Этапы ралли-марафона «Шелковый путь» не проводились за пределами России с 2019 года. То пандемия коронавируса вмешивалась в планы организаторов, то бубонная чума, не позволившая гонке въехать на территорию Монголии 3 года назад. Но теперь, 9 июля 2024-го, никаких преград на пути ралли не возникло: во вторник боевые экипажи стартовали с бивуака в Кош-Агаче и через несколько часов проследовали через границы двух государств – России и Монголии. Таможня дает добро!
Первый день на монгольской территории преподнес участникам гонки самый протяженный на текущий момент спецучасток – 296 километров. Хорошая проверка сил перед марафонскими этапами в песках и дюнах, где может решиться исход 14-го издания Международного ралли «Шелковый путь».
С первых километров пятого этапа стало понятно, что средние скорости будут выше, чем в предыдущие дни. Быстрые и извилистые дороги повели гонщиков через живописные холмы красного оттенка и песчаные дорожки с верблюжьими колючками и травой, а позднее – на участки по скальным отложениям и в горное ущелье с россыпью булыжников и острых камней. В завершении – маршрут через древний каньон с финишем на максимальной скорости.
Не все члены экипажей нашей команды выходили на старт «Шелкового пути-2019», поэтому привыкать к особенностям монгольских трасс пришлось по ходу гонки. Особого внимания прохождение спецучастка требовало от пилота и штурмана. На высоких скоростях с множеством расходящихся и сходящихся дорожек и в пыли из-под колес других участников ралли найти верное направление – задача не из легких. На первый план в непростых условиях выходит опыт экипажа, слаженность и точность командных действий. Даже в случае отклонения от курса есть шанс быстро исправить ошибку и вернуться, снизив потерю времени до минимума.
Руслан Ахмадеев, штурман экипажа №303: «Мы впервые в Монголии, очень интересные трассы, красивые виды. Видели снежные шапки, когда поднимались на высоту за 2200 метров. В этот момент мотору было непросто. Сложной получилась и навигация. Быстрая скорость, много дорог, которые разъединяются, потом соединяются, и трудно угадать, повернет ли она или нет. В одном месте, сразу после зоны нейтрализации, мы немного сбились с пути, уехали не в ту дорогу, но потом вернулись. Думаю, немного потеряли».
Экипажу Дмитрия Сотникова вновь пришлось стартовать первым. Удел лидера ралли – «рисовать» следы для других гонщиков и помогать им ориентироваться на местности. Во вторник четырехкратному победителю ралли-марафона «Шелковый путь» не удалось выиграть третий этап подряд – не хватило пары минут, потерянных из-за навигации сразу после зоны нейтрализации.
Эдуард Николаев вышел на покорение дистанции перед белорусом Сергеем Вязовичем и в течение дня вел напряженную борьбу за результат. Экипажи неоднократно менялись позициям на пыльной трассе и на финише оказались почти одновременно. Выступающий на капотном грузовике Николаев завершил спецучасток с третьим временем – в трех с половиной минутах позади от выигравшего этап Вязовича. Побороться экипажу «КАМАЗ-мастер» за победу не позволили небольшая ошибка в навигации в первой части спецучастка, а также остановка для помощи Богдану Каримову, который разом лишился двух амортизаторов. Один был в наличии у экипажа №306, вторым поделился Николаев.
Эдуард Николаев, пилот экипажа №302: «Сегодня целый день были быстрые дороги с кустами, медленные в камнях, русла рек, очень пыльно. Дважды менялись позициями с Сергеем Вязовичем. В целом ехали немного скованно после того, как увидели опрокинувшийся «КАМАЗ» Андрея Каргинова. С экипажем все в порядке. Как я понял, машина упала на бок то ли в повороте, то ли в прыжке. Андрей показал, чтобы мы ехали дальше. Затем немного поплутали, а после помогли Богдану Каримову, отдали ему амортизатор».
Евгений Яковлев, штурман экипажа №302: «Очень хороший марафонский день, настоящий «Дакар». Такое ощущение, что уже ездил в этих местах, хотя ни разу здесь не был. Мне сразу вспомнились южноамериканские высохшие русла, где-то участки были похожи на марокканские. Для штурмана не самая простая навигация.
В одном из очень больших русел мы сделали навигационную ошибку. Думаю, потеряли 2-3 минуты. Честно скажу, что не хватает курсов. Полагаю, что организаторы так вносят интригу, но для участников это немного напряженно: тебе нужен курс, а его просто нет».
Помощь стоящему на дороге экипажу – одно из неписанных правил ралли-рейдов. И его всегда придерживается пилот «КАМАЗ-мастер» Сергей Куприянов. Вчера он взял на буксир мотовездеход Сергея Карякина, сегодня помог поставить на колеса опрокинувшийся на бок грузовик Андрея Каргинова.
Сергей Куприянов, пилот экипажа №308: «Сегодня просто фантастический спецучасток. Я, наверное, в первый раз ехал такую трассу – спасибо организаторам. Монголия – это что-то особенное. Все было очень быстро, технично, интересно. Много быстрых и извилистых дорожек в кустах, с мягким песком и камнями. На большом подъеме мотору было тяжело, но он справился. Мы проехали в целом хорошо, правда, пришлось останавливаться и оказывать помощь одному из наших экипажей, но это наша миссия».
