Долгожданный день отдыха в китайском городе Урумчи для команды «КАМАЗ-мастер» начался в 8 утра по местному времени. Затянутое тучами небо сделало день очень комфортным для работы, а работа – это именно то, чем команда занималась в течение всего дня. Не только механики, но и пилоты и штурманы в этот день переодеваются в рабочую одежду и делают полную диагностику своего автомобиля: что-то меняют, что-то исправляют, где-то подкручивают. По завершении первой части гонки уже можно подвести итоги по некоторым новинкам в автомобилях, вот, что нам рассказал пилот команды «КАМАЗ-мастер» Айрат Мардеев:
- Айрат, прошла половина гонки, можно уже сделать какие-то выводы как себя показывает коробка в условиях настоящего ралли?
- Коробка едет хорошо, претензий особых у меня к ней нет, привыкаем, настраиваем, но и явно сказать, что она лучше я не могу, потому что есть у и минусы, которые сильно сказываются на темпе. Нехватка тормозов, у коробки-автомат нет интардера – это трансмиссионный тормоз и это, порой, сильно сказывается на темпе. Но есть у нее и плюсы – это, например, длинные подъемы, на которых можно успеть переключится на передачу выше без потери момента. Очень хочется попробовать коробку именно в китайских песках, на дюнах, там тормоза не так нужны, поэтому мы рассчитываем именно там раскрыть ее потенциал. А песках будет реальное испытание и только потом будем принимать решение: вкладываться ли дальше в эту коробку. Если она не даст большого преимущества, то и смысла в этом не будет. Ехали последний спецучасток, было сильно заметно, что в «затыках» механика на этом этапе предпочтительней, так и хочется переключить передачу, бросить сцепление и «газ в пол».
- Айрат, на сегодняшний день у тебя отставание от лидера в 27 минут. Считаешь ли ты это время критичным, или все еще можно «отыграть»?
- Это очень много! Тут очень важно кому именно ты проигрываешь, а на данный момент это: Дима Сотников и Антон Шибалов. Если бы я проигрывал 27 минут кому-то из другой команды, я бы понимал, что в песках мы очень сильны и можно было бы накатить. Но, если мы говорим о наших ребятах, то тут только что-то экстраординарное может произойти, чтобы эти минуты отыграть.
- Если бы у тебя на сегодняшний день было 27 минут преимущество, ты бы чувствовал себя уверено?
- Спокойно – конечно нет, но было бы попроще. Если пески проехать хорошо, то тут нагнать будет очень сложно. У Димы в данном случае может быть только проблема с адаптацией мотора к пескам, если это пройдет успешно – то вероятность победы велика.
- Как ты оцениваешь шансы команды «КАМАЗ-мастер» на победу?
- Шансы есть, но нам хорошо известно, что ошибки в песках очень дорого стоят, поэтому здесь лучше сброситься и уверенней проехать. Проиграешь минуту-две, зато сохранишь позицию и машину.
- Айрат, отвлечемся немного от КАМАЗов и гонки, ответь на несколько вопросов. Говорят, в жизни попробовать надо все. Ты с этим согласен, есть ли вещи, которые ты бы никогда не стал пробовать?
- Ни за что с парашютом бы не прыгнул… Высоты боюсь. Банальные вещи про наркотики и всякую ерунду даже говорить не буду. Естественно – нет.
- Как ты видишь свою жизнь через 20 лет?
- Мне ровно полтинник будет через 20 лет. Дай Бог дожить еще (смеется). Что точно - поменяю свой род деятельности. Буду в это время жить для себя.
- Айрат, есть ли у тебя личный секрет успеха?
- Никогда не сдаваться. Это должно в голове сидеть прям постоянно. Это касается не только гонок – всего. Это главный принцип по жизни. Надо всегда идти до конца, не смотря на все трудности и противоречия, несогласия.
- Есть ли у тебя настоящие друзья, враги?
- Друзей много. В команде, например. Все пилоты, мы с ними практически вместе выросли и, как бы мы не ругались иногда, все равно стараемся держаться вместе, все детство были рядом, друг друга очень хорошо знаем. Тем более, когда ты часто в дали от дома, это как-то объединяет. Точно знаю, если нужна помощь – они помогут. Врагов нет, по крайней мере враждебного отношения ни к кому не испытываю.
- А что насчет критики, умеешь принимать?
- Да нормально, если она объективная, то вообще вопросов нет. Но стараюсь делать все, чтобы критики было меньше.
- Хотел бы, чтобы о твоей жизни написали книгу?
- Конечно хотел бы! Всегда хочется оставить какой-то след в жизни. Не знаю насколько это будет интересно большой аудитории, но, если писатель талантлив, то возможно получилось бы очень интересно.
- Расскажи про свой самый лучший, запоминающийся подарок?
- Сложно так выделить что-то одно.. Один из самых запоминающихся – это когда мне подарили карт спортивный Birel. Это мечта была вообще всех и вся. И, помню, папа мне даже вопрос задавал, что я хочу тогда: машину настоящую легковую, или картинг – я выбрал картинг. Это был мой первый новый, собственный карт. В Татарстане тогда только 2 такие машины были: у меня и у Тимура Тимерзянова. Николай Георгиевич Бондарев занимался тогда покупкой машин.
- Есть ли какие-нибудь исторические личности, которые тебе интересны?
- Есть спортсмены, которыми восхищаюсь, мой кумир на всю жизнь - гонщик Айртон Сенна. Это человек-легенда! Много читал про него, смотрел фильмы. Он погиб в 94. У него никогда не было авторитетов на трассе, ему было все равно кого обгонять, хоть это будет восьмикратный чемпион. Если у него был шанс, возможность кого-то обогнать – он никогда не упускал такой возможности, даже если это грозило столкновением, как бывало не раз. Но он всегда считал, что, если ты видишь открытую траекторию и не воспользовался этим – тебе надо уходить. Никогда не пасовал перед вышестоящими людьми, мог отстоять свою точку зрения до конца.
- А ты хотел бы себя попробовать в другой категории гонок?
- Однозначно ралли-кросс. Это контактная борьба, там и ралли, которое мне очень нравиться, но часто хочется именно борьбы. Как раз смесь ралли и кросса как раз получается ралли-кросс. Мечта.
- Как ты относишься к новичкам в команде «КАМАЗ-мастер»?
- Отношусь нормально, не все у нас приживаются, но те, кто приживаются – остаются надолго. Очень приятно, когда, например, по моей рекомендации кого-нибудь берут, и человек приходит, показывает действительно крутой результат. Вот, например, год назад поспособствовал принятию в команду молодого конструктора Альберта Арсланова. Он работал тогда в Англии, а я был на фестивале скорости в Гуд Вуде и он, не побоявшись ни дорогих билетов, ни расстояния, приехал с резюме специально, чтобы передать нашей команде, и он очень впечатлил меня. Резюме я передал нашим инженерам – Жене Яковлеву. Женя был удивлен, так как у Альберта очень сильное образование и вот пригласили его к нам, теперь он в команде.