Общая площадь пустынь Саудовской Аравии составляет около одного миллиона квадратных километров и покрывает почти половину королевства. Бескрайние песчаные просторы и могучие дюны, устремляющиеся ввысь на 200-300 метров, непроходимые горные массивы и коварные камни, словно бритва, желающая оставить свой глубокий след на шине автомобиля — таким предстает место, в котором уже третий год подряд проводится ралли-марафон "Дакар".
"Дакар" — это соревнование, в котором побеждает самый выносливый, самый техничный и самый расчетливый гонщик. "Дакар" — это гонка, в которой всё может перевернуться за секунду: фаворит рискует досрочно отправиться домой, а новичок — подняться на верхние строчки таблицы. Так и произошло в первый день марафона.
Воскресный спецучасток включил в себя 333 километра боевой дистанции. Кольцевой маршрут, первый из пяти на этом "Дакаре", стал самым северным в 44-м издании ралли. И вечером в субботу бивуак в Хаиле оказался в плену непогоды, однако сильный дождь не внес серьезных корректив в работу команд. Зато неприятным известием стала информация от организаторов гонки о затоплении лагеря в Аль-Артавии, куда караван ралли должен был прибыть по окончании второго этапа. В спешном порядке бивуак был перенесен в Аль-Кайсума, где был запланирован финиш третьего этапа. О дальнейших возможных изменениях маршрута ближайших спецучастков на момент написания релиза не сообщается.
Рекордсмен по количеству побед на "Дакаре" и действующий чемпион автомобильного зачета Стефан Петерансель приехал на Аравийский полуостров за своим 15-м титулом на совершенно новой Audi RS Q e-tron – гибридном внедорожнике, совмещающем бензиновый и электрический двигатели. В воскресенье на отметке 120 км "Мистер Дакар" шел вторым, уступая только Нассеру Аль-Аттия, но уже через 33 километра француз разбил свою передовую технику – экипаж в аварии не пострадал.
Что же касается грузового зачета, то по итогам пролога в результате выбора стартовых позиций первыми покорять ближневосточное бездорожье отправились экипажи команды "КАМАЗ-мастер". Открывать "Дакар-2022" было доверено пятикратному победителю ралли-марафона Эдуарду Николаеву, следом за ним стартовали Дмитрий Сотников, Андрей Каргинов и Антон Шибалов.
Первый этап, получивший обозначение "1В", пролегал по преимущественно песчаной местности, а горные пейзажи Саудовской Аравии только добавили красоты телевизионной картинке. Быстрая и извилистая трасса в первой трети маршрута повела участников гонки через долины больших дюн по жесткому песчаному покрытию, а уже на отметке 127 км темп снизился из-за заезда в гористую область. Именно здесь счет проколам на "Дакаре" открыл экипаж Шибалова, потерявший около 10 минут, и чуть позднее столкнувшийся со сменой колеса и во второй раз. А к середине спецучастка лидерами была российская тройка во главе с Каргиновым.
Серьезную конкуренцию камазовцам оказывали сразу несколько соперников – Алеш Лопрайс, Янус ван Кастерен, Игнасио Касале и Герт Хузинк. В опасной близости находились и другие представители грузового зачета. Однако, чем ближе к финишу, тем больше становилось их отставание. Зацепиться за призовую тройку смог лишь Лопрайс, воспользовавшийся заминкой Каргинова, потерявшего из-за сложной навигации около 20 минут. Покружиться в поиске нужной скрытой путевой точки пришлось многим участникам "Дакара".
Лучший результат дня показал действующий победитель "Дакара". Время Дмитрия Сотникова на финише спецучастка – 3 часа 53 минуты 14 секунд. Всего в 38 секундах позади – Эдуард Николаев.
Дмитрий Сотников, пилот экипажа №500: "Насыщенный день получился сегодня. Первая часть этапа была песчаной, немного непонятной по навигации. Где-то километров через 50 пришлось поменяться местами с Эдиком – возвращались за скрытой путевой точкой. Дорога была чистой и без пыли, что позволяло ехать максимально быстро. А ближе к зоне нейтрализации попался сложный триалистый подъем. Выбрали правое направление, но дорога стала сужаться, и пришлось не рисковать и спускаться – в этот момент мимо нас проскочили Эдик и Андрей, и мы поехали за ними. После 20-минутного отдыха выехали на участок, по которому ездили еще в 2020 году – большие спуски, песчаная и бугристая дорога. А дальше всех ждала навигационная путаница – видели, как кружил Каргинов, вместе с ним пытались найти точку. Подъехали и другие участники "Дакара" из разных категорий – все искали выход, ориентируясь на более опытные экипажи. К сожалению, Андрей не смог быстро решить эту головоломку и потерял много времени".
