночные грузовики надежнее. Вот сегодня, в день так называемого «отдыха», мы будем делать только профилактические работы, которые запланировали еще перед гонкой. Это ли не самая убедительная деталь в теме, которую мы затронули. 

- Корр.: Коль скоро проскользнуло слово «надежность», нельзя в этом ракурсе не остановиться на некоторых других аспектах, напрямую влияющих в этом году на боеготовность команды эффективно работать в условиях ралли? 
- С.Я.: Мы создали и установили на грузовиках технической поддержки четырехместные кабины. Наши механики, отдыхать которым приходится только во время передвижения от бивуака к бивуаку, уже успели оценить это новшество. В новых кабинах переносить все тяготы огромных расстояний намного комфортнее. Впервые мы выпустили на гонку и оригинальный автомобиль, сочетающий функцию технички и релаксационного комплекса. Результаты восстановления сил и обеспечения отдыха экипажей в несравненно более комфортных условиях очевидны: на этой гонке самочувствие команды поддерживается на очень высоком уровне. На бивуаках отбоя нет от желающих посмотреть нашу новинку. Думаю, что со следующей гонки ряд команд последует нашему примеру. Но мы стали пионерами на этом поприще. 

И последнее. С нами в этом году едет великолепный врач – Сергей Бубновский. Любая проблема физического состояния членов команды тут же находит решение. Только один пример. На одном из предыдущих этапов от сильного удара – грузовик Кабирова на большой скорости последовательно «поймал» несколько ям - получил травму позвоночника механик экипажа Андрей Мокеев. Очень серьезно стоял вопрос о прекращении экипажем гонки. Бубновский, как специалист по экстремальной медицине, сумел вернуть Андрею необходимое для продолжения соревнований физическое состояние. Всего за один день! 

День 11: Атар - Атар
Понедельник, 10 января 2005 года
Перегон: 8 км
Спецучасток: 483 км
Перегон: 8 км
Всего: 499 км

В классе грузовиков вновь не было равных нашим КамАЗам. Фирдаус Кабиров финишировал первым, а вслед за ним через семнадцать минут - Владимир Чагин, у которого на этом спецучастке был прокол шины. Третьим стал DAF Яна де Рооя. Голландец уступил Кабирову 26 минут. На четвёртом месте финишировал ещё один DAF под управлением Ханса Бекса. 

"Мы пытались следовать нормальному ритму со старта, - сказал Фирдаус Кабиров. - На первых 100 км можно было ехать быстро. Маршрут подходил для нашего грузовика. Дальше трасса была не столь хорошей, и нам пришлось сбавить. На последней части спецучастка мы вновь поехали быстро, наверстав упущенное чуть раньше время в дюнах. Сейчас ещё слишком рано говорить о победе. В 1999 году была такая же ситуации, и всего за день до финиша у нас сломался мотор". 

В абсолютном зачёте Кабиров довёл своё преимущество над Бексом до двух часов и 17 минут. Идущий третьим Йошимаса Сугавара проигрывает российскому гонщику уже почти четыре с половиной часа. Чагин идёт 24-м, проигрывая Кабирову больше 21 часа. 

Информация от пресс-центра команды: 
Смерть Фабрицио Меони
11 этап: АТАР-КИФФА 11 января
Скоростной участок – 400 км
Общая протяженность – 656 км. 

Замрем на миг, помолчим, подумаем каждый о своем… 
Сегодня в 10 час.15 мин. на 184 км этапа Атар-Киффа разбился величайший гонщик в мире международных ралли, многократный призер и победитель этапов розыгрыша Кубка мира, а также 2-х кратный победитель супермарафона «Париж-Дакар» итальянский мотогонщик Фабрицио Меони. 

Врачи, прибывшего к месту аварии через четверть часа медицинского вертолета, 45 минут боролись за его жизнь… 

Голландец Ганс Бекс на автомобиле ДАФ показал лучшее время дня в классе грузовиков. На 4 мин 06 сек.от него отстал Даф соотечественника Герардуса Де Роя, на 11 мин 19 сек. и 16 мин.24 сек. соответственно, КАМАЗы Владимира Чагина и Фирдауса Кабирова. И, наконец, на 21 мин. 44 сек. ДАФ старшего Де Роя. Такова пятерка лидеров этапа. 

Именно между ними, с переменным успехом на отдельных участках скоростной трассы на пути к Киффе, и шла сегодня борьба в классе грузовиков. На первой контрольной точке в 175 км от места старта связка из трех ДАФов вышла в единоличного лидера этапа. Но голландцы сами же и не выдержали предложенный темп, что позволило камазовцам, очень ровно и уверенно преодолевшим все дорожные преграды, вклиниться в их дружный строй. 

