Полвека на предельной скорости

Автомобили мчались по спирали

Мы все родом из детства. Глядя на то, как Ильгизар работает с механиками в подведомственном ему производственном цехе департамента специализированной техники, с каким терпением и отеческой суровостью пестует камазовскую спортивную молодежь, которую, по сложившейся командной традиции, сажают в кабину его спортивных автомобилей, на ум приходит одна ассоциация – «отец солдатам». Он из тех, кто начинал путь к генеральским погонам от солдатской шинели, в случае с Мардеевым – с мастера сборочного участка. Прекрасно управляется с токарным станком, с фрезой общается «на ты», не понаслышке знаком с премудростями слесарной профессии, а в ходе гонок, если того требует ситуация, нередко пускает в ход сварочный аппарат… И умеет наладить работу в цехе так, что вся команда «КАМАЗ-мастер» точно знает – на гонку она отправится на тех машинах, которые не подведут. Потому что Мардеев обеспечил цех необходимыми комплектующими, Мардеев проконтролировал их качество, Мардеев дал каждому механику именно тот фронт работ, в котором он дока, и Мардеев отследил конечный результат. Как многодетный отец разношерстного семейства, облаченного в блузоны небесного цвета, незаменимый Ильгизар нашел к каждому индивидуальный подход, дабы без затянувшихся перекуров и революций его «ячейка общества» заложила надежную основу для побед большого спортивного коллектива. Его непререкаемый авторитет стабильно обеспечивает дакаровских триумфаторов надежными рабочими руками, способными выполнять самые разные задачи, причем, если того требует ситуация, в любое время суток, в любой точке земного шара и столько, сколько это будет необходимо. За что его ценят и иногда, если выдается удачный повод, даже носят на руках.

Впрочем, Мардеев и в своей личной жизни, на которую всегда остается так мало времени, состоялся – он отец двух уже взрослых детей, дочери и сына. Последний сейчас работает в том же цехе и под руководством отца делает первые шаги на пути к карьере автогонщика. Ильгизар строг со своим Айратом, иногда, проводя «разбор полетов» после очередной неудачной гонки, даже суров, но без самодурства и «фельдфебельщины». Таким воспитал его собственный родитель, дед Мардеева-младшего, на которого, если тот гневался, Ильгизар даже глаза поднять боялся… Но остался благодарен ему за тот стержень, который появился в нем благодаря отцовскому воспитанию. Повзрослев, примерный сын в любое время дня и ночи готов по первому зову пожилых родителей сорваться к ним, дабы облегчить их старость. 

Однажды в школьном возрасте он увидел по телевизору документальный фильм про водителей-испытателей. В нем легковушка промчалась по спирали и «легла» на крышу. Юный Ильгизар тогда подумал, что, наверное, если очень захотеть, то после прохождения подобной «акробатической» трассы, машину вполне возможно поставить на колеса. Понял ли он тогда, что его судьба решилась именно в эти секунды? Наверное, да, ибо с того момента начал двигаться в одном направлении – сразу же после школы устроился работать в Управление главного конструктора «КАМАЗа». Затем, через много лет, когда переходил с завода двигателей, где работал инженером, в НТЦ «КАМАЗа» на заветную работу водителя-испытателя, знал что меняет свои гарантированные 150 рублей на зарплату в 90, но был уверен – то, что он приобретет, не измеряется денежными суммами. Потом участвовал в гонках на багги, ипподромных гонках на легковых автомобилях, сел за руль камазовской технички, пилотировал боевой внедорожник, с серебряным бедуином поднимался на подиум «Дакара»... Он испытывал машины и себя. А его победы и поражения чередовались как клетки на шахматной доске.

Его величество… Закономерность

Ильгизар Мардеев никогда не отдавался во власть судьбы и не уподоблялся лодке без гребца, влекомой бурными волнами. Наоборот, он всегда с завидным упорством решал поставленные перед ним задачи. Это не приносило мгновенных результатов, но неизменно срабатывало. Он это понял и даже вывел для себя некую формулу: «То, к чему сильно стремишься, обязательно сбывается». 

В 1992 году, начав участвовать в ралли-марафонах как водитель боевых техничек, Ильгизар показал мастерство вождения и владения ситуацией, и спустя пять лет, в 1997 году, Владимир Чагин пригласил его быть штурманом в своем экипаже. А затем было памятное в жизни Мардеева совещание, на котором руководитель команды Семен Семенович Якубов сказал: «Ильгизар поедет пилотом». И тот поехал – в 2002 году, через десять лет после того, как впервые сел за руль спортивного грузовика. Добившись признания своих профессиональных качеств со стороны коллег.

Его упорство очень часто граничило с самоотверженностью. Так, в уже упомянутом 1997 году, в ходе «Мастер-ралли», будучи штурманом экипажа Чагина, еще на прологе он получил серьезнейшую травму спины. Перелет из Венеции в Среднюю Азию использовал для того, чтобы хоть немного восстановить силы, а затем, укрепив позвоночник двумя корсетами, в штурманском кресле прошел полные две недели гонки на одних обезболивающих. И только через год после этого происшествия врачи, поначалу неверно диагностировавшие ушиб, определили – у Ильгизара был компрессионный перелом сразу нескольких позвонков.

Но настоящей проверкой присущих ему качеств – упорства и терпения – стал коварный 2005 год. Тогда, на этапе Чемпионата России в Калмыкии, по вине грубо нарушившей правила легковушки, его грузовик попал в аварию. Это стоило Ильгизару Мардееву разорванного тазобедренного сустава, перелома нескольких ребер и отростков позвоночника, балансирования на грани жизни и смерти, в результате ошибки саратовских врачей, и четырех месяцев лежания на спине в специализированной клинике Кургана. Он переживал то, что не попал на «Дакар» 2006 года и заново учился ходить, ежедневно «нарезая» по 5 километров в коридоре больницы. Врачи даже начали ставить его в пример другим пациентам.

По приезде в родные Набережные Челны Ильгизар не смог самостоятельно спуститься из вагона на перрон – друзья по команде помогли ему сделать это. Но уже в тот же день он вышел на работу, к концу дня дождался, когда все уйдут, и попробовал самостоятельно, без посторонней помощи подняться в кабину боевого КАМАЗа. Получилось. Потом попробовал спуститься. Справился и с этим. И понял, что обязательно будет ездить снова. Практически через год после трагедии Мардеев за рулем спортивного грузовика вновь проехал то злополучное место в Калмыкии – оно не смогло победить его. А он выстоял. Ценою колоссальных усилий, терпения и веры в свою формулу: «То, к чему стремишься, обязательно сбывается».

И лишь однажды непредвиденный случай серьезно вмешался в его жизнь, буквально заставив взять очередную высоту своей профессии. На «Дакаре» 2007 года Ильгизар вместе со всей командой переживал за разбившийся экипаж Чагина. Однако тяжело травмированный, но остававшийся на связи с коллективом Семен Семенович Якубов велел ему взять бремя лидерства в гонке на себя. Как среагировал на это Ильгизар? Сейчас он признается, что поначалу было страшно, а потом…

«Мне никогда не забыть финиш «Дакара» 2007 года, подиума, на котором я стоял с серебряным бедуином в руках, – вспоминает Мардеев. – Там все сплелось воедино: и ощущения, и мысли, и эмоции. Мне трудно передать это словами, меня поймет, наверное, только тот, кто сам когда-то был там». 

Жизнь постоянно предлагает Ильгизару Мардееву нелегкие пути. Но он преодолевает их, даже когда бывает очень тяжело. Например, ралли-марафоны герой нашего повествования всегда считал тяжелым и выматывающим испытанием, в ходе которого неизменно думаешь только об одном: «Поскорее бы финиш!». Но на каждом новом финише его душа чувствовала образовавшуюся пустоту, ибо когда цель достигнута, нужно ставить новую, иначе существование становится просто бессмысленным.

«После длительных ралли-марафонов меня всегда тянет домой, – признается Ильгизар. – В конце концов, если бы мне не было куда возвращаться, то вряд ли бы я имел потребность в той жизни, которой сейчас живу. Все познается в сравнении. Прибыв после очередной гонки в Челны, мне первым делом хочется поскорее увидеть жену, детей, родителей, свой дом, расспросить всех, как они жили и что делали без меня. Но пройдет какое-то время, и далекие трассы, адреналин гонок вновь начинают тянуть из семейного гнезда. Так уж я устроен».

Выходит, такова судьба Ильгизара Мардеева – вечного путешественника и гонщика от Бога. Который был рожден для того, чтобы постоянно рисковать, терпеть и добиваться. Первую половину своего жизненного пути он преодолел в статусе опытного профессионала, увенчанный лаврами неоднократного триумфатора сложнейших ралли, будучи окружен верными друзьями-соратниками и любящей семьей. Но ветер странствий вновь дует в его паруса. И он, будьте уверены, не останется на месте. Поэтому хочется пожелать ему, чтобы вторая половина его жизненной дороги принесла меньше испытаний, чем предыдущая, но не меньше – открытий и побед.