РЕЗУЛЬТАТЫ:
1-е место, экипаж № 507: пилот Дмитрий Сотников; штурман Руслан Ахмадеев; механик Ильгиз Ахметзянов.
2-е место, экипаж № 501: пилот Антон Шибалов; штурман Дмитрий Никитин; механик Иван Татаринов.
3-е место, экипаж № 509: пилот Айрат Мардеев; штурман Дмитрий Свистунов; механик Ахмет Галяутдинов.
Второй на территории Саудовской Аравии международный ралли-марафон "Дакар" завершился 15 января в городе Джидда. Сразу три российских экипажа спортивной команды "КАМАЗ-мастер" заняли весь пьедестал почета в грузовом зачете. Первую победу в карьере одержал Дмитрий Сотников, второе место занял Антон Шибалов, Айрат Мардеев показал третий результат.
Гонка стала знаковой для челнинцев: юбилейный 30-й старт в легендарном соревновании на выносливость принес команде "КАМАЗ-мастер" 18-й титул в истории. Такое достижение позволило сравняться по количеству побед с мотоциклетной командой КТМ и продемонстрировать высокий уровень, подтверждающий, что россияне являются одними из лидеров мирового грузового зачета в автоспорте.
Сложная ситуация с пандемией коронавируса, сложившаяся в мире, не обошла стороной и 43-е издание "Дакара". Разрешение стартовать в ралли получили лишь те спортсмены, которые успешно сдали ПЦР-тесты на COVID-19. При условии, что не возникнет проблем и на обязательных административных и технических проверках. В итоге допущенных оказалось почти 500 спортсменов из нескольких десятков стран мира. Все они отправились в двухнедельный марафон на 286 единицах спортивной техники (в 2020-м на старт вышло 342 гоночных средств): 101 мотоцикл, 16 квадроциклов, 64 внедорожника, 61 багги и 44 грузовика.
За 12 этапов гоночный караван должен был преодолеть почти 7700 километров, а боевая дистанция составила без малого 4700 километров. На бескрайних просторах Аравийского полуострова камазовцы отстаивали титул чемпионов "Дакара" в непростой борьбе с основными участниками грузового зачета: IVECO, TATRA, МАЗ, PRAGA, RENAULT и MAN.
Команда "КАМАЗ-мастер" участвовала в "Дакаре-2021" четырьмя экипажами:
№500 Пилот Андрей Каргинов, штурман Андрей Мокеев, механик Игорь Леонов;
№501 Пилот Антон Шибалов, штурман Дмитрий Никитин, механик Иван Татаринов;
№507 Пилот Дмитрий Сотников, штурман Руслан Ахмадеев, механик Ильгиз Ахметзянов;
№509 Пилот Айрат Мардеев, штурман Дмитрий Свистунов, механик Ахмет Галяутдинов.
О СПОРТИВНОЙ МАШИНЕ
Географические и климатические особенности Аравийского полуострова стали основополагающими при составлении программы по модернизации машин перед гонкой 2021 года. Технические проблемы, которые имели место на "Дакаре" прошлого года, потребовали увеличения надежности отдельных элементов двигателя действующих спортивных автомобилей КАМАЗ-43509, ранее побеждавших на "Дакаре" 2019 и 2020 годов. Конструкторы экспериментировали с различными новыми материалами и техническими решениями. Инженеры команды также активно осваивали область аэродинамики внедорожного грузовика и динамики воздушных потоков для охлаждения различных систем автомобиля. Недоработки в этом направлении стали причиной потери времени в первый день "Дакара-2020". Большой блок изменений в конструкции машин был связан со снижением центра тяжести и улучшения динамики, также удалось добиться сокращения времени повышения давления в шинах. При этом период самоизоляции из-за пандемии и непростая финансовая ситуация затормозили некоторые планы команды, обозначенные в начале прошлого года.
