Владимир Чагин: "Для нас "Дакар" длится не две недели, а весь год"

- Нам очень приятно вернуться домой с такой большой победой. Мы все устали, но это приятная усталость, - подчеркнул Якубов. - Впервые в истории "Дакара" четыре первых места заняли пилоты одной команды. Раньше лишь были случаи, когда пилоты занимали весь пьедестал, но не более. Но чтобы четыре - такого никогда не было. Победа далась нам очень нелегко, конкуренты оказали нам самое серьезное сопротивление как в начале гонки, так и в конце. Отмечу, что битва велась не только за тройку призеров, но и за 4-е место, которое в итоге занял Ильгизар Мардеев, таким образом поставив красивую точку всей гонки. Это юбилейное 20-е выступление "КАМАЗа" на "Дакаре" и наша 10-я победа. Никто по этому показателю с нами сравниться не может, мы установили настоящий рекорд. Отдельно отмечу, что экипаж Владимира Чагина отпраздновал свой 7-й успех, а всего на его счету 63 выигранных этапа. "КАМАЗ" доказал, что российский автопром все еще остается одним из ведущих в мире. К тому же, на одном из этапов грузовик пришел к финишу пятым в абсолютной квалификации, обогнав на четыре минуты первого из мотоциклистов.

Первый вопрос был адресован победителю "Дакара" Владимиру Чагину.

- Есть ли у вас традиции или приметы, которым вы неизменно следуете?

- Как таковых традиций нет. Однако свои приметы есть у каждого гонщика. Что касается нашей команды, то перед стартом мы всегда говорим друг другу: "С Богом!" Безусловно, в наших успехах есть заслуга Всевышнего, он нам помогает. Этот "Дакар" сложился для нас очень непросто. Порой казалось, что не удастся даже до финиша доехать. Так, однажды, по ходу одного этапа нам пришлось менять семь пар колес. 

В диалог с журналистами вновь вступил Якубов. 

- Не досадно, что основные конкуренты быстро сошли с дистанции? 

- К таким моментам мы относимся спокойно. "Дакар" – очень непредсказуем, сойти может любой. Всех наших конкурентов считаем достойными соперниками. В этот раз победили мы, в следующий раз трофей достанется кому-то другому. Думаю, наше преимущество обусловлено тем, что мы очень тщательно готовимся к этому марафону, каждый год вносим много коррективов в конфигурации машины. С другой стороны, жаль, что в этом году не смог выступить наш извечный конкурент Жерар де Рой. Он так и не успел оправиться от травмы, но к следующему "Дакару" он должен подойти во всеоружии. Но еще раз подчеркну: на "Дакаре" все экипажи бьется до самого конца, независимо от того, на какое место они претендуют. 

- В чем заключаются отличительные черты трасс в Южной Америке? Какие опасности они таят?

- Скажу честно, выступать в такого рода марафонах трудно, независимо от того, где они проходят. Конечно, когда гонку перенесли из Африки в Южную Америку, многие отнеслись к этому скептически. И на самом деле в первые два года организаторы "Дакара" в Южной Америке не создали нам больших проблем, однако в этот раз они постарались на славу. Наверное, это один из самых сложных "Дакаров" за все время нашего выступления. Этапы были очень разные, это и узкие горные участки, и скоростные участки по пустыне. Частенько приходилось останавливаться, чтобы остудить моторы и тормоза. А однажды машина Чагина загорелась, и мы лишь чудом успели ее потушить. Температура иногда доходила до 60 градусов. Поэтому пилотам было очень нелегко – в кабине была настоящая баня.

- Как строятся ваши отношения со спонсорами? Каков объем финансовой помощи?

- Скажу сразу, что мы по-настоящему любим наших спонсоров, их помощь просто невозможно переоценить Главный же - банк ВТБ, который в этом году выделил нам несколько миллионов долларов. С этой структурой мы работаем много лет, и это сотрудничество нас более чем устраивает. 

- Как вас встречали на финише местные жители? Насколько популярен "Дакар" в Южной Америке? - вопрос Мардееву.

- Нас встречали очень тепло. Каждый этап мы начинали, проезжая вдоль живого коридора. Тоже самое повторялось и на финише. Приятно, что в Аргентину и Чили приехало немало российских болельщиков с флагами и транспарантами. К тому же, по сравнению с Африкой, гораздо больше людей располагалось по всей протяженности этапа. В общем, от Южной Америки остались самые приятные воспоминания.

- Что скажете по поводу перспектив ралли "Шелковый путь"? Повлияет ли ваше удачное выступление на проведение этого марафона? – спросили Якубова.

- Что касается "Шелкового пути", то указ о его проведении уже подписан. Наше правительство заинтересовано в его существовании. Также отмечу, что "Шелковый путь" будет проводиться ежегодно. Также надеемся, что все больше иностранных пилотов будут принимать участие в нашем ралли. 

- Вот уже несколько лет "КАМАЗы" доминирует на "Дакаре" В связи с этим нет желания попробовать свои силы в другом классе?

- Такие вопросы задают не только нам. Вот "Фольксваген" тоже занял весь пьедестал. Но побеждать всегда нельзя, рано или поздно удачная серия прервется. Еще раз подчеркну: наш успех во многом стал возможным благодаря кропотливой работе. Если говорить о другом классе, то этот вопрос надо адресовать нашему заводу. Начнется серийный выпуск джипов, будем готовиться. Вообще, "Дакар" – это не только соревнования пилотов, но и своеобразная выставка достижений. Поэтому вдвойне приятно, что мы гордо пронесли марку "КАМАЗ", не ударив в грязь лицом. 

- Почему соревнования в классе грузовиков практически не показывают по телевидению?

- Скажу откровенно, "Дакар" – это большой бизнес. Так, "Фольксваген" вкладывает большие средства в популяризацию ралли. Они заинтересованы в развитии своей торговой марки. К слову, за рубежом нас показывает в большом объеме. Мы вели вести переговоры с российскими каналами, но они не увенчались успехом.

- Какая награда предусмотрена для триумфаторов "Дакара"?

- Главные награды они уже получили и сейчас держать их в руках. Эти призы в виде бедуинов займут достойное место в нашем музее. Что касается денежной составляющей, то в прошлом году за первое и второе место мы получили девять тысяч евро. Думаю, в этом году суммы будут такого же порядка.

- Как вела себя машина по ходу ралли? – спросили Чагина.

- На "Дакаре" у нас была новая машина, впервые она прошла обкатку на "Шелковом пути", после этого мы внесли доработки, и машина стала маневреннее, быстрее и надежнее. Лично мне очень понравилось сидеть за ее рулем, особенно это касается управления. Но конкуренты не стоят на месте и в следующем году наверняка окажут нам более сильное сопротивление. Сейчас у нас запланирован небольшой отпуск, после этого мы опять начнем работать над конфигурациями машины. Ведь для нас "Дакар" длится не две недели, а весь год. Сейчас нужно обсудить все тонкости нашего выступления и внести коррективы с прицелом на будущий год.

- Сколько экипажей планируется заявить для участия в следующем "Дакаре"?

- Пока решения на этот счет нет. Сейчас нужно проанализировать итоги нашего нынешнего выступления, а потом уже будем делать выводы. Одно могу сказать точно: участвовать будем в любом случае.