АВТОНОВОСТИ

В: Здравствуйте. В эфире AutoNews, большая версия в версии выходного дня. Сегодня мы чествуем тех, кто буквально на днях вернулся с одной из самых тяжелых гонок планеты, если не самых тяжелых гонок планеты. Мы чествуем сегодня победителей этой гонки, людей, которые завоевали в очередной раз вот этот классический дакаровский приз. Еще один бедуин в копилке команды "КАМАЗ-мастер". Руководитель команды Владимир Чагин, пилот команды Эдуард Николаев и Андрей Каргин, это человек, который как раз и поднялся на высшую ступеньку пьедестала в зачете грузовиков. Ну, естественно, мы с вами будем говорить в первую очередь о вашей победе, о ваших достижениях, о тех сложностях, которые были на "Дакаре", ну и вообще о самой гонке, да, о том, что из себя представлял "Дакар" версии 2014. И для начала мы посмотрим короткий сюжет, цифры и факты, говорящие о том, что происходило и каким был этот "Дакар", "Дакар" этого года.

КОР: "Дакар - 2014" это уже 36-я версия ралли-рейдового марафона. Прочно обосновавшись на южноамериканском континенте соревнования с каждым годом осваивают все новые ареалы, распространяясь на разные страны. В этом году к Аргентине и Чили добавилась Боливия. Правда туда на 2 этапа заглянули только участники на мотто- и квадроциклах. Боливия стала 28-й страной, принимающей "Дакар". Общая дистанция маршрута гонки 8739 километров для внедорожников, 9209 километров для грузовиков и 9395 для мотоциклов и квадроциклов. Протяженность спецучастка составила чуть более 5200 километров для каждого зачета. Всего на старт марафона вышел 431 экипаж. Из них 98 - дебютанты. Но финишировало только 204, то есть 47%. В зависимости от спортивной техники, экипаж в ралли-рейде может состоять из одного, двух или трех человек. Таким образом, количество спортсменов, заявленных для участия в гонке, составляет 720 человек: пилоты, штурманы и механики. Из них всего девять - женщины. Участники представляли 50 стран мира. Больше всего французов, 124 человека. Самому старшему участнику 72 года. Это японец Йошимаса Сугавара, выступающий в классе "грузовики". А самый молодой - 18-летний квадроциклист Ферроли из Аргентины.

В: Нет, и все-таки, если мы отвлечемся от сухих цифр, фактов, да, и поговорим об эмоциях, о человеческом восприятии. Пугали очень сильно высокогорьями, пугали очень сильно пыльными участками, которых должно было быть больше в этом году, пугали серпантинами, по крайней мере, это явствовало из пресс-релизов, из тех материалов, которые распространяли организаторы. Действительно ли этот маршрут, маршрут, спецучастки этого года были сложнее, чем, скажем, прошлого года или 2012-го?

ВЛАДИМИР ЧАГИН (РУКОВОДИТЕЛЬ КОМАНДЫ КАМАЗ-МАСТЕР): Организаторы, немножко забегу вперед ребят, что, какой анонс был этому "Дакару" и что по факту получилось, ну, конечно, лучше расскажут ребята. Ну организаторы в отличие от предыдущих американских изданий "Дакара" заранее говорили, что "Дакар" будет сложнее, труднее и выше, протяженность спецучастков в этом году была длиннее больше, чем в 1,5 раза по сравнению с предыдущими годами, длинные спецучастки появились такие, которые были когда-то в Африке: 500, 600 километров. Больше были пыли, больше мы ехали по Аргентине, той местности, где много камней и такая растительность, которая в себе имеет очень жесткие твердые ветки толщиной с мизинец. Но упругостью как гвоздь и вот эти вот ветки прошивали шины. В этом году очень, гораздо больший был расход шин, не только в нашей команде, но и всех участников. К концу гонки шин не хватало, уже даже ходили по биваку, спрашивали, нет ли каких-то б/ушных шин, но только чтоб в них воздух... чтоб они воздух держали.

