Вчерашний день ралли-марафона «Шелковый путь» стал последним на гонке для экипажа Алексея Попова из команды UralMotorSport. В районе третьего километра спецучастка грузовик на высокой скорости влетел в глубокую яму, последовал сильный удар, обернувшийся для пилота серьезной травмой – компрессионным переломом второго позвонка. Экипаж оформил сход.
В пятницу оставшихся в гонке спортсменов ждал второй кольцевой этап на нынешнем издании ралли. В окрестностях 15-тысячного города Алтай, расположенного в долине между горными грядами, восьмой спецучасток растянулся на 315 километров. Дистанция не самая большая, но есть одна особенность: беспрерывный 100-километровый участок из тысяч дюн. У местных жителей даже существует поверье, согласно которому не каждому путнику суждено выбраться из раскинувшихся на 3000 квадратных километров песков Монгол Элс.
Чтобы не остаться в западне, отдельные экипажи приняли самое простое решение: объехать пески стороной, избежав сложнейшего маршрута. Лучше получить штрафное время за невзятие обязательных точек, чем остаться ночевать среди дюн. Такую мысль высказывали на финише гонщики.
Но тем, кто ведет борьбу за «Белого тигра» – главный трофей ралли-марафона «Шелковый путь» – отступать некуда. Первые 90 километров – достаточно быстрый и сложный участок с постоянным пересечением высохших русел, камнями и множеством ям средней глубины. Следующие 20 километров – песчаное русло реки с невысокими берегами, на которые не так просто заехать. И дюны различной конфигурации. Самые легкие из них позволяли проходить их со скоростью под 100 км/ч, тогда как самые опасные, с отвесными обрывами после затяжного подъема, штурмовались с предельной аккуратностью. В таких условиях требовалась максимальная концентрация внимания каждого экипажа, чтобы не сорваться вниз с высоты в многоэтажный дом.
После зоны нейтрализации, где гонщики смогли перевести дух после испытания песчаными «американскими горками», раскинулись покрытые зеленью скоростные участки. Газ в пол до максимальных значений на спидометре удерживался до входа в каньон с его мелкими ручейками в каменистом русле горной реки. На десерт – повторение скоростного финиша седьмого этапа.
С самого старта неправильным курсом поехал победитель седьмого этапа Богдан Каримов, спутав карты стартовавшему за ним лидеру грузового зачета Сергею Вязовичу. Таким образом, открывать трек для остальных экипажей «КАМАЗ-мастер» пришлось белорусскому гонщику. Штурман Каримова Дмитрий Никитин достаточно быстро разобрался в ошибке и, сделав круг на бездорожье, экипаж вернулся в «русло» канала, встав в дорогу за Дмитрием Сотниковым, стартовавшим сегодня с третьей позиции.
С учетом турнирных раскладов и достаточно сложного спецучастка, тактика нашей команды строилась на совместном прохождении непростой дюнной секции и подстраховке Андреем Каргиновым лидирующих в гонке экипажей. Как задумывалось, так и вышло. Первым из «КАМАЗов» к пескам приехал Дмитрий Сотников, постепенно накативший Сергея Вязовича без риска опередить соперника до входа в дюны. Обойти его удалось уже в песках: «МАЗ» стоял в воронке с поломанным рулевым управлением. Починка собственными силами не представлялась возможной ввиду отсутствия запасных деталей. И только помощь членов его команды позволила Вязовичу продолжить гонку: донором выступил автомобиль Виталия Мурылева, также в починке принимал участие и третий экипаж из Минска под управлением Алексея Вишневского.
Эдуард Николаев, пилот экипажа №302: «Спасибо организаторам за насыщенный этап. В моей карьере 100 километров дюн подряд никогда не было. Я с 2003 года в команде, не приходилось ехать такой отрезок без чередующихся между песками плато. Это уникальный опыт для нас. Дмитрию Сотникову было сложно ехать первым в дюнах. Я его поблагодарил в зоне нейтрализации, за то, что второй день подряд он провел всех нас в сложных условиях.
В дюнах стоял Сергей Вязович, был включен сигнал Alarm, а ребята ходили вокруг машины. Для результата нашей команды – это плюс, а борьба с Сергеем все-равно сохранится, машину-то починят. Да, сегодня он потерял время, но впереди еще три дня, это марафон – все может случиться. Расход топлива у нас был очень большой, на финиш мы приехали впритык. Если бы спецучасток был длиннее, можно было «обсохнуть». А вчера расход был совсем другой, из этого и планировали заправку на пятничный этап».
