Дожди в Саудовской Аравии в январе - обычное дело: в первый месяц нового года в королевстве в среднем выпадает более 20 мм осадков (самый высокий показатель за год). И погода регулярно вмешивается в ход "Дакара". Организаторы ралли-марафона на традиционном вечернем брифинге предупредили о сырых и вязких песках и дюнах, а также об образовавшихся лужах на трассе и в руслах рек, которые могут таить в себе угрозу для техники и даже для здоровья гонщиков.
Именно такой дождевой набор должен был находиться на пути следования каравана ралли из Аль-Кайсумы в Эр-Рияд. Четвертый этап "Дакара-2022" с учетом лиазона (707 километров) стал одним из самых продолжительных в текущем издании гонки, тогда как спецучасток в 465 километров уверенно возглавил дакаровский рейтинг 2022 года.
Курс для оставшихся в самой экстремальной гонке мира двух с лишним сотен участников в среду пролегал с севера на юг Саудовской Аравии. Оставив позади себя без малого тысячу боевых километров и покрытые песками три спецучастка, представители мото и автозачетов отправились на встречу с горными районами в центральной части ближневосточного государства. Дорога из пустыни Дехна, более известной как Малый Нефуд, повела искателей приключений через восточную границу плато Неджд прямиком к горному хребту Тувайк.
Захватившие с первого дня лидерство экипажи "КАМАЗ-мастер" в очередной раз открыли старт грузового зачета. Полагаясь на дорожную карту и опыт штурманов, пилоты достаточно легко справились с большим количеством непараллельных и еле видимых следов на большом плато, а 200-километровый гравийный скоростной участок позволил поддерживать высокий темп на протяжении первой половины спецучастка – средняя скорость на этом отрезке составила около 120 км/ч при максимально разрешенных для грузовиков 140 км/ч.
Расположившийся на первой строчке генеральной классификации Дмитрий Сотников (11-й результат в «абсолюте» после трех этапов) показывал лучший результат на отметке 40 км, после чего лидерство перешло к его сокоманднику Эдуарду Николаеву. Стремительную атаку на камазовцев предпринял голландец Янус ван Кастерен, ставший третьим по итогам вчерашнего дня: представитель команды Жерара де Роя первые 200 километров держался буквально на хвосте, уступая меньше минуты пятикратному победителю "Дакара" и в какой-то момент показавший второе время. Однако более опытный Эдуард Николаев, вернувшийся за руль после пропуска издания гонки 2021 года, не сдал свои позиции и, оказавшись в дюнах, смог нарастить преимущество до комфортных значений.
Самым же трудным в плане навигации местом в маршруте четвертого спецучастка стала заключительная его часть после второй зоны нейтрализации. Караван ралли поджидали коварные русла высохших рек с растительностью, вязкие после обильных дождей. Ошибочный выбор направления движения мог увести экипажи в сторону от верного курса или оставить их в зыбкой ловушке, что влекло за собой серьезную потерю времени в борьбе за позиции в турнирной таблице. Вновь же разогнаться до максимальных скоростей гонщики смогли на заключительных километрах дистанции.
Очередной подиум россиян стал хорошим подарком на день рождения руководителю "КАМАЗ-мастер" и семикратному победителю "Дакара" Владимиру Чагину, которому в среду исполнилось 52 года. Экипаж Эдуарда Николаева показал время 4 часа 14 минут 46 секунд, второй результат у Дмитрия Сотникова (+3 минуты 35 секунд), а третий – у Антона Шибалова (+5 минут 35 секунд), сумевшего совершить финишный рывок и на 9 секунд опередить Януса ван Кастерена.
Эдуард Николаев, пилот экипажа №505: "Всё отлично, хороший результат. Ехали ровно и стабильно, у многих были проблемы с навигацией - искали скрытую точку. У нас же с этим вопросов не возникло. Сегодня у Владимира Геннадьевича день рождения. Хотели ему подарить хороший результат, и, думаю, это нам удалось".
Дмитрий Сотников, пилот экипажа №500: "Сегодня был скоростной день и много навигации. До 276 километра ехали первыми, потом нас обогнал Андрей. Но через пять километров он остановился из-за проблем с коробкой передач. Мы же следом пробили колесо, пропустили несколько экипажей, в том числе и продолжившего движение Каргинова. Километров за 90 до финиша стало очень тяжело: сложная навигация, русла с большим количеством грязи и плохая видимость. Нам удалось объехать русло по краю и не попасть в ловушку. Опередили несколько машин, а остальные наши ребята поехали за нами".
