Пролетая над полигоном в «газовом» КАМАЗе

Для того чтобы запомнить какой-нибудь рабочий день в своей жизни для любого человека необходимо что-то невероятное. Это может быть потрясение, большая радость или очень яркая эмоция. Автомобильные журналисты здесь не являются исключением, но чтобы они запомнили один из рабочих дней надолго, должно произойти действительно что-то необычное. Казалось бы, обычная командировка ранним рейсом в Набережные Челны не предвещала ярких эмоций, но как оказалось, эта служебная поездка смогла вызвать массу ярких чувств от страха до восторга.
 
Команда «КАМАЗ-мастер» в сотрудничестве с компанией ООО «Газпром газомоторное топливо» пригласили нас принять участие в тест-драйве спортивного «газового» КАМАЗа. Мы думали, что это будет показательный тест-драйв где-то на асфальтированной площадке, где мы увидим новый грузовик с новым типом мотора, после чего нам расскажут о планах команды «КАМАЗ-мастер» на будущий сезон и поведают больше информации о газомоторном топливе. Но произошло все совсем иначе и запоздавшее утро после задержанного рейса наступило на испытательном полигоне команды «КАМАЗ-мастер», который находится на берегу реки Кама. Именно тут нас встретила часть команды «КАМАЗ-мастер» и три настоящих боевых болида с грузовиками обслуживания, которые участвовали в Дакаре, Шелковом пути и «Africa Race». Случилось так, что мы оказались тут не в обычный день, а в момент тренировочного наката и обкатки техники в боевых условиях на специальной трассе. Для автомобильных журналистов предоставили возможность протестировать спортивный «газовый» КАМАЗ на месте штурмана или механика, в то время как действующий пилот проедет тренировочный 15-километровый круг испытательного полигона.
 
После краткого инструктажа и подбора шлема я вижу, как первые участники на КАМАЗе растворились в шлейфе дыма и песка, где-то далеко за поворотом, а через некоторое время, возвращаясь обратно, подскочив на кочке-трамплине минимум на 0,5 метра, завершили свой проезд в вираже. Вижу лица первых журналистов, их горящие глаза и капли пота на лбу и понимаю, что в ближайшие 10 минут меня ожидает что-то явно необычное и возможно трудное. Мне выпала участь стать ненадолго штурманом, разумеется, от меня требовалась лишь просто сидеть и ощущать своим позвоночником автомобиль и трассу, а так же собирать обойму порцию новых ощущений. Забравшись в кабину, которая находится на высоте около двух метров, я встретил там пилота Дмитрия Сотникова, который является мастером спорта и относится к новому поколению команды «КАМАЗ-мастер», она решительно, год за годом заявляет о себе на ралли-марафонах. Например, в 2013 году Дмитрий в качестве пилота занял первое место на «Africa Race» и в том же году его экипаж взял первое место на Шелковом пути. Это далеко не все достижения Дмитрия и его команды, были и вторые, и третьи места, но всегда в числе первой пятерки.
 
