Дмитрий Сотников вышел в лидеры ралли-марафона «Шелковый путь»

08.07.2024

Понедельник участники ралли-марафона «Шелковый путь» провели в пути по направлению к границе России с Монголией. Длинный 410-километровый лиазон из Горно-Алтайска в Кош-Агач проходил по Чуйскому тракту, в основном однополосному, но качественному и свободному от траффика шоссе. Горные реки вдоль дороги, достигающие двух километров в высоту горные массивы, многочисленные озера и величественные долины с зелеными лугами – такой пейзаж открывался экипажам из кабины.

В отсутствии загруженности автомобильной дороги гонщикам важно было следить не за разнообразием природы, а за домашним скотом, который свободно разгуливал по нагретому дорожному полотну. На громкий рев моторов спортивной техники животные реагировали с полным безразличием.

Острое соперничество в зачетных категориях 14-го издания ралли-марафона «Шелковый путь» усилилось на четвертом спецучастке. Внести изменения в расклад турнирной таблицы выпало двум секциям 165-километрового маршрута: каменистому стартовому отрезку и бродам через речки разной ширины и глубины. В первом случае спортсмены концентрировались на дороге, усеянной камнями различной формы и размера, во втором – на выборе верной траектории при пересечении водного пространства. Добавляли головной боли штурманам и расходящиеся в разные стороны дорожки.

Лидер общего зачета внедорожников и прошлогодний победитель ралли Андрей Рудской в районе 20-го километра в густой пыли налетел на огромный валун и вынужден был дожидаться «метлу» для эвакуации автомобиля на бивуак. Вопрос о дальнейшем участии экипажа в гонке остается открытым. Мотогонщики, квадроциклисты и представители категории мотовездеходов в свою очередь не рисковали как следует разогнаться у подножия Алтайских гор, опасаясь упасть на жесткую поверхность. Также некоторые из них остановились в глубоком водном плену, прибегая к помощи соперников по гонке. Ралли-рейды – это в том числе и про везение.

Куда проще наматывать километры по бездорожью скоростных спецучастков было грузовому зачету. Однако при выезде на старт одной из главных задач стала настройка машин: финальный день на территории России проходил на высоте до 2500 метров – дополнительная и серьезная нагрузка на двигатели спортивной техники. На одном из участков маршрута караван ралли ушел на затяжной подъем – многотонная техника медленно, на второй передаче, тянулась вверх к перевалу. А дальше – скоростные дорожки.

Первым покорять маршрут ралли выпало Дмитрию Сотникову, выигравшему воскресный этап. Возможность ехать по трассе вне пыли стала важной составляющей успешного прохождения спецучастка. Быстрота и слаженность действий экипажа позволили ему сохранить колеса в целости и избежать ошибок в навигации. На финише «КАМАЗ» под стартовым номером 303 показал лучшее время. Дальше оставалось дождаться белоруса Сергея Вязовича, опережавшего Сотникова по итогам трех этапов на 39 секунд, и узнать финишное время соперника.

Экипаж «МАЗ-СПОРТавто» в первой части гонки потерял время, пытаясь опередить впереди идущий автомобиль, таяло преимущество минчан и на каменистых участках. Итог – после 165 километров Вязович проиграл Сотникову более трех минут и упустил лидерство в общем зачете, которое перешло к пилоту «КАМАЗ-мастер».

Дмитрий Сотников, пилот экипажа №303: «Участок каменистый, колеса в целом справились хорошо, хотя мы смело старались резать, вариантов не было, надо было ехать прямо. Пришлось вспомнить, как мы ездили по камням, давно, если честно не было таких трасс. В целом получали удовольствие. Места были знакомы по гонке 2021 года, просто порадовались той красотой, тем характерам рельефа, которые здесь есть. Это очень быстрый участок, на внимательность, на техничность. Старались делать все, что могли. Ехали первые, пыли не было - и это хорошо».

Вторым по итогам дня стал Богдан Каримов, навязавший серьезную борьбу Дмитрию Сотникову. Преимуществом молодого пилота стали следы, оставленные лидером – ориентироваться в правильности выбранного пути было куда проще, чем экипажу Сотникова.

Богдан Каримов, пилот экипажа №306: «Красивые виды, высокогорье. Местами поднимались очень высоко, в районе двух тысяч метров, и двигатель ехал тяжеловато. Очень много камней, нужно было ехать очень аккуратно. Было много штурманской работы: встать в нужную дорогу, не проскочить мимо. И самое главное – не проколоть колеса. Мы справились: колеса все целые, мы на финише. Старались подъехать к Дмитрию Сотникову, видели местами пыль, но было много максимальной скорости и что-то отыграть на таком спецучастке тяжело. Диме было очень непросто ехать первому, ни одного следа нет, дорожек очень много, местами просто по три дороги расходятся, и когда ты двигаешься на максимальной скорости, тяжело встать в нужную дорожку. Дима справился. Нам было чуть полегче, потому что был виден след».

