Дмитрий Сотников: "Старались выбрать баланс темпа и надежности"

10.01.2022

 Вслед за 402 километрами воскресного спецучастка в понедельник караван ралли вышел на преодоление 395 километров. Курс из Аль-Давадими лежал на юг – в Вади-эль-Давасир.

Саудовская Аравия славится своими пустынями, и логично, что значительная часть маршрута пролегает через дюны и пески. Стартовый отрезок в 65 километров изобиловал разнообразием – песчаный участок с проездом через небольшие дюны, узкие трассы с множеством камней и влажные гравийные трассы, переходящие в бездорожье. Следом - более серьезные дюны второго и третьего уровней сложности. Одно ошибочное движение рулем и нажатие педали газа или тормоза гарантируют застревание в песках.

Какой "Дакар" обходится без сложной навигации? После отметки 140 км и до самого финиша трасса стала более быстрой. Но с очередными ловушками: регулярная смена локаций из долины в сухие русла рек и обратно могла легко запутать штурманов. Таким образом, первым помощникам пилотов в очередной раз пришлось брать инициативу на себя, чтобы вывести свои экипажи в правильном направлении. И многие участники сильно рисковали завершить спортивный день с наступлением темноты из-за трудного маршрута.

Так и случилось. По состоянию на 18:00 по московскому времени на финише отметились только 29 экипажей (часть из которых получила многочасовые штрафы за не взятие контрольных точек) грузового зачета из 52 стартовавших. Таков "Дакар" с его труднопроходимыми маршрутами. А для экипажей "КАМАЗ-мастер" понедельник прошел стабильно. Антон Шибалов столкнулся с тем, что один из впереди идущих джипов упорно не пропускал его, из-за чего замедлялся темп и терялись минуты. Особенно это проявилось в одной из дюн третьей категории сложности. Внедорожник забуксовал перед идущим следом КАМАЗом и не смог преодолеть высокую дюну с первого раза, тем самым отправив на второй круг и российский экипаж.

Антон Шибалов, пилот экипажа №501: "Наш экипаж стартовал первым и пришлось непросто. Почти сразу оказались в дюнах второго и третьего уровней сложности, без следов грузовиков сложновато было ехать. Но больше мешала неторопливость участников уступать дорогу. Перед дюной долго подавали сигнал одному джипу, но он так и не пропустил нас. И это место оказалось очень сложным: третий уровень, высокая корявая дюна с несколькими подъемами. Джип не смог взять ее с ходу, чем замедлил и наше движение. Пришлось спускаться вниз, разгоняться и во второй раз штурмовать дюну. Также потратили время на объезд другой дюны. На электронном роудбуке штурман не всегда может заранее увидеть начало дюнных секций, это сказывается и на механике, который не может спустить давление в шинах перед заездом в дюны. За счет заминок другие наши экипажи накатили и обошли нас, и оставшуюся часть мы ехали в пыли, потеряв время на темпе. По технике и навигации проблем сегодня не было".

Эдуард Николаев столкнулся с механическими неполадками. Еще в первой половине дистанции на его машине начал подклинивать рулевой механизм. Ради благополучного финиша экипаж принял решение не рисковать на трассе и снизил темп. В итоге такой тактический ход оказался верным. Не всегда удавалось справиться с гигантскими дюнами и лидеру грузового зачета Дмитрию Сотникову.

Эдуард Николаев, пилот экипажа №505: "Интересный спецучасток с разменом позиций. Мы немного потеряли в песках – возникли сложности в дюнах третьей категории сложности. Несколько раз не могли пересечь дюны, так как было очень вязко. Столкнулись с техническими проблемами - подклинивало рулевой механизм. На нейтрализации провели визуальный осмотр, но ничего не обнаружили. Вторую часть ехали очень аккуратно, не рисковали, потому что проблемы с рулевым управлением таили в себе опасность. К счастью, всё закончилось хорошо, и мы смогли финишировать".

Первое время на финише восьмого спецучастка показал экипаж Дмитрия Сотникова – 3 часа 56 минут 42 секунды. Более трех минут уступил Андрей Каргинов, Эдуард Николаев закончил день с шестиминутным отставанием. Четвертым стал Антон Шибалов, проигравший победителю почти девять минут.

Дмитрий Сотников, пилот экипажа №500: "У нас всё хорошо на финише, обошлось без потерь. Первая половина этапа была полностью песчаной, были дюны второго и третьего уровней, причем они отличались от прошлых дней – были намного суше и мягче, и проблем хватало у всех участников. Мы сами не везде могли заехать по прямой, приходилось даже объезжать одну дюну. В зоне нейтрализации не увидел наших основных соперников. Как понимаю, у них возникли сложности в дюнах. Вторая половина была с жестким дорожным покрытием, красивыми каньонами и каменистыми руслами, с небольшим триалом и почти без дюн. На быстрой каменистой и навигационной части маршрута старались выбрать баланс темпа и надежности".

