Уюни, 7 января
Самолет с журналистами и организаторами ралли «Дакар» совершает посадку на аэродроме в боливийском Уюни. Открываются двери – у прилетевших разом закладывает уши. Высокогорное плато Альтиплано достигает здесь 3600 метров над уровнем моря и заболеть горной болезнь здесь проще простого. Даже обычная ходьба вызывает одышку. Будем надеяться, что адаптация к высоте у экипажей-участников ралли Дакар-2016 направляющихся сейчас к бивуаку в Уюни маршруту этапа Жужуй-Уюни пройдет постепенно и более безболезненно. Головная боль спортсменам сейчас точно ни к чему. В программе дня дорожная связка в 315 километров и 327-километровый скоростной спецучасток, достигающий сегодня рекордных за всю историю Дакара высот в 4600 метров над уровнем моря! Сказать по правде ревнители чистоты ралли-рейдовой дисциплины с нетерпением ждали, когда Дакар, наконец, покинет быстрые грунтовые дороги Аргентины свойственные скорее для чемпионатов по классическому ралли, залитых к тому же непрекращающимися в этом году дождями. Боливия встречала участников гонки участками ор-пист, пересохшими руслами рек, бездорожьем и первыми навигационными задачами для штурманов.
Долгожданную для «КАМАЗ-мастера» победу на этапе праздновал сегодня экипаж Эдуарда Николаева.
«День на самом деле наш, - сказал после финиша Эдуард. - К сожалению, движение без дорог началось только под конец этапа. Ехали быстро, высоко в горах, поднимались на высоту более 4 тысяч метров. Ехали практически весь день с аргентинцем Вильягрой. Видно насколько талантливый спортсмен. Он бывший раллист, едет очень надежно аккуратно и быстро. Сегодня Женя Яковлев наш штурман отлично сработал. Показал срезку, где мы Вильягру объехали, так как до этого не могли в серпантине близко подъехать, чтобы он пропустил. Долго он держался за нами пока не съехали в низину. Там началась пыль, бездорожье и аргентинец отстал от нас. Здесь мы поехали в своем темпе. Догнали Стейси, он на удивление быстро пропустил. Обычно он всегда придерживает. Боливия очень понравилась теплым радушным людей, почти на всем протяжении вереницы людей аплодируют, фотографируют. Здорово!»
Отличившийся на этапе штурман Евгений Яковлев, также отметил, что день прошел неплохо: «Этап был более интересный, чем то, было до этого. Не было скучных прямиков, где постоянно на максималке ехали и где трудно как-то выигрывать время. Красивые горы вокруг, правда, особенно нет времени смотреть по сторонам. Сегодня уже началась настоящая борьба, уже более серьезная трасса. Где-то местами даже такая, которую мы называем «нашей» трассой».
Но в сегодняшней бочке меда была, к сожалению, и ложка дёгтя. Из-за технических неполадок почти 55 минут потерял на маршруте экипаж Андрея Каргинова. Штурман экипажа Андрей Мокеев, комментируя прошедший этап сказал: «Высокогорье конечно непросто переносится. Даже снег видели в горах. В одном из глубоких бродов «захлебнулись» - электронику двигателя залило водой. Простояли пока разбирались. Продули все контакты - мотор заработал, поехали. Камней очень много - пробили колесо. Менять было тоже нелегко - дышать невозможно. Потеряли времени больше, чем обычно. Плюс пыль сильная пока догоняли. Даже дышать тяжело во время этих обгонов».
Игорь Девяткин, штурман Дмитрия Сотникова, объяснил, с чем были связаны потери времени их экипажа под номером 508: «Этап очень интересные, хорошие пейзажи. Были некоторые навигационные задачи особенно под конец гонки. Стояли около Андрея Каргинова, у них были проблемы с электроникой в моторе. Помогли определить неисправность. На финише увидели, что пробит бак. Придется отмывать полностью машину от солярки, снимать бак и устранять протечку».
На старт сегодняшнего спецучастка не смог выйти экипаж чеха Алеша Лопрайса – одного из основных претендентов на призовое место Дакара-2016. По предварительным данным на вчерашнем этапе он имел несколько поломок, фатальной же стала проблема то ли с двигателем, то ли с передним мостом. Подробности будут попозже. Были проблемы с компрессором у белорусского экипажа Сергея Вязовича.