В тройке лучших оказался и Андрей Каргинов. По ходу спецучастка опытный экипаж наращивал темп, демонстрируя на опасной трассе свои лучшие качества. Умение ездить по камням и не бояться входить в брод, не снижая скорость до минимальной, также позволили показать хорошее время на финише. На четвертой строчке таблицы – Эдуард Николаев на капотном «КАМАЗе». Сергей Куприянов на газодизельном грузовике продолжает нащупывать свой темп, показывая при этом аккуратное вождение, сохраняя свой автомобиль в целости.

Андрей Каргинов, пилот экипажа №305: «Побольше бы таких спецучастков. Частично окунулись в атмосферу «Дакара». Наконец-то начались каменистые покрытия, горные хребты, перевалы, огромные валуны и мелкие камни. Получили истинное удовольствие, старались ехать быстро, но аккуратно, беречь колеса. Запомнился длинный, большой подъем, мотору было очень тяжело. Сначала на четвертой передаче, потом третья, самую верхушку уже на второй еле-еле тянули. Мотору досталось, надо будет тщательно осмотреть все температурные показатели. Сегодня была гонка моторов в том числе».

Не обошлось в одном из самых зрелищных зачетов в ралли-рейдах и без аварий. «УРАЛ» Юрия Наймана при разгоне после выхода из 90-градусного поворота машину потянуло направо из-за технических проблем подвески – при ударе о бугор сломалась передняя ступица правого моста. Двухчасовой ремонт в полевых условиях – и экипаж смог продолжить путь к финишу.

После трети гонки лидера грузового зачета Дмитрия Сотникова от идущего пятым Богдана Каримова отделяют 10 минут. Интересный факт: в топ-10 абсолютного зачета – 8 грузовых экипажей! Вся борьба впереди!

В рамках ралли-марафона «Шелковый путь» состоялся и этап чемпионата России. Вечером на бивуаке организаторы устроили торжественную церемонию награждения в присутствии более 2000 зрителей. Чемпионами стал экипаж «КАМАЗ-мастер» в составе Дмитрия Сотникова, Руслана Ахмадеева и Ильгиза Ахметзянова, призы за второе место получили представители «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович, Павел Гаранин и Андрей Крагельский. Третьими по итогам соревнований стали Эдуард Николаев, Евгений Яковлев и Дмитрий Авдеев.

Во вторник на старт пятого этапа выйдут только участники «Шелкового пути». Караван ралли пересечет границу и прибудет в Ховд. Гонщиков ждут 555 километров пути, из которых 296 станут боевыми.

Грузовой зачет. Результаты 4-го этапа

Поз.

Имя

Марка

Время

Отставание

1

303

Дмитрий СОТНИКОВ

КАМАЗ

01:37:53

00:00:00

2

306

Богдан КАРИМОВ

КАМАЗ

01:38:54

00:01:01

3

305

Андрей КАРГИНОВ

КАМАЗ

01:39:38

00:01:45

4

302

Эдуард НИКОЛАЕВ

КАМАЗ

01:40:57

00:03:14

5

301

Сергей ВЯЗОВИЧ

МАЗ

01:41:10

00:03:17

6

304

Алексей ВИШНЕВСКИЙ

МАЗ

01:46:09

00:08:16

7

309

Виталий МУРЫЛЕВ

МАЗ

01:48:09

00:10:16

8

308

Сергей КУПРИЯНОВ

КАМАЗ

01:53:38

00:15:45

9

310

Алексей ПОПОВ

УРАЛ

01:55:37

00:17:44

10

311

Михаил ШКЛЯЕВ

ГАЗ

02:25:46

00:47:53

11

312

Владимир МОИСЕЕВ

ГАЗ

02:48:35

01:10:42

12

307

Юрий НАЙМАН

УРАЛ

05:40:10

04:02:17

 

Грузовой зачет. Генеральная классификация после 4-го этапа

Поз.

Имя

Марка

Время

Отставание

1

303

Дмитрий СОТНИКОВ

КАМАЗ

05:27:07

00:00:00

2

301

Сергей ВЯЗОВИЧ

МАЗ

05:29:45

00:02:38

3

302

Эдуард НИКОЛАЕВ

КАМАЗ

05:32:32

00:05:25

4

305

Андрей КАРГИНОВ

КАМАЗ

05:34:13

00:07:06

5

306

Богдан КАРИМОВ

КАМАЗ

05:37:11

00:10:04

6

304

Алексей ВИШНЕВСКИЙ

МАЗ

05:39:34

00:12:27

7

309

Виталий МУРЫЛЕВ

МАЗ

06:00:29

00:33:22

8

310

Алексей ПОПОВ

УРАЛ

06:06:05

00:38:58

9

308

Сергей КУПРИЯНОВ

КАМАЗ

06:06:47

00:39:40

10

307

Юрий НАЙМАН

УРАЛ

09:44:56

04:17:49

11

312

Владимир МОИСЕЕВ

ГАЗ

10:11:02

04:43:55

12

311

Михаил ШКЛЯЕВ

ГАЗ

10:58:35

05:31:28