"Необходимость команды сомнению не подвергается"

Очередная победа "КАМАЗ-мастера" на "Дакаре" вызвала очередной же всплеск вопросов о том, что получает камский завод благодаря выступлениям подшефной команды на знаменитом ралли-марафоне. Вполне логично, что лучше всех на такие вопросы могут ответить в самом "КАМАЗе"…

– Что даёт компании участие её гоночной команды в крупнейших автоспортивных мероприятиях — в первую очередь в "Дакаре"?

– Команда "КАМАЗ-мастер", дебютировавшая в соревнованиях по внедорожным ралли-рейдам в сентябре 1988 года, была создана в том же году как структурное подразделение ПО "КАМАЗ", чтобы затем стать важным элементом создания положительного имиджа предприятия во всём мире. Это было дальновидное и неординарное решение, способствовавшее в условиях рыночной экономики широкой известности компании как игрока в автомобильных рынках всех континентов.

По сути, страны третьего мира – а это основные потребители "КамАЗа" в дальнем зарубежье – узнали о российском автозаводе, Набережных Челнах и Республике Татарстан именно благодаря успехам команды "КАМАЗ-мастер". Не будет преувеличением и утверждение, что камазовские спортсмены на своих гоночных болидах проторили широкую дорогу бизнесменам и коммерсантам компании в Африку, арабские страны и Южную Америку.

– Насколько широко используется опыт "КАМАЗ-мастера" при создании новых моделей и модернизации текущих?

"КАМАЗ-мастер" дебютировал в автоспорте на обыкновенных серийных полноприводных внедорожниках КАМАЗ-4310. Затем стали создаваться и спортивные модели (49250, 49251) – на базе самой совершенной в то время техники "КамАЗа". В эти годы внедорожные ралли с участием команды были ареной испытания многих новых разработок конструкторов "КамАЗа", которые тем самым обретали опыт создания новых образцов автомобильных компонентов и накапливали научно-техническую базу для своей дальнейшей работы.

Но для достижения крупных побед и выполнения основной миссии команды на международной арене этого уже было недостаточно, поскольку основные иностранные соперники выставляли на гонки технику, созданную специально для спортивной езды в экстремальных условиях.

Первый чисто спортивный грузовик "КамАЗ-49252" с преимущественно российскими компонентами (мотор от ЯМЗ, почти всё остальное – собственно камазовское с использованием отечественных комплектующих изделий) появился в 1994 году, он же через два года принёс команде и первую победу на "Дакарах".

В 1999-2000 годах "золото "Дакара" добывала модель "КамАЗ-49256", а в 2002 году – "КамАЗ-4911"

В 2007 году на свет появился "КамАЗ-4326", который остаётся на вооружении и сегодня. В качестве машин технической помощи и других автомобилей сопровождения (например, для установки релаксационного комплекса) используются и другие модели "КамАЗов".

– Насколько сильно победы спортивной команды способствуют укреплению имиджа ОАО "КамАЗ"?

– Авторитет "КАМАЗ-мастера" в мире автоспорта, широкая известность в бизнес- кругах и вообще роль в общественной и спортивной жизни страны настолько высоки, что необходимость содержания команды и её спонсирования "КамАЗом" и другими партнёрами уже не подвергаются никакому сомнению – ни генералитетом самого "КамАЗа", ни собственниками компании, в том числе и иностранными акционерами. 

"КАМАЗ-мастер" – это одно из важных связующих звеньев между спортом, бизнесом и политикой, созданное и поддерживаемое крупнейшим производителем грузовиков России. И не случайно, что в этом году на "Дакаре" дебютировала и "Астана", главная спортивная команда Казахстана, выбрав именно гоночный автомобиль "КамАЗ" для своего экипажа. И казахстанцы не ошиблись, сразу же заняв восьмое место на труднейшем в мире ралли. Они оставили позади себя многих соперников с большим дакаровским стажем и вошли в число "дакаровских держав".

Е.Кустов