Пятый этап "Дакара-2022": триал, навигация и борьба за секунды

06.01.2022

Причиной застревания на вчерашнем этапе грузовика Андрея Каргинова стала автоматическая коробка передач. Почти весь спецучасток пилот проехал без возможности разогнаться выше 115 км/ч и в ожидании, на какую передачу трансмиссия переключится самостоятельно. В положение "нейтраль" АКПП встала в самый неподходящий момент – посреди заболоченного высохшего русла реки незадолго до финиша.

Взаимовыручка – один из главных принципов в отношениях людей на легендарном ралли-марафоне "Дакар". "Сегодня помог ты, а завтра помогут тебе" – такой неформальный девиз сопровождает гонщиков из года в год, будь то Африка, Южная Америка или Ближний Восток. В среду спасением экипажа Андрея Каргинова, Андрея Мокеева и Ивана Малькова из грязевого плена занимались литовцы Вайдотас Пашкевичюс, Славомир Волков и Томас Гузаускас. Уже на бивуаке в Эр-Рияде камазовцы тепло поблагодарили их за оказанную помощь и вручили командные сувениры.

Казалось, что этим вчерашние неприятные сюрпризы для челнинцев ограничатся. Но поздним вечером стюарды гонки вынесли штрафные санкции в адрес многих участников в различных зачетах. Пенализация затронула и три экипажа "КАМАЗ-мастер": за превышение скорости две минуты получил Эдуард Николаев, по одной – Дмитрий Сотников и Андрей Каргинов. Таким образом, российская команда лишилась тройного подиума по итогам этапа - Сотников сменил третье место на четвертое, при этом упрочил лидерство в генеральной классификации.

Неудачным выдался четвертый соревновательный день и для пилота из Андорры Альберта Лловеры – его грузовик IVECO совершил длинный прыжок и ударился носовой частью в хребет дюны. Серьезные повреждения переднего моста и подвески за ночь так и не были устранены и не позволили экипажу выйти на старт пятого спецучастка. Теперь команда рассчитывает завершить ремонт в течение дня. В свою очередь, механики команды "КАМАЗ-мастер" привели в чувство коробку передач на машине Андрея Каргинова, и утром экипаж №509 был готов к гонке.

В четверг караван ралли был разделен на две части – представители мотозачетов отправились на 346-километровый спецучасток южнее Эр-Рияда, а участники автомобильных групп – на север от столицы Саудовской Аравии, где их ждали 395 километров бездорожья. Из-за частичного совпадения маршрута с шестым этапом организаторы отключили карту в интересах спортивной справедливости до 7 января, тем самым сделав невозможным отслеживать перемещение участников "Дакара" в режиме реального времени.

Первая часть спецучастка пришлась на скоростные дороги по плато Неджд, после чего начался первый убойный каменный триал на "Дакаре-20222. Отрезок в 10 километров серьезно снизил скорость спортивных экипажей: грузовики медленно ползли в гору по камням, напрягая моторы, а в случае тупиковой дороги, задом спускались к подножию, чтобы заново штурмовать хребет.

Следом – порядка 100 километров сложной навигации по песчаным трекам со скрытыми камнями. На этом участке важным условием успешного финиша стало сохранение шин в целости. И всё это – в окружении великолепных долин и извилистых каньонов. Не забыли составители этапа и о дюнах с песком, покрывших 38% всей поверхности маршрута и идущих в череде с быстрыми песчаными трассами. В завершение же спортивного дня экипажам пришлось проявить особую внимательность к навигации – многочисленные следы могли увести гонщиков не в том направлении.

Первым из грузового зачета на спецучасток вслед за топ-30 сводной классификации автомобильного класса отправился победитель вчерашнего этапа Эдуард Николаев. Открывать путь для многотонных покорителей Аравийского полуострова стало задачей не из простых. Обилие камней поначалу корректировало гоночный темп: риск налететь на большой и острый булыжник был слишком велик, отчего приходилось осторожничать, расчищая путь для соперников.

Красивой борьбой за результат стало противостояние Дмитрия Сотникова с Янусом ван Кастереном. Лидер команды Жерара де Роя в первой части маршрута столкнулся со сложностями в навигации и позволил обойти себя лидеру всей гонки, а в песках экипаж Сотникова окончательно оторвался от конкурента. Позднее вопрос с навигацией пришлось решать и экипажам "КАМАЗ-мастер". В дюнной секции не бралась контрольная точка, и сразу три российских автомобиля с присоединившимся к ним ван Кастереном и мотовездеходами занялись решением поставленной задачи. Первым справился Эдуард Николаев, за которым к финишу отправились и остальные экипажи.

Лучшее время дня на финише показал Андрей Каргинов, единственный из команды из Набережных Челнов избежавший сложностей с поиском необходимых контрольных точек. По ходу спецучастка его экипаж показывал одинаковое время с Дмитрием Сотниковым, а решающим стал заключительный 50-километровый сектор – 4 часа 1 минута 2 секунды. Действующий победитель "Дакара" уступил четыре с половиной минуты.

Андрей Каргинов, пилот экипажа №509: "Сегодня был рабочий спецучасток: очень много камней и извилистых дорожек, где можно было найти свою траекторию, подрезать, тем более наши машины позволяют это делать. Взяли высокий темп со старта, пытались накатить впереди идущие грузовики и смогли обогнать шесть соперников. В такие моменты видишь преимущество КАМАЗа и наших экипажей, которые могут ехать быстрее других представителей зачета. Старались держаться к нашим ребятам поближе, чтобы в случае чего оперативно помочь запчастями".

