Подъем в 4:30, чтобы успеть пройти формальности на границах и стартовать на первый мавританский спецучасток. Но все старания оказались напрасными, этап был отменен из-за того, что из-за песчаной мглы не смог подняться в воздух директорский вертолет. Хотя нам казалось, что это произошло из-за серьезных задержек на мавританской границе. В итоге прохождение формальностей караваном ралли, начавшееся около 9 часов утра, в 19 часов еще не завершилось. В 2013 году мы тоже долго и мучительно проходили эту границу, но нет предела совершенству. Каждый участник гонки отстоял не меньше 4 часов в живой (очень живой!) очереди и в результате оставил на память пограничникам отпечатки пальцев, получив взамен визу с фотографией, наверное, самой нелепой из всех официальных. Для кого-то индивидуальная фотография оказалась групповой, кого-то запечатлели с замечательным выражением лица, в общем было, чему порадоваться после испытания тесным общением.
И вот, наконец, все пограничные развлечения позади. Совсем близко от границы можно увидеть, если повезет, самый длинный в мире поезд, перевозящий железную руду. Длина состава 2 км. Во главе таких поездов ставят 3-4 тепловоза для того чтобы они вели поезд длиной от 200 до 210 вагонов. Роберт Аматыч, эксперт по железнодорожному транспорту, сказал, что обычная длина состава – порядка 70 вагонов. В Мавритании пассажирские вагоны присоединяют к грузовым поездам, но пассажиры часто предпочитают ехать на крышах вагонов или даже в грузовых отсеках, разместившись прямо на руде. В этом году посчастливилось увидеть этот поезд Насте Нифонтовой, зрелище исчезающего вдали состава оказалось впечатляющим.
Бивуак без техничек выглядит необычно пустым, народ общается, приходила пообщаться Элизабет Жасинто, разглядывала наши грузовики, вспоминала, как Семен Семенович звал ее на «Шелковый путь», выступить на КАМАЗе, говорила, что это для нее почти мечта – отличная гонка на отличной машине. Брифинг с анонсом завтрашнего СУ и объявлением стартовок сегодня будет поздно, организаторы тоже потеряли кучу времени и Рене Медж не успевает прибыть вовремя на бивуак.
Спортивные экипажи оказались на месте бивуака около 17 часов, а ассистанс в 19 часов еще не прошел границу, значит, наши технички будут на бивуаке в лучшем случае в 10 часов вечера. Это не радует. Но хоть бы песчаная мгла развеялась, иначе есть опасность отмены и завтрашнего этапа.