Дакар 2021

 43-й по счету «Дакар» стартует 2 января с побережья Красного моря из Джидды. 9 января участники проведут день отдыха в Хаиле, и, наконец, после огромной петли через пустыни Аравийского полуострова, караван гонки вернется к побережью Красного моря, чтобы финишировать 15 января в Джидде.

Команда «КАМАЗ-мастер» выставит на гонку 4 спортивных грузовика КАМАЗ-43509. Представлять Россию в грузовом зачете международного соревнования будут экипажи действующего чемпиона «Дакара» Андрея Каргинова, победителя ралли «Шелковый путь-2019» Антона Шибалова, а также экипажи Айрата Мардеева и Дмитрия Сотникова.

Экипажи команды «КАМАЗ-мастер» участники «Дакар-2021»

№500 Пилот Каргинов А. – штурман Мокеев А. – механик Леонов И.

№501 Пилот Шибалов А. – штурман Никитин Д. – механик   Татаринов И.                                

№507 Пилот Сотников Д. –  штурман Ахмадеев Р. – механик Ахметзянов И.

№509 Пилот Мардеев А. – штурман Свистунов Д. – механик Галяутдинов А.

Как известно ежегодно в порядке плановой ротации гонку пропускает один из пяти пилотов «КАМАЗ-мастера». На этот раз решением руководства команды определено, что в гонке не будет участвовать экипаж Эдуарда Николаева, но на пятикратного победителя «Дакара» будут возложены не менее ответственные задачи. На гоночном бивуаке команды он будет исполнять функции Сергея Савостина, выезжавшего до сих пор на гонки в качестве тим-менеджера команды. Сам Сергей Савостин будет координировать действия своих подчиненных из штаба в Набережных Челнах.

Руководитель команды Владимир Чагин отмечает, что отсутствие Сергея Савостина непосредственно в гонке, конечно же добавит объема работы, но он уверен, что Эдуард Николаев сделает все возможное, чтобы быть полезным и эффективным в новом качестве. Да и опыт административной работы не будет для пилота лишним.

Сразу по возвращении с Дакара-2020 производственный цех сосредоточится на доводке успешно зарекомендовавшей себя в ходе «Дакара-2020» модели «КАМАЗ-43509» традиционной бескапотной компоновки. Работы по модернизации и улучшению характеристик спортивных машин, которые проводятся ежегодно, чтобы не отставать в конкуренции с соперниками, были продолжены, хотя и не в объемах, запланированных в начале года. Период самоизоляции из-за пандемии COVID19 и непростая финансовая ситуация затормозила некоторые планы, в том числе и работу над обновленным грузовиком капотной компоновки.

Аравийский полуостров, где прошла январская гонка, имеет свои географические и климатические особенности.    Именно эти факторы стали основополагающими при составлении программы по модернизации действующих спортивных грузовиков КАМАЗ.

К примеру, постоянно чередующиеся участки быстрого бездорожья и зоны пересечения дюн накладывают особые требования к динамике автомобиля. Грузовики имеют систему накачки шин, которая позволяет преодолевать подобные препятствия и снижает риски застревания в рыхлых песках либо взрыва шин от превышения температур. Но такие системы не отличаются высокой производительностью. Учитывая ограничения по доработке серийных изделий, предъявляемые техническим регламентом, проведены работы по сокращению времени повышения и снижения давления в шинах.

Большой блок изменений в конструкции машин связан со снижением центра тяжести и улучшения динамики. Много наработок команда имеет в области снижения неподрессоренных масс и моментов инерции, но, к сожалению, не все решения могут быть применены в связи с большими затратами на их воплощение в жизнь, а также в связи с меняющимся техническим регламентом FIA, который принимается для планируемого с 2022 года грузового зачета Чемпионата мира по внедорожным ралли. Технические регламенты обновляются с периодичностью раз в 5-7 лет и, как правило, исполнение изменений влечет для команд переделки в машинах и существенные финансовые затраты. Последний год прошел в режиме плотного обсуждения специалистами команд и технических комиссаров его пунктов. Большое участие в этой работе принимает технический директор команды Владимир Губа.

