Единственный на более чем пятитысячном маршруте кольцевой этап ралли "Шелковый путь-2023" пришелся на Магнитогорск, расположившийся у восточной части Южного Урала, входящего в систему Уральских гор. А река Урал разделила один из крупнейших центров черной металлургии на Европу и Азию – таких уникальных с географической точки зрения городов во всем мире всего шесть.
Но изучение достопримечательностей – далеко не самый важный пункт в жизни гонщиков на соревновании, тем более таком, как ралли "Шелковый путь", требующего от спортсмена физической и моральной выкладки на 100%. Иначе до финиша на Красной площади в Москве самостоятельно можно не добраться.
Воскресный спецучасток в Челябинской области – самый протяженный во всей программе тринадцатого издания ралли. От точки старта до точки финиша участников ждали внушительные 345 километров (тогда как в первые два дня в общей сложности было пройдено 390 километров) со сложнейшей навигацией.
По сравнению со вчерашним днем старт и финиш этапа поменялись местами, при этом гоночный трек повторялся только частично, а дополнительная петля в 100 километров добавила испытаний для экипажей. Характер дорожного покрытия остался прежним – 90% грунт и 10% каменистые дороги.
Никуда не делись и броды. Только после субботнего заезда их глубина значительно увеличилась, а покоившиеся на дне рек камни вылезли наружу, таив в себе серьезную угрозу для спортивной техники. В одном из таких мест экипаж Дмитрия Сотникова повредил систему охлаждения: камень зацепил лопасть вентилятора и вывел его из строя. Как следствие – нехватка обдува и перегревающийся двигатель в последние 40-50 километров пути, что сказалось на скорости машины и итоговом времени.
Ильгиз Ахметзянов, механик экипажа №300: "В одном из бродов поймали камни – ими повредило лопасти вентилятора. Двигатель охлаждался уже не так хорошо, поэтому вынуждены были сбросить скорость. Хорошо, что успели вовремя финишировать, попросили пожарных облить двигатель водой ради безопасности. Останавливаться на трассе смысла не было – на ремонт ушло бы больше времени. Приведем машину в порядок уже на бивуаке".
Успешнее в техническом плане сложилась гонка для других экипажей команды "КАМАЗ-мастер". Преимущество в грузовом зачете Эдуарда Николаева над Сергеем Вязовичем в четверть минуты после двух этапов гарантировало яркую борьбу за каждую секунду. И с первых километров "МАЗ" бросился в атаку, нагоняя своего конкурента. Отыграть отставание белорусу удалось уже к зоне нейтрализации. Соперничество за результат на предельных скоростях вынудило Вязовича пропустить нужный поворот: на торможении заблокировалась коробка передач и не сработала гидравлика. Вернуть трансмиссию в чувство помогла остановка и выключение массы. Однако белорусский экипаж не потерял много времени и финишировал вслед за капотным "КАМАЗом", возглавив общий зачет. Вместе с ними завершил прохождение спортивного спецучастка и экипаж Андрея Каргинова.
Сергей Вязович, пилот экипажа №302: "Мы все чисто проехали. Атаковали с самого начала. Николаев и Каргинов в генеральной классификации наши главные преследователи. Все ребята идут полным газом. И разбежки по времени, как в классическом ралли, а не в ралли-рейдах. Это говорит, что и техника близка по уровню, и экипажи. Сейчас скорости и возможности грузовиков такие, что мы даже еле успеваем воспринимать дорогу. Такой перебор риска: мы идем 140 км/ч несмотря на то, какая дорога. Я от таких этапов получаю удовольствие".
Андрей Каргинов, пилот экипажа №301: "Частично спецучасток повторялся, ехали в обратную сторону. Тяжелый день, навигационный. Последние 50 километров было непросто – много узких мест для грузовика, где и зацепили дерево задней частью машины".
Иван Мальков, механик экипажа №301: "Первая часть трассы до нейтрализации показалась не такой сложной. А после начались короткие привязки, извилистые и отходящие по сторонам дорожки, которые не прописаны в "легенде". Ближе к концу сложности были с проездом через лесные участки – между деревьев было узко и извилисто, и на одном из бугорков подбросило заднюю ось и машина задела дерево. Пока это самый трудный день на гонке".
Лесной участок маршрута не позволил проехать без повреждений Алексею Вишневскому на "МАЗе". Экипаж не заметил большой сук и разбил лобовое стекло – удар пришелся в правый верхний угол, что не сказалось на обзоре дороги для пилота. Помимо этого, белорусы пробили два колеса и оторвали задний амортизатор. Еще один грузовик "МАЗ-СПОРТавто" (пилот Виталий Мурылев) потерял более шести часов на ремонт – в первой трети дистанции лопнул патрубок на впускном коллекторе. На момент публикации релиза экипаж не финишировал.
Экипаж Сергея Куприянова на "КАМАЗе", использующем в качестве топлива газодизельную смесь, преодолел 345 километров дистанции без особых сложностей – единственная остановка пришлась на замену проколотого колеса.
Сергей Куприянов, пилот экипажа №305: "Каждый день проводим увереннее и динамичнее. И пока это не влияет на появление новых ошибок. Сегодня проезжали светлую рощу: березы стояли не по одной, а кустами – очень красиво. Вариантов объехать не было – пришлось лавировать между ними. Также прокололи колесо, уже второе на гонке. Я видел камень, объехал его, но зацепил задним колесом.