Члены команд, представители СМИ и болельщики, в реальном времени отслеживающие передвижение каравана ралли по карте на ресурсах "Дакара", на некоторое время потеряли из мониторинга некоторых участников грузового зачета. Неужели они заблудились в каньонах и руслах рек? Итоговое время главного конкурента россиян чеха Алеша Лопрайса, чилийца Игнасио Касале, трижды побеждавшего на «Дакаре» на квадроцикле, и других пилотов долго не отображалось на виртуальном табло. При этом их автомобили к этому моменту уже двигались по лиазону в сторону бивуака. Причиной оказался технический сбой на сайте организаторов.

Между тем в дюнах, где дорога каждая минута, развернулось особо острое сражение. На контрольных точках грузовики разделяли считанные минуты. Мартин ван ден Бринк начал гонку уверенно и поддерживал темп лидеров, пока не столкнулся с трудностями в песчаных холмах, потеряв около 20 минут. В дальнейшем голландец сбавил обороты и закончил день 11-м с 50-минутным отставанием. В двух позициях и двух минутах позади расположился его сын Митчел.

Не удалось проехать без остановок и Герту Хузинку на гибридном Renault – в районе 300 километра он потерял порядка 25 минут. Во второй раз на дебютном «Дакаре» в десятке лучших финишировал литовец Вайдотас Пашкевичюс, опередивший многих корифеев ралли-рейдов. Свой лучший результат на гонке 2022 года показал Игнасио Касале – он стал пятым, а в топ-10 оказались сразу две Tatra.

В генеральной классификации экипаж Дмитрия Сотникова упрочил свое преимущество над ближайшим преследователем до 11 с половиной минут. Сложности в дюнах пошатнули турнирное положение Алеша Лопрайса. Теперь пилот на Praga уступает лидеру почти полтора часа и только на 12 минут опережает Андрея Каргинова.

Не обошлось и без новостей со знаком минус. Сегодня о сходе с маршрута «Дакара» объявили два российских участника. Сергей Карякин и Антон Власюк не смогли отремонтировать технику после воскресной аварии и завершили выступление в зачете серийных мотовездеходов, а претендовавший на победу в классе квадроциклов Александр Максимов сошел из-за проблем с двигателем. Технический сход оформил и экипаж грузовика под управлением Альберта Лловеры.

Во вторник гонщиков ожидает очередной кольцевой этап. Длина спецучастка в районе Вади-эль-Давасира составит 287 километров.

Грузовой зачет. Результаты 8-го этапа. Топ-10

Pos.

Name

Make

Time

Gap

1

500

Dmitry SOTNIKOV

KAMAZ

03:56:42

 

2

509

Andrey KARGINOV

KAMAZ

03:59:53

00:03:11

3

505

Eduard NIKOLAEV

KAMAZ

04:02:53

00:06:11

4

501

Anton SHIBALOV

KAMAZ

04:05:40

00:08:58

5

511

Ignasio CASALE

TATRA

04:16:52

00:20:10

6

508

Ales LOPRAIS

PRAGA

04:18:44

00:22:02

7

503

Martin MACIK

IVECO

04:22:59

00:26:17

8

504

Janus VAN KASTEREN

IVECO

04:31:01

00:34:19

9

522

Richard DE GROOT

IVECO

04:35:17

00:38:35

10

529

Vaidotas PASKEVICIUS

TATRA

04:44:29

00:47:47

 

Грузовой зачет. Генеральная классификация после 8-го этапа. Топ-10

Pos.

Name

Make

Time

Gap

1

500

Dmitry SOTNIKOV

KAMAZ

30:02:36

00:00:00

2

505

Eduard NIKOLAEV

KAMAZ

30:14:01

00:11:25

3

501

Anton SHIBALOV

KAMAZ

30:42:59

00:40:23

4

508

Ales LOPRAIS

PRAGA

31:32:03

01:29:27

5

509

Andrey KARGINOV

KAMAZ

31:43:37

01:41:01

6

504

Janus VAN KASTEREN

IVECO

32:13:46

02:11:10

7

506

Martin VAN DEN BRINK

IVECO

32:51:44

02:49:08

8

515

Victor VERSTEIJNEN

IVECO

34:01:49

03:59:13

9

503

Martin MACIK

IVECO

34:32:24

04:29:48

10

522

Richard DE GROOT

IVECO

34:58:57

04:56:21