Ралли-марафон «Шелковый путь» – это не просто тяжелейшая многодневная гонка, по итогам которой спортсмены остаются практически без сил и выхолощены эмоционально, это еще и возможность открыть для себя новые места на мировой карте. Организаторы соревнования выстроили маршрут в более чем 5000 километров с пересечением различных ландшафтных рельефных зон. За один день караван ралли способен преодолеть сразу несколько субъектов страны.
Еще в 2021 году, когда маршрут «Шелкового пути» проходил по территории Алтайского края и Республики Алтай, гонщики отмечали невероятной красоты открывавшиеся перед ними виды и разнообразие природы. И вот спустя 3 года одна из самых экстремальных гонок планеты Земля вернулась в Сибирский федеральный округ.
Несмотря на то, что экипажи взяли старт на третий этап из Барнаула, где ралли-марафон «Шелковый путь» прошел впервые в своей истории, сам спецучасток длиной в 133 километра был знаком участникам гонки трехлетней давности. И если детали этого маршрута легко можно было подзабыть по прошествии времени, то в общих чертах воспоминания о покрытии и рельефе трассы в памяти всплывали.
Стартовка на воскресный спецучасток повторила результаты предыдущего дня. И как бы ни старался пилот команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович схитрить на втором этапе, умышленно теряя время с желанием не стартовать впереди конкурентов, именно ему пришлось открывать спортивный день.
Для лидера общего грузового зачета гонка складывалась достаточно хорошо, пока путь не преградило упавшее на дорогу дерево. В районе 70-го километра экипаж из Минска вынужден был остановиться в лесу и покинуть кабину, чтобы освободить проезд от внезапного препятствия. Спустя пять минут компанию белорусам составил экипаж Эдуарда Николаева, уступавший в генеральной классификации всего 14 секунд (из которых 10 секунд – вчерашняя пенализация за превышение скорости). Единственным вариантом не терять время для КАМАЗа было продолжить движение, постаравшись протиснуться в узком месте между массивными стволами деревьев и стоявшим на дороге МАЗом, однако Николаев дал давнему сопернику, к этому моменту расчистившему дорогу, возможность сесть в машину и поехать впереди. Джентельменское решение.
Столб пыли из-под колес и убойное бездорожье с множеством ям и кочек – весомый повод не рисковать нарваться на неприятности при опасном обгоне. В ограниченной зоне видимости Николаев начал отставать. Дальше события гонки начали развиваться более драматично. В следующем лесном массиве экипажи должны были взять контрольную точку, свернув направо, однако гонщиков смутила натянутая между деревьями лента – дороги нет. Необдуманные действия неизвестных лиц едва не привели к трагедии – через несколько километров два 10-тонных грузовика от лобового столкновения отделили считанные сантиметры.
Видео : https://vk.com/rallykm?w=wall-46176606_45053
Эдуард Николаев, пилот экипажа №302: «Мой штурман диктует свернуть вправо на развилке – я оттормаживаюсь, а там лента натянута. Поехали дальше, маршрут уже не совпадает. Еще через 2 километра нам в лоб летит Вязович - чудом разошлись! Мы уже думали, что все - разобьёмся. Там, где была лента – там была точка. Не знаю, кто и зачем здесь перекрыл маршрут. И все участники стали возвращаться в лоб каналу, потому что другой дороги нет. Мы быстро сориентировались, проехали в лес и там нашли маленькую узкую дорожку, зацепили точку и еле-еле развернулись, поехав на финиш. Будем разбираться, что произошло, чья здесь вина. Ситуация была очень опасной».
Сергей Вязович, пилот экипажа №301: «На финишном бездорожье был уход вправо, и произошла вторая ситуация, которая была еще более серьезной, чем первая – с лежавшим деревом. Здесь каким-то образом оказался перекрыт ленточкой правильный вход в лес. Там метров через 200 есть контрольная точка. В итоге мы заехали в лес на следующем повороте, проехали метров 300-500 – точка остается сзади. Подумали: если Николаев тоже поедет неправильно, грузовики встретятся лоб в лоб. Так и получилось. Мы развернулись, двигались медленно, а КАМАЗ вылетел навстречу на полном ходу, потому что Эдуард атаковал. Нам удалось разминуться, хотя уже ждал лобового удара.
Дальше уже вернулись к первому повороту, сорвали ленточку и поехали правильно. Николаев оказался впереди, и теперь уже мы начали терять время в пыли. Однако после таких приключений мы очень рады, что остались целыми».
После завершения третьего этапа «КАМАЗ-мастер» и «МАЗ-СПОРТавто» обратились к коллегии спортивных комиссаров с заявлением компенсировать потерянное не по своей вине время. По итогам напряженных и стрессовых 133 километров экипаж пятикратного победителя «Дакара» Николаева показал пятый результат с отставанием в 6 минут от Дмитрия Сотникова, Вязович финишировал с восьмым временем, проиграв почти 10 минут.
Спустя несколько часов после обращения команд судьи вынесли решение: вернуть экипажу Вязовича 7 минут 38 секунд за эпизоды с деревом и лентой, экипажу Николаева компенсировали 1 минуту 4 секунды – за вынужденную остановку в лесу в эпизоде с деревом, информации о возвращении времени за эпизод с ленточкой на момент релиза нет. Таким образом ситуация в табели о рангах выглядит следующим образом: Вязович переместился на третью позицию, Николаев с учетом пенализации Алексею Вишневскому стал четвертым.