Кабина спортивного грузовика «КАМАЗ-мастер» богата сложным оборудованием, датчиками и приборами, а вот места для пилота и экипажа тут немного. Находясь в машине, ощущаешь себя довольно скованно, но при этом все неудобства с лихвой компенсируются эйфорией от присутствия в таком титулованном автомобиле вместе с представителем легендарной команды. Пристегнувшись пятиточечными ремнями безопасности, подключив шлем к общей переговорной системе и взявшись за специальные ручки, мы начали движение. Перед штурманом, то есть прямо передо мной, была установлена аппаратура, на которой можно было среди массы различных данных наблюдать и скорость движения, где вскоре после старта я вижу внушительные 142 км/час, а Дмитрий буквально одной рукой держась за руль, а другой за ручку КПП лавирует в небольшом боковом заносе по песочно-гравийной трассе. От такого мастерства и бесстрашия захватывает дух, новый поворот и снова быстро, а вот пригорок и мы уже парим над землей, мягкое приземление и снова открываем газ в повороте. Эти ощущения сложно передать словами, но с десятитонным грузовиком Дмитрий обращается играючи, в его действиях нет зазубренных правил, а только суровый опыт частых тренировок, которые доводят навыки управления автомобилем до автоматизма, ведь эту машину он знает до мельчайшего болта. Через переговорное устройство он спокойно ведет с нами беседу, рассказывая о тонкостях устройства машины и этого полигона. Он ведет беседу так, словно мы не спеша едем по приятной проселочной дороге, а мы с моим коллегой, между прочим, и ответить то Дмитрию не в состоянии. Голоса наши непроизвольно дрожат, потому что автомобиль не идет, а просто несется по зубастой колее, которая передает на кузов сильную вибрацию и поперечную нагрузку на седоков. И вот выбравшись из нее снова прыжок и снова газ в пол, в некоторых виражах понимаешь, что перегрузки очень велики и от таких перегрузок темнеет в глазах. А Дмитрий в это время делится впечатлении о «газовом» КАМАЗе, который, по его мнению, меньше дымит и отлично тянет с низов обеспечивая достойную тягу грузовику, а в динамических характеристика не уступает дизельному агрегату. Как только скорость нашего грузовика превышает 140 км/час в кабине раздается сигнал, информирующий команду. Дело в том, что в Дакаре грузовым участникам запрещено превышать этот лимит скорости, за превышение, по правилам этой гонки на нарушителей накладывается штраф. У нас это сигнал срабатывал несколько раз, Дмитрий таким образом демонстрировал способности машины, а разгоняться наш КАМАЗ может и до 160 км/час. Как сообщили позже пилоты, они продемонстрировали журналистами условия близкие к настоящим, если говорить о процентном соотношении, то мы почувствовали где-то 70%-75% того, что чувствуют они во время ралли. Под кабиной расположен 18,47-литровый мотор ТМЗ (Тутаевский Моторный завод) дизельный с турбонаддувом V8, способный питаться по системе дизель 70% + природный газ метан 30%. Мощность такого агрегата 850 л.с., а крутящий момент в 2700 Нм доступен уже при 1500 об/мин. Эти колоссальные цифры проверены на собственной шкуре в кабине, а этот мотор и 16-ступенчатая синхронизированная коробка передач ZF справляется с автомобилем вес которого 10 тонн. Кстати 10 тонн, это с учетом топливного бака вместимостью 1 тонна. Помимо гоночного КАМАЗа, способного переваривать в качества топлива смесь дизеля и природного газа были и боевые действующие дизельные КАМАЗы с мотором Liebherr объемом 16,16 л мощностью 950 л.с. с максимальным крутящим моментом 4000 Нм, доступным с 1500 об/мин. Расход топлива таких машин колеблется в зависимости от дорожных условий эксплуатации, если это трасса то 70 литров на сотню, а если зыбучие пески, то расход может вырасти до 200 литров на сотню. На этой машине прокатиться не удалось, но со слов Дмитрия вариант с отечественным мотором не уступает в динамике и мощи. Важно отметить, что в Дакаре 2015 примут участие только машины с мотором Liebherr, так как отечественный мотор не вписывается в регламент Дакара. Наблюдать за газовым КАМАЗом можно будет только на ралли «Africa Race», где будет участвовать эта машина.
 
Казалось бы, трасса протяженностью около 15 километров не кажется маленькой, на ней созданы разные условия для испытаний: есть скоростной песочный участок, ухабистый участок, колеи, трамплины и уклоны, разве что зыбучих песков из Марокко не хватает. Однако, в рамках ралли-марафонов 15 километров это не значительное расстояние. Дмитрий Сотников и его коллеги по команде в таких условиях едут и по 200 и по 300 километров. Когда я покидал «газовый» КАМАЗ после заезда, мне было трудно осознать, как возможно выдержать такую поездку на протяжении 300 километров. Здоровье и подготовка у гонщиков ралистов серьезные и человеку со слабым здоровьем в этой команде места нет. Важно заметить, что очень просто в команду «КАМАЗ-мастер» никто не попадает, все проходят путь Владимира Чагина, который начал спортивную карьеру в «КАМАЗ-мастер» с подмастерья и спустя годы работы и опыта сел за руль грузовика. Именно этим путем действующее новое поколение пришло в команду, и завоевывает новые победы на грузовом ралли.
 
После получения необъятной порции адреналина состоялась пресс-конференция с участием руководителя команды «КАМАЗ-мастер» Владимира Чагина, пилота команды «КАМАЗ-мастер» Андрея Каргина и директора филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» в г. Казани Булата Газизуллина. 
 
Владимир Чагин поделился важной информации предстоящего гоночного сезона для команды «КАМАЗ-мастер» и сообщил, что в начале октября спортсмены команды отправятся готовиться к двум важным гонкам «Africa Race» и конечно «Дакар-2015». Тренировочные сборы команда проведет в Астрахани. А уже 19 ноября в Париже состоится презентация Дакара-2015, где организаторами будут озвучены подробности по этапам гонки и спецучасткам. После презентации ближе к декабрю автомобили «КАМАЗ-мастер» вместе грузовиками обслуживания и двумя автомобилями ассистентов при помощи парома переправят на континент Южной Америки, плыть автомобили будут около месяца. Старт гонки «Дакар-2015» состоится 4 января в Аргентине, финиш намечен на 17 января. Владимир Чагин рассказал о представленных на Дакаре командах, всего их будет четыре, а возглавят их Андрей Каргинов, Эдуард Николаев, Дмитрий Сотников и Айрат Мардеев. Параллельно с «Дакар-2015» пройдет еще одна немаловажная гонка для команды «КАМАЗ-мастер» - «Africa Race» со стартом 28 декабря и финишем 12 января. В этой борьбе команду представят спортивные коллективы экипажей Антона Шибалова и Сергея Куприянова. Кстати экипаж Сергея Куприянова поедет как раз на том автомобиле, на котором нас прокатил Дмитрий Сотников, то есть на «газовом» КАМАЗе, двигатель которого использует дизельное топливо совместно с природным газом (метаном) в пропорции 70% / 30%.
 