Очень рад, что в грузовом зачете стало больше участников. Тот же "УРАЛ" мы дважды обгоняли, было видно, что они идут в очень хорошем темпе".
С непростой навигацией, как и большинство участников, столкнулся китайско-российский экипаж "Один пояс – один путь" под управлением Хоу Хоннина. На поисках навигационных точек было потрачено немало минут – на финише отставание от победителя составило более 21 минуты.
Сергей Кренев, механик экипажа №307: "Организаторы предупреждали, что день будет сложным для штурманов. Так и получилось: не раз блуждали, но быстро ориентировались и находили точку. Было место, где многие экипажи потеряли время – по бездорожью было непонятно, каким курсом выходить к навигационной точке. Кружили полем, нашли дорогу и поехали дальше.
Техника не подвела, пилот показал себя хорошо. Хоу молодец, он очень хорошо вкатывается, чувствует машину. Большой спецучасток он выдержал физически, не терял концентрацию, ехал без ошибок. Он очень быстро прогрессирует".
Хоу Хоннин, пилот экипажа №307: "Мне нравится таким образом, через гонку, узнавать Россию. Мой штурман хорошо ориентируется и проводит мне экскурсию по стране. Сегодня было очень сложно, несколько раз заблудились, потеряли много времени. Я участвую в "Шелковом пути" уже в пятый раз. Здесь все организовано очень хорошо в сравнении с другими гонками. Очень хорошее отношение организаторов".
Эдуард Николаев, пилот экипажа №303: "Нам повезло, что капотник чуть ниже других грузовиков – сильно не зацепили ветки деревьев. Очень серьезные и крепкие березы стояли на пути. Чуть перегазуешь – жди беды. Гонка очень динамичная, минимальные разрывы в результатах говорят о хорошей готовности всех экипажей. Приятно удивляет китайско-российский экипаж "КАМАЗ-мастер", они здорово выступают. Но пока жесткие дорожки, пилотам попроще –главное, не сломать машину и не потерять много времени в навигации. А уже в песках и дюнах можно будет оценивать, кто как готов".
В понедельник в программе ралли "Шелковый путь" запланирован этап по маршруту Магнитогорск - Оренбург. Четвертый день состоит из двух спецучастков (118 и 75 километров), которые разделит короткий лиазон.
Грузовой зачет. Результаты 3-го этапа
Поз. |
№ |
Имя |
Марка |
Время |
Отставание |
1 |
302 |
Сергей ВЯЗОВИЧ |
МАЗ |
03:46:51 |
00:00:00 |
2 |
303 |
Эдуард НИКОЛАЕВ |
КАМАЗ |
03:49:23 |
00:02:32 |
3 |
301 |
Андрей КАРГИНОВ |
КАМАЗ |
03:51:33 |
00:04:42 |
4 |
300 |
Дмитрий СОТНИКОВ |
КАМАЗ |
04:01:16 |
00:14:25 |
5 |
304 |
Алексей ВИШНЕВСКИЙ |
МАЗ |
04:03:38 |
00:16:47 |
6 |
307 |
ХОУ Хоннин |
КАМАЗ |
04:08:46 |
00:21:55 |
7 |
305 |
Сергей КУПРИЯНОВ |
КАМАЗ |
04:09:25 |
00:22:34 |
8 |
311 |
Юрий НАЙМАН |
УРАЛ |
04:29:48 |
00:42:57 |
9 |
308 |
Михаил ШКЛЯЕВ |
ГАЗ |
04:46:55 |
01:00:04 |
10 |
310 |
Алексей ХЛЕБОВ |
ГАЗ |
05:40:37 |
01:53:46 |
11 |
306 |
Виталий МУРЫЛЕВ |
МАЗ |
|
|
Грузовой зачет. Генеральная классификация после 3-го этапа
Поз. |
№ |
Имя |
Марка |
Время |
Отставание |
1 |
302 |
Сергей ВЯЗОВИЧ |
МАЗ |
08:06:33 |
00:00:00 |
2 |
303 |
Эдуард НИКОЛАЕВ |
КАМАЗ |
08:08:49 |
00:02:16 |
3 |
301 |
Андрей КАРГИНОВ |
КАМАЗ |
08:15:42 |
00:09:09 |
4 |
304 |
Алексей ВИШНЕВСКИЙ |
МАЗ |
08:37:08 |
00:30:35 |
5 |
300 |
Дмитрий СОТНИКОВ |
КАМАЗ |
08:41:59 |
00:35:26 |
6 |
307 |
ХОУ Хоннин |
КАМАЗ |
08:42:04 |
00:35:31 |
7 |
305 |
Сергей КУПРИЯНОВ |
КАМАЗ |
08:50:00 |
00:43:27 |
8 |
311 |
Юрий НАЙМАН |
УРАЛ |
09:48:13 |
01:41:40 |
9 |
308 |
Михаил ШКЛЯЕВ |
ГАЗ |
09:55:18 |
01:48:45 |
10 |
310 |
Алексей ХЛЕБОВ |
ГАЗ |
11:27:52 |
03:21:19 |
Фото Д.Гальчун