Дмитрий Сотников, пилот экипажа №303: «Нам этот спецучасток был знаком. Первые километров 30 – раллийные, дорога широкая, можно было ехать очень быстро, и почти все повороты проходили на скорости около 100 км/ч. Трасса была бугристой, не скользкой, а концовка – убийственная: высохшая глубокая колея, в которой раньше находилась вода. Было неприятно, машина из-за бугристости дороги чаще была в воздухе, чем на земле».
Экипаж Богдана Каримова с первых километров гонки вынужден был пробираться из плотного потока. Более высокий темп спустя короткое время позволил пилоту догнать стартовавшую перед ним багги, однако обгона не состоялось – причиной стал не прошедший сигнал по «Сентинелю» (сигнал с требованием пропустить нагнавшего сзади участника) и сильная пыль. Следующего «окна» пришлось ждать долго – уже на грязевом участке КАМАЗ оказался впереди и дальше только наращивал темп. Постоянные атаки со стороны Каримова увенчались успехом на финише – второй результат с отставанием в полторы минуты от Сотникова.
Богдан Каримов, пилот экипажа №306: «Мы стартовали одиннадцатыми, почти сразу уперлись в другой экипаж – обогнать его мешала густая пыль. В одном месте мы почти подобрались, но сигнал по «Сентинелю» не прошел – рисковать идти на обгон не стали. Дальше был грязный участок. Рабочий этап, сильное бездорожье. Очень многое зависело от настройки подвески, у нас с этим все в порядке».
Еще один экипаж «КАМАЗ-мастер» под управлением опытного Андрея Каргинова стал шестым, уступив менее минуты Алексею Вишневскому на МАЗе. В генеральной классификации лидерство сохранил Сергей Вязович.
Андрей Каргинов, пилот экипажа №305: «Спецучасток можно разделить на две части. Первый – скоростная дорога в широких грейдах, едешь на максимальной скорости. Однако очень опасный с закрытыми поворотами. Во второй части – постоянные долбежки в лесу, ямы со знаками два и три. В таких условиях траекторию подобрать было невозможно. Мы уже ездили по этой трассе, помню, как нарыли в дождь огромные следы, и сейчас они высохли – грубо говоря, получилась езда по высохшему бетону. Сегодня пришлось очень тяжело».
Четвертый этап по маршруту Горно-Алтайск – Кош-Агач пройдет в понедельник. Общая протяженность составит 614 километров, из которых на скоростные спецучастки придутся 165 километров.
Грузовой зачет. Результаты 3-го этапа
Поз. |
№ |
Имя |
Марка |
Время |
Отставание |
1 |
303 |
Дмитрий СОТНИКОВ |
КАМАЗ |
01:28:58 |
00:00:00 |
2 |
306 |
Богдан КАРИМОВ |
КАМАЗ |
01:30:37 |
00:01:39 |
3 |
301 |
Сергей ВЯЗОВИЧ |
МАЗ |
01:31:26 |
00:02:28 |
4 |
302 |
Эдуард НИКОЛАЕВ |
КАМАЗ |
01:34:02 |
00:05:04 |
5 |
304 |
Алексей ВИШНЕВСКИЙ |
МАЗ |
01:33:48 |
00:04:50 |
6 |
305 |
Андрей КАРГИНОВ |
КАМАЗ |
01:34:41 |
00:05:43 |
7 |
309 |
Виталий МУРЫЛЕВ |
МАЗ |
01:35:07 |
00:06:09 |
8 |
307 |
Юрий НАЙМАН |
УРАЛ |
01:37:20 |
00:08:22 |
9 |
310 |
Алексей ПОПОВ |
УРАЛ |
01:39:22 |
00:10:24 |
10 |
308 |
Сергей КУПРИЯНОВ |
КАМАЗ |
01:43:56 |
00:14:58 |
11 |
312 |
Владимир МОИСЕЕВ |
ГАЗ |
01:57:28 |
00:28:30 |
12 |
311 |
Михаил ШКЛЯЕВ |
ГАЗ |
01:57:38 |
00:28:40 |
Грузовой зачет. Генеральная классификация после 3-го этапа
Поз. |
№ |
Имя |
Марка |
Время |
Отставание |
1 |
301 |
Сергей ВЯЗОВИЧ |
МАЗ |
03:48:35 |
00:00:00 |
2 |
303 |
Дмитрий СОТНИКОВ |
КАМАЗ |
03:49:14 |
00:00:39 |
3 |
302 |
Эдуард НИКОЛАЕВ |
КАМАЗ |
03:51:35 |
00:03:00 |
4 |
304 |
Алексей ВИШНЕВСКИЙ |
МАЗ |
03:53:25 |
00:04:50 |
5 |
305 |
Андрей КАРГИНОВ |
КАМАЗ |
03:54:35 |
00:06:00 |
6 |
306 |
Богдан КАРИМОВ |
КАМАЗ |
03:58:17 |
00:09:42 |
7 |
307 |
Юрий НАЙМАН |
УРАЛ |
04:04:46 |
00:16:11 |
8 |
310 |
Алексей ПОПОВ |
УРАЛ |
04:10:28 |
00:21:53 |
9 |
309 |
Виталий МУРЫЛЕВ |
МАЗ |
04:12:20 |
00:23:45 |
10 |
308 |
Сергей КУПРИЯНОВ |
КАМАЗ |
04:13:09 |
00:24:34 |
11 |
312 |
Владимир МОИСЕЕВ |
ГАЗ |
07:22:27 |
03:33:52 |
12 |
311 |
Михаил ШКЛЯЕВ |
ГАЗ |
08:32:49 |
04:44:14 |
Фото Д.Гальчун, А.Еликов