Неприятный инцидент с опрокидыванием на бок машины двукратного победителя «Дакара» Андрея Каргинова произошел на 20-м километре скоростного спецучастка. К счастью, гонщики не пострадали во время аварии, но потеряли достаточное количество времени. Повреждения кузова и кабины оказались не критичными и экипаж продолжил движение, но дальше появились проблемы. Слово пилоту.
Андрей Каргинов, пилот экипажа №305: «Была сложная скоростная трасса. Нам надо проанализировать, почему мы опрокинулись. Да, возросли скорости, нужно держать темп, но не всегда это получается. После опрокидывания мы продолжили движение. Проехали, почувствовали, что куда-то уходит тяга. Позднее осмотрели машину и поняли, что из всех четырех ведущих колес привод идет только на одно переднее. В такой ситуации задача была добраться до финиша.
В дорожной карте был прописан триал: небольшой подъем, каменистый, весь распаханный, еще и джип подсел там. Попытались взять ходом – не получилось. Начали сдавать назад и уперлись в огромный камень – так ловушка захлопнулась. Достали пневмоподушки, трапы, и маленькими движениями сдвинули автомобиль почти на полметра. Сейчас чувствую расстройство, обидно, что не получилось».
На бивуаке Каргинов появился уже в темноте. Экипаж проведет анализ произошедшего, а механики будут заниматься подготовкой автомобиля к старту следующего этапа. Главным итогом сложного для гонщиков «КАМАЗ-мастер» спортивного дня стал финиш на спецучастке, а почти 11 часов зачетного времени вряд ли позволят ему бороться за высокие места на ралли «Шелковый путь-2024».
Самый молодой пилот «КАМАЗ-мастер» Богдан Каримов продолжает набираться опыта в условиях тяжелейшей гонки. С каждым новым стартом спортсмен повышает свой темп и понимает, на каком пределе может двигаться по сложнейшим трассам марафона. Во вторник Каримов старался сберечь колеса на острых камнях, однако и он не избежал технических сложностей: в районе 20-го километра начались проблемы с подвеской. Экипаж посетовал на амортизаторы кабины, но позднее вынужден был остановиться: на правом переднем колесе вышли из строя два амортизатора.
В абсолютном и грузовом зачетах лидерство сохранил экипаж Дмитрия Сотникова.
Следующий этап станет кольцевым. По маршруту Ховд – Ховд караван ралли преодолеет 542 километра, из которых на скоростные участки придутся внушительные 440 километров.
Грузовой зачет. Результаты 5-го этапа
Поз. |
№ |
Имя |
Марка |
Время |
Отставание |
1 |
301 |
Сергей ВЯЗОВИЧ |
МАЗ |
02:52:03 |
00:00:00 |
2 |
303 |
Дмитрий СОТНИКОВ |
КАМАЗ |
02:54:15 |
00:02:12 |
3 |
302 |
Эдуард НИКОЛАЕВ |
КАМАЗ |
02:55:24 |
00:03:21 |
4 |
309 |
Виталий МУРЫЛЕВ |
МАЗ |
02:58:43 |
00:06:40 |
5 |
304 |
Алексей ВИШНЕВСКИЙ |
МАЗ |
03:06:22 |
00:14:19 |
6 |
308 |
Сергей КУПРИЯНОВ |
КАМАЗ |
03:19:03 |
00:27:00 |
7 |
306 |
Богдан КАРИМОВ |
КАМАЗ |
03:21:57 |
00:29:54 |
8 |
307 |
Юрий НАЙМАН |
УРАЛ |
03:25:57 |
00:33:54 |
9 |
310 |
Алексей ПОПОВ |
УРАЛ |
03:40:55 |
00:48:52 |
10 |
312 |
Владимир МОИСЕЕВ |
ГАЗ |
03:58:19 |
01:06:16 |
11 |
311 |
Михаил ШКЛЯЕВ |
ГАЗ |
04:07:09 |
01:15:06 |
12 |
305 |
Андрей КАРГИНОВ |
КАМАЗ |
10:40:00 |
07:47:57 |
Грузовой зачет. Генеральная классификация после 5-го этапа
Поз. |
№ |
Имя |
Марка |
Время |
Отставание |
1 |
303 |
Дмитрий СОТНИКОВ |
КАМАЗ |
08:21:22 |
00:00:00 |
2 |
301 |
Сергей ВЯЗОВИЧ |
МАЗ |
08:21:58 |
00:00:36 |
3 |
302 |
Эдуард НИКОЛАЕВ |
КАМАЗ |
08:27:56 |
00:06:34 |
4 |
304 |
Алексей ВИШНЕВСКИЙ |
МАЗ |
08:45:56 |
00:24:34 |
5 |
306 |
Богдан КАРИМОВ |
КАМАЗ |
08:59:08 |
00:37:46 |
6 |
309 |
Виталий МУРЫЛЕВ |
МАЗ |
08:59:12 |
00:37:50 |
7 |
308 |
Сергей КУПРИЯНОВ |
КАМАЗ |
09:25:50 |
01:04:28 |
8 |
310 |
Алексей ПОПОВ |
УРАЛ |
09:47:00 |
01:25:38 |
9 |
307 |
Юрий НАЙМАН |
УРАЛ |
13:10:53 |
04:49:31 |
10 |
312 |
Владимир МОИСЕЕВ |
ГАЗ |
14:09:21 |
05:57:59 |
11 |
311 |
Михаил ШКЛЯЕВ |
ГАЗ |
15:05:54 |
06:44:22 |
12 |
305 |
Андрей КАРГИНОВ |
КАМАЗ |
21:26:13 |
13:04:51 |