Фишки, драйв и любовь аргентинцев

В январе многие из нас ежедневно жадно следили за новостями с самого знаменитого ралли мира - «Дакар». Особенно ревностно нижнекамцы отслеживали успехи экипажа Эдуарда Николаева - Евгения Яковлева - Руслана Ахмадеева. Со штурманом экипажа и нашим земляком Евгением Яковлевым «ВГ» вас знакомила в прошлом году, когда он стал третьим призёром гонки. А нынче его экипаж взял серебряного бедуина, уступив экипажу-победителю всего 12 минут. Как только Евгений вернулся из Южной Америки и приехал в Нижнекамск навестить родителей, мы пообщались с героем.

- Евгений, прими поздравления от нашей редакции и нижнекамцев, которые следили за гонкой и болели за ваш экипаж.

- Спасибо. Я чувствовал поддержку родных и друзей и старался оправдать доверие.

- В прошлогоднем интервью ты очень аккуратно говорил о возможности принять участие в ралли этого года. Потому что в команде большая конкуренция?

- На самом деле конкуренции как таковой нет: в команде есть пять проверенных связок пилот-штурман. С пилотом Эдуардом Николаевым я выезжал уже в третий раз. А механики могут меняться, как и получилось в этом году: во всех трёх экипажах, выигравших «Дакар», были механики-новички. А вот в гонке «Африка Эко Рейс-2015», которая шла параллельно с «Дакаром», экипаж Сергея Куприянова был из «Газпрома», они арендовали «КАМАЗ» новой конструкции с газомоторным двигателем и на нём показали второй результат.

- Евгений, от первого места ваш экипаж отделили обидные 12 минут. Сложилось даже впечатление, что вы притормозили, чтобы пропустить вперёд Айрата Мардеева…

- Главная цель, с которой мы выезжаем на каждую гонку, - чтобы команда была на пьедестале. Важен командный результат, а не личная конкуренция, никто места заранее не распределяет и не даёт команду притормозить. А победа в этом году по справедливости должна была быть у Айрата, и он её добился и посвятил погибшему отцу. И мы все радовались за него. Хотя я не верю в мистику, но эти 10-12 минут опоздания висели над нами на протяжении нескольких этапов: где-то колесо меняли, где-то случайно съехали с трассы. Значит, это нас кто-то сверху притормаживал - мол, пока не ваше время.

- Получается, серебряный бедуин занял место на полочке трофеев рядом с прошлогодним бронзовым, а для золотого место свободно?

- Поживём, будем стараться - увидим.

- В этом ралли организаторы устроили сюрприз - так называемый день без механика между седьмым и восьмым этапами. Сюрприз «удался» - из лидеров гонки вы спустились в конец двадцатки. Что произошло?

- Эту ночь мы провели на специальном бивуаке без технической службы. По правилам, ремонтировать автомобиль мы могли только собственными  силами и только теми запчастями, которые имелись в машинах. Даже дозаправка была запрещена. А у нас как назло вышел из строя турбокомпрессор, мы потеряли больше часа на его замену. Хорошо, что в запасе имелась запасная турбина. Вообще, каждый экипаж возит с собой запас тех деталей, которые могут гипотетически выйти из строя, и это может сильно повлиять на результат. Машина после поломки должна как минимум доехать до финиша этапа, чтобы вообще не вылететь из гонки. В тот же день на очень сложном пересечённом участке все наши «КАМАЗы» потеряли брызговики. Пришлось оперативно нарезать кусок тента - без брызговиков стартовать было нельзя. На следующий этап утром мы выезжали первыми, а кто-то ещё только доезжал до бивуака.

- Были моменты - мы за сердца хватались: когда в новостях увидели сначала ваш автомобиль, а на другом этапе и машину Андрея Каргинова - кабины всмятку, борта скособочены, стёкла выбиты. Казалось, что гонка для вас закончена…

- Это были самые трудные моменты. Наш экипаж постигла неудача на первом же этапе. Мы влетели в ров - сломалась рама, сместилась кабина, оторвались кронштейны рессор и амортизаторов. Но мы смогли проехать последние 20 километров до финиша этапа. Сомнений в профессионализме нашей бригады механиков не было, единственное - волновались, успеем ли восстановить машину до утра. К старту следующего этапа мы выехали, едва успев закрутить все хомуты, а еле держащийся на ногах после бессонной ночи механик ещё подкрашивал из баллончика восстановленную машину. Из конкурентов мало кто верил в то, что мы сделаем это. Многие уже потирали руки, но на старте комиссар осмотрел машину и разрешил старт. На том этапе к финишу мы пришли первыми. В другой день так же за ночь смогли отремонтировать и машину Андрея Каргинова. В знак уважения организаторы, механики из других команд встречали возрождённые «КамАЗы» аплодисментами.

- В чём была особенность этой гонки?

- В Африке простора больше, а в Южной Америке в гористой местности есть участки, где приходится ехать «трамваем» - когда нет возможности свернуть, обогнать. Ты десятки километров можешь пилить за тихоходом в пылевой завесе, и впередиидущий не всегда тебя может пропустить, даже если подаёшь спецсигнал.

- Условия высокогорья, а это более трёх с половиной тысяч метров над уровнем моря, сможет выдержать не всякий равнинный житель. Самочувствие не подводило?