О ГОНКЕ
После переезда "Дакара" из Южной Америки на Ближний Восток, гонщикам предстали ранее незнакомые и крайне сложные гоночные маршруты. Каждый год организаторы стараются сделать гонку сложнее, а экипажи получают новые вводные. "Дакар-2021" ознаменовал собой цифровую эру для штурманов: в электронные дорожные книги, установленные в машинах ведущих экипажей, информация о предстоящем спецучастке загружалась за 10-20 минут до старта. Тем самым, на ознакомление практически не оставалось времени, а ехать приходилось буквально по навигационному прибору.
Внесли организаторы и серьезные изменения в маршрут гонки, сделав ее кольцевой и направив в обратную сторону – против часовой стрелки. Рассчитывать на то, что на определенном этапе гонщикам встретятся знакомые направления, как это было в прошлом десятилетии на южноамериканском континенте, уже не приходилось.
Как и полагается легендарной многодневке, путь от старта к финишу на берегу Красного моря, не стал для ее участников легкой прогулкой. Особую изюминку маршруту "Дакара" придавало разнообразие ландшафтов. Сотни искателей приключений отправились покорять почти 4700 км труднопроходимых внедорожных трасс, проложенных через горы и дюны, пески и долины, русла рек и каньоны. И все это великолепие аравийской природы легко умещалось на одном спецучастке длиной всего в 300-400 км.
Высокую степень сложности маршрута, изобиловавшего коварными ловушками и непростой навигацией, показали итоговые цифры "Дакара". Из 286 стартовавших в Джидде мотоциклов и автомобилей на финишном подиуме в портовом городе оказались только 193 единицы техники. Процент схода участников во всех категориях "Дакара", в том числе и в грузовом зачете, составил более 30 процентов. В генеральной классификации по итогам марафона остались 63 мотоцикла, 11 квадроциклов, 49 автомобилей, 41 багги и 29 грузовиков.
Календарь гонки
2 января. Пролог, торжественный старт в Джидде
3 января. 1-й этап: Джидда – Биша
4 января. 2-й этап: Биша – Вади-эль-Давасир
5 января. 3-й этап: Вади-эль-Давасир – Вади-эль-Давасир
6 января. 4-й этап: Вади-эль-Давасир – Эр-Рияд
7 января. 5-й этап: Эр-Рияд – Аль-Кайсум
8 января. 6-й этап: Аль-Кайсум – Хаиль
9 января. День отдыха
10 января. 7-й этап (марафонский): Хаиль – Сакака
11 января. 8-й этап (марафонский): Сакака – Неом
12 января. 9-й этап: Неом – Неом
13 января. 10-й этап: Неом – Аль-Ула
14 января. 11-й этап: Аль-Ула – Янбу
15 января. 12-й этап: Янбу – Джидда, финишный подиум
После двух этапов стало понятно, что победитель "Дакара-2020" Андрей Каргинов вряд ли сможет рассчитывать на высокий результат - отставание от Дмитрия Сотникова составило почти 2 часа. В первый день от попавшего камня у машины разлетелся вентилятор водяного радиатора и разрушился привод. Во второй день сначала вышла из строя подкачка шин заднего моста, чего в команде "КАМАЗ-мастер" не было уже несколько лет на нынешнем поколении грузовиков, а затем одно за другим взорвались оба задних колеса, что вынудило экипаж не рисковать на трассе.
Высокий уровень соперничества и равные возможности команд привели к тому, что после 80 км пути в Эр-Рияд сразу пять экипажей расположились в семи секундах друг от друга, а Андрей Каргинов, Сергей Вязович и Алексей Вишневский преодолели этот отрезок с одинаковым временем. Свою третью победу на этапе одержал Дмитрий Сотников, Антон Шибалов в "женерале" опередил Мартина Мацика и вышел на второе место.
На следующий день за пропуск навигационной точки на 20 минут был оштрафован Андрей Каргинов, лишившись первой победы на "Дакаре-2021". А вот для бронзового призера "Дакара-2020" Сергея Вязовича пятый этап завершился фатально: его грузовик более суток простоял в пустыне, а "полевой" ремонт коробки передач оказался не под силу.
