Прерванный полет

"Час", автор Екатерина Зеленяк, 25.06.2008

На шестом этапе марафона «Трансориентале» произошла трагедия. На 120-м километре этапа «Богетсай - Аркалык» «КАМАЗ», управляемый Владимиром Чагиным, нагнал мотогонщика под стартовым номером 42. Французский любитель не реагировал на сигналы об обгоне и не уступал трассу. Челнинский экипаж решил обойти его по тропинке, уводившей вправо, но неожиданно мотогонщик тоже вывернул вправо. В результате неизбежного столкновения мотогонщик Филипп Тонин погиб. Экипаж Владимира Чагина дождался врачей и руководителя гонки. Спортивный директор гонки Рене Метж отправил экипаж «КАМАЗа» на трассу. 

Специальная комиссия, проводившая расследование о гибели Филиппа Тонина вынесла вердикт, что не усматривает никакой формальной вины в действиях экипажа Чагина, спортсмен мог продолжать гонку. Седьмой этап ралли «Аркалык – Ботакара» был отменен. А восьмой – «Ботакара – Аягуз» выиграл Владимир Чагин с явным преимуществом. Однако, окончив этап, команда «КАМАЗ-мастер» сообщила, что прекращает участие в гонке. За свою двадцатилетнюю историю команда впервые, вопреки своей воле, стала заложницей такой ситуации. 

Сейчас все члены команды уже находятся в Челнах. Едва вернувшись, руководитель команды Семен Якубов собрал журналистов и сообщил все подробности произошедшего. 

- Семен Семенович, вы не рассматривали такой вариант, чтобы экипаж Владимира Чагина сошел с дистанции, а остальные два «КАМАЗа» продолжали гонку? 

- Если строго следовать традициям гонки, то достаточно было сойти одному Чагину. Минимально это было бы удовлетворением возникшего в составе участников напряжения. Но мы решили, что жизнь человека стоит больше, чем спортивные результаты, да и сама гонка. Тяжелый осадок, который остался в команде, все равно не улетучился бы от того, что Владимир Чагин прекратил бы гонку. Мы себя чувствовали так же, как и он. Команда была не виновата, вины Чагина не нашли, поэтому все мы были в одном и том же положении. И решение приняли все вместе. Важно, чтобы мы не потеряли авторитет, сохранили лицо и показали отношение к таким вещам. Мы не согласны с тем, что победа достается ценой человеческой жизни, чья бы она ни была. Мы показали, что не проводим параллель между смертельно опасным риском и победой в соревнованиях. 

- Возникли ли претензии со стороны спонсоров? 

- Нет, наоборот. Из «Внешторгбанка» пришло теплое, поддерживающее письмо. Очень много положительных отзывов, теплых слов на нашем сайте от болельщиков, от российской автомобильной федерации. Ни одной критической реакции мы не услышали. При всем трагизме происшедшего нас все поддерживают. 

- Вы согласовывали свое решение с Сергеем Когогиным [генеральный директор ОАО «КАМАЗ»]? 

- Я сообщил ему о произошедшем. Он сказал, чтобы я принимал решение в соответствии с кодексом спортивной чести с учетом решения коллегии спортивных комиссаров. Дальше я действовал самостоятельно. 

- Какая была реакция организаторов и соперников? 

- Перед тем, как сделать заявление, я долго разговаривал с руководством гонки, меня просили оставить часть команды для продолжения соревнований. Мне пришлось свою точку зрения высказать более настойчиво и аргументировано. После заявления мы ощутили серьезную поддержку абсолютно от всех участников соревнования и руководства гонки. Наше поведение было одобрено. Хотя сожаления по поводу прекращения нашего участия в гонке были. Гонка от этого потеряла. 

- Как проводилось расследование ситуации? 

- Коллегия спортивных комиссаров опросила присутствующих на аварии директора гонки и комиссаров, которые прилетели на вертолете, обследовали место. Взяли данные GPS о нахождении Чагина в это время, исследовали, были ли поданы сигналы на обгон, опросили экипаж Владимира Чагина. Я так же доложил все, что знаю. Были подробно составлены схемы, все действия зафиксированы. Ситуация была несложная, понятная. Были непонятны действия мотоциклиста. Он неожиданно изменил траекторию своего движения. Учитывая расстояние и скорость, предпринять какие либо меры было уже невозможно, даже учитывая квалификацию, опыт и профессионализм Чагина. 

- Требуется ли врачебная психологическая помощь команде? 

- Думаю, что нет. За 20 лет участия в гонке мы изменились с точки зрения своего отношения к происходящему. Перед началом гонки мы подписываем меморандум о том, что понимаем степень риска и не имеем претензий в случае летального исхода в ходе соревнований. Поставить подпись под таким документом тоже не для слабонервных. Во-вторых, участвуя в соревнованиях, мы видим, какая вокруг обстановка и что риск порой превосходит все представления о нем. Кроме того, почти ни одна серьезная гонка не закончилась без трагических потерь. Это тоже все было на наших глазах. Мы видели и взрывающиеся мины, и стрельбу из огнестрельного оружия, и жертвы, и разбитые машины, и погибших людей. Психика изменяется в связи с этим. Не потеряв основы человеческого восприятия окружающей действительности и своего отношения к любой беде, мы более реально подходим к тому, что происходит. Поэтому здесь нет такого состояния как в институте благородных девиц. Конечно, все глубоко переживают. Мы приехали с этой гонки опустошенные от того, что и нас коснулась эта постоянно нависающая над нами угроза. 

- Не нужна ли отдельная реабилитация Владимиру Чагину? 

- Я считаю, что сейчас ему больше вреда принесет любое расслабление, нахождение вне команды. Ему нужно сосредоточиться на своей работе. Ему нельзя давать свободного времени. Поэтому для Чагина в этом году отпуск отменен. 

- Какова была реакция других команд в подобных ситуациях ранее? 

- Такого же принципиального решительного шага я не помню. В случае, когда «BMW» потеряла гонщика, она сошла всей командой. Был случай, когда один из гонщиков сбил девочку в Африке, он тоже покинул гонку. 

- Вы остались довольны техническим состоянием грузовиков? 

- Да, я доволен. Грузовики показывали неплохие результаты, особенно на последнем этапе, который прошел Чагин. Он выигрывал по времени абсолютно у всех, то есть был первым в абсолютном зачете. При том, что на этапе он еще менял колесо. И тем не менее отыгрывал полностью свое отставание от лидера. То есть он показал, что наш автомобиль способен обгонять соперников, хотя он тяжелее. Как выяснилось, мы везли на тонну больше груза, чем соперники – запасные части, топливо, тяжелые детали, двигатель у нас тяжелее. Но с точки зрения подвески мы добились результата не хуже соперников. 

- К чему будете готовиться сейчас? 

- К этапу чемпионата России в Ростове, затем будет этап Кубка мира в Эмиратах и «Дакар». Мы решили принять дополнительные меры безопасности. Мотоциклисты всегда рисковали больше всех. Это смелые, отчаянные люди, для них планка риска гораздо выше, чем у всех остальных, поэтому они и порой ведут себя неадекватно для нас. Сегодня мы их обгоняли за четыре-пять метров, и считается, что это соответствует уровню безопасности. То в будущем минимум 15 метров будет минимальный зазор для обгона мотоциклистов. Хотя в гонке это неприемлемо. Но мы убедились, что существующие правила безопасности эту безопасность не обеспечивают. Это пойдет в ущерб скорости, но обгонять мы их будем за версту. Для того, чтобы даже самым отчаянным не дать возможность нас где-нибудь догнать.