Сергей Вязович, пилот экипажа №301: «С самого старта Богдан Каримов пошел неправильным курсом, и мы остались открывашкой, хотя не планировали этого. Довольно успешно справлялись с этой задачей. В дюнах в какой-то момент пропало рулевое управление, обнаружили, что выдавило внутренний сальник, вытекает масло. Для нас это означало остановку. Подъехал Виталий Мурылев, сказали ему, что у нас будет сход, и ребята предложили снять с их машины рулевой редуктор несмотря на то, что они проводят свою лучшую гонку в карьере. Потом приехал Алексей Вишневский, мы тремя экипажами перебросили с машины на машину рулевые механизмы. Это заняло больше часа плюс ожидание ребят. Такую запчасть мы не возим ни в одной из машин, раньше с такими кардинальными проблемами, чтобы так сильно вытекало масло, не сталкивались. Масло буквально в одну секунду выгнало взрывом».
Более чем часовой простой в песках серьезно ударил по турнирным амбициям действующего победителя «Шелкового пути», пропустившего вперед в общем зачете гонки 2024 года и Дмитрия Сотникова, и Эдуарда Николаева. Первое время по итогам восьмого этапа показал Николаев – 4 часа 25 минут 39 секунд. Вторым стал Андрей Каргинов, финишировавший в трех с половиной минутах позади, замкнул тройку лучших Сотников (+6 минут 16 секунд).
Дмитрий Сотников, пилот экипажа №303: «На подходе к дюнам почти догнали Сергея Вязовича. Решили ехать за ним, не форсировали события, постепенно подбирались к нему. Уже в песках видели, что у него какие-то проблемы – Сергей не везде брал дюны, а объезжал их. Позже увидели их в песчаной воронке, экипаж залез под машину и что-то ремонтировал. Дальше поехали своим ходом, за нами шел Богдан Каримов, попозже к нам подъехали Эдуард Николаев и Андрей Каргинов. Такой и была тактика: собраться вчетвером и безопасно проехать дюны.
Песок был непростой. На горизонте уже видели выход из дюн и горы, а потом курс повел направо – а там вновь нескончаемые дюны! Для нас это классный опыт, получили удовольствие. Единственное, дюны не везде мягкие. Они менялись цветом, рельефом, структурой. В основном все проходимые. Заезжали на самые высокие точки, чтобы другие участники проехали по нашему треку и получили удовольствие от пейзажей».
Андрей Каргинов, пилот экипажа №305: «Сложный день, готовились к нему. Понимали, что маленький запас времени у наших ребят-лидеров. Построили тактику таким образом, чтобы как можно больше отыграть у соперников, проехать вместе дюны. Сегодня стартовали четвертыми, дождались экипаж Эдуарда Николаева и страховали его на протяжении всего маршрута.
День запомнится надолго, 100 километров дюн подряд – это рекорд, раньше такого не было. Обычно организаторы дают дюны километров на 15-20, потом плато для отдыха, а дальше снова дюны. Очень красивые пейзажи в Монголии. Огромные дюны, не сильно сложные: большие, раскатистые, склоны резкие. Где-то машине было тяжело. Но мы четырьмя «КАМАЗами» прошли сложный маршрут гуськом».
Восьмой этап получился для «КАМАЗ-мастер» успешным. Если для опытных экипажей прохождение дюн стало серьезной проверкой, то Богдану Каримову, начавшему карьеру пилота только два года назад, пришлось еще тяжелее. Но молодой гонщик в очередной раз показал свое умение с достоинством выходить из сложных ситуаций. Итоговое четвертое место с 20-минутным отставанием – таков итог выступления экипажа Каримова. Пятый результат дня показал Сергей Куприянов на газодизельном грузовике «КАМАЗ».
Богдан Каримов, пилот экипажа №306: «В начале этапа мы встали не в ту дорогу, сделали круг. Когда возвращались, видели Диму Сотникова – поехали за ним. После зоны нейтрализации у нас отвалился глушитель – слетел хомут. Сегодня поднимались на высоту около 3000 метров, нагрев с глушителя был очень сильным, до 1000 градусов. И, судя по всему, хомут не выдержал. На замене потеряли немного времени.
У меня мало опыта езды по дюнам, и для меня они были очень хорошими по размерам. Мы справились с ними, трудностей не возникло. Ехали кучно, вчетвером. В дюнах чуть вперед отоврались Эдуард Николаев и Дмитрий Сотников, но на середине мы догнали их. Концовка спецучастка повторила вчерашний день, последние 30 километров после выезда из русла реки ехали на максимальных скоростях. Еще у нас были проблемы с дворниками, они зацепились друг за друга и перестали работать».