Технические проблемы, которые имели место в Саудовской Аравии, потребовали увеличения надежности отдельных элементов двигателя.  Конструкторы экспериментировали с различными новыми материалами и техническими решениями.

Инженеры команды также активно осваивали область аэродинамики автомобиля и динамики воздушных потоков для охлаждения различных систем автомобиля. Недоработки в этом направлении стали причиной потери времени в первый день «Дакара-2020».

Доводка машин и настройки систем были произведены в ходе этапа Чемпионата России по ралли-рейдам, прошедшем в сентябре в Астрахани, а также во время горных тестов команды в Кабардино-Балкарии.

Маршрут 2021

Богатое разнообразие ландшафтов Саудовской Аравии предлагает бесконечное множество комбинаций трасс, придающих маршруту ралли «Дакар» свою изюминку. Точно так же, как в 2020 году ралли было квестом в поиске открытий, маршрут 2021 года станет путешествием по неисследованным ранее местам. Все будет совершенно новым, включая каждый отдельный километр спецучастков. Кроме того, прямые скоростные участки, борьба на которых сводится лишь к соревнованию в мощности спортивных автомобилей, будут сокращены.

2/01 – Пролог Джидда > Джидда - 11 км - СУ, 118 км - лиазон.
 Пролог даст участникам возможность мягко вкатиться в гонку. Этап унесет участников за 30 километров от стадиона короля Абдаллы и будет включать в себя несколько песчаных трасс, на которых трудно будет устоять перед искушением просто «скользить» по маршруту. Самое главное, что классификация предопределит безопасный порядок старта для следующего этапа, причем каждый будет находиться там, где ему положено.

3/01 - Старт - Джидда > Биша, 622 км: 277 км - СУ, 345 км - лиазон.
Открывающий спецучасток будет полностью проходить по дорогам. Основная сложность будет состоять в преодолении одной долины за другой, пытаясь постичь хитрую навигацию на разных отрезках участка. Участникам стоит быть внимательными на каменистых участках, чтобы избежать прокола шин.

 4/01 - Биша > Вади-ад-Давасир, 685 км: 457 км - СУ, 228 км - лиазон.
С этого момента начинаются первые дюны, простирающиеся примерно на 30 км в первой части этапа. Доминирующими будут желтые дюны, но белые внесут контраста в эту череду. Протяженный отрезок по бездорожью – ответ пустыни «дайте простора» - появляется сразу же после последней вереницы песчаных дорожек.

5/01 - Вади-ад-Давасир > Вади-ад-Давасир, 630 км: 403 км - СУ, 227 км - лиазон.
Врата в знаменитую Руб-эль-Хали, или как ее называют арабы - «Пустую Четверть», обеспечат фон этого этапа – чистая, нетронутая пустыня. Участники попадут в сложную секцию дюн, хотя и разбросанных далеко и просторно малыми цепочками. Потом разнообразные технические участки с быстрыми отрезками. «Кольцо больших возможностей» даст быстрым участникам первую возможность вырваться вперед с хорошим отрывом.

6/01 - Вади-ад-Давасир > Эр-Рияд, 813 км: 337 км - СУ, 476 км - лиазон.
Вместе с лиазоном - это самый длинный этап гонки, но спортивная его часть вряд ли даст участникам возможность ехать по максимуму. Наоборот, фокус стоит удерживать на умелом управлении автомобилем, т.к. извилистые дорожки не дадут участникам возможности передохнуть. Однако, стоит помнить о том, что ошибки стоят немало даже на таких переходных этапах как этот.

7/01 - Эр-Рияд > Аль-Кайсум, 662 км: 456 км - СУ, 216 км - лиазон
Терпение – добродетель в ралли-рейдах, так как этап будет длинным; сложный этап, где для участников, не сумевших взять под контроль свои эмоции, этот день станет неудачным. Несколько моментов явно снизят скорость, таких как сложная секция с дюнами с середине этапа и многочисленные камни, заполонившие некоторые дорожки. Поспешишь – людей насмешишь и, как следствие, например, пробитое колесо.