Дмитрий Сотников, пилот экипажа №500: "Достаточно быстрый и разнообразный день с хорошей секцией дюн. Главным сегодня было сохранить колеса. В одной из дюнных секций шли верным курсом, но точка никак не открывалась – с поиском пришлось разбираться трем КАМАЗам и ван Кастерену на IVECO. Лидирующим экипажам было непросто открывать этап, и те, кто стартовал сзади, видели хороший след и пыль вдали, что позволило быстро подтянуться. Отсюда и такие плотные результаты".

Судьбу третьего места решила 21 секунда – на столько экипаж Шибалова оказался быстрее Эдуарда Николаева. В паре минут позади завершили день ван Кастерен и Лопрайс.

Антон Шибалов, пилот экипажа №501: "Много камней и русел рек, которые успели высохнуть, быстрые скоростные дороги, дюны. Ван Кастерен по камням ехал очень быстро, понятно, что он рисковал, пытаясь отыграть время, а в песках мы его опередили и ушли в отрыв. Трудностей сегодня не испытали, разве только с навигацией немного пришлось разобраться, но там было много экипажей, все искали точку".

Эдуард Николаев, пилот экипажа №505: "Этап был похож на вчерашний, только добавились камни. Я стартовал первым и мне пришлось расталкивать большое количество камней, приходилось осторожничать. Нужно было быть очень внимательным, ехать аккуратно, чтобы не совершить прокол. Вторую половину спецучастка добавил в темпе. На одном из километров в середине дистанции была сложная навигация, в поиске точки встретились четыре грузовика и мотовездеходы. Мы первыми справились с задачей, и остальные увидели это и вместе поехали к финишу через дюны. Со стороны было интересно наблюдать за новой машиной Димы Сотникова, с котором почти половину этапа ехали вместе. Ведь мы выступаем на одинаковых грузовиках, и сегодня удалось внимательно посмотреть на нее в гонке".

Разрывы между экипажами на пятом спецучастке получились минимальными. В тройке лучших по времени по ходу гонки оказались сразу пятеро пилотов. Янус ван Кастерен и Алеш Лопрайс атаковали изо всех сил, последний на отметке 121 км и вовсе оказался всего в трех секундах позади лидировавшего на тот момент Антона Шибалова. После 300 километров пути первый и десятый экипажи разделяли 11 минут, плотными были результаты и в борьбе за топ-10.

Янус ван Кастерен, пилот экипажа №504: "Я стараюсь ехать быстро, нужно оказывать давление на КАМАЗы, но они едут еще быстрее. Сегодня испытали некоторые сложности, из-за чего пришлось замедлиться и потерять время. В песках и дюнах российских гонщиков очень трудно опередить".

Алеш Лопрайс, пилот экипажа №508: "Непростой день получился. Приходилось решать навигационные задачи, справляться с камнями и дюнами. Соперничать с ребятами из "КАМАЗ-мастер" одно удовольствие – это настоящие профессионалы, которые знают свое дело. Могу сравнить их с футбольной командой, где каждый полагается на товарища по команде и помогает друг другу. Дмитрий Сотников – сумасшедший гонщик, он едет очень быстро. Соперничать с ним сложно, но мы рассчитываем, что нам удастся выиграть на одном из спецучастков".

В пятницу на "Дакаре-2022" состоится шестой этап в Эр-Рияде. Для автомобильного зачета кольцевой маршрут составит 438 километров, а после финиша команды отправятся на долгожданный день отдыха.

Грузовой зачет. Результаты 5-го этапа. Топ-10

Pos.

Name

Make

Time

Gap

1

509

Andrey KARGINOV

KAMAZ

04:01:02

00:00:00

2

500

Dmitry SOTNIKOV

KAMAZ

04:05:27

00:04:25

3

501

Anton SHIBALOV

KAMAZ

04:07:49

00:06:47

4

505

Eduard NIKOLAEV

KAMAZ

04:08:10

00:07:08

5

504

Janus VAN KASTEREN

IVECO

04:09:49

00:08:47

6

508

Ales LOPRAIS

PRAGA

04:10:26

00:09:24

7

506

Martin VAN DEN BRINK

IVECO

04:16:33

00:15:31

8

515

Victor VERSTEIJNEN

IVECO

04:18:41

00:17:39

9

523

Maurik VAN DEN HEUVEL

INTERNATIONAL

04:20:31

00:19:29

10

503

Martin MACIK

IVECO

04:28:10

00:27:08

 

Грузовой зачет. Генеральная классификация после 5-го этапа. Топ-10

Pos.

Name

Make

Time

Gap

1

500

Dmitry SOTNIKOV

KAMAZ

19:09:20

00:00:00

2

505

Eduard NIKOLAEV

KAMAZ

19:19:13

00:09:53

3

501

Anton SHIBALOV

KAMAZ

19:35:47

00:26:27

4

504

Janus VAN KASTEREN

IVECO

20:01:36

00:52:16

5

508

Ales LOPRAIS

PRAGA

20:10:33

01:01:13

6

509

Andrey KARGINOV

KAMAZ

20:45:32

01:36:12

7

506

Martin VAN DEN BRINK

IVECO

20:56:06

01:46:46

8

523

Maurik VAN DEN HEUVEL

INTERNATIONAL

21:37:07

02:27:47

9

515

Victor VERSTEIJNEN

IVECO

21:40:52

02:31:32

10

522

Richard DE GROOT

IVECO

22:13:44

03:04:24