Есть такой надежный парень

Есть такой надежный парень


Один из…

Команда. Для человека со стороны это слово не играет теми красками и не несет такого глубинного значения, как для тех, что непосредственно живут в ней, как в едином организме. Действительно, что значит это понятие для обывателя в наши дни, когда даже для самих  любимцев миллионов – идолов футбола и хоккея, оно целиком нивелировалось. В этом сезоне ты выигрываешь кубок для одного клуба, а в следующем уже играешь против него, потому что тебе больше заплатили….

Однако, и в наши дни остались еще люди для которых единение во имя общей цели – не бравада, а нули на кредитной карточке не ставятся во главу угла. «КАМАЗ-Мастер» - один из ярких примеров подобной чистоты в спорте, в наше далекое от идеала время. Поэтому в этом коллективе нет случайных людей, здесь каждый занимает свое место, наряду с другими прокладывая путь к общей победе.

Сам Сергей Савостин говорил об этом достаточно точно, хотя, на мой взгляд, сильно скромничал:

«Любая победа – это коллективный труд. И делается она именно здесь, в этих стенах, стараниями множества людей. Экипажу лишь остается поставить точку».

Мы общались в цехе, где напряженно работало множество народа, суетясь среди «голов и хребтов» будущих скоростных колесниц. Те казались обычными кусками металла, и не верилось что именно им предстоит сделать стремительный рывок к славе. Герой нашего повествования называл людей в синих блузонах, с черными промасленными руками, самыми близкими и духовно родными. 

Они же, в свою очередь, когда я выводил их на откровенный разговор, едва речь заходила о Савостине, употребляли слово «надежный». Что может быть лучшей характеристикой? В сознании тотчас же возникала формула доверия, известная каждому из нас с раннего детства: «С этим человеком я бы в разведку пошел!».

Но, наверное, наиболее точно о Сергее сказала нежный ангел-хранитель команды, Ольга Якубова:

«Сережа – человек из разряда женских идеалов. Он немногословен, но у него выразительные глаза, которые, зачастую,  говорят лучше любых слов. У него добрая душа, и ему присуща та, «скупая мужская щедрость», которая проявляется в каждом его поступке».

Смертельный адреналин

Про такие места любят образно говорить, что они забыты Богом. Рассказывают что здесь когда-то текли реки и колосились поля. Теперь тут плотным саваном лежит песок, под толщей которого смертельными ловушками зияют провалы. В «холодный» январский день, когда преимущественно белокожие гонщики садятся за штурвалы своих машин, температура поднимается до 27 градусов, но это только снаружи, о кабине и говорить не приходится… Зато ночью она падает до нуля.

Это проклятое место с завидным упорством похищает жизни. Всего за историю гонки ее жертвами стали 48 человек, в том числе и организатор Тьерри Сабина. И прошлогодний Дакар также собрал свою кровавую жатву – под колесами автомобилей погибли двое детей…

Выжить в подобных условиях – не просто усилия во имя самосохранения, это еще и цель – мертвый не бывает победителем. А в перегонки со смертью здесь приходится играть буквально каждую минуту.

Сергей помнит каждый такой момент, они откладываются памяти, записываются на подкорку мозга, на уровне ощущений, эмоций, переживаний. 

«Когда положение становится критическим, то за жизнь не боишься. Но когда минуешь его, то начинаешь отчетливо понимать что был на волоске. Всякое случалось. Например, в памятном 1996 году, когда Володя Чагин впервые сел за руль пилотом, у нас по ходу гонки, на скорости отваливалились колеса, все четыре. Даже в горах, на самом опасном отрезке пути. Впрочем мы знали, что у машины есть дефект, и были внутренне готовы к этому. И, в итоге, пришли первыми.Да, были травмы, после которых все тело стонало от невыносимой боли, при этом постоянно трясло… Сидишь, значит, и думаешь: «За что же ты себя так ненавидишь?». Но подобное настроение очень быстро проходит. Стоит гонке завершиться, как тебя сразу же тянет назад, в машину, к скорости и адреналину».