Как я уже сообщал, в связи с ухудшающейся погодной ситуацией организаторы ралли приняли решение значительно сократить протяженность скоростного спецучастка на пути к Киффе. Они оставили отрезок трассы, протяженностью 400 км до второй контрольной точки, а оттуда, финишировав, спортивный караван резко ушел на юг по кратчайшей соединительной дороге к Киффе. Это очень «гиблые» места. В прошлом году в этом районе плутали и никак не могли пробиться к Бамако наши технички. 

Но и этих четырех сотен километров спецучастка с лихвой хватило всем, кто смог перевалить через пик Бу Нага, преодолеть многочисленные дюны с мягким песком и выехать к тряским равнинным ухабам на пути к перевалу Нега. На этот раз организаторы не скупятся на предупреждения о повышенном расходе горючего. Одна из причин – надвигающаяся на этот район буря. Не позавидуешь тем, кого остановит беда на трассе и кто окажется под «огнем» песчаной канонады, да еще ночью. Пресс-центр уже ощущает ее залпы, а находящийся в километре бивуак скрыт за плотной песчаной завесой. 

Тройка лидеров в общем зачете грузовиков не изменилась. Лучшее время остается за экипажем КАМАЗа № 520 в составе пилота Фирдауса Кабирова, штурмана Айдара Беляева и механика Андрея Мокеева. Отыграв у камазовского гонщика несколько минут, голландец Ганс Бекс, существенно не изменил вторую позицию своего ДАФа №524. Он проигрывает Кабирову не много ни мало 2 часа 55 сек. Занимающий третью строку в абсолюте грузовиков, японец Й. Сугавара на ХИНО №500, показавший на прошедшем этапе 6 результат, еще дальше отстал от флагмана ралли и уступает Кабирову уже 4 часа 53 мин.13 сек. 

Не оправившись от жестоких ран на предыдущих этапах, сегодня не вышли на старт ТАТРы чеха Карела Лопраиза и бразильца Де Азеведо. (ТАТРу Томаса Томечека механики так и не смогли восстановить несколько дней тому назад). Это прецедент – в полном составе сошли фавориты мировых ралли и претенденты на дакаровские награды, выступающие на автомобилях ТАТРА). 

К вечеру, по мере прибытия гонщиков с трассы, начинает накаляться ситуация, связанная со смертью Меони. Одни предлагают в знак траура отменить завтрашний этап, другие более категоричны – прекратить гонку. 

Трудная дилемма стоит перед организаторами… 

Алексей Шилободин, Киффа, Мавритания, 11 января. 

День 12: Атар - Киффа
Вторник, 11 января 2005 года
Перегон: 34 км
Спецучасток: 400 км
Перегон: 261 км
Всего: 695 км

Из-за сложных погодных условий этап Атар - Киффа, который и так, по оценкам организаторов должен был стать одним из труднейших на этом Дакаре, был сокращён с 656 километров до 400. Финиш спецучастка был организован на второй контрольной отметке первоначального маршрута, после которого участники отправились до города Киффа по асфальтированной дороге. Но трагедии всё же избежать не удалось. 

В грузовом классе лучшее время сегодня показал Ханс Бекс на DAF. Это его третья победа на этом Дакаре, но первая - в пустыне. Вторым был ещё один DAF под управлением Жерардуса де Рооя. Третье и четвёртые места заняли наши КамАЗы. Владимир Чагин отстал от Бекса на 11 минут, а Фирдаус Кабиров - на 16. 

В общей классификации Кабиров продолжает контролировать ситуацию, на два часа опережая экипаж Бекса. Третьим идёт грузовик HINO Йошимасы Суговары. Японец отстаёт от Кабирова почти на пять часов. Чагин идёт на 21-м месте и проигрывает своему товарищу по команде "КамАЗ-Мастер" более 21 часа. 

КАМАЗы и ДАФы: борьба на равных

12 этап: КИФФА-БАМАКО, 12 января 2005 г. 
Скоростной участок – 586 км
Общая протяженность – 819 км. 

Сегодня спортивный караван ралли пересек границу Мали, После песчаных морей Мавритании, неспокойных от зимних штормов и волнений, гонщики попали в зону сначала приграничных полупустынь-сахелей, а затем под колесами появилась твердая –латеритная- трасса. Первые броды, паутина бесчисленных дорог и дорожек в разных направлениях, плутающих между деревьями – все это потребовало предельного внимания в пилотировании. 

Ограниченное пространство для обгона вкупе с ограничением до 150 километров максимальной скорости грузовиков создают для них дополнительную «зону» опасностей. Именно нарушение скоростного режима более трех раз вывело несколько дней назад из игры одного из претендентов на дакаровские награды – чешского гонщика Томаса Томечека на ТАТРе. 

Нынешний этап характерен еще несколькими особенностями. В связи с гибелью на вчерашнем скоростном участке итальянского гонщика Фабрицио Меони, организаторы ралли решили отменить нынешний скоростной участок для мотоциклистов: люди и техника будут переброшены в Бамако самолетами. Вторая особенность – на бивуаке в окрестностях столицы Мали не будет грузовиков и групп технического сопровождения. Так что, сегодняшние несколько сотен километров и завтрашние, в общей сложности почти полторы тысячи, гоночная техника должна выдержать без ремонта, где на честном слове, а где…Всего же на трассу нынешнего этапа вышло 122 экипажа легковых автомобилей, джипов и грузовиков. Едва половина из 238, стартовавших в Барселоне. 

Прошедшая ночь для механиков команды «КАМАЗ-мастер» была бессонной и очень напряженной. Наверное, не осталось такого узла, детали или системы гоночных грузовиков, которые бы не подверглись особо тщательной проверке и диагностированию. А машинам достается по полной программе. «Спецучасток на Киффу,- поделился вчера мнением Ф. Кабиров, -как и предыдущий просто невыносимы для езды. Вязкий песок, верблюжья колючка – как ни старайся скорость не разовьешь, максимум 50 км в час. 400 километров спецучастка ехали 8 часов! Такой был темп, не быстрый, но до предела изматывающий. Да еще песчаная метель…» 

Сегодня же наоборот: «покачавшись» на волнах невысоких, но очень коварных дюн, на которых «поймали крышу» несколько экипажей легковых автомобилей, а затем почувствовав под колесами твердую почву, железные кони резко взяли в галоп. 151 км до первой контрольной точки Кабиров, проехал за 2 часа 21 мин. 03 сек. Спустя всего 23 сек.(!) здесь отметился ДАФ Яна Де Роя, 55 сек. – КАМАЗ Чагина, 1 мин, 40 сек – ДАФ Герардуса Де Роя, сопровождаемый ДАФом Г. Бекса. Похоже, голландские экипажи, выйдя на тропу спортивной войны, уже не дадут покоя лидеру ралли в классе грузовиков – экипажу Фирдауса Кабирова. Ганс Бекс проигрывает камазовскому гонщику 2 часа 55 сек., Ян Де Рой – 7 час. 16 мин. Отыграть такое время за счет скорости невозможно. У дафовцев, очевидно, одна тактика: не дать камазовцам опомниться, держать их в постоянном напряжении, и в конце концов заставить ошибиться. Или в навигации, или в оценке дорожной ситуации, что может привести к аварии. Но Фирдаус, хотя и чрезвычайно азартен, но всегда хладнокровен в чрезвычайных ситуациях. Да и такая мощная опека на трассе, которую ему оказывает последние дни экипаж В. Чагина несомненно играет свою роль. 

На всем протяжении скоростного участка сценарий гонки в классе грузовиков писался колесами КАМАЗов и ДАФов. Правда, в районе второго контрольного пункта -315 км – между младшим Де Роем и Кабировым появился, невесть откуда взявшийся МАН венгерского экипажа Золтана Дорази, чтобы так же неожиданно, словно понимая , что занесло его совсем не туда куда надо исчезнуть. А россияне и голландцы, повторяя вчерашний сценарий, попеременно меняясь ролями то кошки, то мышки так и мчались к финишу одного из самых протяженных, третьего по счету, этапов супермарафона. Всего на 5 мин. 17 сек. раньше, чем КАМАЗ Фирдауса Кабирова, закончил последний из 586-ти километров скоростного участка ДАФ Герардуса Де Роя. 54 мин. 48 сек. уступил сыну старший Де Рой. Четвертый и пятый результат показали КАМАЗ В. Чагина и ДАФ Г. Бекса, которые уступили победителю соответственно 58 мин. 59 сек. и 1час.34 сек. 

Подробности этапных перипетий узнаем сегодня ночью, когда камазовские экипажи доберутся до Бамако. 

А в общей квалификации грузовиков наступила маленькая перемена. Если Фирдаус Кабиров еще более упрочил место лидера гонки, выигрывая у ближайшего преследователя Ганса Бекса уже 2 часа 56 мин. 12 сек., то ХИНО японца Й. Сугавары после сегодняшних «скитаний» в поисках верного пути к финишу было менее удачливым, чем экипаж итальянца Джакомо Висмары, выступающий на МЕРСЕДЕСЕ: они поменялись местами. Висмара проигрывает Кабирову 6 час.11 мин. 33 сек. Гонщик из страны Восходящего солнца – 6 час. 13 мин. 12 сек. 

Алексей Шилободин, 12 января, Бамако, Мали. 

День 13: Киффа - Бамако
Среда, 12 января 2005 года
Перегон: 25 км
Спецучасток: 586 км
Перегон: 208 км
Всего: 819 км

Сегодня на "Дакаре" был второй марафонский этап, на финише которого запрещена техническая помощь. Участники стартовали в мавританском городе Киффа, затем пересекли границу Мавритании и Мали и финишировали в городе Бамако. Пустыня начала сменяться полупустыней - появились более разнообразные пейзажи. На пути стало больше деревень, при проезде через которые необходимо было соблюдать ограничение скорости, а также внимательно следить за навигацией. 

Сегодняшний этап некоторое время был под угрозой отмены из-за вчерашней гибели мотогонщика Фабрицио Меони. В результате, организаторы приняли решение не проводить этот этап для мотоциклистов, а переправить их в Бамако на самолёте (таким образом, на этом "Дакаре" у мотоциклистов отменили уже три этапа). Это было правильное решение, ибо можно представить с каким чувством выходили бы сегодня на старт мотогонщики. Внедорожники и грузовики соревновались сегодня по запланированному графику, но и их психологическое состояние было тяжёлым. Все автомобили вышли на старт с чёрными лентами. 

Ночь простоять да день продержаться. 

13 Этап: Бамако-Кайес. 13 января 2005 г. 

Скоростной участок – 370 км
Общая протяженность – 668 км

Последний из двух стремительных этапов по Мали: мало песка, но много пыли и камней на равнинных участках трассы, плутающей среди зарослей кустарника и действительно величественных по красоте баобабов. Вместо дюн – плато, скалы, каньоны, в том числе поразительный по красоте, но труднодоступный скальный массив Тамбаура, где лучшие качества пилота – навыки по преодолению препятствий, или говоря на спортивной терминологии – триалу. Прошедшая ночь в Бамако без участия автомобилей технического сопровождения и механиков была очень напряженной. Прибывшие ближе к полночи на бивуак грузовики Кабирова и Чагина, хоть и не требовали капитального ремонта, но всесторонней профилактики – несомненно. «Несколько десятков километров в начале спецучастка ехать было сносно – по зеленой травке саванны. Единственные помехи –деревья и узкие проходы между ними, явно не для грузовиков .- делится впечатлениями Фирдаус. Потом начались большие деревни, огромное количество тропинок, несколько раз ошибались, но буквально через километр чувствовали ошибку, возвращались и находили правильный путь. А потом начались триста километров дорожного кошмара. Сухие русла речек, обнаженные корни деревьев, огромные промоины, в общем – триал. Скорость не более 40 км в час…» От этой неимоверной тряски на грузовике Кабирова лопнули практически все главные крепления кузова к раме. Как доехал до бивуака просто непонятно. В любое мгновенье внушительная коробка кузова могла просто улететь в сторону. Срочно потребовалась сварка, а где взять среди ночи? В общем, пришлось напрягаться как в чрезвычайной ситуации, хотя она таковой и была. Почти пять часов потребовалось для того, чтобы привести кузов кабировского грузовика в нужное состояние. Пилоты успели прикорнуть часа полтора – два, остальные члены экипажей так и не сомкнули глаз. И это со всем грузом усталости от предыдущего этапа, который буквально вымотал нервы и физические силы и пилотам, и штурманам. 

Практически никто из участников ралли не избежал ошибок, разгадывая дорожные лабиринты на пути к Бамако. К трем часам ночи, в «Ночном часе»-информационном дневнике гонки сообщили, что на бивуак смогли приехать только 75 легковых автомобилей джипов и грузовиков из 122, стартовавших в Киффе. Герардус Де Рой, сразу по приезду признался, что это был для него труднейший этап. Больше всего беспокоила пыльная завеса. Несколько раз, по словам победителя этапа, он попадал в чрезвычайные ситуации. Правда обошлось все хорошо, если не считать, исцарапанных бортов, разбитых зеркал и стекол… 

К месту старта сегодняшнего скоростного участка мотоциклисты выехали еще затемно в 4 час. 40 мин., автомобили – в 6 час. 25 мин. 

Учитывая результаты гонки за последние дни, можно было предположить с большой долей вероятности, что и сегодня борьба в классе грузовиков пойдет по отработанному на последних этапах сценарию. А именно: отцу и сыну Де Роям терять больше нечего. Слишком большая временная пропасть лежит между лидером в классе грузовиков – КАМАЗом Фирдауса Кабирова и ДАФами амбициозных голландцев. А вот восстановить пошатнувшийся имидж фаворитов, оправдаться в глазах всей автомобильной Европы можно. Можно, если загнать Кабирова до такой степени, что он начнет терять контроль над дорожной ситуацией, совершит навигационную ошибку, попадет в аварию или стреножит железного коня, доведенного до технического бессилия сверхмерными перегрузками. 

Как и на предыдущем этапе ДАФ младшего Де Роя прямо со старта, а стартовал он первым в классе грузовиков, «взял в галоп». Да так строптиво, что на одном дыхании пролетел все 370 километров скоростного участка, наблюдая в зеркале заднего вида ДАФ своего отца и неожиданно для всех - ДАФ бельгийца Хьюго Дьюстера. Владимир Чагин завершил гонку четвертым, Ганс Бекс пятым, а Фирдаус Кабиров двенадцатым, проиграв младшему Де Рою более 50 минут. Но разочарования на финише не было, слишком далеко оторвался камазовский гонщик от настырного соперника в общем зачете: «Выехали на старт, а он совпадал с финишем предыдущего этапа со страхом – вдруг повторится вчерашняя местность. Но под колеса легла твердая латеритная дорога. Почувствовали себя вновь гонщиками. Ехали со скоростью под 150 км.в час. Правда, на виражах приходилось быть особенно внимательным – очень скользко.Ну а в середине, - продолжает мысли пилота штурман экипажа Айдар Беляев.-началась труднодоступная лесная зона, скалы, каньоны. Ехали осторожно – берегли кузов». 

Две верхние позиции в абсолюте грузовиков остались неизменными. Впереди экипаж Ф. Кабирова, который опережает ДАФ Г.Бекса на 2 часа 40 мин. 20 сек. А вот японец Й. Сугавара на Хино вновь вернул себе, утерянное на несколько часов третье место, сместив возмутителя японского спокойствия – МЕРСЕДЕС итальянца Висмары на четвертое место. От Кабирова они отстают соответственно на 6 часов 02 мин. 43 сек. и 6 час. 12 мин. 38 сек. 

Алексей Шилободин, Кайес, Мали.13 января. 

День 14: Бамако - Каес

Четверг, 13 января 2005 года
Перегон: 205 км
Спецучасток: 370 км
Перегон: 93 км
Всего: 668 км
К сожалению, в четверг погибли ещё два мотоциклиста, которые сопровождали на этом "Дакаре" мотогонщика Рене Делаби, сошедшего на девятом этапе. Они решили самостоятельно доехать до Дакара, но неподалёку от столицы Сенегала в их группу врезался местный грузовик... Ещё семь человек серьёзно пострадали. 

Среди грузовиков хет-трик сегодня сделала команда DAF. Жерардус де Роой выиграл второй подряд этап, опередив своего отца на 19 минут и на полчаса - Хьюго Дьюстерса. 

"Это был хороший день, только немного пыльный, - сказал де Роой-младший. - Но мы стартовали первыми, поэтому, в отличии от других, этих проблем у нас не было. Это был опасный этап. До первого контрольного пункта я гнал на 140-150 км/ч, но после трасса стала медленнее. Быстро мы поехали уже после второй контрольной точки. Грузовик в хорошем состоянии. Теперь наша цель - привезти в Дакар все три машины. И мы сделаем всё возможное, чтобы попасть на подиум. И почему бы ни выиграть ещё этап? Я не сожалею о своей аварии в начале гонки, ведь там мы потеряли всего два часа. С другой стороны, проблемы с топливом перед Тишитом лишили нас семи часов. Каждый год я узнаю больше. Каждый этап приносит что-то новое. У нас слишком много механических проблем. Вчера у механиков тоже было полно работы. Это плохо для команды. Но я всё ещё молод, и у меня есть время, чтобы совершенствоваться". 

Вчера после марафонского этапа между городами Киффа и Бамако обнаружилась поломка на КамАЗе лидера общего зачёта Фирдауса Кабирова. Команда всю ночь ремонтировала машину, и сегодня не выспавшиеся Чагин и Кабиров ехали аккуратно. Владимир финишировал четвёртым, проиграв победителю полчаса, а Фирдаус заняв 12-е место в почти часе позади. Но в абсолютном зачёте Кабиров продолжает уверенно лидировать, выигрывая у идущего вторым Ханса Бекса два часа и 40 минут. 