- В этом году с нами занимались специалисты, которые готовят спортсменов к соревнованиям в условиях высокогорья. Тонкостей раскрывать не буду, но эти тренировки очень помогли. Насколько знаю, пилоты, которые оказываются в голове гонки, как правило, тоже тренируются на высоте. В горах и машины с трудом едут, и концентрация у человека теряется. Но мы были готовы к таким условиям.

- В сюжете теленовостей мельком заметила в вашей кабине детские игрушки-талисманы. Какой из них ваш?

- Лев и мишка - талисманы пилота, панда - механика. А мой талисман - фотография дочки в штурманском кармашке кабины. Смотрел на мою Ульяну, вспоминал жену Дашу, родителей - и сразу появлялись бодрость и уверенность в собственных силах.

- В этой гонке более 20 грузовиков сошли с дистанции, а «КАМАЗы» уже в тринадцатый раз на пьедестале. Дело в людях или в машинах?

- Можно сказать, что пропорция успеха - 50 на 50, но машины ведь делаются тоже людьми, так что секрет успеха - в профессионализме всей команды. Мы сами разрабатываем и строим машины, и на них же ездим. В этом и заключается наша фишка - мы досконально знаем свои автомобили. Я уже говорил, что в жизни команды конструкторская деятельность - основная, а спортсмены мы только раз в году. Пилоты работают водителями-испытателями, а механики и штурманы - инженеры, механики, слесари механосборочных работ, механики по ремонту автомобилей. Нынешний механик нашего экипажа Руслан Ахмадеев - начальник группы разработки двигателей в конструкторском бюро, которым я руковожу. Поэтому ему он и смог так быстро заменить турбину в компрессоре.

- Иногда в Инете пишут, что пустыни и высокогорья - это, мол, ерунда, а вот попробовали бы камазисты по сибирскому бездорожью погонять…

- Это говорят те, кто не разбирается в дисциплинах автоспорта. Кроме ралли, есть кроссы, слалом, дрифт, гонки на выживание, одна только «Формула» имеет несколько подвидов. Есть и трофи, где как раз маршруты с максимально плохими условиями, которые машины проходят чуть ли не «пешком». «КАМАЗы» давно хорошо себя зарекомендовали и в условиях таёжного бездорожья, но, считаю, самый выгодный и зрелищный для грузовиков вид - именно ралли с драйвом высоких скоростей. В раллийных марафонах в сложных условиях бездорожья пустынь и горных местностей мы едем по максималке - до 140 километров в час. Обычный человек на обычном грузовике вряд ли рискнёт это сделать даже на скорости 10 километров в час, а если рискнёт - развалятся и человек, и машина.

- Что особенного в татарстанских грузовиках, если они гнутся, но не ломаются?

- Каждый год мы совершенствуем автомобили. В этом году из-за ограничений в объёме двигателей все машины оснастили новыми двигателями фирмы Liebherr, их сборочное производство открывается на заводе. Фактически мы из базового тракторного двигателя сделали спортивный. Также усовершенствовали подвеску - теперь легче переносятся нагрузки из-за сильных ударов, ускорений, вибраций. Если в прошлом году на некоторых участках не раз было ощущение, что внутри обрываются все органы, то в этой гонке на таких же участках ехали значительно быстрее и комфортнее. Кроме того, конструкторы продумывают мельчайшие детали - чтобы всё было под рукой, удобно откручивалось и менялось.

- Как тебе показались аргентинцы и чилийцы?

- Это доброжелательные люди, но аргентинцы более эмоциональны, непосредственны и бесхитростны. Там очень любят автоспорт и одинаково горячо приветствуют как победителей, так и аутсайдеров. Объятия, рукопожатия, хлопанье по плечам, фотографирование на память - всё это само собой разумеющееся. Даже когда сильно устал - всё равно улыбаешься и жмёшь руки, ведь мы представляем Россию, Татарстан, это обязывает.

- А какие сложились отношения с белорусскими и казахстанскими экипажами?

- Мы искренне за них болели, особенно за братьев-славян. У них ещё опыта маловато, хотя «МАЗы» вполне достойно выглядят, экипажи быстро учатся, растут. Вообще, мы ко всем относимся хорошо.

- Женя, ходят слухи, что на ваши премиальные можно «КАМАЗ» купить. Это правда?

- Ого! Ни на квартиру, ни на машину, ни на домик в деревне наших премиальных не хватит, а съездить отдохнуть - в самый раз. Мечтаем с женой и друзьями выбраться на Урал, покататься на лыжах. Если всё сложится - буду счастлив. А после отпуска - опять за работу. Будем разбираться с поломками, анализировать каждый этап, готовиться к следующим гонкам.

- А что бы ты сказал мальчишкам, которые наблюдают за гонками, но даже и мечтать не смеют о том, чтобы попасть в команду «КАМАЗ-мастер»?

- Я сам был таким пацаном и свою мечту реализовал. Не надо бояться ставить перед собой самые немыслимые задачи. Пусть они кажутся даже абсурдными, тем интереснее идти к цели. Многие команды, случись у них такие поломки, как с нашими «КАМАЗами» на этой гонке, снимаются с соревнований. А мы просто берёмся за дело и делаем его с максимальной отдачей. И тогда цель обязательно покоряется.