В: А вообще, кстати говоря, вот соперники, так сказать, если есть необходимость такая, да, идут на некую там помощь, на взаимовыручку? То есть остался вот этот дух старого африканского "Дакара", когда люди готовы были отдать соперницу последнюю запчасть?

ВЛАДИМИР ЧАГИН (РУКОВОДИТЕЛЬ КОМАНДЫ КАМАЗ-МАСТЕР): Ну такое есть, это наверное самое главное на "Дакаре", взаимопомощь. Если есть возможность помочь кому-то, это даже приятно сделать.

В: Ребят, теперь вот как трасса выглядела из кабины, из-за руля? Насколько она была действительно отличной от того, что было в 12-м, 13-м годах?

ЭДУАРД НИКОЛАЕВ (ПИЛОТ, ПРИЗЕР РАЛЛИ-РЕЙДА ДАКАР 2014): В этом году, конечно же, организаторы постарались, видимо, услышали какие-то там критерии или слова участников, именно внесли бездорожья побольше, вот. То, что связано с песками, конечно, тоже дюны были в этом году особенные, сложные были дюны, интересные, не как в прошлом году, не просто пересекали гряду дюн, а вот именно они... в них были и заезды сложные, и спуски.

ЭДУАРД НИКОЛАЕВ (ПИЛОТ, ПРИЗЕР РАЛЛИ-РЕЙДА ДАКАР 2014): Не просто спуститься, а вот именно там с различными перекосами.

В: Ну то есть, нужно было, да, выбирать траекторию, нужную, да, чтобы не кувыркнуться или не засесть, да.

ЭДУАРД НИКОЛАЕВ (ПИЛОТ, ПРИЗЕР РАЛЛИ-РЕЙДА ДАКАР 2014): Чувствовалось, что организаторы отнеслись в этом году к трассе посерьезнее.

В: Андрей, а ты поскольку шел практически в режиме классического ралли, я бы сказал, так, если смотреть твои времена, потому что, в общем, ну, иногда мне казалось, что это быстрее, чем даже разумно, вот. Для тебя как был этот "Дакар", эта трасса?

АНДРЕЙ КАРГИНОВ (ПИЛОТ, ПОБЕДИТЕЛЬ РАЛЛИ-РЕЙДА ДАКАР 2014): Безусловно, сложный "Дакар". Ну, наверное, простых "Дакаров" и не бывает, каждый "Дакар", он запоминается, он... на то он и "Дакар". Почему люди туда и стремятся - что они проверяют свои силы, проверяют технику, проверяют свои способности, вот. Запомнился мне тем, что было очень много каменистых участков. В первый же день мы прокололи колесо, потеряли 12,5 минут на замену колеса и сразу откатились на 17-е место. То есть насколько была упорной и борьба была в секундах действительно. И потом дальнейшее пилотирование было уже более аккуратно, потому что мы понимали, что если еще одно колесо, это еще на несколько мест назад, и полностью сосредоточенность, не отвлекались ни на что, полная концентрация.

В: Вопрос. Пять грузовиков, пять "КамАЗов" участвовало в нынешнем Дакаре. Один вопрос к Владимиру больше. Почему на сей раз решили игнорировать Африку... Ведь участие в Africa Race в два раза дешевле, чем в "Дакаре". Как минимум в два раза дешевле. Сложность маршрута, сложность трассы не меньше, чем дакаровская. И, в общем, там тоже фамилии и имена в списках участников, так сказать, не последние, да? То есть есть какая-то конкуренция. В прошлом году у команды был потрясающий опыт участия в этой гонке. Почему вы отказались от продолжения этой программы?

ВЛАДИМИР ЧАГИН (РУКОВОДИТЕЛЬ КОМАНДЫ КАМАЗ-МАСТЕР): Насчет стоимости участия. Мы в прошлом году приняли участие в этой гонке. Не скажу, что она в два раза дешевле, хотя и находится на континенте... проходит по континенту ближе, чем Южная Америка.

В: Ну, может, я сужу по как бы легковым автомобилям, да, вот если брать прайсы, то...