8/01 - Аль-Кайсум > Хаиль, 618 км: 448 км - СУ, 170 км - лиазон.
Дорога в Хаиль будет полностью песчаной и гладкой. Маршрут этого этапа, изобилующий дюнами всех форм и цветов, проверит умение участников преодолевать их в разных направлениях! Мотоциклисты столкнутся здесь с трудностями, и даже самые сильные райдеры финишируют на пределе своих возможностей. Некоторые могут остаться в на ночь…и будут довольствоваться очень коротким днем отдыха.

9/01 – Хаиль День отдыха
Для многих участников, день отдыха является промежуточной целью. Что бы ни произошло, для каждого это день, чтобы проверить стратегию, и мудро использовать время для восстановления. День будет короче для тех участников, кто финиширует позже, и у которых будет много работы с автомобилями. День отдыха будет разделен на техническое обслуживание и отдых, в полном смысле этого слова.

10/01 - Хаиль > Сакака, 737 км: 471 км - СУ, 267 км - лизано (марафонский этап)
Марафонский этап начинает свой путь с устрашающей череды песчаных гор и 100 км непрерывной гонки по подъемам и спускам. Участникам необходимо будет двигаться предельно осторожно во избежание перегрева двигателей. Первая часть завершится серией каменных плато и смешением извилистых и быстрых участков. Зона, подготовленная для участников для осуществления технических работ на бивуаке будет закрыта для всех остальных.

11/01 - Сакака > Неом, 709 км: 375 км - СУ, 334 км - лиазон.
Вторая половина марафонского этапа даст отыграться тем, кто был осторожным в первой его части. Верхом удовольствия, после преодоления песков и затем каменистых дорожек спецучастка, станет возможность насладиться потрясающими пейзажами… не забывая при этом следить за дорожной книгой. Один из таких моментов, когда стоит воспользоваться фотоаппаратом.

12/01 - Неом > Неом, 579 км: 465 км - СУ, 109 км - лиазон.
Спецучасток возьмет начало прямо от берега Красного моря и начнется с «прогулки» по берегу. «Серфинг» не будет гладким, однако, маршрут выводит на дорожки, которые иногда будут быстрыми, но часто чрезмерно песчаными для того, чтобы давить педаль в пол. Длина этого этапа и разнообразие делают этот участок самым сложным за 2 недели гонки.

13/01 - Неом > Аль-Ула, 583 км: 342 км - СУ, 241 км - лиазон.
Нет таких слов восхищения для того, чтобы описать пейзажи первой части этого этапа. Холмистые участки, которые составляют большинство оставшегося маршрута просто захватывают дух. Однако, песчаные дорожки дадут возможность проявить себя участникам с высокими навыками в навигации и прорваться к финишу этапа, пересекая долины.

14/01 – Аль-Ула > Янбу, 557 км: 511 км - СУ, 46 км - лиазон.
Самый длинный спецучасток в ралли определит позиции для решающего поединка среди оставшихся соперников. После нескольких дней они возвращаются в дюны, для определения лучших в океане песка, простирающегося почти на 100 км, где временные отрывы могут быть значительными.

15/01 - Янбу > Джидда, 452 км: 225 км - СУ, 27 км - лиазон.
Последний этап ралли «Дакар», и это не значит, что он будет легким. Пилотам, штурманам и механикам все еще будет необходимо преодолеть цепи дюн, где, застряв, можно с легкостью будет ощутить разницу между приятным завершением и горечью разочарования. Однако, слово «торжество» наиболее полно передает ту атмосферу, так как финишная линия на берегу Красного моря вернет некоторых участников в воспоминания о финише на берегу Розового озера.

15/01 – Джидда.  Финиш и финишный подиум