На финише в Хаиле "КАМАЗ-мастер" занял первые три места, а таблица грузового зачета обрела очертания, сохранившиеся до самого конца "Дакара". Задать темп на вторую неделю гонки организаторы решили двумя марафонскими этапами. Все четыре экипажа российской команды не испытали никаких проблем, свидетельством чему стали еще два камазовских подиума.
Учитывая серьезный временной задел перед конкурентами, задачей на заключительные четыре этапа для экипажей "КАМАЗ-мастер" стал надежный финиш без лишнего риска и сохранение третьей строчки. Тактикой россиян воспользовался Мартин Мацик, выигравший три спецучастка. Предпоследний день мог стать последним на гонке для Андрея Каргинова: один из многочисленных камней разрушил корпус коробки передач, из-за чего начало вытекать масло. К счастью для экипажа, поломка не произошла на спецучастке и он добрался до бивуака.
Мартин Мацик и Алеш Лопрайс, Алексей Вишневский и Сергей Вязович оказывали серьезное сопротивление на разных этапах, держа в напряжении пилотов "КАМАЗ-мастер". Залогом успеха на "Дакаре" стали надежность российской техники, опытные экипажи и слаженные действия всех членов команды "КАМАЗ-мастер", впервые с 2015 года занявшей весь подиум. О превосходстве команды на этом "Дакаре" говорят восемь побед на спецучастках из 12. На счету Дмитрия Сотникова пять таких выигрышей (личный рекорд плюс 11 из 12 финишей в тройке), дважды лучшее время показывал Антон Шибалов, еще одна победа досталась Айрату Мардееву.
Владимир Чагин, руководитель команды "КАМАЗ-мастер": "Рад, что в этом году до финиша добрались все четыре машины. Да, не всем сопутствовала удача на этапах, были технические сложности, сложно было и физически бороться с непростыми условиями, но это "Дакар". И победу одерживает тот, кто смог дотерпеть, превозмочь себя. Поздравляю с первой победой в карьере экипаж Дмитрия Сотникова! Ребята молодцы, проявили себя с самой лучшей стороны. Здорово провели гонку и экипажи Антона Шибалова и Айрата Мардеева. Показал командную работу Андрей Каргинов, четко работая на общий результат команды. Но этой победы не было бы без слаженной работы всего коллектива "КАМАЗ-мастер". Мы благодарны нашим партнерам за сотрудничество в непростое время! Спасибо нашим многочисленным болельщикам, переживавшим за команду все это время! Ваша поддержка помогала нам на протяжении всего "Дакара".
Грузовой зачет. Генеральная классификация. Топ-10
Pos. |
№ |
Name |
Make |
Time |
Gap |
1 |
507 |
Dmitry SOTNIKOV |
KAMAZ |
48:23:21 |
00:00:00 |
2 |
501 |
Anton SHIBALOV |
KAMAZ |
49:02:59 |
00:39:38 |
3 |
509 |
Airat MARDEEV |
KAMAZ |
49:37:56 |
01:14:35 |
4 |
503 |
Martin MACIK |
IVECO |
50:09:12 |
01:45:51 |
5 |
504 |
Ales LOPRAIS |
PRAGA |
50:23:52 |
02:00:31 |
6 |
505 |
Aliaksei VISHNEUSKI |
MAZ |
50:39:53 |
02:16:32 |
7 |
500 |
Andrey KARGINOV |
KAMAZ |
51:12:22 |
02:49:01 |
8 |
506 |
Martin VAN DEN BRINK |
RENAULT |
52:46:42 |
04:23:21 |
9 |
517 |
Ignasio CASALE |
TATRA |
53:51:11 |
05:27:50 |
10 |
514 |
Martin SOLTYS |
TATRA |
53:56:53 |
05:33:32 |