ВЛАДИМИР ЧАГИН (РУКОВОДИТЕЛЬ КОМАНДЫ КАМАЗ-МАСТЕР): Да, ну а мотивы того, что все 5 экипажей команды поехали на "Дакар". В прошлом году экипаж Сотникова и Антона Шебалова еще, ну, не были готовы для того, чтобы проехать "Дакар", нужно было себя попробовать сначала на африканской гонке, мы отправили туда одну машину, цель была ребятам поставлена - только лишь проехать весь маршрут, не стараться добиться какого-то результата, получить опыт.

В: Но результат-то был более чем.

ВЛАДИМИР ЧАГИН (РУКОВОДИТЕЛЬ КОМАНДЫ КАМАЗ-МАСТЕР): Ребята выполнили сполна эту задачу. Результаты показали отличные, весь год мы хорошо с ними готовились, тренировались, и вот к концу года стало понятно, что они могут проехать, попробовать себя на "Дакаре", это был их первый "Дакар", это дебют их в роли пилота и Димы, и Антона. Задача была такая поставлена: с первого раза нельзя рассчитывать и неправильно рассчитывать на пилотов, на этот экипаж, на результат. Должны были безошибочно проехать эту трассу, получить опыт и финишировать в "Дакаре". Ребята, конечно, также можно сказать, перевыполнили поставленную задачу. Понятно, что на подиум совершенно нереально претендовать с первого раза, но они заняли сразу же первые 2 места после подиума, 4 и 5-е, я очень доволен их результатом, довольны все те, кто за командой наблюдал.

В: И вообще, в принципе, конечно, 4 из 5 "КамАЗа" первые, да, это, конечно, результат потрясающий, а вот что касается вашего, так сказать, одного из ваших главных конкурентов, героя, который, так сказать, постоянно оспаривает тоже лидирующие позиции, с которым сейчас Андрею пришлось схлестнуться. Насколько вот ситуация, которая возникла, например, с переворотом Айрата Мардеева, да, когда вы потеряли одну из машин, да, когда де Рой сказал, что он помогал, да, и вот из-за этого, да, у него получилось очень хорошее преимущество во времени, вот, насколько вообще эта ситуация провоцировала некую там... негатив, может быть, в лагере, некую скандальную, так сказать историю, потому что, ну, к сожалению, вот вокруг де Роя иногда возникают такие пограничные ситуации на грани скандала, на грани вот какой-то такой желтой сенсации.

ВЛАДИМИР ЧАГИН (РУКОВОДИТЕЛЬ КОМАНДЫ КАМАЗ-МАСТЕР): Ну, действительно, ситуация после того спецучастка, когда перевернулся экипаж Айрата Мардеева, и была вот эта вот скандальная ситуация с де Роем, появились и высказывания, эмоции отрицательные в их адрес со стороны наших российских болельщиков, и не только их, болельщиков и зрителей всего мира. Действительно, экипаж де Роя остановился возле нашей машины перевернувшейся. Ребята вылезли из кабины, видно было, что медицинская помощь им не нужна, они сказали, что все, вы можете ехать дальше. Сели в кабину они, начали движение по спецучастку и рядом с нашим опрокинувшимся грузовиком застряли. Пока поднимались в эту песчаную горку, затратили вот эти 22 минуты 40 секунд, о которых столько было разговоров и, приехав на бивак, организаторам сказали, что эта потеря времени в застревании была связана с тем, что они оказывали помощь, но на самом деле было не так. Ребята же наш экипаж, Айрата Мордиева, они все видели, как происходило. Но организаторы вот заняли позицию экипажа де Роя и ее не меняли, хотя негативное отношение вот к этому всему происходящему, конечно, у нас у всех вызвало, кто за "Дакаром" наблюдал. И 22 минуты, вот они висели таким вот незаслуженным временем в копилке вот этого экипажа.

В: Ну, о развязке этой истории сейчас поговорим, короткий сюжет о том, что еще происходило вокруг этого голландского экипажа. Какие истории с ним еще связаны.