Таким образом, после 5 дней гонки первенство в таблице генеральной классификации за аргентинцем Федерико Вильягрой (14часов 9 минут 13 секунд), всего по нескольку секунд уступают ему два голландца из команды MAN Питер Версуис (+00:00:05) и Ханс Стейси (+00:00:21). Четвертая позиция у Жерара Де Роя (+00:05:50). Россияне Айрат Мардеев, Эдуард Николаев, Дмитрий Сотников и Андрей Каргинов на 5, 7, 13, 14 позициях соответственно.
Картина дня от руководителя команды «КАМАЗ-мастер» Владимира Чагина: «В этом году Дакар складывается для нас не очень гладко. Очень хорошо подготовились все наши основные конкуренты в борьбе за подиум. Команды Iveco, Татра, MAN, Renault хорошо сделали машины, не только произвели необходимые технические улучшения, но и экипажи заметно в уровне выросли. Нам только на четвертый день удалось занять первую строчку на спецучастке. Сегодня экипаж Эдуарда Николаева порадовал команду и наших болельщиков. Хотя и заставил немного понервничать. Во время СУ на его автомобиле потек насос системы охлаждения.
Какой-то просвет начал появляться. Хотелось бы, чтобы завтра другие экипажи взяли пример с экипажа Николаева. Сегодняшний день оказался не совсем удачным для наших двух экипажей - Каргинова и Сотникова. После одного из бродов машина Андрея остановились. Влага попала в электронику двигателя. Экипаж неисправность устранил, но 55 минут времени, тем не менее, потерял. Теперь они уже на час отстают от лидирующего в категории грузовиков экипажа, но, надеемся, что будем в дальнейшем этот разрыв сокращать, а не увеличивать его. Драматично складывается гонка и для других экипажей в категории грузовиков. Экипаж Алеша Лопрайса сегодня, к сожалению, покинул гонку. Десятого числа у него день рождения я хотел сходить поздравить его. Он очень воодушевленный в этом году, что выступает в новой команде, очень нравится ему капотник. Общался с ним перед стартом, но, к сожалению, не судьба. У команды МАЗ также были сегодня остановки на участке. Братья-славяне в уровне каждый год растут. Хотелось бы, чтобы мазовцы больше проблем не имели. Завтра у нас третий горный СУ в 305 километров. Важно, чтобы ребята проехали стабильно без ошибок и начали приносить радость нашим болельщикам. За нами наблюдают, переживают и ждут результатов».
К вечеру на бивуаке в Уюни разыгралась пыльная буря. Это, несомненно, усложнит задачу ночных механиков при подготовке машин к завтрашнему этапу.
«Дакар»-2016. Грузовики. Пятый этап
1. Эдуард Николаев («КАМАЗ») — 4:00:03.
2. Мартин Коломы («Татра») +2:32.
3. Федерико Вильягра («Ивеко») +4:32.
4. Тон ван Генугтен («Ивеко») +4:32.
5. Айрат Мардеев («КАМАЗ») +5:58.
6. Питер Верслёйс («МАН») +6:41.
7. Ханс Стейси («МАН») +6:42.
8. Жерар де Рой («Ивеко») +7:27.
9. Маурик ван ден Хёвель («Сканиа») +22:28
10. Ярослав Вальтр («Татра») +22:40.
11. Дмитрий Сотников («КАМАЗ») +25:41…
19. Андрей Каргинов («КАМАЗ») +55:14.
«Дакар»-2016. Грузовики. Общий зачёт
1. Федерико Вильягра («Ивеко») — 14:09:13.
2. Питер Верслёйс («МАН») +0:05.
3. Ханс Стейси («МАН») +0:21.
4. Жерар де Рой («Ивеко») +5:50.
5. Айрат Мардеев («КАМАЗ») +8:49.
6. Мартин Коломы («Татра») +9:36.
7. Эдуард Николаев («КАМАЗ») +11:20.
8. Тон ван Генугтен («Ивеко») +11:28.
9. Паскаль де Баар («Рено») +50:30.
10. Пеп Вила Рока («Ивеко») +58:29…
13. Дмитрий Сотников («КАМАЗ») +1:06:09.
14. Андрей Каргинов («КАМАЗ») +1:18:27.