Кубок монстров на дне пересохших озер

Кубок монстров на дне пересохших озер


Ари Ватанен буквально летел к победе на этапе, развивая скорость до 210 км/ч. Лартиг ехал в более разумном темпе но, когда Ари обошел его, не удержался и бросился вдогонку. Президент крупнейшей табачной фирмы «Сейта» Жан-Доминик Комолли заявляет, что взял отпуск, арендовал Ниссан и едет на «Мастер Ралли-97».

22 августа, Париж. …Как бы там ни было, а визит папы не помешал мэру Парижа Жаку Тиберии прибыть на эспланаду Венсенского замка, откуда начинался непростой путь «Мастер Ралли-97»

23 августа. Валь-д’Изер. Пьер Лартиг уступает на 8 километрах Ари Ватанену и идущему за ним следом Филиппу Вамбергу около 40 секунд. Самый быстрый на альпийских склонах мотогонщик – Фабрицио Меони. Не без зависти наблюдают за происходящим пилоты Бруно Саби и Жан-Пьер Фонтенэ.

24 августа. Венеция. Избранная Лартигом тактика принесла свои плоды, и четырехкратный обладатель Кубка мира обошел на полторы минуты Филиппа Вамберга. Ари Ватанен – третий.  В беседе экс-пилотов «Формулы-1» Клея Регадзони и Филиппа Аллио выяснилось, как «Нисан» последнего задержала итальянская полиция: «Я спал, и они сказали, что мой штурман Филипп Рей опасно управлял машиной. Пришлось выложить 120000 лир». Гораздо дороже обошлась встреча с карабинерами экипажам «КамАЗов». От самой Вероны доброжелатели названивали в полиция, чтобы сообщить об опасных монстрах на дороге…

27 августа. Туркменбали – Дарваза. Этап проходит через земли, покоренные Александром Великим, основавшим Мерв (Мары). В Дарвазу участники едут меж феерических декораций каньонов и пересохших озер. По единодушному мнению всех гонщиков, сегодняшний участок – самый красивый из всех ралли. Ари  Ватанен буквально летел к победе на этапе, развивая скорость до 210 км/ч. Лартиг ехал в более разумном темпе, но, когда Ари обошел его, не удержался и бросился вдогонку. 

28 августа. Дарваза – Чарджев. Большая часть 556-километрового этапа проходит по сухому руслу одного из рукавов Амударьи. В программе дюны, солончаки и жара. На старте отсутствуют уже четыре автомобильных экипажа… На этом извилистом отрезке Ари Ватанен  действует на пределе, рискует на дюнах и приезжает первым, наверстывая отставание от Лартига. Три мотогонщика сходят после сильных падений: Герберт Шеек сломал запястье, у Жероена Рамона смещение бедра и у Иво Каштана целый набор травм. 

31 августа. Самарканд-Учкудук. Как и не было дня отдыха в Самарканде: участники прибывают на бивак крайне усталыми. Ватанен берет верх над Лартигом, который опережает финна всего на минуту. Для мотоциклистов день выдался длинным: многие провели на трассе свыше десяти часов. Еще более тяжелым он был для госпожи Ноширо, 62-летней японки, страдающей раком и решившей выступить в максимальном количестве ралли-рейдов. Невероятная воля этой миниатюрной женщины, весящей 45 килограммов. На этапе Дарваза-Чарджев, после того как полетела ось, она добрую часть ночи вместе со своим штурманом Филиппом Боканде ждала «техничку». Завершив ремонт, они приехали на бивак в 8.30, глотнули кофе и стартовали на следующий скоростной участок. 

1 сентября. Учкудук – Байконур. Сенсация! Ари Ватанен идет на 1 час 24 минуты впереди Пьера Лартига. У «Ситроена» возглавлявшего гонку француза замкнул стартер! Участники готовились к быстрой езде и были весьма озадачены, когда им пришлось проделать более сотни километров по мельчайшей пыли, покрывшей трассу, под лучами нещадно палящего солнца. Послед долгих злоключений на привычных для них первых местах финишировали «КамАЗы» Фирдауса Кабирова и Виктора Московских. А вот грузовики обслуживания не успели на бивак – и лидера мотогонки вынуждены провести ночь закутавшись в мусорные мешки. 