КОР: На этом "Дакаре" Жерар де Рой, выступающий на Iveco, стал единственным, кто смог оказать сопротивление синей армаде "КамАЗа". Но какой ценой. Отношение между голландцем и россиянами имеет достаточно длинную историю. Увлечение гонками пришло к Жерару де Рою от отца Яна. Еще в далеком 1987 году старший де Рой выиграл африканский "Дакар" в зачете "Грузовики". Младший де Рой достаточно быстро стал серьезным соперником для камазовцев. Но компрессионный перелом позвоночника, полученный во время "Шелкового пути - 2009", мог прервать его гоночную карьеру. В Голландии было проведено лечение, операция. Но на "Дакаре-2011" снова такая же травма. И тут на помощь пришел главный врач команды "КамАЗ-Мастер" Сергей Бубновский. Занимаясь по специально разработанной программе, де Рой полностью восстановил свою форму и смог не только проехать всю дистанцию "Дакара - 2012", но и подняться на высшую ступень пьедестала. На том же "Дакаре" была и не очень красивая история. Разрешенный ход подвески на грузовике 10 сантиметров, но если внимательно приглядеться к Iveco во время больших прыжков, становится понятно, что он значительно больше. В данном случае на целых 12 сантиметров. В тот раз наказания не последовало, судейская коллегия замяла скандал. Но ввели страховочные ремни, которые разрываются в случае большей амплитуды работы амортизатора. "Дакар - 2013" прошел спокойно.

В: А в этом году опять начали происходить интересные вещи.

(заставка)

В: И все-таки справедливость восторжествовала, потому что была обратная ситуация, да, Андрей, сейчас уже, наверное, вопрос тебе. Когда ты уперся в перевернутый автомобиль перед самым финишем и вот какие твои эмоции были. Да, ты понимал, что вас с де Роем разделяют там 7 минут, по-моему было, да, если мне память не изменяет. И все. Он объехал и уехал. Вы же стали оказывать помощь. Вы понимали, что вы могли потерять практически все?

МУЖЧИНА: Да, естественно.

АНДРЕЙ КАРГИНОВ (ПИЛОТ, ПОБЕДИТЕЛЬ РАЛЛИ-РЕЙДА ДАКАР 2014): Решение по поводу помочь экипажу команды Mini было принято нашим... нашим экипажем совместно, и мы едино сошлись во мнении, что мы помогаем однозначно, потому что помимо результата - первое место - еще существует все-таки мнение о команде, которое для нас совершенно немаловажно, что о нас думают другие соперники, другие участники. И поставив вот это все на чашу весов, мы без сомнения решили, что, может быть, да, не исключено было, что нам не вернут это время, что мы будем вторыми после де Роя, но помочь, мы не могли не помочь. Поэтому, естественно, помогли.

В: Ну в данном случае надо сказать, что судьи проявили все-таки благоразумие, и секунды и минуты были возвращены Андрею, и в результате вот победа была одержана, чистая победа абсолютно, и время, которое показал Андрей, это время на прохождение именно спецучастка без вот этой помощи, оно оказалось гораздо выше, гораздо лучше, чем время, затраченное де Роем. Да, в этом смысле все хорошо. Какие проблемы у Эдика были? Все-таки третье место тоже после де Роя, место заслуженное, место, за которое вообще многие борются всю жизнь и не могут его занять, вот проблема с навигацией, ведь у вас был, навигационный день, день штурмана на "Дакаре", который вообще путает часто карты все.

ЭДУАРД НИКОЛАЕВ (ПИЛОТ, ПРИЗЕР РАЛЛИ-РЕЙДА ДАКАР 2014): Да, был интересный день, и у нас в экипаже интересная смена тоже произошла. В этом году штурманом ехал Евгений Яковлев, в том году с нами был в экипаже Сергей Савостин, вот, а в этом году поехал молодой Евгений Яковлев, который ехал на Africa Race и вот показал хороший результат. Его работой я очень доволен и вижу, что у него получается, у нас получается, вот. Мы нашли... нашли общий язык, и хотелось бы также продолжать. Да, день был сложный. И была сложность в том, что все искали одну точку.

В: Которой не было.

ЭДУАРД НИКОЛАЕВ (ПИЛОТ, ПРИЗЕР РАЛЛИ-РЕЙДА ДАКАР 2014): Нет, она...

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Она была.