Булат Газизуллин на пресс-конференции отметил, что «газовый» КАМАЗ принимает активное участие в российских и зарубежных соревнованиях с 2013 года, и не раз он уже становился призером спортивных испытаний. Природный газ, который используется в автомобиле, позволил улучшить спортивные характеристики модели, а также получить положительный эффект по показателям работы двигателя и экономичности расхода топлива. Это успешный пример, демонстрирующий технологические достижения и преимущества от применения природного газа в качестве моторного топлива не только на пассажирском транспорте, но и в экстремальных условиях спортивных соревнований. «Газовый» КАМАЗ – спортивный автомобиль, использующий в качестве топлива природный газ. Этот грузовик был создан командой «КАМАЗ-мастер» при поддержке ОАО «Газпром» и банка ВТБ. Цель проекта: демонстрация возможностей природного газа в качестве моторного топлива. В 2014 году грузовик успешно преодолел маршрут второго этапа Чемпионата России по ралли-рейдам «Золото Кагана» и стал серебряным призером третьего этапа Чемпионата России по ралли-рейдам «Великая Степь». 
 
Успешными выступлениями этого спортивного автомобиля компания ООО «Газпром газомоторное топливо» демонстрирует стране и потребителям то, что использование природного газа в качестве топлива для автомобилей это перспективное и интересное направление для будущего страны, которое надо развивать. Сейчас компания ставит ряд серьезных задач, которые будут выполнены в ближайшие годы. Первым делом компания планирует развить инфраструктуру газомоторных объектов АГНКС (Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции). Второй задачей стоит полный перевод общественного, коммунального, коммерческого, сельскохозяйственного и железнодорожного автотранспорта на метан. Третья задача – стимулирование российских и зарубежных автопроизводителей на выпуск автомобилей на газомоторном топливе. Четвертое совершенствовать российские законы относительно регулирования газомоторного топлива в России. И пятое расширить потребительский спрос на данный вид топлива. Планы компании ясны и это направление действительно интересно, потому что стоимость 1 куб. метра газомоторного топлива (~11,3 руб.) в три раза дешевле 1 л бензина (~30 руб.). Экологичность в свою очередь легко соответствует нормам Евро-4 и Евро-5. 
 
После пресс-конференции для автомобильных журналистов провели интересную экскурсию по самому «сердцу» команды «КАМАЗ-мастер» спортивному центру и инженерным цехам. Провел ее Беляев Айдар, который с 1991 года живет новыми разработками и новыми победами команды, начав свою карьеру с инженера-конструкции, сейчас выступает в качестве штурмана. Все автомобили команды имеют ручную сборку в прямом смысле этого слова, все комплектующие и агрегаты тщательно перебираются и собираются по-своему. Ряд агрегатов и конструкционных элементов центр производит сам при помощи собственного оборудования и инженеров. Каждому важному агрегату отведено свое пространство, на котором трудятся специалисты этой области. Двигательный цех содержит поворотное оборудование для сборки моторов, а также испытательную комнату, где можно проверить мотор в реальных режимах работы и собрать всю информацию о его работе, определить на этапе разработки, то, что можно улучшить или доработать. В этом цеху мотор Liebherr полностью разбирается, а собирается из него уже на 70% совершенно новый агрегат с новыми техническими данными. Разумеется, все тонкости содержатся в секрете. На этом, кстати, сотрудничество Liebherr и КАМАЗ не заканчивается, в 2016 на автозаводе КАМАЗ должно начаться совместное производство и выпуск новых моторов под маркой Liebherr. 
 
На этом увлекательное путешествие закончилось и оставило в душе ощущение гордости за команду «КАМАЗ-мастер», которая на протяжении многих лет достигает больших высот в этом спорте, где их конкуренты ставят задачи не завоевать титул, а обогнать «КАМАЗ-мастер». Это говорит о русской мощи, бесстрашии и закалке, которую одолеть другим очень трудно. Проведя день в компании с «КАМАЗ-мастер» вновь убеждаешься в том, что чтобы чего-то достичь, нужно усиленно работать и идти вперед. Команда живет новыми этапами ралли и теми эмоциями, в которых перемешаны адреналин, боль, кровь и пот. Уже на протяжении многих лет команда «КАМАЗ-мастер» встречает новый год, то на пароме, то в поезде то в аэропорту, так случится и в этом году, но их это совершенно не смущает, они жаждут новых побед!