Тяжелый класс

Самый престижный ралли-рейд — "Дакар" — в этом году остался без почти традиционной российской победы. Команде "КамАЗ-мастер" не удалось продлить свою серию южноамериканских триумфов в классе "грузовики" до четырех подряд. Ее лучший экипаж — Айрата Мардеева — остался вторым вслед за экипажем голландца Герарда де Роя на Iveco. А главным по значимости событием нынешнего "Дакара" была, пожалуй, победа в категории "легковые автомобили" Стефана Петеранселя — уже 12-я по счету в легендарном ралли для превратившегося в его живой символ француза.

 Главное ралли, которое в прошлом десятилетии переехало из "родной" Африки в Южную Америку, имеет кучу традиций, и гегемония в категории "грузовые автомобили" отечественных "КамАЗов" со временем, можно сказать, превратилась в одну из них. Появлялись компании, пытавшиеся изо всех сил создать не уступающий камазовскому по характеристикам автомобиль, появлялись пилоты, стремившиеся доказать, что ничем не хуже тех, что представляют "конюшню" из Набережных Челнов, но, как правило, у них ничего не получалось. "КамАЗы" выиграли в общей сложности чертову дюжину "Дакаров", а не выигрывали их в период своего доминирования, иногда абсолютного — как год назад, когда весь подиум заняли челнинские спортсмены,— только из-за каких-то ЧП.

Предыдущая их осечка случилась в 2012 году, и воспользовался ею как раз Герард де Рой — наиболее заметный гонщик среди тех, кому очень-очень хотелось свергнуть российских лидеров. Но в той его удаче была колоссальная доля везения. Дело в том, что перед "Дакаром" четырехлетней давности "КамАЗ-мастер" произвел радикальную кадровую перезагрузку, омолодив состав. Ушли легенды: Владимир Чагин, теперь — руководитель команды Фирдаус Кабиров... Пришедшим им на смену пилотам, естественно, трудно было взять "Дакар" с наскока. Потом, адаптировавшись, новая генерация камазовских гонщиков принялась всех громить.

Сейчас Герард де Рой выиграл уже в несколько иной ситуации — у конкурентов, которым нельзя было кивать на отсутствие опыта. Заметная доля несчастливых для "КамАЗ-мастера" обстоятельств, правда, в его триумфе все-таки отыскивалась. Скажем, в аргентинско-боливийском маршруте этого "Дакара" было слишком мало любимых камазовцами песков, а разные аварии происходили с ними слишком часто. Переворот на десятом этапе машины Эдуарда Николаева вообще тянул на ключевой момент всей гонки: экипаж Николаева перед падением доставал де Роя. В результате россиянин оказался отброшен на седьмое место в общем зачете, и хорошо, что другой камазовский пилот — Айрат Мардеев — продемонстрировал на южноамериканских трассах стабильность и надежность и пусть не золотая, но призовая позиция от России никуда не делась.

Но, оценивая российское серебро, правильнее концентрироваться не на таких деталях, а на общей картине. Этот "Дакар" слишком просто свести к дуэли Герарда де Роя с российским отрядом.

Факт, что рейд 2016 года был первым, после которого в словах Владимира Чагина насчет "высочайшего уровня конкуренции" не было ни малейшей натяжки, даже если забыть о де Рое. Раньше в классе "грузовики" бросаться на "КамАЗ" — из-за дороговизны подготовки машины, из-за технологических сложностей — решались в лучшем случае два-три пилота. Происходившее на "Дакаре" в минувшие две недели наводило на мысль, что "КамАЗ-мастер" сам себе осложнил жизнь, своими выступлениями подняв престиж категории, сделав ее зрительским хитом, поднял и градус соперничества, заставил зарубежных производителей инвестировать средства в гоночные грузовики.

Идеально описывают изменившийся расклад цифры. Первыми на этапах этого "Дакара" становились шесть разных пилотов из пяти разных команд: помимо "КамАЗ-мастера" и Iveco де Роя это MAN, Tatra и Renault. Лидерство по ходу марафона неоднократно переходило из рук в руки. Прежде о таком нельзя было и мечтать. А зашкаливающий градус соперничества увеличивает и ценность титула, который "КамАЗ", разумеется, постарается вернуть через год — совершив "апгрейд" машины.

Категория "легковые автомобили" на "Дакаре" 2016 года поначалу обращала на себя внимание в первую очередь ярким дебютом двух героев классических ралли — финна Микко Хирвонена на Mini и Себастьена Лоба на Peugeot. Хирвонен был хорош. А Лоб, девятикратный чемпион мира в классике, казалось, попросту уверенно летел к первенству в новом жанре.

Но в конце концов верх над ними взяли "профессионалы" рейдов. Хирвонен остался сразу за тройкой призеров, а Лоб, испытав в середине марафона на своей шкуре все коварство бездорожья, оказался отброшен в хвост топ-десятки. Поздравления на финише принимал Стефан Петерансель, соотечественник Себастьена Лоба, также ехавший на Peugeot.

Стефана Петеранселя, когда проводятся опросы, посвященные определению сильнейшего пилота вне зависимости от вида автогонок, как-то нечасто помещают в их верхушку. Между тем его дакаровские подвиги выглядят невероятными. Эта победа для Петеранселя была 12-й. Шесть первых "Дакаров" он взял, сидя в седле мотоцикла, а затем удвоил их число, пересев в кресло автомобиля.

Алексей Доспехов
Подробнее:http://kommersant.ru/doc/2895046