Эдуард Николаев: «Наши песочницы не такие уж и детские!»
07.05.2010
- Эдуард, поздравляем тебя с победой на ралли «Хазарские степи». Скажи, пожалуйста, для тебя это была серьезная гонка?
- Да, было сложно. Хотел бы поблагодарить организаторов - трасса была великолепна. От старта до финиша мы были очень довольны – нас ожидали интересные непредсказуемые участки. Большое спасибо хочу сказать Владимиру Геннадьевичу Чагину. Он нашел возможность проехать с каждым экипажем - и со мной и с Андреем Каргиновым, и Айратом Мардеевым. И на обычных участках, и в песках мы научились очень многому, получили много новой информации. Хорошая тренировка к следующим стартам и, главное, к Шелковому пути, который стартует уже в сентябре. Очень полезная поездка!
-А кто первым поздравил тебя с победой?
- Это были партнеры нашей команды из банка ВТБ. Было очень приятно услышать от них добрые слова. Порадовались за меня и мои близкие. А особенно благодарен я за эту победу Владимиру Геннадьевичу Чагину.
- Эдуард, то, что девятикратный победитель Дакара Владимир Чагин ехал в твоем экипаже механиком упрощало или наоборот усложняло твою задачу, как пилота?
- Вопрос в точку! Если честно была вначале скованность. Очень стеснялся сделать, что-то неправильно. Для меня это было бы позорно. Когда стараешься не допустить промаха, получается как раз наоборот, начинаешь ошибаться. Но Владимир Геннадьевич - опытный наставник. Мы с ним сразу решили, как мы поедем. То есть я еду, он смотрит, а в конце дня, вечером, говорит о том, какие были ошибки. Это позволяло чувствовать себя более раскованно - диктовка происходит не на трассе, мол сделай так или по другому, а после допа. Мы проводили анализ и разбирали мои ошибки. Владимир Геннадьевич говорил, что и как лучше делать, а на следующий день я полностью старался устранить все свои недочеты. Жалко, что в гонке мало дней - 2 дня по 200 км. Не совсем марафон. Хотелось опробовать практически все и сразу. Чагин постоянно говорил: «Эдик не торопись. Это может быть не обязательно на этой гонке, просто старайся, приглядывай, ищи моменты. Смотри на трассу...» И в конце гонки я почувствовал, что мой уровень хоть на какой то процент стал выше. Я стал смотреть не только под колеса автомобиля, но стал более обширно просматривать всю зону до горизонта и ехать более широко.
- А какие практические советы давал тебе Чагин?
-Он обращал внимание не только на ошибки на трассе. Смотрел на ситуацию в целом: на темп, поведение штурмана, его диктовку, слышит ли диктовку пилот, как он реагирует. Ведь в целом экипаж формируется годами. Это, можно сказать, одна семья. Например, на дакаровской гонке экипаж 2 недели находится вместе, эти три человека должны быть сплоченным экипажем, где от каждого многое зависит. Особенно акцентировал внимание на трассу, как правильно проезжать, где начинать гаситься, через сколько, как разгоняться после поворота, как объезжать бугры. Каждая трасса своеобразна, в Астрахани она вся в извилинах, буграх, трамплинах. Надо научиться выигрывать на такой трассе, где у КАМАЗа есть преимущество. Владимир Геннадьевич говорил: «Наше преимущество в темпе, как ты стартанул на одном дыхании, так должен и финишировать. Не потерять ни одной секунды, не сделать ни одной остановки. Проходить трассу нужно не облизывая каждый бугор - надо лететь по ней буквально по верхушкам». Ехать по неровной трассе очень сложно, устаешь следить за буграми, глаза начинают слезиться. Второе, на что обращал внимание Чагин - это темп. В первый день мы проехали ровно, на следующий день мой темп немного упал. После гонки я анализировал, почему это произошло. Я «спустился в колею», за счет этого темп был потерян.
Чагин - легендарный гонщик. Когда едешь с ним на Дакаре, не устаешь поражаться его вождению: какая бы трасса не была, нет такого СУ, где бы Чагин сказал: это не мое. Чем убойнее трасса, тем он сильнее, одним словом – Царь! Для него, чем хуже трасса, чем сильнее колотит, тем лучше. И он нас пытается научить этому. Он больше знает и понимает, что КАМАЗ может принести отрыв именно на таких СУ.
- Эдуард, в одном интервью ты сказал, что тебе не хватает опыта езды как раз в песках. "Хазарские степи" тебе помогли в этом?
-На гонке «Хазарские степи» песков было не так много, как нам бы хотелось. Едем, видим впереди пески, думаем, что поедем в них. Подъезжаем к дюне, а легенда уводит нас в сторону. Видимо это связано с тем, что многие наши «джиписты» не очень уверенно чувствуют себя в песках. Год-два назад, когда на Чемпионате России запускали в дюны, практически гонка терялась, все оставались в песках. И сейчас на Чемпионате больших песков нет, барханы и дюны обходят стороной. По завершению соревнований мы задержались на один день, и Владимир Геннадьевич, чей опыт вождения в песках просто огромный, многому нас научил. Скоро «Шелковый путь», а там, мы знаем, пески будут, и этот день тренировки был очень полезен.
- Кстати, о предстоящем «Шелковом пути 2010». Эдуард, чем интересна эта гонка тебе как профессиональному пилоту?
-Это очень престижная гонка. Гонка серии Дакар проводится именно в России! Это здорово, потому что многие болельщики давно этого ждали. Много людей спрашивают почему «Дакар» проводится именно в Аргентине или в Африке? Почему не в России? Наконец то гонка серии Дакар пройдет только по нашей стране, где действительно люди сильно болеют, а те, кому интересно смогут проехать с нами весь маршрут в категории «Рейд». Для профессиональных спортсменов маршрут будет чрезвычайно интересным и сложным. В России есть очень красивые и трудные места, которые, я считаю, всем очень понравятся. В прошлом году Карлос Сайнц в интервью нахваливал трассу. Именно здесь в Татарстане СУ ему очень понравился. Вроде кругом одни поля, а организаторы, несмотря на это, нашли такую трассу, что она впечатлила, и это было как на Дакаре и в плане сложности управления и в плане навигации. Хотелось бы, чтобы и в этом году все сложилось также удачно, чтобы маршрут всех опять порадовал и конечно, чтобы в этом году участники смогли в полной мере прочувствовать что такое наши пески. В Калмыкии пески непростые, так что все увидят, что наши песочницы не такие уж и детские.