Кстати, в справедливости слов Сергея мне - автору этих строк удалось убедиться лично. Для того, чтобы я на собственной шкуре прочувствовал специфику их увлечения,  которое, на самом деле, давно уже стало профессией, гонщики решили прокатить меня на одной из своих легендарных машин. Мне повезло, я попал на борт к самому многократному чемпиону Дакара Владимиру Чагину… Ощущений хватило с лихвой! Мы буквально пробежались – восемнадцать минут тряски не сравнить с шестнадцатью часами ежедневного изнуряющего автомарафона. Да и тренировочный полигон под Набережными Челнами, это, по сравнению с горами и засыпанными оврагами Сахары, просто-разложенная на столе скатерть. Несмотря на это мне порой казалось, что если бы меня по чьей-то просьбе засунули в стиральную машину, а затем нажали на кнопку «Пуск», то испытал бы я примерно тоже самое. В иные моменты, когда несмотря на страхующие крепления, вашего покорного слугу буквально подбрасывало к вверху, а голова безвольно телепалась из стороны в сторону, как у тряпичной куклы, хотелось просто взвыть: «Остановись!». 

Самое забавное, но на нашем пути несколько раз появлялись авто обывателей. Ох, уж этот недисциплинированный народ, ни шлагбаумы, ни запретительные знаки ему не указ! Надеюсь, что несколько секунд страха, когда на тебя на скорости в сто тридцать километров в час (а это еще не сто девяносто в Африке!) не просто несется, а буквально прыжками скачет огромная четырехколесная махина, станут им хорошим уроком. 

Так вот, в эти минуты вынужденной остановки, когда пот заливает лицо и сердце иступленно бьется, язык невольно начинает изрыгать ругательства в адрес «ботаников», а внутри же что-то просит: «Давай, командир, жми по полной!». И если честно, стоило мне, выжатому до предела, на картонных ногах выползти из кабины, как тотчас же пришло желание залезть обратно, чтобы еще раз «протрясло», и как следует! Действительно, гонка, это как наркотик, кайф от которого сильнее любых болей и страхов. 

Травмы же…О них ребята из «КАМАЗ-Мастер» говорить не любят. Но каждый из гонщиков ломан-переломан, причем, по многу раз. И Савостин не исключение. Так, Семен Семенович Якубов откровенно сказал что пустыня буквально отняла здоровье Сергея…

«Телефоника- Дакар 2004». Грузовик Чагина-Якубов-Савостина оттолкнувшись от естественного «трамплина» с размаху влетел в яму. Страшный удар подобно взрыву выбросил в небо тучи песка. Машине был нанесен сильнейший урон: погнут передний мост, выведены из строя рулевые тяги. Но если стальная плоть автомобиля ничего не чувствует, то живая плоть гонщиков как раз наоборот. Механику Савостину досталось больше всех. Это уже потом медики найдут у него перелом ребра и травму почки, после чего констатируют: с такими повреждениями продолжать гонку опасно. Пока же механик находит в себе силы для того, чтобы поднять машину «на ноги» и заставить ее двигаться. А затем, он не бросит своих друзей, пройдя оставшиеся восемь тысяч километров тряски, бездорожья, постоянных бросков и скачков на одних обезболивающих. Зато в финале – золото победы…

На последний «Лиссабон – Дакар 2006» он тоже отправился больным. Ибо не мог пропустить того, что вся команда ждет и к чему готовится весь год. Потому что адреналин, наркотик… Да и не только в этом дело. Есть еще люди, общее дело, и их нельзя бросить.

В нем можно быть уверенным.

«Мы сошлись с ним характерами. Сергей всегда старается делать свою работу точно и правильно, он очень исполнительный человек. Когда Савостин едет в экипаже механиком, то можно быть абсолютно спокойным за автомобиль. Если он с нами, то мы точно знаем, что машина утром будет готова к старту. А если вдруг что-то не будет получаться, то вовремя предупредит об этом. Он очень надежен во время гонки, а в жизни – просто замечательный, мой самый близкий друг». 