Антон Шибалов, пилот экипажа №501: "Интересный день в плане ландшафта, и смена трассы радует. Сегодня было всё – дюны, быстрые дороги, камни, русла, непростая навигация. Спецучасток проехали ровно, без остановок. Хорошую конкуренцию в плане темпа составил Янус ван Кастерен, которого мы смогли опередить".
Как отметил днем ранее Эдуард Николаев, когда всё складывается хорошо и нет поводов для беспокойства, "Дакар" готов преподнести неприятный сюрприз. Так случилось с экипажем Андрея Каргинова. Сначала 45-летний пилот, перехвативший лидерство у Николаева на отметке 200 км, стремительно начал терять время – причиной стали неполадки с автоматической коробкой передач: машина могла ехать со скоростью не больше 115 км/ч, и наблюдалось самопроизвольное переключение передач. А уже на 421-м километре КАМАЗ под номером 509 оказался в плену того самого русла реки – покрытие под колесами оказалось слишком вязким, и выбраться из западни удалось благодаря помощи литовского экипажа под управлением Вайдотаса Пашкевичюса. Потеря по времени составила для Каргинова более часа.
Андрей Мокеев, штурман экипажа №509: "Что сказать, день получился веселым… В первой половине у нас начались проблемы с коробкой передач. Сначала передачи самопроизвольно переключались, а в дюнах вовсе включалась нейтралка. Это происходило спонтанно и не зависело от тряски и прыжков. А километров за 40 до финиша мы застряли в грязи из-за неправильной работы КПП. Больше часа простояли на месте, пока нам не помогли ребята на Tatra. Обязательно поблагодарим их на бивуаке".
В генеральной классификации Каргинов опустился на седьмое место. Ван Кастерен теперь четвертый, Мартин ван ден Бринк совершил рывок с девятой на шестую позицию. Выпали из топ-10 одни из претендентов на подиум Мартин Мацик и Игнасио Касале, потерявшие больше часа из-за остановок.
44-е издание ралли-марафона "Дакар" продолжится в четверг 346-километровым кольцевым этапом в окрестностях столицы Саудовской Аравии Эр-Рияде.
Грузовой зачет. Результаты 4-го этапа. Топ-10
Pos. |
№ |
Name |
Make |
Time |
Gap |
1 |
505 |
Eduard NIKOLAEV |
KAMAZ |
04:14:46 |
00:00:00 |
2 |
501 |
Anton SHIBALOV |
KAMAZ |
04:18:21 |
00:03:35 |
3 |
500 |
Dmitry SOTNIKOV |
KAMAZ |
04:20:21 |
00:05:35 |
4 |
504 |
Janus VAN KASTEREN |
IVECO |
04:20:30 |
00:05:44 |
5 |
516 |
Gert HUZINK |
RENAULT |
04:29:09 |
00:14:23 |
6 |
508 |
Ales LOPRAIS |
PRAGA |
04:31:23 |
00:16:37 |
7 |
523 |
Maurik VAN DEN HEUVEL |
INTERNATIONAL |
04:37:56 |
00:23:10 |
8 |
515 |
Victor VERSTEIJNEN |
IVECO |
04:39:12 |
00:24:26 |
9 |
506 |
Martin VAN DEN BRINK |
IVECO |
04:39:39 |
00:24:53 |
10 |
529 |
Vaidotas PASKEVICIUS |
TATRA |
04:49:57 |
00:35:11 |
… |
|
|
|
|
|
18 |
509 |
Andrey KARGINOV |
KAMAZ |
05:41:14 |
01:26:28 |
Грузовой зачет. Генеральная классификация после 4-го этапа. Топ-10
Pos. |
№ |
Name |
Make |
Time |
Gap |
1 |
500 |
Dmitry SOTNIKOV |
KAMAZ |
15:02:53 |
00:00:00 |
2 |
505 |
Eduard NIKOLAEV |
KAMAZ |
15:09:03 |
00:06:10 |
3 |
501 |
Anton SHIBALOV |
KAMAZ |
15:27:58 |
00:25:05 |
4 |
504 |
Janus VAN KASTEREN |
IVECO |
15:51:47 |
00:48:54 |
5 |
508 |
Ales LOPRAIS |
PRAGA |
16:01:03 |
00:58:10 |
6 |
506 |
Martin VAN DEN BRINK |
IVECO |
16:39:33 |
01:36:40 |
7 |
509 |
Andrey KARGINOV |
KAMAZ |
16:43:30 |
01:40:37 |
8 |
523 |
Maurik VAN DEN HEUVEL |
INTERNATIONAL |
17:12:36 |
02:09:43 |
9 |
522 |
Richard DE GROOT |
IVECO |
17:19:54 |
02:17:01 |
10 |
515 |
Victor VERSTEIJNEN |
IVECO |
17:22:11 |
02:19:18 |