В: ... пути искали точку, которая находилась вне пределов трассы. Вот это я вот на всю жизнь запомнил.

ЭДУАРД НИКОЛАЕВ (ПИЛОТ, ПРИЗЕР РАЛЛИ-РЕЙДА ДАКАР 2014): Здесь было все в пределах. Но тоже, как говорится, штурманская вот эта чуйка. Кто к ней вышел вовремя, взял, и, конечно же, тому повезло больше, вот. Так как все-таки у Евгения еще опыта не так много, нам пришлось немножечко ее поискать. Искали ее все. Нас даже остановили джиписты - это Карл Сайенс, который нам вот так вот руками показывает: стойте! Мы останавливаемся, и он спрашивает: "Нашли?". Мы говорим: "Нет". Он вот так руками махнул и тоже поехал. То есть крутились все. Слава богу, что мы нашли, что мы выбрались из этой ситуации, что Женя тоже разобрался и убедился, что эта точка есть, она именно в том месте, где должна быть. Это для него очень большой плюс.

В: Безусловно. И в завершении нашего разговора еще один важный технический вопрос, потому что, ну, естественно, у зрителей постоянно возникают вопросы. Собственно, а что в "КамАЗе" российского, да? Что в "КамАЗе" от "КамАЗа"? Это вопрос такой банальный, он на протяжении десятилетий уже, наверное, вот сколько команда участвует, столько вопрос этот есть. И сейчас встала тема замены двигателя. В силу изменений регламента, все. И сейчас у вас часть машин ехала с уже новым мотором Liebherr, а часть машин, в том числе и машина Андрея ехала на ... на отечественном моторе. Таким образом, победа сейчас одержана на отечественном двигателе. Но это, я так понимаю, что это последний год, когда этот двигатель будет применяться в... Все, он выходит уже, да, из... по объему своему он превышает разрешенный объем с будущего года. Как показали себя либхерровские моторы, на правильном ли пути вообще развития дальше, совершенствования автомобилей?

ВЛАДИМИР ЧАГИН (РУКОВОДИТЕЛЬ КОМАНДЫ КАМАЗ-МАСТЕР): Ну по поводу первой части вопроса, применение отечественных комплектующих. Мы в процессе проектирования своих машин, изготовления их, всегда предпочтение отдаем нашим российским комплектующим, если они у нас имеются в производства в нашей стране, мы обязательно поставим наши.

В: Ну да, это отвечает еще и техтребованиям.

ВЛАДИМИР ЧАГИН (РУКОВОДИТЕЛЬ КОМАНДЫ КАМАЗ-МАСТЕР): Нашим требованиям, техническим требованиям и нашим требованиям, качество всевозможных размеров и различных параметров. Если такого нет, то это применяем зарубежного производства.

В: Ну, дай Бог, чтобы он на следующий год... привез снова кого-то из вас на 1-е место, чтобы снова в студии у нас стоял вот такой еще один бедуин. Ребята, удачи вам, увидимся, надеюсь, на чемпионате России и на трассах, для вас они тренировочные, для нас они боевые, но так или иначе, вот, большого нам, хорошего всем спортивного года, ну и естественно, подготовки уже к новому "Дакару", которая, я так понимаю, начинается сразу, когда заканчивается "Дакар" предыдущий.

ВЛАДИМИР ЧАГИН (РУКОВОДИТЕЛЬ КОМАНДЫ КАМАЗ-МАСТЕР): Безусловно в том, что золотой... "Дакара" в этом году вновь приехал в Россию заслуга не только спортивной команды "КамАЗ", это заслуга нашего завода, наших партнеров, Внешэкономбанка, Внеш... банка, нашей компании Red Bull, многих наших партнеров и поставщиков деталей комплектующих, из которых состоит наш автомобиль, это наша общая победа, победа наших болельщиков, которые преданно в Интернете, по телевизору наблюдали за ходом событий, и это нам помогало, поверьте, мы это чувствуем, и вот это наш общий результат.

В: Ну и засим прощаемся с вами, это была программа AutoNews, большая версия, версия выходного дня. Оставайтесь с нами, вас ждет много интересного, и берегите себя.