Это слова Владимира Чагина. В этом году звездному трио Якубов-Чагин-Савостин исполняется десять лет. Одиннадцать гонок вместе, на троих девять побед. Что ни говори, а было достаточно времени для того чтобы узнать друг друга (а познакомились они все гораздо раньше), в том числе и в деле. 

Чагина и Савостина связывает многолетняя и настоящая дружба, которая зародилась в далеком 1993 году, когда они в составе специальной группы начали работать над созданием двухосного КАМАЗа, вкалывая по десять-двенадцать часов в сутки. Друзья часто проводят время вместе и вне работы, выезжая  с семьями на отдых, в отпуска. По словам основателя и «капитана» команды Семена Семеновича Якубова Сергей относится к Владимиру с теплотой старшего брата, всегда заботится о нем и оберегает от бед. 

«Сережа из породы настоящих людей, - считает Якубов. - В самые неожиданные, критические моменты для экипажа он всегда находил правильное решение. Никогда не отвечает на вопрос не подумав. Он на все имеет собственное мнение, которым никогда не поступится, будет убеждать до последнего, но спокойно, аргументировано. Потому что всегда вначале досконально разберется в вопросе, а уж потом сформирует мнение. Я не помню случая, чтобы Сергея подвергли критике за то, что он неправильно оценил обстановку. Он всегда дает правильный анализ,  как с технической, так и с жизненной позиции».

Еще один корифей команды, штурман Айдар Беляев, который неоднократно ездил и побеждал вместе с Савостиным, считает, что Сергея, а точнее его отношение к делу характеризует такой момент:«Он всегда приклеивает скотчем к двери кабины, со внутренней стороны, десятикопеечные монетки. На всякий случай. В дороге может случиться что угодно, например шланг порвется, и нужно будет оперативно заглушить отверстие. Во время гонки дорога каждая секунда,  и вот, чтобы не приходилось тратить время на поиск заглушки, у него для каждого шланга имеется монетка. Я думаю, такой подход говорит о многом».

Удивительно, но по отзывам коллег у меня лично сложилось впечатление о Савостине, как о некоем прототипе Филиаса Фога из «Вокруг света за 80 дней», который с поразительной точностью предугадывает какой инструмент или предмет ему нужно прихватить с собой в дорогу…

Дакар 2005 года. Скорость, азарт, образ Победы маячит где-то вдалеке, где бурое полотно земли соприкасается с небом. И вдруг происходит непредвиденное, в результате чего прекрасное видение, рассыпается словно пустынный мираж. У машины Чагина-Якубова -Савостина серьезное повреждение, вышел из строя двигатель, пробита металлическая прокладка между блоком и  головкой цилиндра. Повреждение настолько серьезное, что грозит вывести знаменитый экипаж из гонки. Мог ли Сергей Савостин предугадать эту ситуацию? Вряд ли, но под рукой у него оказалось именно то, что нужно, - ножницы по металлу. Дальше был вырезан необходимый кусок стали, толщиной в два миллиметра, пробой «залатан» на месте.

Однако, вслед за металлической прокладкой из строя выходит и резиновая. Такой материал в пустыне точно не «растет», «заплатку» вырезать просто не из чего. Но у звездного трио есть собственное ноу-хау по имени Сергей Савостин. У которого, «совершенно случайно», оказывается с собой запасная резиновая прокладка… Пять часов работы и машина снова на ходу. Конечно, восемнадцатое место – это не первое, но, в противном случае, Камаз мог просто бы увязнуть в песках, сойдя с дистанции. К тому же победа экипажа Фирдауса Кабирова стала своего рода компенсацией за произошедшее. На вопрос, благодаря кому поврежденная машина «нашла в себе силы» продолжить борьбу гонщики отвечают как один – конечно же Савостину.

Полвека назад печально известный лидер нашего государства выдал такую формулу: «Незаменимых людей не бывает». Наверное, благодаря и этому наша страна, со славной историей и несметными богатствами, вынуждена плестись в хвосте цивилизации. К сожалению, этот подход сохраняется до сих пор, причем, порой в государственном масштабе. «КАМАЗ-Мастер» - счастливое исключение, может быть поэтому он – одно из немногих таких явлений современной российской действительности, когда мы по-настоящему, без оглядок и оговорок, можем гордиться за свою страну. 