2 сентября. Байконур – Челкар. Скоростной участок начинается от места гагаринского старта. Контрольный пункт в Аральске, рядом – экологическая катастрофа: ржавеют на песке корабли. Над степными дорогами, ведущими в Челкар, сильные порывы ветра гонят дождевые облака… В гонке грузовиков остается шесть экипажей: не выдержал обод увязшего в дюнах «Мерседеса» Бутевилена, Андретта на «Мерседесе-Унимог» предпочитает сойти, так и не исправив подачу топлива. 

Далеко позади остались температуры выше 40 градусов. В аэропорту Челкар гуляет ледяной ветер. Пьер Лартиг, по-настоящему расстроенный невосполнимой потерей «из-за копеечной детали» на вчерашнем участке, рассказывая о своих злоключениях, до слез веселит механиков: «Чтобы добраться до проводов, пришлось подлезть под руль и, должен сказать, места там мало… Ноги мои оказались на сиденье, потом я стал извиваться… а тут еще живот. Короче, застрял! Никакой надежды выбраться! Я начал паниковать и, кроме шуток, стал задыхаться. Мне так и не удалось повернуться, пришлось просить Жиля: у него габариты помельче… Все это уже нервировало, к тому же накануне звонил жене, и она сообщила, будто Ватанен заявил по телевизору, что я старею! Ну полный букет! Он всего-то на четыре или пять лет моложе…»

3 сентября. Челкар – Орск. За два дня ралли пережило сильнейшее падение температуры. Зашкаливавший за отметку 40 столбик термометра ужался до 4 градусов… и идет дождь. Уже никто не стоит в очереди за глотком холодного пива под шапито, но на ходу перестроившаяся кухня готовит грог и горячий суп. 

4 сентября. Орск – Бугульма. После дождя на трассе непреодолимые промоины, а густой туман приковал к земле вертолеты безопасности. Дороги, пересекающие броды, поля и леса у подножия Уральских гор, покрылись непролазной грязью. Кого не порадовали почти 600 километров по холоду и ставшему под дождем ужасно скользким асфальту. Так это мотоциклистов. На импровизированном финише жители деревни Анновки разожгли для замерзших гонщиков костры, принесли картошку, суп  и чай. 

5 сентября. Бугульма – Чебоксары. От 218 километров СУ (спецучастка) осталось всего 55. Группа открытия, на пару суток опережающая гонку, сообщила, что дождь сделал непроезжим скоростной участок. Переписывается легенда. 

Продолжаются поиски второго экипажа № 210 «Нафтекс». К ним уже подключены силы МЧС и МВД России и Казахстана. Но никто не мог предположить, что Ринада Фаизова и Александра Дубравицкого уже нет в живых. Об их трагической гибели на дне Куандарьи стало известно после финиша гонки. 

6 сентября. Чебоксары – Москва. У стен Кремля под залпы салюта празднуется преодоление 8979 километров. «Фантастика!» За свою спортивную карьеру Ари Ватанен видел много, но происходившее на финише «Мастер Ралли-97» было настолько грандиозно, что он несколько раз повторил это слово, прежде чем смог поделиться впечатлениями: «Большая часть маршрута просто создана для езды на пределе, а это в моем вкусе. Было непросто, поскольку Пьер не делал мне подарков. У нас были равные шансы выиграть, но мне повезло, ведь техника могла подвести и меня».

Немецкий мотогонщик Юрген Майер выиграл последний этап. А итальянцу Меони не верилось, что он добрался до Красной площади: «Еще на СУ сломался подшипник, и после финиша я не смог завестись. Разобрал – подшипника как не было. А впереди связка… И вдруг один зрителей что-то показывает мне жестами… Рядом оказалась мастерская с токарным станком. Он замерил и выточил деталь…»

Внедорожные ралли-рейды – настоящее испытание в экстремальных ситуациях. И не только для техники. Не случайно на высшей ступеньке подиума оказался пятикратный чемпион мира, двукратный чемпион Франции в гонках на выносливость, дважды до этого занимавший второе место на «Мастер Ралли», 34-летний Тьерри Маньялди. Его мнению можно доверять: «Великолепная гонка, но гораздо более трудная, чем Дакар». Это самое сложное ралли из существующих на сегодняшний день, но организация была выше похвал, а финиш в Москве – выдающийся!»

Константин Комков