Сергей Беднарук
Осталось продержаться два дня. 

14 этап: КАЙЕС – ТАМБАКУНДА, 14 января 2005 г. 
Скоростной участок – 529 км
Общая протяженность – 630 км

Свою третью подряд победу на нынешнем ралли Герардус Де Рой одержал в той же манере, что и две предыдущие: старт, полный газ без оглядки кто за кем и как едет. Такой «одинокий ковбой», бросающий всем прямой вызов – посозтязаемся? Сегодня, в очередном акте спортивной драмы главные действующие лица, помимо ДАФа Де Роя, остались такие же, что и вчера – КАМАЗ Ф. Кабирова, ХИНО японца Й. Сугавары, МАН австрийца П. Райфа, ДАФ голландца Г. Бекса…Задачи только у всех были разные. Герардус демонстрировал высочайшие профессиональные качества суперпилота и возможности автомобиля; Сугавара, и Бекс, уже почувствовавшие вторую и третью ступень пьедестала победителей – финишный озноб: быть в двух шагах от призового места и места в истории и… Фирдаус Кабиров уже прошел все, что ощущали его ближайшие соперники. И ступени победных дакаровских пьедесталов, все, за исключением одной, самой главной и самой высокой, озаренной «золотом» величайшей в мире гонки. И сегодня приблизился к заветной цели на целых 529 километров из десятков тысяч, брошенных под колеса грузовика за годы своего участия в Дакарах. Ф. Кабиров показал третье время дня, уступив победителю31 мин. 09 сек.: «Сегодня попались такие участки в саванне – узкие, пыльные, изрытые различными препятствиями – ни обогнать, ни нажать на газ, сплошная пелена пыли. Того и смотри: ты на кого – нибудь наедешь, или тебя «боднут, но обошлось. Я доволен результатом». 

Чем ближе спортивная колея ралли «Барселона-Дакар» приближается к своей конечной точке, тем больше его атмосферу пронизывают разряды эмоций. Во-первых, всего три дня остается до завершения этого изнуряющего двухнедельного испытания: трассой, погодными условиями, сверхмерным напряжением людей и техники. Во-вторых, одним есть, что терять и, может, к этому спортивному успеху они шли всю жизнь, другим терять нечего, но надежда все-таки поймать удачу, или , хотя бы, ощутить ее близкое дыхание живет. И третье, и тех, и других, как бы то ни было – радостно или горестно –уже никогда не покинет одно, но очень важное чувство: я преодолел этот огромный, невыносимо сложный путь, себя, выпавшие испытания, я покорил Дакар, который так и остался непокоренным для более половины участников ралли, меня переполняет сегодня чувство теранги – гостеприимства, теплоты – сенегальского народа, который вот уже 27 раз встречает или провожает это не имеющее аналогов ралли, нареченное именем столицы Сенегала. 

Ранним утром караван ралли пересек реку Фалеме и въехал на территорию Сенегала. На пути к Тамбакунде его ждала местами аналогичная вчерашней трасса – твердые латеритные дороги с промоинами, торчащими корнями деревьев, каменистыми склонами, деревнями, где черт сломает ногу, пытаясь вырулить по указанному в легенде маршрута азимуту, и конечно саванна. И пыль, пыль, пыль… В районе первой контрольной точки, 189 км, вдруг прекратилась информация с трассы о грузовике В. Чагина. Появилась вновь только спустя более полутора часов. И только когда грузовик появился на финише и из него вышел экипаж, укутанный с ног до головы пылью, которая пробилась даже под шлемы, только тогда все встречавшие – и механики, и более десятка журналистов, включая французское и американское телевидение,- только тогда все услышали комментарий из первых уст – пилота В. Чагина, штурмана и руководителя команды С. Якубова: «…В кромешной пыли под колесом вздыбилось бревно. Сильный удар по днищу и оказалась выведенной из строя система подкачки колес. Представляете, что такое остановиться в ситуации, когда рядом с тобой плывут в пыльной завесе силуэты машин? Ни свернуть, ни отъехать. Просто кромешный ад, да к тому же невозможно дышать. Полтора часа исправляли повреждение. Давно не попадали в такую ситуацию. Отремонтировались, вырулили на простор, и вперед: как там Фирдаус, не нуждается ли в помощи. Обогнали более 50 машин...». 