Евгений Яковлев, штурман экипажа №302: «Дюны очень длинные. Я многое повидал в карьере, но даже меня начало укачивать на них. Представляю, как тяжело было Диме Сотникову, который шел первым все 100 километров в песках. Респект парням, они молодцы. После дюн была зона нейтрализации, все вышли из машин «плавающими». Спецучасток был сложным, марафонским на 200%. Открывающему дорогу экипажу очень сложно, а для остальных штурманов ехать гораздо проще. Пилот видит трассу, ты ему только подсказываешь, куда ехать: правее или левее. Но отвлекаться нельзя, всегда можно пройти маршрут лучше, чем другой экипаж, избежать попадания в воронку».
Владимир Моисеев из «ГАЗ Рейд Спорт» попытался въехать в дюны, но не смог преодолеть высокие песчаные препятствия и объехал их стороной – экипаж ждет пенализация за пропуск контрольных точек. А ближе к вечеру коллегия спортивный судей разрешила экипажу Алексея Вишневского выехать на трассу для эвакуации грузовика Виталия Мурылева. Также на момент релиза не финишировал второй автомобиль «ГАЗ» Михаила Шкляева.
В генеральной классификации лидерство захватил Дмитрий Сотников, 42 секунды ему уступает Эдуард Николаев, Сергей Вязович опустился на третью позицию и проигрывает 67 минут. В топ-5 расположились Богдан Каримов и Сергей Куприянов.
В субботу участники «Шелкового пути» отправятся из Алтая в Баянхонгор. Общая протяженность девятого этапа составит 558 километров, из которых на скоростные спецучастки отведено 423 километра.
Грузовой зачет. Результаты 8-го этапа
Поз. |
№ |
Имя |
Марка |
Время |
Отставание |
1 |
302 |
Эдуард НИКОЛАЕВ |
КАМАЗ |
04:25:39 |
00:00:00 |
2 |
305 |
Андрей КАРГИНОВ |
КАМАЗ |
04:29:15 |
00:03:36 |
3 |
303 |
Дмитрий СОТНИКОВ |
КАМАЗ |
04:31:55 |
00:06:16 |
4 |
306 |
Богдан КАРИМОВ |
КАМАЗ |
04:45:32 |
00:19:53 |
5 |
308 |
Сергей КУПРИЯНОВ |
КАМАЗ |
05:19:44 |
00:54:05 |
6 |
304 |
Алексей ВИШНЕВСКИЙ |
МАЗ |
05:30:44 |
01:05:05 |
7 |
301 |
Сергей ВЯЗОВИЧ |
МАЗ |
05:39:01 |
01:13:22 |
8 |
307 |
Юрий НАЙМАН |
УРАЛ |
07:04:37 |
02:38:58 |
9 |
312 |
Владимир МОИСЕЕВ |
ГАЗ |
10:55:27 |
06:29:48 |
10 |
311 |
Михаил ШКЛЯЕВ |
ГАЗ |
16:00:10 |
11:34:31 |
11 |
309 |
Виталий МУРЫЛЕВ |
МАЗ |
45:00:00 |
40:34:21 |
Грузовой зачет. Генеральная классификация после 8-го этапа
Поз. |
№ |
Имя |
Марка |
Время |
Отставание |
1 |
303 |
Дмитрий СОТНИКОВ |
КАМАЗ |
20:29:18 |
00:00:00 |
2 |
302 |
Эдуард НИКОЛАЕВ |
КАМАЗ |
20:30:00 |
00:00:42 |
3 |
301 |
Сергей ВЯЗОВИЧ |
МАЗ |
21:36:19 |
01:07:01 |
4 |
306 |
Богдан КАРИМОВ |
КАМАЗ |
22:09:58 |
01:40:40 |
5 |
308 |
Сергей КУПРИЯНОВ |
КАМАЗ |
23:08:57 |
02:39:39 |
6 |
304 |
Алексей ВИШНЕВСКИЙ |
МАЗ |
23:46:23 |
03:17:05 |
7 |
307 |
Юрий НАЙМАН |
УРАЛ |
31:17:30 |
10:48:12 |
8 |
305 |
Андрей КАРГИНОВ |
КАМАЗ |
34:20:35 |
13:51:17 |
9 |
312 |
Владимир МОИСЕЕВ |
ГАЗ |
38:06:54 |
17:37:36 |
10 |
311 |
Михаил ШКЛЯЕВ |
ГАЗ |
43:34:23 |
23:05:05 |
11 |
309 |
Виталий МУРЫЛЕВ |
МАЗ |
62:23:32 |
41:54:14 |