Держись, Чагин! Виват, КамАЗ!

…Спустя час он грузно плюхнется без сил на сиденье «Лады». И мы с коллегой, не видя с заднего сиденья побледневшего, как говорится, без кровинки, лица пилота, даже не поймём, что случилось с Чагиным, который гостеприимно шутил, заботливо застёгивал пятиточечный ремень безопасности, подключал гарнитуру внутренней связи «пилот-штурман». И сетовал, что здесь, в снежном карьере под Набережными Челнами, он не может продемонстрировать нам то, что ощущает человек, находящийся в кабине несущегося на скорости свыше 100 км/час многотонного болида, который месяц плыл из Южной Америки после очередной, десятой, триумфальной победы в «Дакаре»…

А потом Чагин, сквозь зубы простившись, исчезнет. И генеральный директор, создатель, отец и своеобразный Бог команды «КамАЗ-Мастер» Семён Якубов не сможет быть дипломатом в разговоре с журналистами. Наши глупые покатушки закончились для элитарного гонщика Владимира Чагина сложнейшим переломом руки.

И всё встанет на свои места.Я не из тех, кто восхищается мужеством на ровном месте. И за тридцать лет в спорте – уж поверьте! – повидал, как мужчины могут терпеть. Футболисты и хоккеисты, фехтовальщики, борцы и боксёры. То, как вёл себя Чагин, выше того, что мне доводилось видеть!..Ну да не об этом разговор.

После очередной победы «КамАЗ-Мастера» на «Дакаре» мои странные коллеги взялись писать аналитику. Вооружившись сарказмом, они рассуждали о том, что гонки на КАМАЗах никому не интересны. Что соревноваться на грузовиках бессмысленно. Что лучше нам, русским, оставаться на обочине мирового автоспорта исключительно в роли зрителей. А команде из Набережных Челнов эти мои коллеги высокомерно советовали не рыпаться. Собственно, из-за этого и негодовал многократный чемпион «Дакара» Семён Якубов, переживая по-отечески и травму Чагина, полученную, образно говоря, на ровном месте.

У моих коллег, пишущих про автоспорт, есть какая-то глупая традиция – восторгаться всем, кто не наш. И самозабвенно описывать под телекартинку то, что происходит в «Формуле» или на раллийных состязаниях «Тысячи озёр» в Финляндии и Монте-Карло. А вот к успехам грузовиков отечественной сборки отношение пренебрежительное. Странно это, как минимум…

Ну какой смысл констатировать, что КамАЗ Чагина, победивший на «Дакаре» «Мерседесы», «Татры» и «Вольво», мало напоминает даже внешне карьерный самосвал или конвейерный седельный тягач, на котором развозят ширпотреб по оптовым рынкам. Те «Мерсы» и «Вольво» тоже не для того, чтобы быть ассенизаторами, сконструированы.

Хотя тот же Якубов в сердцах говорит: «Машину можно использовать для экстренной доставки груза и людей в любую труднодоступную точку страны». Именно эту свою функцию КамАЗ раз за разом подтверждает на «Дакаре»! Например? Например, при подрыве «Невского экспресса» люди погибли от того, что расстояние в 1,5 километра от шоссе до железной дороги скорая помощь преодолевала 6 часов. Будь в МЧС КамАЗ из «дакарной» серии, он домчался бы за минуты – машина способна при мощности 850 «лошадей» развивать скорость до 180 км/ч по шоссе и проезжает везде, где только НУЖНО проехать! А что до дороговизны этого автомобиля. Да, такой КамАЗ обойдется дороже элитного седана от «Брабус», на котором рассекают губернаторы и чиновники классом ниже. Но зато эти потраченные деньги принесут пользу. Как уже приносят её военным и спецподразделениям. КамАЗ, приспособленный для нужд военной элиты не знает, что такое поломка. И за всю историю участия вездехода в боевых действиях по вине машины не погиб ни один русский солдат или офицер. Это не реклама – это факт.

Якубов скажет в разговоре: «Вы можете судить по нашим спонсорам – они не извлекают и не могут извлечь никакой прибыли из присутствия в виде логотипов на гонках грузовиков. Тот же банк ВТБ – ну в чём его коммерческий интерес? Скорее, это идеология – наши партнёры-спонсоры начали сотрудничество с нами, понимая, что мы значим для России. Наверное, то же, что в своём секторе значат и они».

А если заканчивать рассуждения о целесообразности вложения средств в дорогую технику – быть может, лучше вспомнить, во сколько раз завышают цену обычных железных труб и банальных бульдозеров, когда это выгодно госзаказчику. Впрочем, кто хочет понять эмоции тех, кто ежедневно своими руками в Набережных Челнах создаёт лучшие в мире грузовые вездеходы – поймёт. А скептики…Их удел восторгаться «мерседесами» ручной сборки и передвигаться на их китайских копиях…

«КАМАЗ-мастер» – уникальное для России спортивное предприятие. К каждому «Дакару» теперь, после 10 побед за 20 лет существования команды, готовят до десяти машин – начинали с двух-трёх, взятых с конвейера. Сто человек «КамАЗ-Мастера» – это элита автомобильного производства. Семья, где каждый знает свой маневр: сегодня ты автослесарь, а завтра – летишь в кресле механика будущего победителя самой главной гонки планеты.

И это – по цене одного, не самого дорогого футболиста «Зенита» или «Рубина», купленного где-нибудь на чилийском или бразильском пляже, который не выигрывал ничего, ничего не выиграет, да и не хочет побеждать в принципе. Поскольку в нашем футболе выгоднее не побеждать, а списывать миллионы долларов на селекционные ошибки.

«КамАЗ» не может проигрывать. Не потому, что из-за этого он потеряет заказы, кредиты и контракты. Нет! Поверьте моему опыту, эти парни просто не могут себе представить, что проиграть бывает выгодно. И это не пафос…

…Когда Чагин разгоняет грузовик до 120 км/час, тебе кажется, что ты летишь и ухаешься с невероятной высоты. И страшно так, как не страшно ни в кресле штурмана спортивной раллийной легковушки, ни в кок-пите презентационной машины «Формулы 1». Тут, на высоте 3 метров от земли, кажется, что через мгновенье ты ухнешь в этот карьер, что выныривает перед срезом кабины, и разберёшься до последней гаечки. Но потом ты начинаешь смотреть на дорогу через правое плечо Чагина. И страх исчезает. Это то чувство, когда ты кожей понимаешь, что, доверив себя этому человеку, уже не стоит ни за что опасаться…

Выздоравливайте, Владимир! Я, честно, никому из спортсменов еще так не желал скорейшего выздоровления.