После двухдневного разнопутья, вчера на бивуаке в Кайесе, соединились, наконец, пути гоночных грузовиков и группы технического сопровождения команды. Отдохнувшие, хотя и немного, после полуторатысячекилометрового переезда из Киффы в Кайес, минуя Бамако, механики споро взялись за привычную работу и уже к 3 часам ночи привели грузовики Кабирова и Чагина в порядок. Сегодня, понимая ситуацию, ребята проведут всю ночь на привычных «рабочих» местах. По- крупному ничего делать не надо, но мелочей как всегда –миллион. И каждая может оказаться роковой. Позади остались 7772 км, впереди – 1267, сконцентрированных в трех последних этапах ралли, включая нынешний. В строю – 217 участников из 470, стартовавших в Барселоне полмесяца назад. 

Экипаж Ф. Кабирова прилагает максимальные усилия, бросая на весы первенства в абсолютном зачете весь опыт пилотирования, навигации, остатки физических сил. Команда единым монолитом подставляет плечи, чтобы он иог «раздвинуть горизонт». Камазовцы выигрывают у ДАФа Г. Бекса 2 часа, 55 мин.21 сек., у ХИНО Й. Сугавары – 5 час. 56 мин. 12 сек. 

Алексей Шилободин, Тамбакунда, Сенегал, 14 января. 

День 15: Каес - Тамбакунда
Пятница, 14 января 2005 года
Перегон: 93 км
Спецучасток: 529 км
Перегон: 8 км
Всего: 630 км

Сегодня участники Дакара въехали в Сенегал, где через два дня состоится финиш этого изнурительного марафона. 14-й этапа включал 529 километров спецучастка - это последний столь длинный доп на этом Дакаре. 

Жерардус де Роой на грузовике DAF выиграл сегодня третий доп подряд. Он привез почти 25 минут Йошимасе Суговаре на HINO и более чем на полчаса опередил КамАЗ Фирдауса Кабирова. Впрочем, для Кабирова сейчас главное - просто доехать до финиша. 

"Сегодня был спокойный день, - прокомментировал Кабиров. - Весь маршрут я оставался сосредоточен, чтобы не повредить грузовик. Я, на самом деле, не думаю о победе, так как еще слишком рано. В нашем спорте может случиться всякое, даже если вы не ошибаетесь. Так что, я останусь собранным до самого подиума". 

Не очень удачно этот этап сложился для второго КамАЗа под управлением Владимира Чагина. Его экипаж пробил о бревно пневмосистему грузовика. Хоть и с полуторачасовым отставанием, но Чагин все-таки смог добраться до финиша. И на оставшихся двух этапах он вновь будет страховать лидера Фирдауса Кабирова. 

После сегодняшнего этапа Кабиров везет своему главному преследователю Хансу Бексу на DAF без пяти минут три часа. На третьей позиции продолжает идти Йошимаса Сугавара. Японец проигрывает нашему гонщику почти шесть часов. 

Чагин показывает характер
15 этап:Тамбакунда-Дакар, 15 января. 

Скоростной участок – 225 км
Общая протяженность – 569 км. 

Экипаж Владимира Чагина одержал сегодня пятую победу на этапах ралли. На 6 мин.37 сек. он опередил ДАФ бельгийца Хьюго Дьюстерса и на 13 мин.19 сек. – ДАФ голландца Герардуса Де Роя. 

Непролазные, или , если так можно выразиться – непроездные участки тропического леса, которые добавили спортивному каравану, вернее его остаткам, в последние два дня немало дополнительных дорожных мытарств, сегодня сменились более щадящей трассой. Ее основная часть петляла по классической саванне, где было много простора, пыли, колючей местной растительности, которая «больно» хлестала и царапала кабины и борта автомобилей, где было множество тропинок и направлений, но верное только одно. Только слитые воедино искусство пилотажа и навигации позволяли мчаться на высоких скоростях, четко следуя лоциям дорожных легенд 15 этапа к побережью Атлантики. Туда, где день и ночь без устали светят маяки Дакара, причем и в сторону океана, и в глубь континента. 

Вчера на бивуаке команды была какая-то очень уж домашняя обстановка. Тихая спокойная после схлынувших эмоций по поводу злоключений чагинского грузовика. 

Врач команды Сергей Бубновский, как и все прошедшие дни, быстро «привел в чувство» экипажи, а Сергей Решетников приготовил пельмени, запах которых просто приводил в трепет носы и желудки соседей камазовцев по бивуаку. Немного отдохнув после трапезы, каждый занялся своим привычным делом: штурманы за «расшифровку» легенд предстоящего этапа, механики – за грузовики. Самое отрадное, что их работа, я наверное уже повторяюсь, связана только с устранением «ран» полученных автомобилями во время гонки – заменой износившихся колес, выбитых стекол и зеркал, выпрямлением бамперов…, а не с аварийным состоянием отдельных систем, узлов и агрегатов грузовика, обеспечивающих постоянную надежность его конструкции. 