Вклад Сергея Савостина в общее дело невозможно недооценить. Инженер по образованию, он начинал как слесарь, и со временем пришел к конструкторской работе. Ему доверяли самые сложные участки работы, от которых зависела жизнедеятельность механического организма – рамы и системы обдувочного воздуха. Но он пошел дальше. Друзья-коллеги говорят про него, что он знает каждый квадратный сантиметр машины. Благодаря такому подходу Сергей бывает просто незаменим в экстремальных ситуациях. Например, если по ходу гонки случается возгорание проводки, то ему достаточно минуты, чтобы найти неисправность, установить ее причину, устранить и вернуть грузовик в рабочее состояние.

Он постоянно вносит новшества в конструкцию своей машины, которые автоматически переходят в другие экипажи. Потому что, как показывает практика, совершенству нет предела. К тому же сам Сергей считает, что у того кто приезжает на гонку на «вчерашнем автомобиле» нет шансов на победу. Пока предчувствие еще не разу не обманывало его.В принципе, в его сегодняшнем статусе, Сергею, окруженному молодыми помощниками, обладающему среди них непререкаемым авторитетом, уже нет необходимости вне гонки брать в руки инструмент и лезть в чрево КАМАЗа. Но он любит это дело, поэтому традиционно облачается в рабочий комбинезон и начинает творить.

Однако душа его уже давно просит о другом: «Мне есть куда расти и как механику. Но мне сегодня интереснее работать штурманом. Я уверен что справлюсь». 

Интересы, интересы… Выяснилось, что их у Савостина множество. Например, он как-то увлекся компьютерами и сегодня в этом вопросе даст фору любому из своих коллег. Однажды, сойдя с трассы, они сидели с ребятами в российском посольстве мавританского Нуакшота. И посреди унылого завывания африканского ветра и протяжных распевов муэдзинов мужикам захотелось своих, русских песен. Как по мановению волшебной палочки в обиталище дипломатов нашлись инструменты. Сергей вспомнил, как в школьной юности барабанил в самодеятельном ВИА, и предложил коллегам взяться за дело. Короче, в тот вечер от тоски-печали не осталось и следа. Уже потом, дома, в Набережных Челнах, на базе собственного небольшого оздоровительного комплекса, ребята из «КАМАЗ-Мастер» создали ансамбль. Теперь, если они не на гонках, то редкий день обходится без вечерней репетиции. Гитары, клавишные баян, еще бы скрипку с трубой и тогда совсем бы душа развернулась. Играют мужские раздольные песни «Любэ», «Машины Времени», Трофима, но слова в них, написанные штатным поэтом команды об их  жизни, про догоночные, во время гоночные и послегоночные перипетии и хитросплетения. Группа уже заручилась популярностью как в собственном профессиональном коллективе, так и среди многочисленной армии поклонников команды и родственников ее участников. Савостин и здесь работает «механиком» - то бишь отвечает за основу, выбивая на ударной установке ритм, четко и громко, порой даже чересчур. 

Иногда Сергей не без горечи признается сам себе:

«Наверное, такой ритм жизни не совсем правилен по отношению к семье. Они, конечно, обделены вниманием». 

Среди коллег Савостина до сих пор в ходу шутка про то, как он десять лет делал ремонт в собственной квартире. Его жене и близким в пору поставить памятник при жизни. За понимание, мудрость и безграничную любовь. За то что они каждый раз, по многу дней в годы, забыв про собственные интересы, ждут его возвращения.

В январе грядушего года Савостина снова ждет Дакар. Который станет для него очередным испытанием, проверкой на прочность –  он планирует дебютировать на этой самой главной, сложной и опасной гонке мира, как штурман. И посему хочется, забыв про разницу в возрасте, многочисленные звания и регалии, глядя в лицо этого простого, спокойного и мужественного человека, сказать, пусть несколько фамильярно, но зато от души:

«Удачи тебе, Серега!».