Интервью с Э.Николаевым.

25.07.2024

"КАМАЗ-мастер" одержал победу на ралли "Шелковый путь", вернув "белого тигра" в Россию. Руководитель команды Эдуард Николаев в интервью РИА Новости Спорт подвел итоги сложнейшей гонки, финишировавшей в Монголии: о перспективах возвращения на "Дакар", о разборках с "МАЗ-спортавто" и своей новой роли.


— Пока что ситуация в мировом спорте не меняется, санкции снимать не торопятся. Какими видите на данный момент перспективы "КАМАЗ-мастер"? Есть ли надежда на скорое возвращение на международную арену?
— Это зависит не только от нас. Мы не против вернуться. И европейцы очень хотят нашего возвращения, мы с ними постоянно находимся в переписке и общаемся. Команда в форме. И готова бороться за титул.

— Финансовая ситуация в команде на данный момент стабильная? Удалось справиться с внешним давлением, с последствиями санкций?
— Да, все хорошо. Хотелось бы поблагодарить всех партнеров команды. Отдельное спасибо родному заводу и генеральному директору "КАМАЗа" Сергею Анатольевичу Когогину. Серьезных финансовых проблем поэтому у нас не было. Сейчас главная задача — максимальное импортозамещение узлов и агрегатов. Усиленно в этом направлении трудимся — переходим на российские комплектующие.
"Шелковый путь" получился шикарным"


— Титул победителя "Шелкового пути" вернулся в "КАМАЗ-мастер". Но не весь подиум за российской командой. Какую оценку поставите себе по итогам гонки?
— Да, титул вернулся в "КАМАЗ-мастер", чему мы несказанно рады. Особо хотел бы отметить поддержку, которую мы получили, несмотря на прошлогоднее поражение. И "белый тигр" вернулся туда, где и должен быть. Это здорово. Да, не весь пьедестал наш, но результат могу назвать отличным. Все экипажи классно потрудились. Могли взять и третье место, но судьба распорядилась так. Оно и правильнее. Первое и второе места — за КАМАЗом, третье — за белорусами. Рядом и Богдан Каримов. Для дебюта на международном ралли — шикарный результат. Пятое место — у Сергея Куприянова, тоже здорово. И замкнул Андрей Каргинов.

— Понятно, что позитива сейчас намного больше. А остался ли какой-то негатив?
— "Шелковый путь" в 2024 году получился шикарным. Замечательная трасса нас очень воодушевила. Ведь пропустили уже два "Дакара", и эти просторы, пески, дюны, камни, русла рек, извилистые и быстрые дороги — по всему этому очень соскучились. В последние годы ралли "Шелковый путь" проходило по территории России. А мы и так в течение года соревнуемся на территории нашей страны. В этом году были очень рады, что организаторы нашли возможность открыть для нас Монголию.


— Но все же. Чем остались недовольны по итогам гонки? Над чем надо поработать?
— Для меня и для Дмитрия Сотникова это был первый старт в Монголии. И сразу удачный. Но это все помогло понять, что есть еще куда двигаться в техническом плане. В остальном же все замечательно.
"Если бы" всегда мешает"


— Что касается молодого Каримова. Показалось, что в силу возраста он иногда чересчур рисковал. Или это ошибочное впечатление?
— Да, были такие моменты. Но все это связано с тем, что он ранее не выступал на международных стартах. Не участвовал в марафонских гонках, которые длятся более десяти дней. Он привык к спринтерским гонкам, с небольшими спецучастками. И ему было сложно перестроиться на такой формат, когда каждый день рельефы местности меняются. Мы с ним тщательно готовились. Мне понравилось, что он прислушивался, работал над собой. Ему было тяжело. Наверное, Богдану нужен был в экипаже опытный пилот, который мог бы подсказывать по ходу гонки. Подумаем над таким вариантом, чтобы на международное ралли с новичками сажать еще пилота. Да, с ним был опытный Дмитрий Никитин, но он штурман. В целом, Богданом я доволен.

— Есть на подходе еще подобные таланты?
— Конечно, работаем в этом направлении. В сентябре гонка в Ульяновске, и туда планируем привлечь молодого перспективного пилота — Дмитрия Авдеева. Он уже готов, прошел весь курс механика. И мы начали его выкатывать потихоньку на тренировках. И теперь хотим попробовать на соревнованиях. Его задача будет — аккуратно довести грузовик до финиша.


— Многие говорят, что не случись поломки у Сергея Вязовича, он бы мог защитить титул на "Шелковом пути". Как можете прокомментировать данное утверждение?
— Это спорт. "Если бы" всегда мешает. Такое "бы" я могу сказать и про свой экипаж. Если бы не сломался амортизатор, то результат мог быть другим. Но это гонка. Стратегия. И многое — дело случая. Результат видим на финише. Мы все в одинаковых условиях и едем по одной и той же трассе.

— На протяжении гонки были неприятные инциденты между "КАМАЗ-мастер" и "МАЗ-спортавто". Все это осталось позади? Удалось пообщаться с белорусами и разрулить все недопонимания?
— Да, такие нюансы всегда присутствуют. Потому что это борьба. Борьба на трассе. Каждый хочет победить. И сейчас не обошлось без подобных нюансов, с теми же обгонами. Но к концу гонки все наладилось. Общались хорошо. Считаю, что было все по-честному. Понятно, что у всех эмоции, но это здорово, когда есть такая конкуренция. Мы остаемся в хороших отношениях с МАЗом. И продолжаем общаться.
О переживаниях Владимира Чагина


— Вы впервые стартовали на "Шелковом пути" в ранге руководителя команды. Что поменялось? Личные амбиции отошли на второй план?
— Добавилось еще больше ответственности. В роли руководителя ты отвечаешь за действия каждого экипажа. Что бы ни происходило. После финиша нужно больше вникать в происходящее. Нужно анализировать работу всей команды и отвечать за нее . Это необычно, сложно, но очень интересно. И я готов дальше работать.


— Владимир Чагин сказал, что не вмешивался в вашу работу. Сами часто к нему обращались за советом?
— Да, Владимир Геннадьевич не вмешивался, но со стороны было видно, как он переживал! Но нам надо самим учиться принимать оперативные и правильные решения.

— После финиша многие пилоты сравнивали "Шелковый путь" с "Дакаром" и сошлись во мнении, что этот маршрут намного интереснее. Ваше мнение?
— Сложно сравнивать, мы все же два года не участвуем в "Дакаре". Уже подзабылось. Но нисколько не хуже — это точно. Спасибо за большие спецучастки с дюнами, с камнями. Даже пролог был жесткий.


— Можно ли сейчас назвать ШП равноценной заменой "Дакару" после возвращения к международному формату?
— Думаю, что да. Конечно, не хватало участников, мы это видели. Но такова текущая мировая ситуация. Думаю, что все те наши участники, европейцы, которые наблюдали за нашей гонкой и борьбой во всех категориях, с большим желанием хотели бы приехать.