Владимир Чагин сегодня, удостоверившись, что с грузовиком Ф. Кабирова все нормально, решил пустить пыль, в буквальном смысле слова, в ветровые стекла соперников. В присущей ему манере пилотирования, по-спортивному агрессивной, азартной, но абсолютно выверенной, он на одном дыхании, за 2 час. 50 мин., пролетел все 225 км скоростного участка, не дав даже опомнится семейному дуэту Де Роев и его главной ударной силе – ДАФу Герардуса Де Роя, который рассчитывал на четвертую подряд победу на этапах нынешнего ралли. На сегодняшний день будет пока довольствоваться тремя. А вот экипаж в составе Владимира Чагина, его штурмана Семена Якубова, механика Сергея Савостина на пути к Дакару покорили уже пять этапов ралли. И превзойти этот результат уже никто не сможет. Ну а Фирдаус Кабиров, пока Чагин изматывал соперников, безукоризненно выдерживал тактику последних дней: ехать со щадящей грузовик скоростью, избегая ошибок. И еще более укрепил позицию лидера в общем зачете грузовиков. 

После сегодняшней гонки он опережает ближайшего преследователя –ДАФ голландца Ганса Бекса на 3 час.3 мин. 19 сек. и на 6 час. 35 сек. – ХИНО Йошимаси Сугавары из Японии. 

Завтра последний этап ралли «Барселона-Дакар». Уже установлен победный подиум. Кто оросит шампанским победителя дакаровские награды? Об этом хочется с какой-то долей уверенности сказать уже сегодня. Но промолчим. На этот вопрос ответят завтра 31 километр скоростного участка по плесам Розового озера в окрестностях Дакара. 31 километр из 8956, брошенных под колеса на долгом пути к этому мгновенью. 

День 16: Тамбакунда - Дакар
Суббота, 15 января 2005 года
Перегон: 108 км
Спецучасток: 225 км
Перегон: 236 км
Всего: 569 км

Сегодня участники "Дакара-2005" приехали в столицу Сенегала, где завтра пройдет последний, котроткий - всего 31 километр - традиционный спецучасток вокруг Розового озера. 

Также как и Петерансель в классе легковых автомобилей и Депре у мотоциклистов, в зачете грузовиков в шаге от победы находится российский экипаж во главе с Фирдаусом Кабировым. Сегодня он финишировал только восьмым, проиграв победителю этапа 20 минут, но у своего ближайшего преследователя Ханса Бекса на грузовике DAF смог отыграть еще восемь минут. Теперь голландец проигрывает Кабирову более трех часов. 

"Честно, у меня были более сильные ощущения, когда я впервые приехал в Дакар в 1999 году. В любом случае, каждая победа - это командная победа. Я проехал в этом году гонку без больших проблем. Особенно я горжусь тем, что мне удалось избежать проблем с топливом на этапе Зуерат - Тишит. Я тогда ехал действительно очень медленно, потому что сильно беспокоился по поводу расхода горючего. Я думал, что приехал в Тишит последним. Победа очень важна для КамАЗа с точки зрения продаж и открывающихся новых рынков". 

Победителем же 15-го этапа стал Владимир Чагин, который смог прервать серию голландца Жерардуса де Рооя из трех побед подряд. КамАЗ Чагина привез на финише почти семь минут Хьюго Дьюстерсу и более 13-ти - у отца и сына де Роой. В общей классификации Чагин занимает 18-ю строчку. 

Сергей Беднарук

День 17: Дакар - Дакар
Воскресенье, 16 января 2005 года
Перегон: 37 км
Спецучасток: 31 км
Всего: 68 км

Экипаж КАМАЗа № 520 в составе пилота Фирдауса Кабирова, штурмана Айдара Беляева, механика Андрея Мокеева стал победителем трансконтинентального супермарафона «Барселона-Дакар» в классе грузовиков. 66 соперников, представлявших крупнейшие автомобильные корпорации мира «выкинули белый флаг» перед напорством камазовского экипажа. Это шестая победа команды «КАМАЗ-мастер» в знаменитом ралли. 

Ф. Кабиров опередил ближайшего соперника – ХИНО японца Й. Сугавары на 6 час. 4 мин. 19 сек. А МЕРСЕДЕС итальянца Дж. Висмары, котолрый занял третье место – на 6 час. 46 мин.28 сек.