Эдуард Николаев, пилот экипажа №505: "Сегодня была сложная навигация, а во второй части маршрута нас ждали очень острые камни, и пришлось немного сбросить темп, чтобы сохранить шины. Вместе с Каргиновым и Сотниковым доехали до зоны нейтрализации – больше никого с нами не было. И только когда стартовали через 20 минут, увидели подъехавшего ван Кастерена. После продолжили движение с ребятами в зоне видимости, но столкнулись с очередными навигационными трудностями. Пришлось покружиться, чтобы найти верный путь. Благодарю своего штурмана Женю Яковлева за то, что смог найти верную дорогу и наш экипаж первым выбрался из ловушки".
Третью строчку в классификации первого этапа завоевал Лопрайс. Вслед за чешским пилотом расположились экипажи Шибалова и Каргинова. Был близок к сходу Альберт Лловера, перевернувший грузовик в субботу во время прохождения пролога. Его Iveco получил серьезные повреждения, а также лишился капота и бампера при попытке поставить грузовик на колеса. Механики проводили реанимацию машины всю ночь и смогли подготовить технику к сегодняшнему этапу, однако стартовал в воскресенье пилот из Андорры последним: сначала грузовик простоял несколько часов на лиазоне и не успел к старту по своему времени, а когда получил специальное разрешение от стюардов начать прохождение спецучастка, не смог вовремя начать движение.
Дмитрий Никитин, штурман экипажа №501: "Всё начиналось неплохо для нас, смогли настигнуть Андрея Каргинова, который стартовал в двух минутах впереди. Понимали, что темп примерно одинаковый и мы едем хорошо, но ближе к середине спецучастка пробили колесо – так и не поняли, где мы поймали этот камень. В это время нас опередил Касале, но мы довольно быстро его "накатили". И в пыли, при попытке обгона, увидели, что у нас снова спускает заднее право колесо. Пришлось опять останавливаться. Плюс столкнулись с навигационной задачей, потеряли много времени в районе 270 километра".
В понедельник на "Дакаре" запланирован 338-километровый спецучасток.
Грузовой зачет. Результаты 1-го этапа. Топ-10
Pos. |
№ |
Name |
Make |
Time |
Gap |
1 |
500 |
Dmitry SOTNIKOV |
KAMAZ |
03:53:14 |
00:00:00 |
2 |
505 |
Eduard NIKOLAEV |
KAMAZ |
03:53:52 |
00:00:38 |
3 |
508 |
Ales LOPRAIS |
PRAGA |
04:02:29 |
00:09:15 |
4 |
501 |
Anton SHIBALOV |
KAMAZ |
04:11:53 |
00:18:39 |
5 |
509 |
Andrey KARGINOV |
KAMAZ |
04:12:18 |
00:19:04 |
6 |
503 |
Martin MACIK |
IVECO |
04:13:36 |
00:20:22 |
7 |
504 |
Janus VAN KASTEREN |
IVECO |
04:15:00 |
00:21:46 |
8 |
511 |
Ignasio CASALE |
TATRA |
04:25:22 |
00:32:08 |
9 |
522 |
Richard DE GROOT |
IVECO |
04:34:33 |
00:41:19 |
10 |
518 |
Pascal DE BAAR |
RENAULT |
04:36:40 |
00:43:26 |
Грузовой зачет. Генеральная классификация после 1-го этапа. Топ-10
Pos. |
№ |
Name |
Make |
Time |
Gap |
1 |
500 |
Dmitry SOTNIKOV |
KAMAZ |
04:06:22 |
00:00:00 |
2 |
505 |
Eduard NIKOLAEV |
KAMAZ |
04:06:51 |
00:00:31 |
3 |
508 |
Ales LOPRAIS |
PRAGA |
04:16:20 |
00:09:58 |
4 |
501 |
Anton SHIBALOV |
KAMAZ |
04:25:18 |
00:18:56 |
5 |
509 |
Andrey KARGINOV |
KAMAZ |
04:25:34 |
00:19:12 |
6 |
503 |
Martin MACIK |
IVECO |
04:27:18 |
00:20:56 |
7 |
504 |
Janus VAN KASTEREN |
IVECO |
04:28:38 |
00:22:16 |
8 |
511 |
Ignasio CASALE |
TATRA |
04:38:50 |
00:32:28 |
9 |
522 |
Richard DE GROOT |
IVECO |
04:49:58 |
00:43:36 |
10 |
518 |
Pascal DE BAAR |
RENAULT |
04:50:29 |
00:44:07 |