Сальта, 10 января
После первой половины Дакара-2016 команде «КАМАЗ-мастер», кажется удалось прийти в себя после серьезного натиска соперников в ходе неожиданно скоростного начала ралли-марафона. 9 января гонка покинула Боливию. Эдуард Николаев стал лучшим на этапе Уюни - Сальта. Второе время показал Айрат Мардеев. Третьим был голландец Питер Верслуис (MAN). Андрей Каргинов стал пятым. У Дмитрия Сотникова - 16-й результат. Из борьбы за лидерство в гонке фактически выбыл чешский пилот Мартин Коломы (Tatra). Во время одного из жестких приземлений кабина его грузовика едва не оторвалась от рамы – пришлось доехать этап с большой потерей по времени. Голландец Ханс Стейси (MAN) потерял время на замене колеса.
В общем зачёте лидирует Питер Верслуис. Второе место занимает Жерар де Рой (+5:31), третье - Айрат Мардеев (+10:48), четвертое - Эдуард Николаев (+10:54).
10 января объявлено на гонке днем отдыха. Главные героя дня отдыха – механики. У них широкий комплекс работ: от профилактической замены рессор до регулировки настроек двигателя. Машины должны быть безупречно подготовлены ко второй, пожалуй, самой важной части ралли. Пока на бивуаке «КАМАЗ-мастера» кипит работа, руководитель команды Владимир Чагин прокомментировал первую половину Дакара.
- Владимир Геннадьевич, наступил так называемый день отдыха. Хотелось бы услышать от Вас короткое резюме первой половины гонки.
- Сегодня в России выходной день, а завтра после новогодних праздников все выходят на работу. Работники нашего завода КАМАЗ, болельщики будут встречаться, делиться впечатлениями, мнениями, переживанием об увиденном за первую неделю гонки. Ребята выложились вчера, чтобы наполнить сегодняшний день и завтрашний понедельник положительными эмоциями. Мы в напряжении держали всех наших болельщиков всю неделю. Поверьте очень сложно и трудно бороться, очень высокое сопротивление, очень высокий уровень подготовки команд, все хотят быть первыми, никто не хочет уступать, всем нужна победа. Борьба это показывает.
- Но вчера команде удалось поправить положение в таблице генеральной классификации.
- Ребята на вчерашнем последнем боливийском этапе сделали все возможное и невозможное. Конечно, я их всех попросил: борьба-борьбой, результат-результатом, но безопасность превыше всего. Ребята аккуратно проехали. Было важно, чтобы хотя бы один был в призовой тройке перед днем отдыха, чтобы хоть какой-то просвет появился. Экипажи это выполнили, сегодня один из наших экипажей в тройке лидеров в генеральной классификации в категории грузовиков.
- Первая половина Дакара довольно специфическая в этом году, не так ли?
- Много нового на этом Дакаре. Во-первых, трассы, которые подготовили организаторы – это принципиально новая концепция, очень скоростная. Представьте себе - прямые участки длиной свыше ста километров. Такого Дакар никогда не предлагал. Например, мы ожидали, что будет сложное бездорожье в гористой местности в Боливии, но организаторы маршрут проложили по ровным участкам, где извилистые дороги и много зон ограничения скорости. Такого количества ограничений скорости не было никогда. Участники едут на максимальной разрешенной скорости в 140 км в час. В зоне проезда населенных пунктов экипаж сбрасывает скорость до 30 или 50 км в час разрешенных, потом снова разгон… И вот из этого состоит в принципе весь спецучасток. Без преувеличения можно сказать, что подвеска в этом году не работает. Мы даже впервые на дне отдыха не меняем задние рессоры, даже думали передние не менять. Подвеска еще не нагрузилась. Это гонка моторов, гонка тормозов.
- Конкуренция в этом году очень высокая, какие задачи ставят себе соперники?
- Следует отметить, что все лидирующие команды в категории грузовиков очень хорошо подготовились к гонке. Это вызывает уважение. Это и IVECO, и MAN, и TATRA. Вы видите, какой темп они задают. У них хорошие двигатели. Рядный шестицилиндровый мотор выдает лучшие показатели динамики, чем наш V-образный. Наш мотор хорошо показывает себя на бездорожье, в песках, на тягунах. На коротких отрезках, где нужен разгон, моторы наших соперников лучше. Это подтверждают наши пилоты, здесь нам трудно составить им конкуренцию. Ну и торможение: двигатели всех наших соперников оснащены моторным тормозом, это современная функция, которая дает хороший эффект во время торможения. У наших двигателей этого, к сожалению, нет. Будем, конечно, над этим работать, так как это обеспечивает наше техническое отставание вот именно на этом типе трассы, предложенном организаторами в первой половине гонки.
- Что же теперь каждый год надо будет угадывать - каким будет Дакар – быстрым в стиле WRC или экстремальным вне дорог? Или тот Дакар, каким мы привыкли его видеть уже умер и его больше не будет - песчаного, с дюнами, со сложной навигацией?
- Сложно сказать, куда идет тенденция. Как себе ее видят организаторы, где будет в следующем году Дакар, в Южной Америке или маршрут по другим местам будет проложен... Видно, что концепция меняется. Это очевидно, и это не зависит от того в какой стране проводится гонка. Наши экипажники отмечают, что когда они едут по ровным раллийным трассам, справа-слева от них есть хорошее интересное бездорожье, мелкие дорожки, кочкарник, а организаторы почему-то прокладывают маршрут по дорогам, где все едут на максимальной скорости. В итоге мы видим, что в грузовом зачете практически каждый день лидеры приезжают с результатами в интервале 8-10 минут. Наверно что-то новое хотели привнести организаторы, это им удалось. Но это их решение. Какая трасса нам предложена, по такой мы и едем. Надо уважать их решение.
- У каждого свой Дакар. Сегодня хотелось бы отметить фактически героический 1000-километровый бросок пилотов группы ассистанс , который они совершили ко всему прочему по горным серпантинам!
- Действительно в гонке участвуют не только пилоты, штурманы и механики спортивных экипажей, чьи фамилии на слуху. Есть еще ведь группа ассистанс в каждой команде. Это ребята, которые ежедневно ночью обслуживают машины, на них тоже очень высокая ответственность и роль в результате. Если механик упустит какую-то трещинку не затянет какую-то гайку неправильно сделает настройки - и всё! Результата на следующий день у экипажа не будет. И также вызывают уважение пилоты многотонных техничек весом под 40 тонн, которые этот вес перевозят по горам на высотах 4000 метров подъемы-спуски, ущелья, серпантины. Такого лиазона, как вчера я не помню в истории Дакара. Расчетное время движения по маршруту ассистанс было 21 час. Плюс мы еще почти пять часов простояли в пробке – из-за дождей разлились реки. Была перекрыта дорога. Получилось, что в 6 утра группа ассистанс выехала вчера и сегодня только в 6 утра приехала. 24 часа пришлось водителям этих машин безостановочно находится за рулем!
- Впереди еще 6 дней гонки…
- Впереди Ла Риоха и Фьямбала. Это те места, где всегда в прошлые годы было бездорожье. Где в этот раз проложили маршрут организаторы, мы не знаем. Но хотелось бы, чтобы было больше возможности реализовать возможности наших автомобилей и наших пилотов. Мы больше, конечно, адаптированы под сложные трассы, под бездорожье, такое какое мы привыкли видеть обычно на Дакаре. В этом году он новый совершенно и непросто сдерживать конкуренцию. Будем бороться, постараемся не огорчить российских болельщиков. Спасибо, что вы с нами!
Эрик Хайруллин, пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер»